Введение
Проблема трудоустройства подростков является одной из ключевых социально-экономических задач, стоящих перед современным обществом в разных странах. В условиях динамично развивающегося рынка труда и возрастающей конкуренции, обеспечение занятости подростков, приобретает особую значимость. Труд в подростковом возрасте не только предоставляет материальную независимость, но и способствует формированию социальных навыков, развитию ответственности, самооценки и профориентации.
Несмотря на очевидную пользу, трудоустройство подростков сопряжено с рядом сложностей и вызовов. Это и ограниченность рабочих мест, и необходимость соблюдения трудового законодательства, и потребность в специальных программах обучения и адаптации к рабочему процессу, несоответствие системы образования и профессиональной ориентации потребностям рынка труда, что приводит к ограниченным возможностям для трудоустройства подростков, снижению их мотивации и несоответствию их навыков требованиям работодателей.
Проблеме трудоустройства молодежи посвящены исследования в отечественной науке и практике Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской, И.К. Золотовой и многих других.
Проблема: недостаточные знания подростками и работодателями норм трудового права приводит к нарушениям и злоупотреблениям при трудоустройстве несовершеннолетних.
Актуальность темы. Изучение международного опыта в сфере трудоустройства подростков и анализ перспектив его применения в России представляется крайне актуальным и своевременным. В разных странах вопросы трудоустройства несовершеннолетних являются важными, так как данной им необходимо приобретать опыт работы, иметь возможности профессионального роста и самореализации. Подростки сталкиваются с трудностями при поиске работы из-за недостатка опыта, навыков и знаний. Успешное трудоустройство позволяет подросткам стать самостоятельными, обрести уверенность в себе.
Новизна работы заключается в анализе международного опыта в области трудоустройства подростков через авторскую игру «Международный саммит», разработке анкет и проведение анкетного опроса с иностранными подростками через переписку в социальных сетях, перевод их ответов на русский язык.
Цель работы: анализ международного опыта решения проблем трудоустройства подростков и разработка стратегий по их внедрению в России.
Для достижения цели поставили следующие задачи:
изучить социальные и экономические факторы трудоустройства подростков, законодательные нормы, регулирующие их труд;
проанализировать ситуацию трудоустройства подростков в России с существующей практикой в разных странах;
изучить возможности трудоустройства и условия труда подростков в разных странах с помощью опроса анкетного;
составить предложения по улучшению ситуации с трудоустройством подростков в России и рекомендации для подростков.
Объект исследования: подростки с 14 до18 лет.
Предмет исследования: проблемы трудоустройства подростков и пути их решения в разных странах.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, анализ литературных источников, анкетный опрос, наблюдение, игра, выводы.
Гипотеза исследования: позитивный международный опыт трудоустройства подростков может быть адаптирован в России через игру «Международный саммит».
Практическая значимость: материалы работы можно использовать в разработке программ для трудоустройства подростков в России, чтобы повысить их профессиональные навыки и конкурентоспособность на рынке труда. Предлагаем учителям обществознания и преподавателям колледжей и вузов использовать игру «Международный саммит» для развития у обучающихся навыков, коммуникации, ведения переговоров, анализа и др. Разработанные рекомендации для подростков помогут им повысить знания о своих правах.
Глава 1. Международный опыт трудоустройства подростков
Социальные факторы и экономические аспекты трудоустройства подростков
Трудоустройство несовершеннолетних граждан – это трудовая деятельность учащихся общеобразовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период летних каникул, а также подростков других категорий, по каким-либо причинам не являющихся учащимися на момент обращения в службу занятости [10]. Задачей данного периода является выбор будущей профессии.
Успешное трудоустройство подростков зависит от социальных факторов:
1) необходимость обеспечения обучения и профессиональной подготовки молодежи, для развития необходимых навыков (коммуникативных, лидерских и т. д), успешной адаптации к профессии, повышения конкурентоспособности на рынке труда и дальнейшей карьеры;
2) создание условий доступности трудоустройства молодежи (информация о вакансиях и программах обучения, сопровождение при поиске работы и трудоустройстве – стажировки и курсы повышения квалификации должны быть доступными и привлекательными для молодежи); 3) поддержка предпринимательской инициативы и активности среди молодежи и создание условий для развития потенциала ее собственного бизнеса (доступ к необходимым ресурсам, консультации для стартапа и др.);
4) учет поколенческих особенностей молодежи в разных странах и обеспечение для ее адаптации программ и стратегий (разработка программ и мер поддержки для подростков;
5) анализ вопросов трудоустройства подростков и отказ от практик дискриминации по признаку пола, расы, возраста и др.) [16].
Экономические факторы трудоустройства подростков. Трудоустройство подростков позволяет им приобретать первоначальный опыт работы и зарабатывать собственные деньги. Это может способствовать их финансовой независимости и самостоятельности в будущем.
Популярные вакансии для подростков в России по исследованию hh.ru 2023г. возглавили: курьер (более 50% от всех предложений для несовершеннолетних), продавец-консультант, продавец-кассир и промоутер. Ребят также принимают на позиции упаковщика, комплектовщика, кассира, оператора контакт-центра, менеджера по продаже или работе с клиентами, официанта, бариста, разнорабочего, кладовщика, аниматора и т.д. Все это говорит о том, что найти работу вполне реально [9].
Экономические аспекты, которые нужно учитывать работодателю при трудоустройстве подростков:
1) безопасные условия труда для подростков могут потребовать дополнительных затрат со стороны работодателя на обучение и соблюдение правил безопасности;
2) сокращенное рабочее время школьника может привести к ограничению их заработков и возможностей для трудоустройства;
3) гибкий график работы или частичную занятость.
Основные экономические факторы для подростков при их трудоустройстве:
1) Доход. Работа - источник дополнительного дохода, которая помогает им быть финансово независимыми и учит управлять деньгами.
2) Учеба и профессиональное развитие. Работа может помочь подросткам развивать профессиональные навыки, приобретать опыт и понимание того, как работает рынок труда.
3) Социализация. Работа помогает подросткам учиться общаться с другими людьми, развивать навыки работы в команде и учиться решать конфликтные ситуации, быть организованными.
4) Самостоятельность. Работа дает подросткам возможность ощутить свою самостоятельность и ответственность за свои действия. Они могут научиться управлять своим временем и ресурсами, что поможет им стать более уверенными
5) Внешнее влияние. Трудоустройство подростков может иметь негативное
влияние, если работа заставляет отказываться от учебы или других важных аспектов их жизни. Поэтому важно находить баланс между работой и учебой.
Таким образом, трудоустройство подростков имеет как положительные, так и отрицательные экономические аспекты. Оно может быть полезным для экономики, так как увеличивает численность работоспособного населения и обеспечивает молодежь опытом для будущей карьеры. Решение проблемы трудоустройства подростков требует усилий всех уровней - от государственных
органов до бизнес-сектора и общественных организаций.
Особенности нормативно-правового регулирования трудоустройства несовершеннолетних в России
Обзор законодательных инициатив, направленных на защиту прав подростков в сфере труда и обеспечение безопасных условий работы в России на рабочем месте представлены в Приложении А. Особенности нормативно-правового регулирования трудоустройства несовершеннолетних в России представлены в Трудовом кодексе РФ (далее −ТК) [11]. Заключение трудового договора (далее – ТД) в соответствии со ст. 63 ТК допускается с 16 лет. Законодательно установлены четыре градации, определяющие особенности заключения ТД с несовершеннолетними работниками: 1) до 14 лет, 2) С 14 до 15 лет, 3) С 15 до 16 лет, 4) С 16 лет. Подробнее в Приложении Б.
Федеральный закон [16] устанавливает общие ограничения видов работ, на которые не допускается привлекать несовершеннолетних граждан согласно Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. N 7 и Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 в ред. от 20.06.2011 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (Приложение Б) [8].
В России ситуация трудоустройства подростков имеет как положительные, так и негативные аспекты. С одной стороны, многие подростки начинают работать еще в школьные годы, что позволяет им получить опыт и заработать дополнительные средства для себя и своей семьи. Это способствует развитию трудовой ответственности и самостоятельности у подростков. С другой стороны - подростки могут сталкиваться с недобросовестными работодателями, которые нарушают их права, не обеспечивают безопасные условия труда и не предоставляют социальные гарантии. Существует проблема низкой оплаты труда подростков и отсутствия возможности для профессионального роста [8].
Таким образом, чтобы улучшить ситуацию трудоустройства подростков в России, необходимо принимать меры по защите их прав, контролировать условия труда и оплату, создавать условия для профессионального развития и др
Сравнительный анализ подходов к трудоустройству подростков
в разных странах
Провели сравнительный анализ подходов к трудоустройству подростков в следующих странах: Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Грузия, Германия, Латвия, Исландия, Египет (Приложение В). На примере Германии рассмотрели адаптацию системы дуального образования к российским реалиям.
Факторы успешной адаптации данной системы [9]:
Образовательные системы:
Германия: четкое разделение на общее и профессиональное образование с высокой степенью интеграции теории и практики. Сильная роль профессиональных училищ и палат.
Россия: до некоторого времени присутствовало доминирование высшего образования, над профессиональным, что приводило к недостаточной интеграции учебного процесса с требованиями рынка труда. В настоящее время уклон происходит в сторону профобразования.
Рынки труда:
Германия: большой спрос на квалифицированных рабочих и техников, тесная связь между бизнесом и образованием.
Россия: преобладание спроса на специалистов с высшим образованием,
недостаточное количество рабочих мест для выпускников профессиональных училищ.
Менталитет и традиции:
Германия: высокий престиж рабочих профессий и дуального образования.
Россия: распространен стереотип о том, что «лучше быть плохим юристом, чем хорошим сантехником», хотя престиж рабочих специальностей на промышленных предприятиях в настоящее время создается.
Адаптация к российским условиям:
разработка нормативно-правовой базы: создание правовой основы для дуального образования, определяющей права и обязанности всех участников процесса;
привлечение работодателей: активная работа с бизнесом, создание стимулов для участия в дуальном образовании (например, налоговые льготы);
модернизация профессионального образования: обновление учебных программ и материально-технической базы профессиональных училищ;
повышение квалификации педагогов: подготовка преподавателей, способных эффективно сочетать теорию и практику;
развитие системы наставничества: подготовка квалифицированных наставников из числа опытных работников предприятий;
профориентационные программы: внедрение эффективных профориентационных программ, помогающих подросткам сделать осознанный выбор профессионального пути;
индивидуализация обучения: обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся, учитывая его способности и потребности;
поддержка со стороны государства: финансирование развития дуального образования;
проведение информационной кампании для повышения престижа рабочих профессий [6].
Этапы внедрения: 1. Запуск пилотных проектов в отдельных регионах для тестирования различных моделей дуального образования. 2. Проведение оценки результатов пилотных проектов и их корректировка. 3. Расширение масштабов дуального образования на другие регионы и отрасли. 4. Совершенствование системы дуального образования с учетом новых требований рынка труда [4].
Изучение опыта других стран, которые успешно адаптировали систему дуального образования к своим условиям (например, Швейцария, Австрия, Дания). Адаптация системы дуального образования Германии к российским условиям – это сложный и многоэтапный процесс, требующий системного подхода, активного участия всех заинтересованных сторон и учета специфических особенностей российского контекста. При правильном подходе, адаптация может стать мощным инструментом для повышения качества профессионального образования, снижения молодежной безработицы и
обеспечения экономики квалифицированными кадрами.
Основные аспекты трудоустройства подростков:
в разных странах существуют различные законы и правила, регулирующие возможность трудоустройства подростков. В некоторых странах возрастной минимум для работы может быть 16 лет (Узбекистан, Россия, Грузия), в других – с 15 лет (Германия, Египет) 14 лет (Казахстан. Есть ограничения по видам работ, которые выполняют подростки;
в некоторых странах особое внимание уделяется подготовке подростков к будущей профессиональной деятельности, через профориентационные программы или стажировки для приобретения необходимых навыков и опыта работы. Например, в Германии: дуальное профессиональное образование, где подростки совмещают теоретическое обучение в профессиональных училищах с практической работой на предприятиях. Японская система образования ориентирована на подготовку квалифицированных рабочих кадров. В рамках учебных программ предусмотрены стажировки и практика на предприятиях;
наличие социальных программ и механизмов поддержки, которые помогают им в поиске работы, обучении или других аспектах процесса трудоустройства;
экономическое положение в стране может существенно влиять на возможности трудоустройства подростков. В странах с высоким уровнем безработицы ситуация с трудоустройством подростков может быть сложнее, чем в странах со стабильной экономикой;
культурные и социальные особенности каждой страны [17].
Таким образом, подходы к трудоустройству подростков в разных странах могут значительно различаться и зависеть от социальных условий и культурных особенностей. Изученные нами страны предоставляют различные возможности и меры поддержки для трудоустройства подростков: государственную поддержку, систему профессионального обучения и ученические программы. Исходя из изученных нами вопросов, мы предложили разработку игры «Международный саммит», что более подробно представлено в главе 2.
Выявили основные факторы трудоустройства подростков:
В разных странах существуют различные законы и правила, регулирующие возможность трудоустройства подростков. В некоторых странах возрастной минимум для работы может быть 16 лет, Узбекистан, Россия, Грузия), в других – с 15 лет (Германия, Египет) и 14 лет (Казахстан). Есть ограничения по видам работ, которые выполняют подростки.
2) В некоторых странах особое внимание уделяется подготовке подростков к будущей профессиональной деятельности, через профориентационные программы или стажировки для приобретения необходимых навыков и опыта работы.
3) Наличие социальных программ и механизмов поддержки, которые помогают им в поиске работы, обучении или других аспектах процесса трудоустройства.
4) Экономическое положение в стране может существенно влиять на возможности трудоустройства подростков. В странах с высоким уровнем безработицы ситуация с трудоустройством подростков может быть сложнее, чем в странах с более стабильной экономикой. 5) Культурные и социальные особенности каждой страны, могут влиять на процесс трудоустройства
подростков [17].
Таким образом, подходы к трудоустройству подростков в разных странах могут значительно различаться и зависеть от социальных условий и культурных особенностей. Изученные нами страны предоставляют различные возможности и меры поддержки для трудоустройства подростков. Государственная поддержка, система профессионального обучения и ученические программы играют важную роль в обеспечении молодежи возможностями для профессионального развития и успешной карьеры.
Глава 2. Игра «Международный саммит» по вопросам трудоустройства подростков
2.1. Цели и задачи практической работы
После анализа литературы провели практическую работу с целью: изучить проблемы подростков при трудоустройстве и предложить пути решения проблемы (разработать рекомендации). Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
провести опрос анкетный №1 среди учащихся 10х классов и колледжей для определения проблем при их трудоустройстве;
разработать и провести игру «Международный саммит» для учащихся 10х класса по определению проблем при трудоустройстве подростков и путей их решения;
провести повторный опрос анкетный №2 и сравнить отношение к проблемам трудоустройства у подростков после саммита в контрольном 10у2 кл.
2.2. Организация практической работы.
Практическая работа проводилась на базе МАОУ «МЛ №148 г. Челябинска» и ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Общее количество: 140 чел. Из них: из России - 100 чел.: 10у2 кл – 34 чел., 10у3 кл – 27 чел., 10е кл – 26 чел., студенты колледжа 1 курса – 13 чел., иностранных граждан - 40чел. (из Латвии, Исландии, Грузии, Германии, Узбекистана, Казахстан, Беларусь, Египет, Узбекистан).
Этапы и сроки проведения:
1 этап – опрос анкетный 1 (бумажная форма и онлайн) уч-ся 10х кл. (10у2 кл – 34 чел., 10у3 кл – 27 чел., 10е кл – 26 чел.) и студентов колледжа 1 курса – 13 чел. – 2.09.2025 -17.09.2025г., иностранных граждан (из Латвии, Исландии, Грузии, Германии, Узбекистана, Казахстан, Беларусь, Египет, Узбекистан) – 40чел. – 28.08.2025г.- 5.09.2025г. (Приложение Г, Ж),
2 этап – игра «Международного саммит» проводилась в 10у2 кл., 34 чел. – 16.09.2025г. (Приложение Д),
3 этап – опрос анкетный 2 (бумажная форма) уч-ся 10у2 кл – 34 чел. – 18.09.2025г. (Приложение Е, Ж).
2.3. Результаты практической работы
Результаты 1 этапа. В результате1 исследования большинство уч-ся в России лишь частично знают свои права из ТК – 60% уч-ся 10х классов. Мнение иностранных граждан примерно одинаковое (знают – 30% уч-ся, не знают – 32% уч-ся и частично знают – 38% уч-ся).
На 2 вопрос: с какого возраста работают подростки, большинство российских подростков ответило – 14 лет – 82% уч-ся. Иностранцы ответили на этот вопрос одинаково, 45% уч-ся – в 14 и 15 лет.
Большинство российских школьников работают – 68% уч-ся. Большинство опрошенных иностранных подростков работают – 87% уч-ся.
Большинство российских подростков работают неофициально – 75% уч-ся, иностранные граждане тоже работают неофициально – 60% уч-ся. Большинство подростков из России работают с 16 лет – 58% уч-ся, с 14 и 15 лет – по 19% уч-ся. Иностранцы работают с 15 лет – 40% уч-ся, 16 лет – 22% - уч-ся и до 14 лет – 20% уч-ся.
Большинство (58%) российских подростков зарабатывают на карманные расходы. Мнения иностранных граждан разделились: на карманные расходы – 42% уч-ся, купить конкретное – 31% уч-ся, помочь родителям – 24% уч-ся.
Подростки из России самостоятельно устраиваются на работу – 68% уч- ся. Иностранных подростков устраивают на работу родители –27% уч-ся,
сами –25% уч-ся, центр занятости–22%уч, -ся.
Где могут работать подростки в России:
– промоутер – 58%уч-ся,
- официант – 39%уч-ся,
- курьер – 35%,
- цирк/кино, аниматор – 21% уч-ся,
- продавец/кассир – 17%уч-ся.
Иностранцы:
– курьер, доставщик газет – 100%уч-ся,
- продавец – 45%уч-ся,
- официант – 37%уч-ся,
- лифтер – 15%уч-ся.
Подростки из России отмечают следующие трудности:
-мало платят – 37% уч-ся,
-много документов оформлять – 20% уч-ся
- свой вариант – 18% уч-ся (задержки ЗП, работодатель обманывает в ЗП, некомфортные условия труд),
-нет вакансий подходящих – 16% уч-ся.
Иностранные подростки отмечают, что
-мало платят – 42% уч-ся,
-свой вариант – 42% уч-ся (низкая оплата труда, долгое ожидание ответа от работодателя, хотелось играть, но надо было помогать родителям и не сталкивались с трудностями).
Результаты 2 этапа. В процессе игры «Международный саммит» рассмотрели проблемы подростков: низкая оплата труда, обман работодателя об уровне зарплаты, некомфортные условия труда, задержка выплаты зарплаты. Разработали рекомендации: ввести уровень зарплаты не ниже МРОТ, усилить контроль за работодателем (трудоустройство подростков официальное и отчет в гос органы), ввести штрафные санкции работодателю за некомфортные условия труда, за задержку зарплаты, начислять пени за каждый день (Приложение Е).
Результаты 3 этапа. В результате повторного опроса в 10у2 кл, школьники смогли правильно назвать свои права (95% уч-ся). Большинство (95% уч-ся) начинают работать с 14 лет при определенных условиях. Основные трудности при трудоустройстве подростки отметили: низкую оплату труда, обман работодателя, задержка зарплаты.
Подростки отметили способы решения данных трудностей:
1) при низкой оплате труда большинство (87% уч-ся) считают, что необходимо поднять уровень зарплаты до минимального прожиточного уровня;
2) при обмане работодателя можно использовать публикации о работодателях в социальных сетях, так считают – 75% уч-ся;
3) при задержке зарплаты необходимо подключать органы опеки и вводить пени за каждый день просрочки зарплаты – 63% уч-ся.
Заключение
В результате анализа литературы и практической работы пришли к следующим выводам:
Социальные факторы при трудоустройстве подростков: обучение и профессиональная подготовка; доступ к информации о вакансиях, развитие навыков предпринимательств, стажировка в другие страны и др. Экономические аспекты при трудоустройстве – работа, как источник дополнительного дохода; опыт и профессиональные навыки; финансовая независимость и умение управлять деньгами; может быть отказ от учебы ради работы и др.
Законодательство РФ защищает права несовершеннолетних граждан в рамках трудовых правоотношений (сокращенное рабочее время; соблюдение право на образование; дополнительные отпуска; ограничения видов работ и др.);
Международный опыт показывает, что успешное трудоустройство подростков возможно при наличии комплексного подхода, включающего обучение, государственную поддержку, доступ к информации и развитие профессиональных навыков.
В результате опроса выяснили основные проблемы у подростков при трудоустройстве: в России - низкая оплата труда, много документов при оформлении, мало вакансии, не выполнение обязательств работодателя при оплате труда, у иностранных подростков – низкая оплата труда, долгое ожидание ответа от работодателя, надо помогать родителям.
В процессе игры «Международный саммит» рассмотрели проблемы: низкой зарплаты, обман работодателя, разработали пути решения проблем (рекомендации) при трудоустройстве подростков.
Таким образом, наша гипотеза: международный опыт трудоустройства подростков может быть адаптирован в России через игру «Международный саммит», подтвердилась. На игре подростки смогли обсудить проблемы трудоустройства подростков разных стран и разработать способы их решения.
В перспективе планируем провести игру «Международный саммит» со студентами вузов, расширить количество респондентов из других стран.
Список литературных источников
Описание электронных источников:
Авраамова Е.М., Верпаховская Ю. Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда [Электронный ресурс]–Режим доступа: https://www.demoscope.ru/weekly/2007/0291/analit01.php
2. Васильева В. Работа для несовершеннолетних в Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nemusli-consult.ru/blog/tpost/zjykfijjg1-rabota-dlya-nesovershennoletnih-v-german
3. Дуальная система профессионального обучения: опыт Германии и реалии России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dualnaya-sistema-professionalnogo-obucheniya-opyt-germanii-i-realii-rossii/viewer
4. Закон о труде Латвийской Республики на русском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ltn.lv/~skaidrit/otrude_ru.htm
5. Золотова, И. К. Основные факторы развития экономических потребностей в современных условиях: Автореферат диссертации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007090839
6. подрабатывают современные школьники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://woman.rambler.ru/children/51436020-kak-podrabatyvayut-sovremennye-shkolniki-i-ne-skazyvaetsya-li-eto-na-uchebe/
7. Методические-рекомендации-по-организации-трудовой-занятости-подростков.pdf https://admcher.ru/wp-content/uploads/2024/06/Методические-рекомендации-по-организации-трудовой-занятости-подростков.pdf
8. Несовершеннолетние работники: особенности найма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5270
9. Рынок труда подростков 14 - 17 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chelyabinsk.hh.ru/article/31322
10. Трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kalugapravo.ru/ vazhno-dlya-vzroslyh/trudovye-otnosheniya-i-finansovaya-gramotnost/trudoustroystvo-
nesovershennoletnih-v-vozraste-ot-14-do-18-let-dlya-rabotodateley
11. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=450526& rangeId=6349290&utm_source=yandex&utm_medium=organic&utm_referer=www.yandex.ru&utm_startpage=kontur.ru%2Farticles%2F5270&utm_orderpage=kontur.ru%2Farticles%2F5270
12. Трудовой кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38910832
13. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bospc.by/wp-content/uploads/2022/11/trudovoj-kodeks-respubliki-belarus.pdf
14. рудовой кодекс Грузии https://matsne.gov.ge/ru/document/view/1155567
15. Трудовой кодекс Республики Узбекистан https://lex.uz/docs/145261#147064
16. 5. ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=449699&rangeId=6349312&utm_source=yandex&utm_medium=organic&utm_referer=www.yandex.ru&utm_startpage=kontur.ru%2Farticles%2F5270&utm_orderpage=kontur.ru%2Farticles
17. Этапы внедрения дуальной системы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/etapy-vnedreniya-dualnoj-sistemy-obucheniya-4893665.html
Приложение А
Законодательные инициативы по защите прав подростков на рабочем месте
Обзор законодательных инициатив, направленных на защиту прав подростков в сфере труда и обеспечение безопасных условий работы в России на рабочем месте включает в себя исследование действующего законодательства, по защите прав подростков на рабочем месте, предложения по усовершенствованию, акцент на создание безопасных и благоприятных условий труда для несовершеннолетних, а также на необходимость образования и информирования подростков о своих правах. Некоторые из таких законодательных инициатив могут включать следующие законы:
Статья 63. ТК РФ. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора (заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами)
Статья 70. ТК. Испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, не достигших возраста 18 лет.
Статья 92. ТК Сокращенная продолжительность рабочего времени (сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 ч в неделю; от 16 до 18 лет - не более 35 ч в неделю).
Статья 122. ТК право на ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения полугода.
Согласно ст. 266 ТК лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Статья 267 ТК ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью не менее 31 календарного дня.
Статья 268 ТК запрещает работодателю отправлять в командировку, привлекать до 18 лет к сверхурочной работе; давать им работу в ночное время, праздничные дни.
Приложение Б.
Сравнительный анализ подходов к трудоустройству подростков в разных странах
|
страна |
Возраст трудоустройства подростка |
Рабочее время/ Продолжительность рабочего дня для подростка |
Отпуск |
Оплата труда |
Документы для оформления ТД |
Увольнение |
Законодательство Ограничения |
|
Россия |
|
Продолжительность рабочей недели:
Продолжительность рабочего дня:
При совмещении учебы с работой: 14-16 лет -2,5 ч. 16-18 лет -4 ч - (ст. 268 ТК РФ) |
Продолжительность отпуска до 18 лет (ст. 267 ТК РФ, - 31 календарный день. Работодатель не имеет права отзывать подростка из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ) и компенсировать ему отпуск деньгами (ч. 3 ст. 126 ТК РФ). |
При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Если работник до 18 лет обучается и работает в свободное от учебы время, то оплата производится пропорционально отработанному времени |
-паспорт (с 14 л) -свидетельство о рождении до 14 л -согласие 1 родителя (опекуна) -согласие органа опеки - до 14 лет - СНИЛС -документ об образовании (аттестат или диплом о среднем проф. образован) -87 медицинская справка (ст. 266 ТК РФ.) |
Основания для увольнения: неоднократное неисполнение без уважительных причин своих обязанностей, дисциплинарное взыскание, грубое нарушение обязанностей (прогул, хищений) (ст. 81 ТК). Нельзя уволить по причине не прохождения испытательного срока. № 159-ФЗ. |
1) Трудовой кодекс РФ. 2) Федеральный закон №159-ФЗ. 3) Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000. 4) Федеральный закон от 21.12.1996. |
|
Казахстан |
-до 14 лет - театральная, концертная, кинематогр - с 14 лет – официально работать - в 15 лет – при окончании школы -в 16 лет- самостоятельное труд. |
14-16 лет – не более 24 ч/нед. 16-18 лет - не более 36 ч./нед. В соответствии со ст. 69 ТК РК для несовершеннолетних устанавливается сокращённая рабочая неделя: - 14 – 16 лет - 24 ч/н -16-18 лет - 36 ч/н |
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск до 18 л предоставляется 31 календарный день в удобное для них время. Также не допускается отзыв из отпуска. |
Оплата труда подростков, согласно ТК РК, производится на общих основаниях, Пенсионные взносы и налоги дети отчисляют при официальном оформлении на работу. |
1) документ, удостоверяющий личность (свидетельство о рождении или паспорт). 2) адресную справку. 3) справка о прохождении предварительного медосмотра |
1) Трудовой кодекс РК. 2) Приказ МЗСР РК от 31.12.2015 г |
Приложение В.
Результаты 1 этапа. Опрос анкетный №1 иностранных респондентов
(1,2,4,5,7,8,9,10?)
3? Где могут работать иностранные подростки за рубежом?
6? На какую работу ты устраивался? Сколько часов в день ты работал?
Приложение Г.
Результаты исследования российских респондентов
Опрос анкетный №1 (2 4, 5, 7, 8, 9, 10?)
Приложение Д.
Результаты 2 этапа.
Игра «Международный саммит»
Тема игры: «Проблемы трудоустройства подростков и способы их решения»
Цель: научиться вырабатывать конструктивные предложения для взаимного сотрудничества, исходя из заданных условий и разработать план действий для решения проблемных ситуаций.
Задачи:
Познакомить с формой проведения «Международного саммита»
Содействовать развитию навыков общения и дипломатии
Развивать способности анализировать информацию и принимать взвешенные решения
Формировать неформальные связи между участниками, командообразование
Способствовать развитию толерантности и уважения к мнению других
Вид игры: стратегическая игра
Участники: школьники 10-11 кл, студенты колледжей и вузов. От 27 чел. до 45 чел.
Время проведения: 1 час. (45 мин)
Предмет: обществознание, международные отношения, коммуникации.
Оборудование: ПК, проектор, доска, оборудование для фото и видеосъёмки.
Материалы: эмблемы различных стран, флажки, таблица с законодательной базой разных стран, информационные материалы по текущим международным проблемам; карточки с описанием особенностей приветствия каждой страны; ручки и листы бумаги (для каждой команды – 10 шт), оценочный бланк для жюри.
Жюри: учитель обществознания в школе, преподаватели с кафедры международные коммуникации из вузов.
Описание игры. Игра проводится в формате симуляции международного саммита, где каждая команда представляет отдельную страну. Участники должны будут выработать общую позицию по важным мировым проблемам, договориться о соглашениях и решениях, принять обязательства и подписать договор о соглашении. Группа делится на 9 подгрупп численностью 3-4 чел. Каждая подгруппа представляет одну из стран, входящих в Еврозону. В группе выбирают юриста, дипломата, аналитика, политолога. Дипломат выступает от команды. Выступление команды оценивает жюри по 10-ти бальной системе.
Ожидаемый результат: участники разработают предложения по заданной проблеме. Итогом игры должна стать выработанная совместными усилиями возможная программа действий Европарламента и Правительств отдельных стран и скоординированная стратегия выхода из кризиса по заявленной теме.
Критерии оценивания жюри. В бланке «Критерии оценок жюри» члены жюри выставляют баллы по каждому критерию от 0 до 10. Максимальное количество баллов – 80.
Таблица 1.
Критерии оценок жюри
Приложение Е.
Результаты 3 этапа. Опрос анкетный №2 уч-ся 10у2 класса.
Приложение Ж.
Приложение З.
Рекомендации и предложения по улучшению системы
трудоустройства подростков
(в результате игры «Международный саммит»)
Изучите рынок труда и определите свои интересы и навыки. Подумайте о том, какие профессии вас привлекают и какие у вас есть умения, чтобы успешно устроиться на работу.
Обратитесь за помощью к карьерному консультанту или специалисту по трудоустройству. Они могут помочь вам составить резюме, подготовиться к собеседованию и выбрать подходящую вакансию.
Ищите работу не только в объявлениях в интернете, но и через знакомых, родственников и учебные заведения.
Будьте готовы к тому, что может понадобиться время, чтобы найти подходящую работу. Не отчаивайтесь и продолжайте поиски.
Важно быть готовым к тому, что работа может потребовать от вас изменений в расписании и образе жизни. Главное – быть ответственным и целеустремленным.
Не забывайте о своем образовании и развитии. Постоянно учите новые навыки и стремитесь к профессиональному росту, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.
Помните, что трудности и неудачи в поиске работы – это нормальное явление. Важно сохранять оптимизм и находить позитивные стороны даже в сложных ситуациях.
Приложение И.
Формы и методы государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних
1) Механизмы мониторинга и контроля за соблюдением законодательства о труде несовершеннолетних, такие как инспекции труда и органы государственного надзора.Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних работников может выражаться в порядке проверок (выездных, невыездных - документальных), а также проверке по жалобе (заявлению).
2) Программы социальной поддержки и образовательные инициативы, направленные на повышение осведомленности подростков о своих трудовых правах и обязанностях.
3) Обязательная обучающая программа для работодателей и подростков о правах и обязанностях на рабочем месте, информацию о правилах трудового законодательства.
4) Ужесточение наказаний для работодателей, которые нарушают права подростков на рабочем месте, включая штрафы, лишение лицензий или закрытие предприятия.
5) Создание горячей линии или онлайн-платформы, где подростки могут сообщать о нарушениях своих прав на рабочем месте и получать необходимую помощь.
Предложения
1. Ввести уровень зарплаты подростков не ниже МРОТ.
Усилить контроль за работодателем (трудоустройство подростков официальное и отчет в государственные органы).
Ввести штрафные санкции работодателю за некомфортные условия труда, за задержку зарплаты, начислять пени за каждый день.
Обязательное обучение подростков об их правах и обязанностях на рабочем месте, чтобы они знали, как защитить себя от некорректного поведения работодателя.
5. Создание центров по защите прав подростков на трудовом рынке, где они могут получить консультации и помощь в случае нарушений.
6. Ужесточение наказания для работодателей, которые задерживают выплату заработной платы подросткам, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем.
7. Проведение регулярных проверок условий работы подростков и штрафов за нарушения стандартов безопасности и комфорта на рабочем месте.