Введение
Современное образование ставит перед собой задачу не только обеспечить школьникам базовые знания, но и помочь им определить свои профессиональные интересы и способности для успешного выбора профессии в будущем. Образовательные учреждения играют важную роль в профориентационной работе школьников, поскольку они предоставляют информацию о различных областях знаний и профессиональных направлениях, помогая ученикам определить свои интересы и способности.
Несмотря на значимость этой работы, многие школьники сталкиваются с проблемами профориентации. В 9 классе столкнулась со сложностью в выборе профессии и определением своего профессионального пути. В лицее проводили психодиагностику, где я смогла изучить свои интересы и склонности. Решила стать учителем музыки, так как люблю петь и играть на музыкальных инструментах. Меня заинтересовало, как образовательное учреждение еще может помочь школьникам в профориентации.
Проблема исследования: недостаточное количество времени, уделенное профориентационной работе в образовательном учреждении. Школы зачастую фокусируются на учебных предметах, оставляя мало места для изучения профессиональных возможностей. Сферы профессиональной деятельности постоянно меняются, и важно, чтобы школьники имели доступ к актуальным данным о рынке труда.
Актуальность темы обусловлена необходимостью поддержки школьников в выборе профессии, так как это важное решение, которое повлияет на их будущий профессиональный рост. Учащиеся сталкиваются с трудностями в определении своих интересов и склонностей, поэтому данное исследование может помочь им в этом процессе.
Данный вопрос изучали такие педагоги и психологи, как Чистякова С.Н, Батышев С.Я., Климов Е. А. и др.
Новизна исследования заключается в изучении методов профессиональной ориентации старшеклассников в работе образовательных организаций, которые
позволили разработать авторскую игру «Путь к профессии», ориентированную на принятие осознанного решения в выборе профессии.
Цель исследования: определение роли игры «Путь к профессии», в профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Определить понятия «Профессиональная ориентация», «профессиональное самоопределение», «игра» в профориентационной работе со старшеклассниками.
2. Проанализировать специфику профориентационной работы со школьниками в образовательных учреждениях.
3. Провести опрос среди старшеклассников для выявления им помощи и поддержки образовательных учреждений в выборе профессии.
4. Разработать и провести игру «Путь к профессии», проанализировать результаты ее проведения на вопрос эффективности в профориентационной работе со старшеклассниками.
5. Предложить рекомендации по выбору профессии на основе результатов исследования.
Объект: профессиональная ориентация.
Предмет: роль игры «Путь к профессии» в профориентации старшеклассников.
Методы: анализ статистических данных, опрос анкетный, беседа, наблюдение, игра, анализ литературы, обобщение, выводы.
Гипотеза: формирование осознанного выбора профессии старшеклассниками, возможно будет осуществляться более эффективно, если разработать игру «Путь к профессии» и проверить исследовательским путем ее результативности.
Практическая значимость: результаты исследования и игра «Путь к профессии» рекомендованы педагогам для улучшения профориентационной работы с учащимися, что позволит им осознанно выбирать свое будущее образование и профессию. Разработали методическое пособие для учителей, которое содержит рекомендации и методику проведения игры «Путь к профессии».
Глава 1. Особенности профориентационной работы в образовательном учреждении
1.1. Определение понятия «профессиональная ориентация», ее роль и специфика в образовательной организации
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии, а также на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [11].
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения к себе как к субъекту будущей деятельности.
Профессионально важные качества надо не только «выявлять», утверждает академик Е. А. Климов, но во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования, организации его деятельности [2]. Это предполагает активность как педагога, так и самого школьника.
Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий [10].
Социально-экономическая характеристика профессии - это объединение специальностей, затрагивающих социальную сферу и финансово-экономический сектор. К данному профилю относятся профессии бухгалтер, социолог, экономист, социальный работник, кассир, HR-специалист, финансовый аналитик, маркетолог и др. [8]. Физическая характеристика профессии - это требования к определённым физическим качествам и возможностям человека, необходимым для успешной профессиональной деятельности.
Психологическая характеристика профессии - это информация о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека [3]. Подробнее о современных профессиях изложено в Атласе профессий «Сколково» [9]
Профориентационная работа проходит через различные мероприятия, курсы, тестирование и консультации с профессиональными ориентаторами. Процесс профориентации помогает школьникам принять информированные решения о своем дальнейшем образовании и карьере. Он помогает раскрыть потенциал каждого ученика, а также понять, какие профессии и специальности соответствуют его интересам и навыкам. Это также помогает предотвратить ошибочный выбор профессии, что может привести к неудовлетворенности и неуспеху в дальнейшей карьере [10].
Таким образом, место профориентации в образовательном процессе для школьников очень важно и следует уделять этому достаточно внимания, чтобы помочь учащимся принять правильные решения о своем будущем.
1.2. Особенности профориентационной работы школьников
(8 -10х классов) в образовательном учреждении
В своей работе изучили специфику профориентационной работы в МАОУ «МЛ №148 г Челябинска» и ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»., так как автор работы училась и учится в данных учреждениях.
В педагогическом колледже №1 применяют следующие методы: работа вожатым в различных лагерях, проведение уроков для школьников «Педагогические каникулы», проведение конкурсов проф мастерства, день открытых дверей и экскурсии по колледжу.
В многопрофильном лицее №148 в профориентационной работе используют следующие методы: а) организация профильных классов, б) экскурсии на предприятия, в вузы, колледжи, в) профдиагностика школьников, г) обучение и получение специальности оператора ЭВМ и вожатого детского лагеря, д) мониторинг занятости выпускников школы.
Профориентационные игры в лицее больше направлены на развлекательный контент (проводятся в летнем лагере), чем на серьезное направление в образовательном процессе.
В лицее 148 есть секции профориентационной направленности: «Мастерица», «Рукодельница», «Юный информатик», театр студии «Юпитер», вокальная студия, робототехника, «3D моделирование», «Юный историк», Тополинка ТВ. В 8 и 10 классах происходит распределение школьников в профильные классы. Профили: физико-математический и информационный, естественно-научный и гуманитарный.
На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся [6].
На первом этапе в 8-9 классах происходит уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения. Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого- педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9кл). На классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения (Приложение А). Параллельно нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания [1].
В 10-11 классах - обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция. Основные задачи: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива. Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города, региона.
Для решения этих задач используются различные мероприятия, например:
профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов); циклы профориентационных часов, направленные на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; экскурсии на предприятия города, посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования и др. [10]
Таким образом основными формами профориентационной работы в образовательном учреждении являются профориентационные уроки; экскурсии; классный час по профориентации; встречи со специалистами; родительские собрания по профориентационной тематике и др.
Роль игры в профессиональной ориентации старшеклассников
Игра играет значительную роль в профессиональной ориентации старшеклассников, предоставляя им уникальные возможности для исследования различных профессий, развития необходимых навыков и принятия осознанных решений о своем будущем [7].
1. Игра как инструмент исследования профессий:
игры, особенно деловые и ролевые, позволяют старшеклассникам имитировать различные профессиональные ситуации, попробовать себя в разных ролях;
игры знакомят с требованиями к знаниям, умениям и личным качествам, необходимым для карьеры;
игры могут наглядно показать карьерные траектории и возможности профессионального роста;
игры помогают старшеклассникам лучше понять свои интересы, склонности, сильные и слабые стороны, что способствует более осознанному выбору профессии.
2. Игра как способ развития профессионально важных навыков:
игры, особенно командные, развивают навыки общения, переговоров, убеждения и работы в коллективе;
игры требуют анализа ситуаций, принятия решений, что способствует развитию критического мышления;
игры, требующие решения нестандартных задач, развивают креативность, воображение и др.;
в играх старшеклассники могут проявить свои лидерские качества, научиться брать на себя ответственность и вести команду;
игры моделируют ситуации, требующие решения проблем и преодоления трудностей;
игры, в которых нужно взаимодействовать с другими людьми, помогают развить эмоциональный интеллект, эмпатию и др.
3. Игра как средство повышения мотивации и интереса:
игра является увлекательным и мотивирующим способом обучения, позволяет старшеклассникам вовлекаться в процесс профориентации;
игры помогают снять напряжение и страх перед выбором профессии, создавая более комфортную и дружелюбную атмосферу;
игры дают возможность старшеклассникам экспериментировать, не боясь совершить ошибку;
участие в играх создает позитивный эмоциональный опыт, который связывается с процессом профессиональной ориентации.
Игры, используемые в профессиональной ориентации старшеклассников [7]:
деловые игры имитируют реальные ситуации из профессиональной деятельности, позволяя примерить на себя роли специалистов;
ролевые игры позволяют разыгрывать различные профессиональные сценарии, исследуя свои возможности и предпочтения;
квесты предлагают решать различные задания, связанные с определенной профессией;
симуляции имитируют реальную рабочую среду, позволяя испытать себя в условиях, приближенных к настоящим;
настольные игры могут использоваться для знакомства с профессиями;
онлайн-игры предоставляют доступ к интерактивным моделям профессий.
Игры можно использовать как часть уроков профориентации, делая процесс обучения более интересным и эффективным; могут проводиться в рамках внеклассных мероприятий, кружков, клубов по интересам; могут использоваться на днях карьеры, позволяя познакомиться с разными профессиями и работодателями; могут быть включены в программы профильных лагерей, обеспечивая комплексный подход к профессиональной ориентации; могут быть размещены на онлайн-платформах, предоставляя доступ к ресурсам для профориентации в любое время и в любом месте [11].
Таким образом, использование игр в профессионально ориентационной работе позволяет сделать этот процесс более эффективным, интересным и увлекательным для школьников.
Глава 2 Игра «Путь к профессии» как средство профессиональной ориентации старшеклассников
2.1. Цели и задачи исследовательской работы
После изучения литературы провели практическую работу с целью: определить влияние игры «Путь к профессии» на осознание своих интересов, способностей и предпочтений выборе профессии школьниками. Задачи:
1) Провести опрос анкетный №1 с учащимися для определения роли образовательных учреждений в выборе профессии школьников.
2) Разработать и провести игру «Путь к профессии» среди школьников.
3) Провести анкету обратной связи у школьников, которые участвовали в данной игре.
2.2. Организация исследовательской работы
Практическая работа проводилась на базе МАОУ «МЛ №148» и ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Общее количество учащихся -100 чел.:
- ученики 10х классов в количестве 87 чел.,
- студенты среднего профессионального образования (колледжей) – 13 чел.
Этапы и сроки проведения:
1 этап – опрос анкетный №1 (бумажная форма и онлайн).
Цель: определить роль образовательных учреждений в выборе профессии школьников.
Участники: учащиеся 10х классов – 87 чел (10у2 класс – 34 чел., 10у3 класс – 27 чел., 10е класс – 26 чел.) и студенты колледжа 1 курса – 13 чел. Сроки проведения: 6.09.2025.
2 этап – авторская игра «Путь к профессии» проводилась в 10х классах, Количество учащихся – 60 чел. Сроки проведения: 18.09.2025г.
3 этап – анкета - отзыв (бумажная форма). Участники: учащиеся 10х классов – 60 чел., которые принимали участие в игре «Путь к профессии». Сроки проведения: 18.09.2025г.
2.3. Результаты практической работы
Результаты исследования 1 этапа. В результате опроса анкетного №1 определили, что большинство (53% уч-ся) считают, что роль образовательного учреждения (далее ОУ) в профориентационной работе заключается в содействии подготовки к профессиональному выбору через консультацию и тестирование.
Большинство (75%) учеников 10у2 класса отмечали роль ОУ в предоставлении информации о различных профессиях и специальностях. А 55% студентов колледжа отмечают проведение профильных мероприятий, мастер классов в образовательном учреждении по профориентации школьников.
Чуть меньше половины (46%) учеников считают, что основной вид профориентационной работы в лицее № 148 является участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах и профессиональных мероприятиях.
Чуть больше половины (55 %) студентов колледжа отмечают, что организация посещения выставок, ярмарок профессий помогло в выборе профессии. Такого же мнения придерживаются 25% учащихся 10е класса. Остальные 15% учеников и менее отмечают организацию практики и стажировки, предоставление информации и консультации по профессиям.
На вопрос о помощи и поддержки ОУ в выборе профессии большинство (74%) учеников отмечают советы от учителей, 71% учащихся – практический опыт и возможность попробовать себя в разных сферах. 65% учащихся 10е класса выделили информационные занятия и мастер – классы.
Большинство (65% учащихся 10у2 класса и 66% учащихся 10у3 класса отмечают менторскую программу с участием выпускников школы и специалистов; 55% учеников – 10у2класса и студенты колледжа хотели бы видеть в своей школе больше взаимодействия с предприятиями и организациями для практического опыта; 55% учеников 10у3 класса отмечают участие в профессиональных конференциях и форумах.
В качестве аспектов профориентации в выборе профессии 54% старшеклассников выделили перспективы трудоустройства и возможность заработка (10е класс – 65% учащихся, 10у3 класс – 55% учащихся, студенты колледжа – 50% учащихся, 10у2класс – 45% учащихся). Больше половины (55% учащихся) считают, что профориентационная работа для старшеклассников в образовательном учреждении очень важна (10у2 класс – 65% учащихся, 10у3 класс, 10у класс и студенты колледжа - 55% учащихся).
Результаты 2 этапа. В авторской игре «Путь к профессии» использовали игровые методы групповой формы «Вертушка», «Задания на станциях». В игре приняли участие 60 учащихся 10х классов. В результате игры, наиболее эмоционально и активно ребята участвовали на станции «Пойми меня», запись видеоролика на станции «Мечте детства» и угадывание содержимого в ящике на станции «Черный ящик».
Некоторые профессии были новыми для школьников и вызвали интерес (сити – фермер, ИТ – медик, менеджер – космотуризма, дизайнер интерфейсов, тренер по майн – фитнесу, игропрактик, дизайнер эмоций, эковожатый, медиаполицейский и др.) [8].
Из плюсов школьники отметили: возможность узнать о профессиях детально, рассказать о своей мечте творчески, нестандартно, командная работа сплачивает. Из минусов отметили: на станции «Тишина» нечеткая инструкция, на станции «Фотограф» сложно подойти и узнать о профессии, т.к. все участники заняты, на станции «Пойми меня» можно не отгадать профессию или не суметь ее изобразить.
Результаты 3 этапа. После игры провели анкету обратной связи. В результате которой, большинству (92% учащихся) игра понравилась, 64% учащихся узнали на игре новые профессии. Только 45% учащимся из 10е класса игра помогла утвердиться в выборе профессии. Остальным нужно еще время, чтобы принять решение в выборе профессии.
Наиболее интересной для 56% школьников была информация о новых профессиях. 72% учащихся в качестве пожеланий об организации игры отметили, что все понравилось. 12% учащихся и менее отметили, что можно еще добавить станций, включить музыку, громче говорить помощникам на станциях,
добавить станции о том, кем, кто хочет стать и сами захотели стать помощниками на станциях.
Таким образом, школьники отмечают, что роль образовательного учреждения в профориентационной работе заключается в содействии подготовки к профессиональному выбору через консультацию и тестирование; предоставлении информации о различных профессиях и специальностях; проведение профессиональных мероприятий, мастер – классов.
Наиболее интересным инструментом в профессиональной ориентации старшеклассников является игра, предоставляя им уникальные возможности для исследования профессий, развития навыков, повышения мотивации и принятия осознанных решений о своем будущем.
Заключение
После изучения литературы и практической работы пришли к следующим выводам:
1) Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на подготовку молодёжи к выбору профессии, а также на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
2) Наиболее интересным и эффективным инструментом в профессиональной ориентации старшеклассников является игра, предоставляя им уникальные возможности для исследования профессий, развития навыков, повышения мотивации и принятия осознанных решений о своем будущем.
3) Разработали и провели игру «Путь к профессии», в результате которой чуть меньше половины старшеклассников смогли определиться в выборе профессии. Школьники отметили возможность узнать о профессиях детально, рассказать о своей мечте творчески, командная работа сплачивает.
4) В результате опроса определили основные виды профориентационной работы в лицее №148: участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, менторская поддержка с участием выпускников школы и специалистов; в педагогическом колледже №1 – это работа вожатым, проведение уроков для школьников, конкурсы профмастерства и др.
5) В качестве основных рекомендаций по выбору профессии старшеклассникам предложили: изучить свои увлечения, интересы и способности; получить информацию о различных профессиях; пройти консультацию с профориентологом, использовать стажировку и др.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично.
Чуть менее половины школьников смогли укрепить свой выбор профессионального направления в игре. Необходима комплексная работа по профориентации старшеклассников. А игру «Путь к профессии» использовать, как интересное, познавательное и практическое дополнение в этой работе.
Список литературных источников
Книга
1. Климов, Г. А. Психология профессионального самоопределения. / Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.
2. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прошицкая. – Москва, 1991.
3. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО.2008. - 102 с.
Электронный ресурс
4. Использование игр в профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений [Электронная версия]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2018/07/03/ispolzovanie-igr-v-professionalnoy– (Дата обращения: 15.09.2024).
5. Профориентационная работа [Электронная версия]. – Режим доступа: .https://shkolachekashevo-r43.gosweb.gosuslugi.ru/glavnoe/proforientatsionnaya-rabota/ – (Дата обращения: 15.09.2024).
6. План-профориентации-2023/2024 уч гг. [Электронная версия]. – Режим доступа: https://school14spb.ru/wp-content/uploads/2023/09/План-профориентации - 2023.pdf – (Дата обращения: 18.09.2024).
7. Профориентационная работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования [Электронная версия]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/10/06/proforientatsionnaya-rabota-v-obrazovatelnom– (Дата обращения: 18.09.2024).
8. «Ролевая игра и деловая игра в обучении» - скачать | Загороднева Л. В. Работа №350634 [Электронная версия]. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/ opublikovannyie-materialyi/rolevaya-igra-i-delovaya-igra-v-obucheni.21202565504/ – (Дата обращения: 25.09.2024).
9. Специальности «Социально-экономическое направление». | Университет
СИНЕРГИЯ [Электронная версия]. – Режим доступа: https://synergy.ru/about/ education_articles/speczialnosti/professii_socialno_economicheskogo_profilya–
(Дата обращения: 25.09.2024).
10. SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf https://www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf– (Дата обращения: 26.09.2024).
11. Что такое профориентация и зачем она нужна? - урок. Профориентация [Электронная версия]. – Режим доступа: https://www.yaklass.ru/p/vospitatelnaya-rabota/proforientaciya/obshchie-materialy-7361384/rukovodstvo-po-vyboru-professii-7355196/re-131ef18a-0e47-42ad-863e-785bcad1e710– (Дата обращения: 26.09.2024).
Приложение А.
Тематика классных часов по профессиональной ориентации школьников
Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профиля.
|
5-8 классы |
|
1. Мир профессий. Человек-техника. 2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в 3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую. 4. Мир профессий. На страже закона. Встреча. 5. Мир профессий. Книга-выставка. 6. Мир профессий. Электронные помощники. 7. Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД 8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку. |
|
9-11 классы |
|
1. Познай самого себя. 2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор 3. Профориентация и медицинская профконсультация. 4. Мотивы выбора профессии. 5. Психологические характеристики профессий. 6. Они учились в нашей школе. 7. Выпускники школы-учителя. 8. Профессии с большой перспективой. 9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека. 10. Что век грядущий нам готовит? 11. Труд и творчество как главный смысл жизни. 12. Сотвори свое будущее. 13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |
Приложение Б
1 этап. Результаты исследования. Опрос анкетный №1.
Продолжение Приложения Б
Приложение В.
2 этап. Профориентационная игра «Путь к профессии»
Цель игры: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Расширить знания и представления школьников о многообразии профессий.
2. Помочь молодым людям сделать осознанный выбор в отношении будущей профессии.
3. Помочь осознать школьникам свои интересы и склонности.
2. Способствовать развитию навыков самопрезентации и коммуникации, принятия решения и лидерства и командной работы.
Вид игры: игра по станциям.
Участники: ученики 8-10 х классов (в количестве: 60 чел.); помощники – 6 чел (ученики старших классов), 1 ведущий.
Оборудование: мобильное устройство (у каждого участника)
Материалы и инструменты: таблички с надписями станций «Тишина», Пойми меня», «Мечта детства», «Черный ящик», «Фотограф», «Правда ли»; маршрутные листы, ручки (60 шт), карточки с заданиями, черный ящик, листы А4 (шт)
Описание игры: каждая команда проходит 6 станций, где помощники проводят с игроками игру или дают творческое задание. Они же оценивают работу и ставят баллы в маршрутном листе. Задания по маршрутному листу расположены так, чтобы команды не попадали одновременно на 1 станцию.
Время проведения игры: 1ч 10 мин.
Время прохождения 1 станции – 5 мин.
Место проведения: спортзал или двор школы.
Ожидаемый результат:
1. Увеличение осведомленности: Участники получают четкое представление о
мире профессий и карьерных возможностей.
2. Определение направления: Участники могут определить, какие профессии соответствуют их интересам и способностям.
3. Улучшение навыков: Развитие навыков общения и самопрезентации, что полезно для будущих собеседований и взаимодействия с работодателями.
4. Повышение уверенности: Участники становятся более уверенными в своем выборе и готовы к дальнейшему обучению или трудоустройству.
Таким образом, профориентационная игра по станциям помогает создать основу для успешной карьеры и дальнейшего профессионального развития.
Ход игры
Вступление (5 мин).
Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники! Сегодня мы начинаем поиски вашего идеального пути в профессию. Путь, который приведет вас к успеху, к любимой работе, к настоящему счастью. Вам предстоит командой пройти 9 станций и выполнить задания, за которые вы получите баллы. Та команда, которая быстрее и правильно выполнит задания, победит. Здесь вы столкнетесь с заданиями, которые потребуют от вас не только ума и смекалки, но и знания ваших собственных талантов и интересов. Самое главное не бояться и действовать! Осмотритесь по сторонам, вокруг вас находятся «станции», на которых есть мои помощники. Вы им отдаете маршрутный лист и получаете свое задание. Вы предварительно уже разбились на команды. Сейчас вам надо придумать ее название и выбрать капитана команды, которому я отдам ваш маршрутный лист (ведущий раздает маршрутные листы). У всех команд есть название и капитаны. В путь. Время прохождение 1 станции – 5 мин. Всем удачи!
Станция «Правда ли»
Оборудование и материалы: карточка с вопросами
Помощник: Добрый день, уважаемые участники! Рада видеть вас на моей станции «Правда ли». В мире существует множество интересных и необычных специальностей, и я предлагаю вам проверить свои знания о них! В ходе игры я буду задавать вопросы, связанные с различными профессиями, и ваша задача: определить, правда это или миф. Давайте узнаем, кто из вас самый проницательный знаток профессий!
Станция «Мечта детства»
Оборудование, инструменты, материалы: мобильное устройство, упаковка маркеров, цветных карандашей или ручек, ватман (6 шт.)
Помощник: Здравствуйте, ребята, моя станция называется «Мечта детства», мне кажется, что все вы, когда были маленькими задумывались, кем хотите стать, так что сейчас команда делится на две группы по пять человек. Первая группа снимает короткий видеоролик о профессиях, которые они мечтали выбрать и показывает мне отснятый сюжет. А вторая группа создает плакат на ватмане на ту же тему.
Станция «Черный ящик»
Оборудование, материалы: черный ящик, карточки профессий
Помощник: Здравствуйте, ребята, на этой станции вас ждет увлекательная игра «Угадай профессию!» Вам предстоит разгадать, какая профессия спрятана в ящике, задавая мне вопросы, на которые я буду отвечать только: «да» или «нет».
Станция «Тишина»
Оборудование, материалы: карточки профессий (6 шт.), лист А4 (6 шт.), ручки (9 шт.)
Помощник: Здравствуйте, ребята, сейчас мы узнаем на сколько вы сплоченная команда, с этого момента вам предстоит молчать, если кто-то скажет хоть слово, то игра начнется сначала. Правила игры: Участники должны выбрать одного игрока, который продемонстрирует профессию, указанную мной, при этом все должно происходить в полной тишине. Этот игрок должен объяснить профессию без слов, а остальные участники, не обсуждая между собой, записывают свои догадки на карточках. Когда все подготовятся, показывающий может озвучить загаданное слово.
Станция «Пойми меня»
Материалы: карточки профессий (6 шт.)
Помощник: Здравствуйте, ребята, эта станция «пойми меня». Сейчас команда выстраивается в колонну, стоя затылок к затылку. Первый участник жестом передает профессию, загаданную мной последующему игроку. Затем этот игрок должен понять, что ему передали, и таким же образом передать информацию следующему. После того как все участники пройдут эту процедуру, последний игрок в колонне должен назвать профессию. Если его ответ совпадает с оригинальной профессией, значит, команда успешно справилась с заданием!
Станция «Фотограф»
Оборудование: мобильное устройство
Помощник: Здравствуйте, ребята, на моей станции вам надо разбиться на пары. У одного из членов каждой пары должен быть доступ к телефону с включенной камерой. Ваша задача: найти троих людей, которые стремятся получить образование или его уже получили в различных 3 профессиях и сфотографироваться с ними.
Подведение итогов:
Все команды, которые прошли станции подходят к ведущему и сдают маршрутные листы.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша профориентационная игра. Хочу поблагодарить каждого из вас за активное участие, интересные вопросы и открытость к новым возможностям. Вы все молодцы!
Помните, что выбор профессии — это важный шаг, и каждый из вас уже сделал его немного ближе благодаря сегодняшнему мероприятию. Не бойтесь мечтать и пробовать новое, ведь именно так вы сможете найти свое призвание. Прошу вас дать мне обратную связь в анкетах.
Приложение Г.
3 этап. Результаты исследования. Анкета обратной связи
4? Какая информация на игре была интересной и полезной?
Продолжение Приложения Г
5. Ваши пожелания организатору игры
Приложение Д.
Рекомендации для школьников
по выбору профессии и планированию своей карьеры
Изучите свои увлечения и интересы. Размышляйте о том, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Важно выбирать профессию, которая доставит вам удовольствие и сможет принести материальное благосостояние.
Обратите внимание на ваши навыки и способности. Подумайте о том, в каких областях вы блестите и какие профессии могут использовать ваши таланты.
Получите информацию о различных профессиях. Исследуйте не только требуемые навыки и обязанности, но и условия работы, возможности для роста и развития.
Проведите консультации с профессионалами в интересующей вас сфере. Используйте возможности для стажировок, практики или общения с людьми, уже работающими по выбранной специальности.
Задумайтесь о долгосрочных целях и планируйте свой карьерный путь. Установите четкие цели и разработайте план действий, чтобы достичь успеха в выбранной профессии.
Изучите возможности для дополнительного образования и повышения квалификации. Постоянно стремитесь к самосовершенствованию и изучению новых навыков, которые помогут вам добиться успеха в карьере.
Не бойтесь экспериментировать и менять свои карьерные планы по мере вашего развития. Помните, что главное – следовать своим желаниям и стремлениям, чтобы быть счастливыми и успешными в профессиональной деятельности.
Приложение Е
Анкеты школьников