История страны в судьбе одного человека

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История страны в судьбе одного человека

Юсупов Л.Х. 1
1МАОУ СОШ №213 "Открытие"
Юсупова Н.А. 1
1МАОУ СОШ №213 "Открытие"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История страны связана и с большими городами, и с маленькими населенными пунктами, таким является и родина моих родителей - аул Тебис, который находится в Чановском районе Новосибирской области. Маленькая деревня вроде бы затерялась в глуши далекой Сибири. Но все что, ни происходило бы в стране, отголоском проносилось и по аулу. Гражданская война, годы коллективизации, репрессии 1930-х годов, Великая Отечественная война не обошла стороной и эту деревню, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого человека.

Вот уже несколько лет 30 октября в нашей стране отмечается совсем не праздничная дата – день памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, деревне, селе нашей огромной страны есть потомки репрессированных и тех, кто неравнодушен к тем страшным годам. В этот день скорбят о безвинно убиенных. Долгое время тема репрессий была закрытой и только в конце 1980-начале 90-х годов XX века стали открываться неизвестные страницы прошлого нашей страны.

В данной работе представлена история жизни моего прапрадедушки Юсупова Абдрашита Фатаховича, который на себе испытал все тяготы непростой истории нашей страны.

Актуальность данной работы заключается в том, что для меня и моих близких важно сохранить память о нашей семье. Какие бы события не волновали нас сегодня, мы не должны забывать прошлое своей семьи и нашей страны.

Проблема проекта связаны с моими личными интересами - какова история моей семьи: кто мои предки, как сложились их судьбы?

Цель работы: узнать о судьбе моего прапрадеда Юсупова Абдрашита Фатаховича.

Задачи:

1. выяснить, что такое политическая репрессия, изучить литературу, документы о событиях XX века, связанные с историей политических репрессий;

2. изучить историю жизни моего родственника, подвергшегося политическим репрессиям, собрать информацию, записать воспоминания;

3. изложить собранный материал в исследовательской работе;

4. представить работу перед учащимися школы, вызвать у людей понимание и сочувствие к судьбам осужденных.

Обьектом исследования является: семья моих родственников. Методами исследования являются: изучение архивных документов, анализ и описание фотоматериалов, беседы с родственниками, поиск информации в интернете.

В работе представлены воспоминания жертв политических репрессий, записанные со слов Юсуповой Гульбайры (прапрабабушка, умерла в возрасте 87 лет), жены репрессированного Юсупова Абдрашита Фатаховича.

  1. Годы коллективизации в СССР

    1. Жизнь прапрадедушки во время репрессии

Страшное время пережил наш народ, и вряд ли можно оставаться равнодушным всем нам к трагическим страницам своей истории. Судьба людей была героической и одновременно трагической. А ведь было время, когда наши прапрабабушки, прапрадедушки боялись говорить, что кто-то из родных был «врагом народа» Тогда многие люди оказались не по своей воле на чужбине вдалеке от своих родных и близких, были сосланы как спецпереселенцы, а по – другому- раскулаченные.

Спецпереселенцы! Кто они? Классовые враги или жертвы системы? Сколько их было? Какова их судьба? Как дурной полузабытый сон уходят давно минувшие 30 годы но в памяти людей, переживших это время, они не забылись.

Мой прапрадед Юсупов Абдрашит родился в 1910 году в ауле Тебис Чановского района Новосибирской области.

Современная карта Новосибирской области

Отец Абдрашита Фатах был зажиточным крестьянином, держали много коров, лошадей, овец. В их семье было четверо детей. Дети наравне со взрослыми трудились с малых лет, не покладая рук, помогали по хозяйству.

В 1929 году в возрасте 19 лет мой прапрадедушка женился на девушке из соседней деревни Гульбайре, она тоже была из зажиточной многодетной семьи. У нее было хорошее приданое (впоследствии её отца, жителя деревни Аялу, тоже арестовали, он умер в местах заключения). Жили все в одном доме большой семьей, занимались хозяйством, имущество было общее. Кроме этого, мой прапрадед рыбачил и охотился, у него было ружье, на зависть многих односельчан.

В 1928 в СССР началась коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы). Коллективизация зачастую осуществлялась насильственными методами и привела к большим человеческим жертвам. Культивировалась нетерпимость к инакомыслию. Противники коллективизации объявлялись «врагами народа» - «кулаками» и «подкулачниками» и репрессировались. Общее число жертв репрессий точно не известно, по приблизительным оценкам, 18 млн было помещено в лагеря, а около 800 тыс. было казнено. И.В. Сталин, видя, как медленно появляются колхозы, решился на репрессии. Генеральный секретарь ЦК КПСС хотел раз и навсегда решить проблему контроля за хлебом и земледельцами и поставил в 1929 г. задачу «сплошной коллективизации». 5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Началось раскулачивание и принудительный набор людей в колхозы. Специально для этого в деревни по всему СССР было направлено 25 тыс. коммунистов, причем часто использовалось рукоприкладство, угрозы и бессудные расправы. Это событие коснулось и моей семьи.

В 1931-1932 гг. семью прапрадедушки принудительно заставили вступить в колхоз. Весь выращенный скот забрали в общее стадо, конфисковали собранный урожай, все имущество, включая кузницу и дом. В доме прапрадеда открыли сельский совет. Семью признали кулаками и выгнали из дома.

Люди боялись, под угрозой ареста предавали друг друга. Так мои прапрадедушка и прапрабабушка хотели спрятать самовар и ружье, но нашлись люди - «доброжелатели», которые хотели завладеть имуществом, выдали их. Так в один день семья, которая всю жизнь трудились на благо своей семьи лишилась всего: дома, имущества, кузницы.

Единственное, что удалось тогда спасти - священную книгу мусульман, Коран. Они обернули ее и закопали на кладбище (откопали спустя много лет). Сейчас книга как реликвия хранится в нашей семье и передается из одного поколения в другое.

В это время изменилась политика государства и в отношении религии. Советское государство начало ужесточение антирелигиозной борьбы. Причём отношение государства к религии становилось всё жёстче и жёстче с каждым годом, начались репрессии против верующих. Неслучайно период с 1932 по 1937 годы получил в истории церкви название «безбожной пятилетки». Это время характеризуется разрушением церквей, мечетей. Мои прапрадедушка и прапрабабушка учились в медресе, владели арабским языком: читали суры на подлиннике, писали молитвы. Поэтому для них было важно сохранить Коран, что они и сделали. Может именно эта древняя книга спасла их от всех невзгод.

В 1932-1933 годы арестовали отца прапрадедушки Абдрашита, Фатаха, потом забрали и прапрадедушку, Сначала содержали в Чановском изоляторе, потом перевели в куйбышевскую тюрьму. Его сыну Абдулхакиму в то время было всего 6 месяцев. Отсидел мой прадед 2 года, выпустили в 1935 году. В 1937 году прапрадеда и его отца снова арестовали, судили как «врагов народа», прапрадеда сослали на дальний Восток по этапу, а его отец Фатах умер в тюрьме для пересыльных. Моя прабабушка с двумя малолетними детьми (сыном и дочкой, родилась девочка) осталась на улице. Ютилась у родственников, весь день с утра до ночи трудилась на колхозных работах. Потом стало еще тяжелее - началась ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.

Были очень тяжелые времена, женщины работали от темна до темна. Они одни пахали и засевали поля колхоза. Пахали на волах. Также на волах возили дрова, снопы, делали заготовки. Пилили вручную дрова и возили их на коне и даже на коровах. Сено косили вручную литовкой, а дома дети одни без отца и матери справлялись со своим подсобным хозяйством и работали наравне со взрослыми. В животноводстве все работы также выполнялись вручную. Нужно было вручную подоить коров, пропустить молоко, сбить масло, масло топили в чугунках. В русской печи сушили картошку на противнях. Все продукты увозили на склад. Масло, мясо, яйца, шерсть, полученное от своего небольшого хозяйства - всё надо было сдать государству. Поэтому дома еды не хватало, недоедали, бедствовали.

Когда началась Великая Отечественная война, моему прадеду Юсупову Абдулхакиму Абдрашитовичу, было всего 9 лет. А его сестренке Гульчиян 4 годика. Маленькому мальчику, полураздетому, полуголодному, приходилось переезжать из одной деревни в другую, живя у своих родственников. В 11-12 лет он начал трудиться наравне со взрослыми, с раннего утра и до позднего вечера трудились они на разных колхозных работах. Боронили и пахали землю на своих коровах, убирали урожай, вручную косили сено. Когда он чуть подрос, посадили его за косилку, которую тянули лошади. Он плакал, не мог поднимать полотна косилок, а надо было. Иногда помогали взрослые, а их было совсем мало, потому что все воевали на фронте. Зимой они на лошадях возили зерно и меняли его на семена в районный поселок Чаны. И этот путь они проделывали за несколько дней, останавливаясь на ночлег в деревнях или на поле ночевали в стогах сена, потому что до районного центра Чаны более 60 км.

    1. Жизнь после ГУЛАГа

Мой прапрадед из спецпоселения вернулся только в 1947 году. Ему чудом удалось выжить. В Хабаровском крае он работал на лесозаготовках, заключенные работали бесплатно на строительстве, прокладывали дороги (позже мы узнали, что, будучи заключенным, он участвовал в строительстве БАМа), строили города и поселки вручную лопатами и кирками. Было голодно и холодно, жили в бараках, землянках. Условия быта и жизни были ужасающими, кругом была непроходимая тайга, звери, люди умирали каждый день, кругом были захоронения людей, умирали от голода, холода, болезней тяжелого физического труда. Кормили заключенных баландой, ели березовую кору, сушили, толкли, добавляли лебеду, доведенные до отчаяния – ели собак. Прадеду повезло вдвойне, он был сибиряк, к суровому климату привык с малолетства, тяжелый физический труд тоже был знаком с детства, он был хорошим охотником и рыбаком. Лагерное начальство ему доверяло, выдавали, ружье, разрешали иногда охотиться, снабжал их мясом и рыбой, за это и ему перепадало. Так мой прадед 10 лет провел в лагерях. Вернулся он в свой родной аул, семья ждала, устроился на работу в колхоз. Он, имея некие инструменты, начал столярничать. До сих пор хранятся его самодельные шкафы у родственников.

Пенсионное удостоверение Юсупова А.Ф.

Несмотря на все тяготы, которые пришлось пережить моему прадеду, он сохранил любовь к своей семье, земле, соседям. Каждое утро женщины-соседи собирались у него в ограде, ждали с уловом, всю рыбу он раздавал бесплатно. У него был мотоцикл, на нем он ездил на охоту и рыбалку. Дед не озлобился ни на людей, ни на власть, был очень добрым.

Юсупов А.Ф. с внуками

На свою маленькую пенсию покупал коробками пряники, печенье и угощал детвору со всей округи, когда появились правнуки он всю свою любовь отдавал им.

Умер Юсупов А.Ф. в возрасте 73 лет. Соседи, которые жили в то время утверждают, что, когда прапрадедушка вспоминал годы репрессий и заключения, то слезы сами наворачивались на глаза.

После изменения политического режима в стране в 1990-е годы уже после смерти Юсупова А.Ф. прабабушка Гульбайра Юсупова и ее дети направляли различные запросы в правоохранительные органы и управление ФСБ, желая восстановить справедливость в отношении Юсупова А.Ф. и относительно конфискованного имущества.

Гульбайра Юсупова (жена прапрадеда)

В результате удалось получить документы, подтверждающие, что Юсупов А.Ф. репрессирован незаконно, так как состава преступления в его действиях не выявлено. Постановлением Президиума Новосибирского областного суда от 6 марта 1965 года мой прапрадедушка был реабилитирован за отсутствием состава преступления, что подтверждает копия справки (Приложение).

Также прабабушке и ее детям удалось получить компенсацию от государства за незаконно конфискованное в 1930-х годах имущество.

Заключение

В результате проделанной работы я выяснил, какие тяготы пережил наш народ и конкретно моя семья во время политических репрессий, в годы Великой Отечественной войны. Узнал о жизни в исправительно-трудовых колониях.

Считаю, что многих ошибок и несчастий нам удалось бы избежать, если бы мы не забывали, что каждый из нас – это звено в цепи поколений. Благодаря своим родителям и всем, кто нас окружает, мы знаем много о своей семье. Жизнь не баловала наших предков, но они считали, что достойно прожили, внесли свой посильный вклад в строительство социалистического общества. Несмотря на все невзгоды, мой прапрадед остался добрым человеком до конца своих дней, за что я им очень горжусь.

Чтобы сохранить память о нем я разместил собранный материал на портале «Народная летопись Новосибирской области» // Биография Юсупова А.Ф. или судьба репрессированного в годы коллективизации в 30-х годах. Режим доступа: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=19683.

Цель проекта достигнута. Считаю, что у работы над темой проекта есть дальнейшие перспективы: более детальное изучение истории семьи, сбор и сохранение в цифровом архиве воспоминаний членов семьи, соседей Юсуповых, дальнейшая идентификация фотодокументов (распознавание, установление личностей изображенных членов семьи).

Список использованных источников информации

  1. Архивные данные и воспоминания Юсуповой Г.С.

  2. Константин Котельников. Второе крепостное право: коллективизация 1929-1934 гг. // Дилетант. – 2022.– URL: https://diletant.media/articles/45293044/ (дата обращения: 28.01.2024).

  3. Религия в СССР (1929—1942): [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_СССР_(1929—1942) (дата обращения: 28.01.2024).

  4. Фотографии из семейного архива.

  5. ШАГ В НАУКУ: сборник XIV региональной научно-практической конференции обучающихся общеобразовательных организаций и студентов средних профессиональных учебных заведений Новосибирской области (г. Новосибирск, 15 февраля 2024 г.) - Новосиб. гос. аграр. ун-т. – Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2024. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/СБОРНИК.pd

Приложение 1

Просмотров работы: 11