Введение
Без дружбы дело на лад не пойдет.
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее, я),
То значит он (вернее, я),
Он в школу собирается!
Первый раз в первый класс – это начало новой жизни с новыми правилами и новым окружением. Каждому ребенку нужно учиться жить и работать в классном коллективе, взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, быть миролюбивым и отзывчивым друг к другу.
В настоящее время можно наблюдать трудности в общении и совместной деятельности младших школьников: неумение договориться или отстоять свое мнение, оказать внимание и посильную помощь, проявить поддержку однокласснику по необходимости.
Важно научить детей дружить для установки уважительных доброжелательных взаимоотношений и взаимодействий детей, но в реалиях выражается демонстрация конфликтного поведения и равнодушного отношения к окружающему. С учетом противоречия проявляется проблема исследования.
Проблема исследования: умение дружить.
Актуальность проблемы и ее значение определили тему нашего исследования: «Дружба – это класс!».
Знает каждый младший школьник
Нужно добрым быть всегда,
Уважать друзей, не спорить
Когда споришь — просто зря.
Быть достойным гражданином
Маме радость приносить.
Ну и трусом быть не стоит
Друга нужно защитить!
Объект исследования: дружба младших школьников.
Предмет исследования: характеристика дружбы.
Цель исследования: научить дружить в начальной школе.
Задачи исследования:
1. изучить и понять «что такое дружба»,
2. выяснить особенности дружбы,
3. исследовать мнение одноклассников о дружбе,
4. спроектировать книгу «Классная дружба».
Методы исследования:
1. теоретические (изучение литературы по теме исследования, анализ и синтез);
2. эмпирические (наблюдение, анкетирование, моделирование).
Этапы исследования:
1 этап: поиск информации в сети Интернет и анализ литературы по изучению понятия «дружба» (август 2025г.).
2 этап: исследовательская работа по составлению опросника и проведению опроса с последующим анализом (сентябрь 2025г.).
3 этап: проектная работа по созданию книги «Дружба – это мы!» (октябрь 2025г.).
4 этап: оформление результатов исследования (октябрь 2025г.)
5 этап: презентация проектно-исследовательской работы широкой общественности (октябрь 2025г.).
База исследования: МКОУ «Старополтавская СШ».
Глава 1. О дружбе
Дружба – это что?
Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?
Может, он и сам не рад,
Что так получилось? —
Столько шалостей подряд
У него случилось.
Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться …
А давай его простим,
Никому не скажем,
Даже и не загрустим,
Вида не покажем.
Вам же по соседству жить
Значит, надобно дружить.
Ученые давно установили, что человек не может жить один, ему требуется окружение, общество. Так в школе дети учатся в классе, среди своих сверстников на протяжении нескольких лет. Все мы разные, но для того чтобы быть жить вместе, надо дружить.
Изучая понятие «дружба», были рассмотрены толковые словари. По С.И. Ожегову дружба есть «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Ожегов, 157). В.И. Даль определяет дружбу как «взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их» (Даль, 442).
Таким образом, из определений следует, что в основе дружбы заложены взаимность и привязанность. А дружба – отношения людей на доверии и общих интересах.
В школе дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
В школе весело живём.
Дружба какая?
Дружат в небе облака,
Дружит с берегом река -
Ведь недаром говорят:
Что для дружбы нет преград.
Так, какая она дружба? Мы решили выяснить особенности дружбы, прочитав сказки и литературные произведения. Изученное мы распределили:
помощь друзей («Иван-царевич и серый волк», «Конек-Горбунок» П.Ершова, «Денискины рассказы» В.Драгунского );
вместе да дружно идем к цели («Винни Пух и все-все-все» А.Милна, «Приключения Кота Леопольд» А.Резникова, «Кошкин дом» С.Маршака, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Снежная королева» Х.Андерсена);
друзья помогают стать лучше («Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенского, «Подружки» Н.Артюховой, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстого, «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова);
настоящие друзья («Синие листья» В.Осеевой, «Бумажный змей» и «Надёжный человек» Е.Пермяка, «Будем знакомы» Г.Остера).
литература о дружбе
Во время чтения и дальнейшего разбора мы восхищались героями, переживали за них и делали выводы.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Глава 2. Про дружбу
2.1 Опрос
Первоклассники – все разные и интересные, но только начинающие учиться общаться и контактировать друг с другом. На этапе практической работы мы решили исследовать, а что известно сверстникам о дружбе. Так было решено составить анкету (Приложение 1) и провести устный опрос среди 1 «Б» класса МКОУ «Старополтавская СШ» Волгоградской области. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты опроса
|
40% (8 чел.) – когда с близким человеком, 30% (6 чел.) – когда подружился, 15% (3 чел.) – не смогли объяснить, 15% (3 чел.) – общение |
|
30% (6 чел.) – честным, 45% (9 чел.) – добрым, хорошим, 10% (2 чел.) – веселым, 10% (2 чел.) – вежливый, 5% (1 чел.) – интересный |
|
80% (16 чел.) – можно, 15% (3 чел.) – нельзя, 5% (1 чел.) – не смогли сформулировать ответ |
|
20% (4 чел.) - ребята, назвавшие друзей среди мальчиков и девочек; 5% (1 чел.) – не ответили; 75% (15 чел.) – мальчики, друзья которых мальчики (40% - 8 чел.) и девочки, друзья которых девочки (35% - 7 чел.) |
|
10% (2 чел.) – не смогли ответить, 50% (10 чел.) – нет, 40% (8 чел.) - да |
|
100% (20 чел.) - сформулировали правила (не ссориться, не драться, уступать друг другу, помогать, быть честным, уметь прощать, быть дружным, играть вместе, дружить, быть всегда вместе, быть хорошим, не обзываться, не дразниться, не жадничать, помогать друг другу) |
Анализируя данные, можно отметить, что из 20 первоклассников большинство опрашиваемых понимают определение «дружбы», но выделяют лишь ее отдельные особенности. Многие, характеризируя своего друга, также подчеркивали особо важные для каждого качества. Очень интересно, что основная часть классного коллектива приветствуют дружеские отношения девочек с мальчиками или мальчиков с девочками. Около трети детей даже назвали имена своих друзей, среди которых у девочек/мальчиков друзья – мальчики/девочки соответственно. Однако половина первоклассников уверена, что они не смогут быть друг другу друзьями. И едино все перечислили по несколько правил дружбы.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
В полдень или в полночь
Друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
2.2 Книга «Дружба – это мы!»
На основании полученных данных было решено сделать книгу о дружбе для одноклассников. Проектирование книги началось с оформления тематических глав. В процессе сборки книги, фантазируя, были устроены странички «Законы дружбы» с правилами дружеских взаимоотношений, «Красота дружбы» в наглядных зарисовках, «Дружба в сказках» с моральными выводами о дружбе, «Афоризмы о дружбе» с ценностными установками, «Дружный А» в шаржах, «Мой друг» в портретном исполнении, «Капсула времени» дружеских понятий.
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Дружба – это мир планеты.
Таким образом, книга «Классная дружба» наглядно представила смысл дружбы: людям нужна дружба, которой надо дорожить.
Верь, храни, цени же дружбу, это высший идеал.
Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!
Заключение
Жить и дружить в классном коллективе — сегодня важная задача школьного обучения. Именно общее единство помогает наладить дружеский контакт и отношения.
В ходе решения первой задачи исследования мы узнали, что человек нуждается в общении, которое непринужденнее всего осуществляется в дружбе. Ведь дружеское общение обогащает опыт жизни, влияет на интересы и формирует взгляды и нрав. Далее мы изучили толкование понятия «дружбы» по нескольким словарям и выяснили, что в основе дружбы заложены взаимность и привязанность, а дружба есть близкие отношения людей на доверии и общих интересах.
Решая вторую задачу исследования, мы прочитали и проанализировали сказки и литературные произведения о дружбе, тем самым выяснили особенности дружеских отношений: друзья выручают в беде и приходят на помощь, с друзьями легче добиваться целей, именно друзья преображают нас нравственно, а настоящие друзья проявляются в жизненных ситуациях.
Для решения третьей задачи исследования было проведено анкетирование среди учащихся 1 «Б» класса. Так 40% детей определяют дружбу как «быть с близким человеком»; 45% и 30% опрашиваемых определяют друга как доброго, хорошего и честного соответственно; 80% учащихся считают, что девочкам/мальчикам можно играть с мальчиками/девочками; 20% ребят поведали имена своих друзей, среди которых у девочек друзья-мальчики и у мальчиков – друзья-девочки; треть анкетируемых согласилась, что все в классе могут дружить друг с другом; абсолютно все первоклассники смогли сформулировать правила дружбы (не ссориться, не драться, уступать друг другу, помогать, быть честным, уметь прощать, быть дружным, играть вместе и быть всегда вместе, быть хорошим, не обзываться, не дразниться, не жадничать, помогать друг другу).
Решая четвертую задачу исследования, была спроектирована книга «Дружба – это мы!». Так были оформлены тематические странички с наглядными зарисовками и рекомендациями о дружбе.
Таким образом, проведенная работа и книга «Классная дружба» представили смысл дружбы: людям нужна дружба, которой надо дорожить.
На свете без дружбы сложно прожить,
Ведь должен же кто-то кого-то любить,
Иль просто быть рядом, в минуты тоски,
Пригладить причёску, поправить носки,
Для взрослых – любовь, а для нас – это дружба,
О каждом на свете заботиться нужно!
Список литературы:
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2015, - 736с.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : [в 4 т.] / [соч.] Владимира Даля. - 3-е изд., испр. и знач. доп., изд. под ред. [и с предисл.] проф. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ. Т. 1-4. - Санкт-Петербург ; Москва : т-во М. О. Вольф, 1903-1911. - 27 см.
Интернет – ресурсы со стихотворениями о дружбе.
Приложение 1
Опросник
Что такое дружба?
______________________________________________________________________________________________________________________________
Каким должен быть друг?
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно играть и дружить девочкам с мальчиками или мальчикам с девочками?
________________________________________________________________
Назовите своих друзей из девочек и из мальчиков.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
А могут все дети в классе быть друзьями?
________________________________________________________________
Какие правила дружбы вы знаете?
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________