Макарий Калязинский в споре иосифлян и нестяжателей

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Макарий Калязинский в споре иосифлян и нестяжателей

Балашова А.С. 1
1МБОУ Булатовская СОШ
Чапурин В.А. 1
1МБОУ Булатовская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Русское централизованное государство было создано великими князьями московскими в союзе с русской православной церковью. Но в начале XVI века возник первый конфликт между духовной и светской властью по поводу церковного землевладения. Проблема заключалась в том, что, благодаря щедрым земельным пожалованиям князей и бояр, монастыри стали крупными землевладельцами, их владения составляли 1/5 всех населённых и обрабатываемых земель страны. Московские государи нуждались в свободных землях, которые можно было раздать служилым людям в поместья для увеличения войска, которое было необходимо для защиты границ и отвоевания русских земель у Литвы и Польши. Великий князь Иван III конфисковал земли архиепископа Новгородского и раздал их служилым людям, но этого было мало, основной массив свободных земель принадлежал самым богатым монастырям, над ними нависла серьёзная угроза. В церкви в то время возникли два идейных течения – нестяжательство и иосифлянство. Между ними разгорелся жаркий спор по поводу церковного землевладения. Глава нестяжателей Нил Сорский выступал против монастырского землевладения, так как оно развращает монахов, его оппонент Иосиф Волоцкий защищал права церкви на села и крестьян, по его мнению, только экономически мощные монастыри могут служить центрами социальной благотворительности, просвещения, духовного и нравственного влияния в обществе. Спор между нестяжателями и иофсифлянами велся на церковных Соборах. Каждая сторона, отстаивая свою точку зрения, ссылалась на авторитетных отцов церкви. Одним из таких авторитетов стал настоятель Троицкого монастыря Макарий Калязинский. Иосиф Волоцкий относился к Макарию с большим уважением, его последователи иосифляне, добились канонизации старца, критикуя нестяжателей, они приводили им его в пример. Глава нестяжателей Вассиан Патрикеев выражал сомнения по поводу святости Макария и выступал против его канонизации. В 1531 г Вассиан говорил митрополиту Данилу о Макарии: «Яз его знал, простой был человек» или «сказывают, в Калязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской».

Победу в споре одержали иосифляне, церковь сохранила свои земли, но попала в зависимость от московских государей. Какую же роль сыграл Макарий Калязинский в споре, который разгорелся после его кончины и насколько были правы нестяжатели в своих нападках на святого. Это и хочу я выяснить в своём исследовании.

Цель моей исследовательской работы: написание доклада о роли святого Макария Калязинского в споре иосифлян и нестяжателей.

Задачи:

1. Собрать материалы в школьном библиотеке и Интернете.

2. Изучить собранный материал и сравнить сведения, полученные из разных источников.

3. Написать исследовательскую работу и презентовать её на XXVI международном конкурсе «Старт в науке».

Источники и литература

Для написания исследовательской работы мной была собрана самая разнообразная информация.

Я изучила жития святого Макария Калязинского, постановления церковных соборов (1503 и 1531 гг.), сборник источников Н. Полевого «Русская Вивлиофика», труды историков церкви в которых подробно описывался спор иосифлян и нестяжателей.

Мне удалось собрать достаточно источников информации, что позволяет мне написать исследовательскую работу на выбранную мной тему.

«Макарий Калязинский в споре иосифлян и нестяжателей»

Вассиан Патрикеев изображал Макария простым сельским мужиком, что не соответствует действительности. Преподобный Макарий (в миру Матвей) родился в кашинском селе Гридкове, принадлежавшем тверским вотчинникам Кожиным, которые пользовались большим влиянием при дворе тверского князя Бориса Александровича.

Матвей с детства мечтал о жизни в монастыре, но его отец хотел видеть младшего сына воином и продолжателем рода. Он женил Матвея на Елене Яхонтовой. Супруги договорились, что один из них, овдовев, должен, не вступая во второй брак, уйти в монастырь. Через год умирают родители Матвея, ещё через два года умирает Елена, Матвей прямо с кладбища не заходя домой ушёл в Николаевский Клобуков монастырь в Кашине, где принял постриг под именем Макарий.

Макарий прожил в Клобуковском монастыре более десяти лет. Он построил для монастыря мельницу и вырыл колодец, видно уже тогда проявилась в него хозяйственная жилка, которую потом так ценили иосифляне.

Макарий вместе с семью монахами оставил Клобуков монастырь для основания новой обители. Причины его ухода указываются разные, по одной версии: его смущали дурные нравы, которые проникали в монастырь из города; по другой – С. В. Кисловской говорил, что имел место конфликт из-за мельницы с купцами Ждановыми.

После скитаний Макарий и семь его спутников пришли в устье реки Жабни, где основали монастырь, построив церковь Святой Троицы. Новая обитель возникла в землях боярина Каляги, который принял в ней постриг и передал ей свои земли, оттого монастырь стал называться его именем. Троицкий Калязинский монастырь был основан в 1434 г.

Макарий был сторонником общежительного строгого устава: он долгое время отказывался от должности настоятеля, но игумены, назначенные тверским епископом, не устраивали его, так как не могли поддерживать строгую дисциплину. В 1444 г., желая навести порядок в обители, Макарий принял посвящение в игумены монастыря из рук епископа Геннадия (который приходился ему родным братом).

Макарий вёл аскетический образ жизни, много работал, одевался хуже всех и питался скромно. Слава о его святости распространялась далеко за пределы обители. Эта простота Макария вызывала осуждения знатных монахов, которые пришли в монастыри из знатных княжеских и боярских семей и вели там привычный для себя образ жизни, они то и называли Макария «мужиком сельским». Но Макарий большое внимание уделял монастырскому хозяйству, он передал в Троицкую обитель свои земли (доставшиеся от отца) и активно приобретал соседние с монастырём вотчины. Благодаря деятельности Макария, монастырь стал крупным землевладельцем, таких богатых и компактных владений не имела даже знаменитая Троице-Сергиева обитель.

Именно хозяйственная деятельность Макария заслужила ему признания со стороны Иосифа Волоцкого, его сторонники иосифляне поместили его жизнеописание в Волоколамский патерик и добились его канонизации.

Из вышесказанного видно, что Вассиан Патрикеев заблуждался, называя Макария сельским мужиком, скорее всего он хотел принизить значение святого, по причине не согласия с его земельной политикой по приобретению для монастыря боярских вотчин.

Изучая биографию Иосифа Волоцкого, мы видим, что она очень похожа на жизнь Макария Калязинского. Оба настоятеля были выходцами из семей служилых людей и в молодости владели вотчинами. Аскетичные и строгие они вели скромный образ жизни, просто одевались, не имели личных вещей, но в тоже время умножали земельные богатства монастыря, которые они использовали на благо церкви и людей. Известно, что богатые монастыри, в голодные годы кормили бедных, брали на воспитание сирот и давали приют калекам.

Любовь иосифлян к Макарию легко объяснима, ведь он был для них образцовым хозяином, который стяжал богатства не для себя, но для церкви, чтобы она могла заниматься благотворительностью, строить и украшать храмы и воспитывать новое духовенство.

Макарий Калязинский стал для иосифлян примером для подражания, они использовали его авторитет для противодействия нестяжателям, которые выступали за конфискацию монастырских земель и передачу их государству.

Макарий Калязинский был человеком авторитетным, к нему обращались за советом князья и бояре. В 1446 г. Дмитрий Шемяка ослепил великого князя московского Василия II, после чего для успокоения страны собрал Собор духовенства. Макарий Калязинский обратился к Шемяке и потребовал от него освободить Василия и добиться его прощения, он заявил ему: «Церковь простит тебя, если простит Василий». Позиция церкви помогла Василию одержать победу в феодальной войне и установить прямой порядок престолонаследия.

Макарий Калязинский скончался в 1483 г., когда спор между иосифлянами и нестяжателями только начинался. Но он оказал на него больше влияние. Сам Макарий не был корыстолюбивым, он стяжал богатства не лично для себя, но для монастыря. Канонизированный в 1521 во многом благодаря поддержке влиятельных иосифлян, он стал для них обоснованием правильности их взглядом на церковное землевладение. И всё же не стоит преувеличивать роль Макария в победе иосифлян над нестяжателями. Победа первых была предрешена целым рядом объективных причин. Нестяжатели были не многочисленны, в основном это были отшельники-монахи, жившие на русском севере, большинство высших иерархов представляли иосифляне. Нестяжатели считали, что церковь должна быть бедной, но независимой, они критиковали государей, например, не одобрили развод Василия III с Соломонией Сабуровой. Иосифляне считали, что церковь должна по праву владеть своими богатствами для блага общества и государства, они одобряли любые действия великих князей, даже не совсем законные, чем привлекли их на свою сторону. История пошла так, что победа иосифлян в споре с нестяжателями, привела к началу подчинения церкви государству.

Заключение

В результате моей исследовательской работы, мне удалось написать доклад о роли Макария Калязинского в споре иосифлян и нестяжателей. Мной были сделаны следующие выводы:

Макарий Калязинский сам того не желая оказал большое влияние на спор иосифлян и нестяжателей из-за монастырского землевладения, Иосиф Волоцкий использовал его авторитет для подтверждения правильности своей позиции по церковным богатствам и землям.

В тоже время не стоит преувеличивать вклад Макария Калязинского в победу иосифлян, они победили, потому что смогли привлечь на свою сторону великокняжескую власть, ценой полного подчинения церкви государству.

Список использованных источников и литературы

Источники:

1. Волоколамский патерик. Сборник рассказов о жизни иосифлянской школы русского монашества (Электронный ресурс). Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/volokolamskij-paterik/

2. Русская Вивлиофика или собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древнерусской литературы. Н. Полевой. М.: Типография Августа Семёна при Императорской медицинской хирургической академии, 1833 г.

3. Житие Макария Калязинского (Электронный ресурс). Режим доступа: http://krotov.info/history/15/2/ponomareva.htm

Литература:

1. Археологическая экскурсия в село Кожино. Н.А. Виноградов. Тверь. Типография Родионова, 1901 г.

2. Виноградов И. Княжение Бориса Александровича (1425-1461). Тверь. Русская типография, 1908 г.

3. Васильева О. Ю. Лекции по истории Русской православной церкви.

4. Замалеев А.Ф, Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991 г.

5. Страницы истории усадьбы Кожино – Анастасово (Электронный ресурс). Режим доступа: http://onitam.ru/places-catalogue/stranicy-istorii-usadby-kozhino-anastasovo

6. Понамарёв И. Г. Преподобный Макарий Калязинский (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.st-tver.ru/publications/detail.php?id=219

7. Описание Троицкого Калязинского мужского первоклассного монастыря Тверской епархии. Ярославль, 1867 г.

8. Карташёв А.В. Очерки по истории Русской церкви. Том 1 (Электронный ресурс). Режим доступа: http://magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh02.htm

Просмотров работы: 9