Блокадный Ленинградский трамвай

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Блокадный Ленинградский трамвай

Ооржак А.А. 1
1МБОУ СОШ #48
Ащеулова О.П. 1
1МБОУ СОШ #48
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

 

Цель: Создать мультфильм на основе книги рассказы для детей “Подвиг Ленинграда”, а именно по рассказу “Трамвай”.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал по этой теме;

  • Рассказать детям о блокаде Ленинграде и о подвиге трамвая;

  • Познакомить школьников со страницами военной летописи, историческим прошлым нашего народа;

  • Воспитывать патриотизм и любовь к Родине;

  • Знакомство по созданию и технике работы мультипликации;

  • Создать сценарий;

  • Создать раскадровку по сценарию мультфильма;

  • Разрисовка персонажей и декораций;

  • Съемка;

  • Озвучивание;

  • Монтаж;

Тип проекта (по виду деятельности): творческий.

Используемые технологии:

- Перекладка бумажная.

Форма продукта проекта: Анимационный мультфильм.

Содержание: Мультфильм состоит из:

  • Нарисованного фона, людей, зданий, деревьев и трамвая на бумаге;

  • Вырезанных деталей, которых передвигают при съемке;

Область применения результата проекта:

  • Внеурочная деятельность;

  • Донесение сложного содержания в доступной для школьников форме;

Результативность:

  • Создана мультфильм по рассказу для детей “Трамвай”.

  • Данный материал успешно применяется в младших классах нашей школы на занятиях внеурочной деятельности для сохранения памяти о защитниках Отечества.

  • Детская мультипликация дает возможность для детей высказаться, быть услышанным как сверстниками, так и взрослыми.

  • Способствует сохранению и развитию фантазии, воображения, пространственного мышления, раскрытию творческого потенциала ребенка;

II. Введение

    1. Обоснование выбора темы проекта

Темой своего проекта я выбрал создание мультфильма, так как мне был интересен процесс съемки видео. Кроме того, овладеть компьютерной техникой, съемкой, озвучкой, монтажом и технологиями так, чтобы это могло стать полезным для жизни и творчества.

Мультипликация включает в себя огромное число различных видов творческой художественной и технической деятельности, которые нужно освоить в процессе создания мультфильма. Это художественное и литературное творчество, навыки работы с техническими средствами: фотоаппаратом, видеокамерой, микрофоном, компьютером, освоение специализированных компьютерных программ для анимационной деятельности.

  1. Создание сценария. Работа над мультфильмом начинается с создания сценария для мультистории. Это стимулирует детей читать, придумывать истории, наблюдать за событиями и людьми, задумываться над тем, какие чувства и переживания за ними стоят.

  2. Раскадровка. На основании сценария делают раскадровку - серию рисунков, которые отражают все, что будет происходить в кадре от начала до конца истории. Каждый рисунок соединяется с текстом и словами персонажей.

  3. Создание персонажей и декораций. Это прекрасная возможность использовать свои художественные способности: придумать внешний вид и создать персонажей, с помощью которых можно передать мультисторию, а также нарисовать декорации, которые показывают место действия истории. Персонажи мультфильма и декорации выполняются в той технике, которая выбрана для создания мультфильма.

  4. Съемка. Во время съемки персонажи оживают и начинают двигаться с помощью аниматоров, которые создают маленькие движения персонажей, а оператор, используя цифровой фотоаппарат или вебкамеру, может фиксировать эти движения (технология stop-motion).

  5. Озвучивание. Актерские способности детей позволяют персонажам обрести собственные голоса.

  6. Монтаж. Монтаж включает в себя обработку видео- и аудиоматериала и их соединение с помощью специальной программы. На этом этапе происходит подбор или создание музыкального сопровождения мультфильма, названия и титров.

Мой творческий проект я выполнял не один. Это долгосрочный и технически трудный проект, который выполнен под руководством режиссера-постановщика Базаровой. Т. А., монтаж видео Сафронов. В.В. Также группы детей Ярошенко Матвея, Самохиной Софии и моей мамы Ооржак.Т. А. По месту нахождения проект делался в детской-юношеской библиотеке им. А. А. Ахматовой города Новосибирска.

Готовый проект предполагается использовать на занятиях внеурочной деятельностью нашего класса.

    1. Актуальность выбранной темы.

Выбранную тему, считаю актуальной, потому что в этом 2025 году, в преддверии 80-й годовщины Великой Отечественной войны, рассказать о подвиге Блокадного трамвая. Он стал символом жизни, важным участником защиты своего города и сыграл важную роль в истории осаждённого Ленинграда. Также в современные дети хорошо владеют компьютерами, компьютерными играми и много времени проводят в интернете. Но думаю что мало кто из них владеет именно разными программами и технологиями так, чтобы это могло стать полезным для жизни, творчества и, возможно, для выбора дальнейшей профессии. Поэтому актуально включить в жизнь детей информационно-коммуникационные технологии с пользой для них.

    1. Цели и задачи проекта.

Цель: Создать мультфильм по технике - Перекладка бумажная.

Задачи:

  • Познакомиться с техникой работы анимации, мультипликации;

  • Создание сценария мультфильма;

  • Создание целостного образа персонажа;

  • Создание раскадровки по сценарию мультфильма;

  • Создание героя мультфильма;

  • Изготовление декораций к мультфильму;

  • Изучение новой анимационной техники по средствам создания мультипликации во время покадровой съемки;

  • Покадровая съемка мультфильма;

  • Создание видео с помощью специальных программ и наложение звука;

III. Теоретическая часть

3.1. История осаждения Ленинграда.

С объявлением 22 июня 1941 года нападения на нашу страну немецко-фашистских захватчиков, в трамвайно-троллейбусном управлении началась на следующий день мобилизация работников в армию. В 1941 году в армии и добровольческих формированиях оказалось около 4,5 тысяч рабочих и служащих трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда. Мужчин заменили женщины и подростки, возвращались на свои рабочие места старые производственники, – те, кто не подлежал призыву. Опыт работы новых кадров приобретался в условиях войны и блокады. Новеньких учили водить составы и ремонтировать вагоны, они становились кондукторами и слесарями, электриками.

Указанием начальника Трамвайно-троллейбусного управления Михаила Хрисанфовича Сороки было немедленно подготовить вагоны для перевозки раненых, а также приступить к прокладке путей к больницам и госпиталям – больницам имени И.М.Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана и др. Когда город взяли в кольцо блокады, функция обеспечения города всем необходимым легла на трамваи

В этих трамвайных вагонах для перевозки раненых размещались носилки в три яруса. Вагон имел двери боковые и торцовые для удобства транспортировки носилок. Окна вагонов тщательно задрапировывались шторами и щитками, чтобы и ночью можно было ездить с зажженным светом. В вагоне были поставлены отопительные приборы, бачки с кипяченой водой. Сопровождающие-кондуктора были снабжены аптечками. Многие из них прошли курсы в медсанслужбе. Военный Совет фронта возложил на трамвайщиков перевозку воинских подразделений, снарядов, техники и др. оборудования. Трамвайные пути превратились во фронтовые магистрали. Почти весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта – трамвай

Из-за вражеских действий, ограничения лимита потребления электроэнергии из-за блокады города 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено. Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, остались на линии и ряд троллейбусных машин. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком. Истощенные замерзающие люди всю страшную блокадную зиму 1941-1942 года должны были каждый день преодолевать расстояния от дома до работы и обратно. Многие падали без сил и замерзали на улицах. Из-за вражеских действий, ограничения лимита потребления электроэнергии из-за блокады города 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено. Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, остались на линии и ряд троллейбусных машин. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком. Истощенные замерзающие люди всю страшную блокадную зиму 1941-1942 года должны были каждый день преодолевать расстояния от дома до работы и обратно. Многие падали без сил и замерзали на улицах. Трамваи встали …

Город ждал пуска пассажирского трамвая. Были восстановлены пассажирские вагоны, оживлены тяговые подстанции, решившие вопрос подачи электроэнергии. К пуску трамвая готовились тысячи людей. По решению горисполкома первые пять маршрутов — 3, 7, 9, 10, 12 из шести действующих парков должны были выйти на улицы города 15 апреля. Ранним утром одновременно из шести парков вышли на линию 116 поездов (317 вагонов). Город ждал пуска пассажирского трамвая. Были восстановлены пассажирские вагоны, оживлены тяговые подстанции, решившие вопрос подачи электроэнергии. Это был настоящий праздник — пуск трамвая в городе. Только за два дня его работы было перевезеноболее миллиона пассажиров. 15 апреля случилось невероятное. На маршруты вернулись пассажирские трамваи!

Пуск трамваев стал для ленинградцев символом грядущей победы, для осаждавших город врагов — психологическим ударом. Пуск трамваев стал для ленинградцев символом грядущей победы, для осаждавших город врагов — психологическим ударом. Ученые позднее подсчитали: действующий трамвай сохранял каждому ленинградцу 400 калорий в день. 400 калорий, когда норма хлеба опускалась до 125 граммов, вот что такое трамвай!

Из 900 блокадных дней трамвай трудился восемьсот одиннадцать. Это был коллективный подвиг тысяч людей. В год 100-летия трамвая исполнилась мечта М.Х. Сороки, о которой он писал в своей книге «Фронтовой трамвай»: поставить в Ленинграде памятник «Блокадному трамваю». Памятник – вагон «Блокадный трамвай» встал на пьедестал в 2007 году. Из 900 блокадных дней трамвай трудился восемьсот одиннадцать. Это был коллективный подвиг тысяч людей. В год 100-летия трамвая исполнилась мечта М.Х. Сороки, о которой он писал в своей книге «Фронтовой трамвай»: поставить в Ленинграде памятник «Блокадному трамваю». Памятник – вагон «Блокадный трамвай» встал на пьедестал в 2007 году.

Таким образом, Создать мультфильм на основе книги рассказы для детей “Подвиг Ленинграда”, а именно по рассказу “Трамвай”. Блокада Ленинграда- одна из трагических и в то же время героических страниц Великой Отечественной войны. Считаю, что память о войне священна. Это не только праздник свидетелей тех событий, но и наша память о них, о победе.

IV Практическая часть

4.1. Разработка идеи

Прежде чем приступить к разработке идеи я ознакомился с техникой создания мультфильма, прочитал книгу о подвигах Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Для этого я использовал:

  1. Серию книг Великие битвы Великой Отечественной. Сергей Алексеев. Подвиг Ленинграда. 1941-1944. Рассказы для детей. Художник А. Лурье. 2015 г. Рассказ - Трамвай.

  2. Секреты детской мультипликации. Перекладка. Николай Пунько., Ольга Дунаевская. 2017 г.

  3. Книга памяти блокадного Ленинграда. Интернет-ресурс.

  4. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Интернет-ресурс.

  5. Сайт президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. Интернет-ресурс.

  6. Блокадные дневники и документы на сайте “Милитера” (”Военная литература”). Интернет-ресурс.

4.2. Поиск идеи для мультфильма

Основой сценария является идея или сюжет. В проекте за основу взят литературное произведение рассказ “Трамвай”.

  1. Выбор рассказа из книги.

  2. Создание персонажей мультфильма.

  3. Нарисовать, раскрасить и нарезать декорации

  4. Нарисовать фон

  5. Написать сценарий к мультфильму

  6. Составить сюжет

  7. Описать сцены

  8. Раскадровка

Рис. Раскадровка.

4.3. Материалы, инструменты, оборудование

При создании мультфильма использован - мультистудия СПАФ-32М для перекладной анимации со световым планшетом. Предназначена для создания мультфильмов методом бумажной и пластилиновой перекладки, для создания мультфильмов методом песочной анимации, имеется возможность использования мультстанка в качестве теневого театра.

Декорации показывают место действия мультфильма. Мультяшный мир очень отличается от реального. Даже самые обычные вещи здесь могут выглядеть особенно. С помощью фона мы передаем настроение, состояние героя, идею мультфильма. Для того, чтобы научиться передавать настроение, важно познакомиться с палитрой цветов, научиться выделять теплые и холодные оттенки, уметь гармонично сочетать цвета.

Основными материалами для работы были бумага, карандаши, черная гелевая ручка черного цвета, ножницы, восковые мелки.

V Заключение

Подведем итог нашей работы. Сам процесс создания мультфильма технически сложный проект. Но создание героев в технике бумажной перекладки будет интересно для детей младшего школьного возраста и для тех ребят, которые любят и умеют рисовать и вырезать из бумаги. Преимущества создания мультфильма в этой технике заключается в том, что персонажи из бумаги легко передвигаются, с их помощью можно создавать достаточно плавные и точные движения. К тому же бумажные фигурки занимают мало места, их удобно хранить и перемещать.

5.1. Самооценка результатов. Оценка качества и сложности проекта.

Считаю, что выполненный мной творческий проект блокадный "Ленинградский" трамвай,относится к долгосрочной и высокой степени сложности. Поэтому мультфильм создан при помощи опытных наставников и группы детей. В итоге получили очень интересный, имеющий глубокий смысл и грустный мультфильм в преддверии 80-летия Великой Отечественной войны. Считаю цель достигнут, так как мультфильм пробудит чувство патриотизма, гордости за подвиг нашего народа в этой войне. Также работа над созданием мультфильма помогает развить детский потенциал: творческое мышление, логику, внимательность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, терпение и усидчивость.

5.2. Перспектива работы.

Планирую продолжить ходить в библиотеку для дельнейшего создания мультфильмов и по другим темам.

VII Список источников информации

  1. Серию книг Великие битвы Великой Отечественной. Сергей Алексеев. Подвиг Ленинграда. 1941-1944. Рассказы для детей. Художник А. Лурье. 2015 г. Рассказ - Трамвай.

  2. Секреты детской мультипликации. Перекладка. Николай Пунько., Ольга Дунаевская. 2017 г.

  3. Книга памяти блокадного Ленинграда. Интернет-ресурс.

  4. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Интернет-ресурс.

  5. Сайт президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. Интернет-ресурс.

  6. Блокадные дневники и документы на сайте “Милитера” (”Военная литература”). Интернет-ресурс.

Рис. Трамвай

Рис. Рассказ “Трамвай”

Рис. Рассказ “Трамвай”

Просмотров работы: 20