Введение.
Актуальность. В настоящее время в нашей стране не уделяется большое внимание половому воспитанию в семье и школе. Это приводит к раннему началу ведения половой жизни у подростков, а как следствие, к незапланированной беременности, росту количества абортов и распространению венерических заболеваний [1]. Если дети узнают об этом своевременно, а не из Интернета или слов друзей, то именно так у них сформируется грамотное отношение к своему здоровью, представление об опасностях ранних половых контактов и лучшее понимание своего тела [2].
Цель работы: доказать то, что разговоры о половом просвещении в нашем обществе очень важны для подростков, способствовать у подрастающего поколения выработке нравственности в сфере межполовых взаимоотношений и собственных качеств личности.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.
2. Выявить роль семьи и школы в половом воспитании детей;
3. Изучить статистику по вопросу ранней беременности по стране
Гипотеза: В России необходимо внедрить принципиально новый механизм воспитания детей и подростков, который станет как первым шагом к исправлению демографической ситуации в стране, так и решит определённый спектр нравственных проблем в обществе.
Объект исследования: подростки и взрослые.
Предмет исследования: половое воспитание.
Методы исследования: анкетирование, анализ, сравнение.
1. Теоретическая часть.
1.1. Этапы развития полового воспитания в России.
До XIX века. К молодым людям приставляли крепостных девушек, которых отбирали по двум критериям: опытность и здоровье. Они и становились их первыми половыми партнёршами. Воспитание духа для подавления «преждевременного полового развития». К концу XIX столетия в обществе задумываются о негативных последствиях того, что юношей приучают пользоваться такими услугами. Воспитатели беспокоились не только о нравственности: слишком большой была вероятность того, что их подопечные заразятся венерическими болезнями. В 1920 году в Советской России стали законными аборты. Идеи о «свободной любви» с особым энтузиазмом были встречены молодёжью, главным образом — студентами. В середине 1930-х годов печатные материалы призывают сместить интерес с половых отношений на общественную деятельность, спорт, чтение и прочее. Половое воспитание в СССР. В 20–30-х годах ХХ века проблеме полового воспитания уделялось большое внимание. Стремительное развитие такой науки, как педология, позволило собрать и проанализировать множество данных об особенностях развития детей, в том числе и сексуального. Благодаря этому были созданы специальные программы полового воспитания подростков, которые активно воплощались в жизнь. Однако в 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», после чего педология была признана лженаукой. В связи с этим и вопрос о половом образовании детей оказался закрыт на долгие годы.
Возвращение к половому воспитанию в начале 60-х годов. Именно тогда в школьную программу был включён курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». Некоторые моменты подготовки подростков к взрослой жизни преподавали на своих уроках и учителя других предметов.
Половое воспитание в 80-х годах. В 1982 году была создана специальная программа «Этика и психология семейной жизни». В последующие 10 лет она активно внедрялась в школьную программу старших классов. С 1983 года к обязательному изучению прибавился курс «Гигиеническое и половое воспитание». Данный курс изучали школьники, начиная с 8 класса.
1.2. Законодательное обеспечение полового воспитания.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Закон ограничивает распространение среди детей информации, способной нанести вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно положениям закона, к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, в частности, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и содержащая информацию порнографического характера. Также Конституцией Российской Федерации гарантируется защита прав и свобод человека, в том числе право на половую свободу и половую неприкосновенность.
1.3. Половое воспитание в современном обществе в мире.
В Швеции: Уроки по половому просвещению включены в школьную программу с 1955 года, а основы преподают ещё в детских садах. Курс включает информацию о взрослых отношениях, беременности и инфекциях. Учителя стараются вовлечь школьников в разговор через игры и дебаты. В Германии: С 1970 года половое просвещение входит в школьную программу. Как правило, оно включает предметы, касающиеся процесса взросления, изменения в теле во время полового созревания, эмоций, биологического процесса полового размножения, половой активности, дружбы, незапланированных беременностей и осложнений абортов, опасности сексуального насилия, заболеваний, передающихся половым путём. В США: Учебных курсов, посвящённых половому просвещению, много. Условно их можно разделить на те, что обучают только воздержанию, те, что говорят о воздержании и контрацепции, и те, что предлагают комплексный подход к половому воспитанию и говорят о том, как построить безопасные отношения. Школьное половое воспитание есть далеко не везде, а если и есть, то в таких формах, что лучше бы не было.
В России программы полового просвещения в школах не реализуются. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов неоднократно заявлял, что уроки полового воспитания могут противоречить нормам морали и нравственности, а также традициям России. Также существуют программы нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста, например, разработанные Н. Е. Татаринцевой, М. В. Пищаевой, С. В. Денисовой и О. И. Ивановой, А. М. Щетининой. Они направлены на формирование у детей представлений о себе как представителе своего пола, о внешних и внутренних отличиях мальчиков и девочек, фемининном и маскулинном поведении, эталонных образцах мужского и женского поведения, ценности семьи и брака, матери и материнства.
В России полового воспитания не существует. И более того, до 1986 года в учебниках анатомии не было раздела о мужских и женских половых органах. Информация об оплодотворении начиналась с половых клеток, но история умалчивала о том, как они встретились. Те, чьё детство пришлось на начало 90-х в России, помнят, вероятно, первую детскую книгу «про это» — «Энциклопедию сексуальной жизни». Тогда же, в 90-х, предпринимались первые попытки ввести курс полового воспитания в российских школах, но обществу в этой инициативе померещилось растление малолетних.
В страну, где десятилетиями молчали о половом воспитании, хлынул информационный поток самого разного толка, который никаким образом не регулировался. Так и по сей день. В разделе «Половая система человека» учебника анатомии за 8 класс (2008 года издания) (Приложение 1. фото 1) описан процесс оплодотворения, менструации и поллюции упомянуты как естественные процессы, даны скупые рекомендации по личной гигиене, но вот сам половой акт демонизирован главой под названием «Болезни, передающиеся половым путём».
1.4. Роль семьи и школы в половом воспитании
Роль семьи и школы в половом воспитании заключается в тесном сотрудничестве. Семья закладывает основы полового воспитания. Нравственные уроки усваиваются в семье не столько через беседы, сколько через повседневные поступки родителей. Взаимоотношения между родителями, которые каждый день видит ребёнок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности. Школа играет важную роль в половом воспитании ребёнка. Школьные программы дают корректные, соответствующие возрасту знания по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальных отношений. Эффективные школьные программы учитывают реальные потребности подростков в информации и не стремятся заглушить их естественный интерес к вопросам взрослых отношений.
Основными направлениями взаимодействия семьи и школы в вопросах нравственно-полового воспитания старшеклассников являются:
• полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности, установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины;
• подготовка к ответственному супружеству как формированию супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнёрства;
• подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок и формирование здорового образа жизни.
1.5. Проблемы и вызовы современного полового воспитания
Некоторые проблемы и вызовы современного полового воспитания:
• Отсутствие дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода. Это приводит к формированию «усреднённых» личностей, когда у мальчиков не воспитываются такие качества мужественности, как эмоциональная устойчивость, выносливость, твёрдость, решительность, а у девочек — качества женственности (мягкость, нежность, скромность, терпимость).
• Несформированность у молодёжи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей. В дальнейшем это может приводить к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа ещё не распавшихся, но неустойчивых браков.
• Неправильная трактовка понятия «половое воспитание». Оно может ассоциироваться с чем-то вызывающим, пошлым, неподходящим для детей и подростков.
• Изменение традиционных образцов мужественности и женственности. Это создаёт трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты, а также для взрослых, влияющих на формирование половой идентичности (прежде всего родителей и школьных педагогов).
1.6. Влияние технологий на половое просвещение
Роль Интернета и социальных сетей в половом воспитании молодежи: они служат источником информации о половых отношениях, в том числе помогают находить ответы на волнующие вопросы. Однако в Интернете дети и подростки могут столкнуться с информацией, которая способна оказать негативное влияние на их психосексуальное развитие. Поэтому задача взрослых — помочь в развитии навыков и осведомлённости, которые необходимы молодёжи для правильного выбора в этой сфере. Также социальные сети влияют на гендерное развитие и формирование гендерных стереотипов у подростков.
Опасности и преимущества цифровых технологий в этом контексте
Опасности: 1) Нежелательный контент. По данным Фонда «Дружественный Рунет», 40% детей подвергались через Интернет влиянию порнографической информации. 2) Кибермошенничество. Злоумышленники могут взломать аккаунты в социальных сетях или игровых сервисах, а также использовать фишинг и спам. 3) Кибербуллинг. Сетевая травля, угрозы, оскорбления и другие проявления агрессии в виртуальном пространстве.
Преимущества: 1) возможность делиться своими интересами, увлечениями, мыслями, фотографиями, видео, то есть заявить о своей уникальности; 2) расширение круга общения, поддержание связи со старыми знакомыми и нахождение новых друзей единомышленников; 3) получение полезной информации, развлечение.
Чтобы минимизировать опасности, родителям необходимо активно участвовать в процессе обучения детей, начиная с раннего возраста, и предоставлять им инструменты для безопасного взаимодействия в Интернете, включая знания о личной безопасности и цифровой грамотности.
2. Практическая часть.
В первую очередь, я решила проверить статистику ранних беременностей и вопросов, связанных с половой неприкосновенностью.
2.1. Анализ статистики из открытого доступа
Согласно данным Росстата, в 2020 году было зафиксировано 553 тысячи случаев искусственного прерывания беременности — это 38,8 аборта на каждые 100 родов. Интересно, что эта статистика не учитывает случаев прерывания беременности медикаментозным путём [11]. Курсом полового воспитания для подростков старшего возраста охватывается блок о «безопасном сексе», в котором рассказывается о методах контрацепции, а также вреде их избегания. Именно отсутствие необходимых знаний у людей, а в своё время - подростков, приводит к такой статистике.
Также по данным Росстата, в 2021 году в России было зарегистрировано 10000 случаев ранней беременности. Самого юной матерью стала двенадцатилетняя девочка, а соотношение беременных подростков в России на тысячу человек - 50 на 1000 [10]. За последние годы в разы увеличилось количество дел, которые касаются семейного насилия в отношении детей, а особенно - преступлений сексуального характера против несовершеннолетних. По данным Следственного Комитета Российской Федерации, ежегодно порядка 26000 детей становятся жертвами преступных посягательств внутри семьи, и из них около четырнадцати тысяч подвергаются преступлениям против половой неприкосновенности [12]. Согласно независимому исследованию Киры Михайловны Цыганенко, опубликованному в журнале «Молодой учёный», 63% респондентов от 18 лет предпочли бы проведение уроков сексуального просвещения в промежуток с 5 по 9 классы [13]. Согласно тому же исследованию, только среди подростков, на вопрос: «От кого вы получили или получаете знания на тему полового воспитания?» 92,3% респондентов дали ответ «из Интернета», а второе и третье места по «популярности», соответственно, занимают варианты «из книг или фильмов» (55,1%) и «от сверстников».
2.2. Статистика ранних беременностей в России
Каждый год в России тысячи девочек до 17 лет становятся матерями — в 2023-м у них родились 8,3 тысячи первенцев. Еще 580 родили второго ребенка, а 36 — третьего, сообщает портал «Если быть точным».
Так, в 2018 году стали матерями: 4 двенадцатилетние девочки; 34 тринадцатилетних девочек; 190 четырнадцатилетних девочек; 919 пятнадцатилетних девушек; 2925 шестнадцатилетних девушек. Так, четверо из 190 четырнадцатилетних мам родили уже второго ребенка. Среди пятнадцатилетних вторых родов уже больше – 22 из 919. Среди шестнадцатилетних статистика ещё более пугающая: из 2925 детей 165 стали вторыми, девять – третьими и ещё два – четвёртыми. Ну и самый шокирующий факт – пять случаев пятых родов у 17-летних мам.
Статистика по городам:
Каждый год в России тысячи девочек до 17 лет становятся матерями — в 2023-м у них родились 8,3 тысячи первенцев. Еще 580 родили второго ребенка, а 36 — третьего, сообщает портал «Если быть точным».
Согласно выводам экспертов, в России в прошлом году несовершеннолетние девочки родили 8913 детей. Самый высокий коэффициент рождаемости среди подростков в Тыве — 9,5 рождений на тысячу девочек от 15 до 17 лет. Следом идут Еврейская автономная область (8,7), Чукотский автономный округ (8,1), Забайкальский (7,7) и Хабаровский края (6,8). Аналитики отмечают, что в этих регионах высокий уровень преступности, а также часто употребляют алкоголь. Самый низкий коэффициент — в Москве, Севастополе и Мордовии (1,3). Далее идут Санкт-Петербург и Чечня (1,7).
По словам независимого демографа А. Ракши, некоторые данные могут корректироваться. Например, есть вероятность, что в Чечне занижают статистику, а в Мордовии преувеличивают численность населения.
Старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Е. Чурилова замечает, что сейчас в России довольно низкий уровень подростковой рождаемости, а региональные различия могут объясняться сексуальным поведением подростков.
На сегодняшний день возраст сексуального согласия в России составляет 16 лет. За совершение полового акта человеком, достигшим 18 лет, с человеком, не достигшим 16-летнего возраста, уголовный кодекс предусматривает наказание.
Для справки: Самая ранняя беременность и самые ранние роды зафиксированы медиками в 1939 году. Самой молодой мамой стала 5-летняя перуанская девочка Лина Медина, которая родилась в сентябре 1933 года. Ее «рекорд», к счастью, по-прежнему не побит [14]. Самая плодовитая женщина в истории родила 69 детей. Мировой рекорд по количеству детей, рожденных одной женщиной, принадлежит Валентине Васильевой, жене русского крестьянина Федора Васильева. За свою жизнь женщина стала мамой 69 детей.
3. Заключение.
Воспитание представляет собой более широкое понятие, охватывающее просвещение. Обычно под воспитанием понимается целенаправленное формирование личности с целью подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с принятыми в обществе нормами. Половое воспитание является одним из его видов. Оно представляет собой систему медико-педагогических мер, направленных на формирование у родителей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, соответствующего социокультурным нормам.
В современной России отсутствует адекватная сложившейся ситуации система полового воспитания. Либерализация общества, свобода СМИ, доступ к Интернету, модные тенденции и ценности массовой культуры усиливают естественный интерес подростков к вопросам секса и сексуальности, создавая ощущение абсолютной сексуальной свободы, которого не было в советское время. В то же время в средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях отсутствует универсальная комплексная программа воспитания, охватывающая как медико-биологические аспекты половых отношений (беременность, менструальный цикл, контрацепция, инфекции, передающиеся половым путем, заболевания репродуктивной системы), так и этические, психологические и социальные аспекты (моральная ответственность в отношениях, готовность к вступлению в отношения, осознание своей сексуальности, семейные отношения). Родители также не готовы заниматься сексуальным воспитанием детей. По данным опроса ВЦИОМ 1991 года, лишь 13% респондентов сообщили, что их родители говорили с ними на темы полового воспитания. Аналогичные результаты показали опросы подростков в конце 90-х - начале 2000-х годов. Часто родители и учителя полагают, что разговоры на сексуальные темы стимулируют интерес подростка к сексу и способствуют раннему вступлению в половую жизнь.
4. Список литературы.
1.https://www.psychologies.ru/articles/ot-puritanstva-do-seksualnoi-revolyucii-i-obratno-7-etapov-razvitiya-polovogo-vospitaniya-v-rossii/
2. https://base.garant.ru/57306765/
3.https://ейск.23.мвд.рф/document/36062308
4.https://ds56kras.dinskoi.ru/item/1160816
5.https://www.cdik-center.ru/about/normativno-pravovye-dokumenty/
6.https://journal.tinkoff.ru/list/sex-ed-world/
7.https://monographies.ru/en/book/section?id=14071
8.https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-programmno-metodicheskoe-obespechenie-nravstvenno-polovogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
9. Багоцкий, С. В., Беляев, Г. Ю., Беляева, А. В. (2017) Половое воспитание школьников: стратегия, тактика, решения в культуре профессиональной подготовки будущего педагога. Образование личности, № 2, с. 88–95.
10. Горян, Э. В. (2016) Сексуальное образование в системе международно-правовых гарантий прав и свобод человека. Юридические исследования, № 9, с. 75–94.
11. Баркова, С. М. (2016) Отношение к детской сексуальности у мужчин и женщин в период ранней взрослости. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., СПбГУ, 26 с.
13. Есина, С. В., Бланц, О. Б. (2018) Теоретический анализ проблемы сексуального воспитания подростков. Общество, № 1 (9), с. 44–50
14. Конина, М. А., Холмогорова, А. Б. (2015) Стратегии сексуального поведения в современной культуре. Культурно-историческая психология, т. 11, № 1, с. 61–70.
приложение 1
Фото 1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
Фото 2. Брихт Бергстром (Мы становимся взрослыми)