Влияние советских и современных мультфильмов на психику и развитие детей

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние советских и современных мультфильмов на психику и развитие детей

Зандер Д.А. 1
1МАОУ "ООШ №28"
Рогова А.Р. 1
1МАОУ "ООШ №28"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мультфильмы – это неотъемлемая часть детства, способствующая формированию мировосприятия и эмоционального интеллекта у детей. На протяжении десятилетий анимация служила важным инструментом воспитания и обучения, отражая культурные, социальные и моральные ценности своего времени. В нашем проекте мы исследуем влияние советских и современных мультфильмов на психику и развитие детей, анализируя, как различные подходы к созданию анимации могут формировать характер, поведение и эмоциональное состояние подрастающего поколения.

Данная тема является актуальной, так как мультфильмы являются важной частью детской культуры и досуга, формируя дошкольников и младших школьников. Понимание того, как анимация влияет на эмоциональное, социальное и когнитивное развитие детей, имеет принципиальное значение для родителей, педагогов.

В современном мире дети подвергаются воздействию большого объема мультимедийного контента, который не всегда способствует их гармоничному развитию. Растущая доступность интернета и новых технологий создает потребность в актуальном анализе того, какие мультфильмы наиболее полезны для детей и какие риски могут быть связаны с их просмотром.

Целью моей работы является изучение влияния советских и современных мультфильмов на психику и развитие детей, с акцентом на выявление их роли в формировании эмоций, ценностей, социального поведения и когнитивных навыков, а также анализ изменений в подходах и методах анимации, отражающих культурные и образовательные тенденции различных эпох.

Для ее решения были определены следующие задачи:

  • изучить историю появления и становления мультипликации;

  • рассмотреть особенности советских и современных мультфильмов;

  • проанализировать содержание мультфильмов, поступки героев, изучение психологического воздействия их на ребенка;

  • создать базу данных мультфильмов, позитивно влияющих на развитие психики детей.

  • разработать внеклассное мероприятие – кинопоказ.

Объектом исследования являются советские и современные мультфильмы.

Предметом – изучение влияния советских и современных мультфильмов на психическое и эмоциональное развитие детей.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что различия в подходах к созданию анимации в разные исторические периоды влияют на формирование личности ребенка, его эмоциональную стабильность и социальные навыки.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

– просмотр фильмов;

– анализ сюжета;

– сравнение;

– обобщение исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе изучения результаты могут быть использованы для проведения внеурочных мероприятий (классных часов, игр, кинопоказы и тд.). Материалы и выводы данного исследования также могут быть использованы на уроках обществознания.

В рамках нашего исследования мы планируем рассмотреть как положительные, так и отрицательные аспекты влияния мультфильмов на детей, а также выявить, какие элементы анимации способствуют гармоничному развитию личности.

1. Основная содержательная часть

1.1. Как появилась мультипликация

Мультипликация возникла задолго до изобретения кинематографа. Еще в XIX веке ученые придумали вращающуюся ленту с рисунками на фоне зеркальной подсветки.

Если обратить внимание на 1880-е годы, то можно заметить, что анимация значительно предшествовала кино. Рисование возникло раньше фотографии, и, соответственно, устройства, такие как волшебный фонарь и камера обскура, были изобретениями в области мультипликации до появления фотоаппаратов.

Международный день анимации, который отмечается ежегодно 28 октября, посвящён первому показу «Оптического театра» Эмиля Рейно.

В 1892 году Эмиль Рейно представил рисованный фильм широкой театральной аудитории с помощью аппарата «Праксиноскоп». Его показы произвели настоящую сенсацию. Качество изображения было на высшем уровне, так как пленка двигалась в аппарате плавно и без рывков, музыкальное сопровождение идеально соответствовало картинке, а само изображение отличалось исключительным качеством [8].

Однако в 1895 году мир познакомился с кинематографом. Рисованная реальность быстро утратила свою популярность, уступив место феномену запечатлённой кино действительности. Кино стремительно стало мощным и непобедимым конкурентом для анимации. Тем не менее, огромный успех кино и его широкое распространение открыли мультипликаторам возможность использовать технические и экономические достижения киноиндустрии в своих интересах. Мультипликаторы вошли в мир кино, завоевав небольшую, но стабильную нишу в кинопрокате [8].

Как и первые фильмы, первые мультфильмы были очень короткими и не имели чёткого сюжета. Начальный этап развития кинематографа характеризуется экспериментами и поиском различных эффектов. Аналогично, история мультипликации также представляет собой эволюцию различных технических приемов, таких как кукольная анимация, графическая анимация, перекладная анимация и другие. Первые мультфильмы, подобно первым фильмам, создавались с целью удивить зрителей необычностью происходящего на экране. Например, мультфильм Джеймса Стюарта Блэктона «Очарованный рисунок» (The Enchanted Drawing), выпущенный в 1900 году, представляет собой скорее театрализованное представление трюка, в котором художник рисует на холсте, и изображение оживает, взаимодействуя с ним [8].

К 1910-м годам мультипликация уже стала самостоятельной и целостной отраслью производства, преодолев стадию кустарного единичного производства. Художники начали привлекать помощников для создания сотен изображений, необходимых даже для простых короткометражных анимаций. В это время появляются первые студии, которые занимаются исключительно производством мультипликационных фильмов [8].

К этому моменту анимация уже обрела оригинальное творческое выражение: сформировались различные стили, персонажи стали более живыми и сложными, а сюжеты – более многослойными и уникальными. Мультипликаторы осознали, что сила анимации заключается в том, что изначально воспринималось как её недостаток – в нереалистичности и возможности изображать фантазии, далекие от повседневной жизни. В 1908 году французский мультипликатор Эмиль Коль (Émile Cohl) выпустил анимационный фильм «Фантасмагория или кошмар Фантоша», который стал первым мультфильмом с структурированным самодостаточным сюжетом и запоминающимся главным героем.

Тем не менее, прорыв в производстве мультипликации, как и в кинематографе, произошёл не во Франции, а в США. Американский мультипликатор Уинзор Маккей (Winsor McCay) поднял технику и стилистику анимации на новый уровень. В 1911 году он выпустил первый цветной мультфильм «Маленький Немо» (Little Nemo), а в 1914 году – «Динозавр Герти» (Gertie the Dinosaur), который стал первым персонажем с ярко выраженными личностными качествами, вызывавшими сопереживание у зрителей [8].

В 1914 году Джон Брэй (John Randolph Bray) основал в США первую анимационную студию «Bray Productions», работающую по принципам индустриального производства. Студия выпускала множество мультфильмов и заключала соглашения на их широкий прокат в кинотеатрах. В 1917 году вышел первый полнометражный мультфильм «Апостол» аргентинского автора Квирини Кристиани (Quirino Cristiani), который длился 70 минут, но его копии не сохранились [8].

Мультипликаторы продолжали разрабатывать новые техники рисования, одновременно развивая как технические, так и творческие аспекты анимации. К концу 1920-х – началу 1930-х годов мультфильмы заняли значимое место в кинопроизводстве. Огромную роль в развитии индустрии анимационных фильмов сыграл Уолт Дисней.

В 1923 году Уолт Дисней переехал в Голливуд и основал студию «Disney Brothers Studio», нынеизвестнуюкак «The Walt Disney Company». Объединив творческую инновативность с постоянным техническим совершенствованием, Дисней разработал свой уникальный стиль анимации и вывел анимационные фильмы на лидирующие позиции в кинорынке. Выпущенный в 1937 году мультфильм «Белоснежка и семь гномов» стал символом технического и творческого совершенства, которое могли достичь рисованные фильмы, и стал самым успешным коммерчески фильмом 1938 года [8].

Успех «Белоснежки и семи гномов» ознаменовал начало «Золотого века анимации». Студия Уолта Диснея продолжила выпускать мультфильмы, которые имели огромный успех, такие как «Пиноккио» (1940), «Бэмби» (1942), «Золушка» (1950) и многие другие. Следуя примеру студии Диснея, другие крупные компании также открыли свои анимационные подразделения. Так, в 1940 году студия MGM начала выпускать легендарных «Том и Джерри», а Warner Brothers занялась продвижением мультсериала «Looney Tunes» с известными персонажами, такими как Багз Банни и Даффи Дак.

Таким образом, в 1930-е годы мультфильмы стали важной частью мирового кинобизнеса. В период 1930-1940-х годов по всему миру начали появляться анимационные студии и организации мультипликаторов и художников. Мультфильмы перестали восприниматься как детские развлечения; в них стали вкладывать значительные средства и реализовывать сложные творческие идеи. Более того, кинематограф обогатился, синтезировав возможности мультипликации – в одном кадре сочетались анимация и живые актёры (например, в фильмах «Песня юга» (1946), «Мэри Поппинс» (1964), «Кто подставил кролика Роджера» (1988)) [8].

Это объединение реального и рисованного – расширило горизонты для кинематографа и стало основой компьютерной революции в кино. На сегодняшний день кинематограф и мультипликация слились в единое целое, стирая чёткие границы между реальными изображениями и анимированными, созданными на компьютере.

1.2. Особенности советских мультфильмов

Советская анимация оставила глубокий след в мировой культуре и создала множество незабываемых мультфильмов, которые продолжают радовать зрителей и по сей день. Особенности советских мультфильмов заключаются в их уникальной стилистике, творческом подходе и философском содержании. Рассмотрим основные черты, которые отличают советскую анимацию от других.

Но как появилась и развивалась отечественная мультипликация? Анимация пришла в Россию в 1906 году, когда балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев создал первый кукольный мультфильм [3]. Он напоминал балетную постановку и оставался неизвестным широкой публике до 1995 года, когда киновед Виктор Бочаров смог найти архив Ширяева. В результате миру стали известны первые отечественные мультипликационные шедевры, снятые на 17,5-миллиметровую пленку: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма с счастливым концом «Шутки Арлекина». Ширяев сам протирал дыру в паркете, управляя своими куклами, но даже современные мультипликаторы поражаются тому, как элегантно и эстетично выглядит мультфильм, созданный более ста лет назад [3].

После появления первых мультфильмов в Российской империи начали работать и другие авторы. Одним из них стал Владислав Старевич, который завоевал мировую известность. Его идея использовать чучела насекомых в мультфильмах пришлась по вкусу зрителям как в России, так и в Европе. Интересно, что Старевич пришел к этой концепции как биолог, и его путь в мир анимации начался с создания обучающего фильма о рогатых жуках для студентов. В своих мультфильмах он прикреплял лапки жуков и других насекомых к их телам с помощью пружинок и клея, создавая различные сценки-пародии на основе старых романов. Так появились короткометражные фильмы, такие как «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Весёлые сценки из жизни животных», «Лилия Бельгии» и «Ночь перед Рождеством». Старевич впервые объединил актерскую игру и анимацию, и его работы вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

С приходом революции развитие отечественной анимации приостановилось, но уже в советское время оно вновь расцвело. К концу 1920-х годов в СССР начали появляться первые мультипликаторы и их анимационные картины. В начале 1930-х годов в Советском Союзе сформировались серьезные школы мультипликации и их авторы [3].

Признанный мастер отечественной анимации Владислав Старевич после революции уехал в Европу, где работал в Италии и Испании. В то время как первые попытки возродить анимацию в России были предприняты Ю. Меркуловым и Д. Черкесом, которые создавали анимационные картинки для агитационных поездов, прибывающих в города и на станции.

Позже Юрий Меркулов организовал свою студию при техникуме кинематографии, где работали будущие классики советского кино: сестры Брумберг, Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева и Владимир Сутеев. Снятые ими в 1924 и 1925 годах мультфильмы «Межпланетная революция» и «Китай в огне» получили положительные отзывы зрителей. «Китай в огне», который длился более 50 минут, стал первым полнометражным мультфильмом на отечественных экранах [3].

В тот же период появилась еще одна студия – Культкино, специализировавшаяся на создании сатирических короткометражных мультфильмов. Известные аниматоры Дзига Вертов и Александр Бушкин создали серию работ, включая «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», «Случай в Токио», «Советские игрушки» и «Юморески». Их использование карикатурного стиля и жесткой сатиры завоевало симпатии зрителей.

В 1927 году Иван Иванов-Вано выпустил первые два детских мультфильма – «Сенька Африканец» и «Каток». Параллельно с этим возникла студия «Межрабпром», которая позже станет частью «Союзмультфильма». С этого времени детская анимация начинает постепенно вытеснять агитационные и пропагандистские фильмы, что стало своего рода революцией. Взрослые аниматоры начали ориентироваться на детскую аудиторию, добавляя в свои работы элементы воспитания. Мультфильмы как «Органчик» и «Царь Дурандай» Н. Ходатаева и И. Иванова-Вано отличались высокой эстетикой и плавностью анимации [3].

С этого периода до 1934 года, когда произошел значительный перелом в отечественной анимации, появилось множество заметных российских мультфильмов. Студия «Совкино» представила такие работы, как «Тараканище», «Самоедский мальчик» и «Почта» Михаила Цехановского (последний был показан Уолту Диснею, который высоко оценил его). На «Межрабпроме» выпустили «Мойдодыр» и «Приключения китайчат», а на «Мосфильме» появились «Приключения Братишкина» и «Новый Гулливер», который по-прежнему считается классикой полнометражной кукольной анимации. Мультфильм «Новый Гулливер» опередил на два года «Рейнеке лис» Старевича, вышедший в Германии в 1937 году, что позволило нашей стране сохранить первенство в кукольной анимации [3].

В 1933 году в СССР впервые стали доступны мультфильмы известного американского аниматора Уолта Диснея, включая «Пароход Вилли» и «Три поросенка». В следующем году на Московском кинофестивале показали несколько эпизодов «Микки Мауса», которые произвели настоящую революцию в мировой анимации. Новые приемы, внедренные Диснеем, такие как плавные переходы между кадрами, «пухлость» и многоплановая камера, произвели глубокое впечатление не только на отечественных аниматоров, но и на И. Сталина. В 1935 году была создана студия «Союзмультфильм», которая стала любимой у нескольких поколений зрителей, объединив ранее разрозненные студии Советского Союза [3].

Несмотря на длительный вынужденный перерыв, вызванный Великой Отечественной войной и эвакуацией в Самарканд, студия «Союзмультфильм» заметно изменилась в области технологий анимации. Сразу после окончания войны она начала производить серию мультфильмов, отличавшихся высокой степенью реализма. В их создании использовались новые методы и технические средства, такие как ротоскопирование. В результате появились классические мультфильмы, сохранившие свою актуальность и по сей день: «Непослушный котенок», «Каштанка», «Пропавшая грамота», «Снежная королева», «Федя Зайцев», «Часовые полей».

Уже в начале 1950-х годов начался новый оригинальный этап в развитии отечественной анимации. Борьба с западным влиянием привела не к упадку, а к расцвету российской мультипликации. Мультфильмы «Аленький цветочек», «Снегурочка» и «Двенадцать месяцев» стали основоположниками, открывшими путь будущим поколениям аниматоров. В дальнейшем мы расскажем о развитии советской мультипликации во второй половине ХХ века и о современной российской анимации, которая завоевала мировую известность в наши дни.

Советские мультфильмы были созданы в контексте определённых идеологических и культурных установок, которые акцентировали внимание на дружбе, взаимопомощи и моральных уроках. Эти произведения часто содержали элементы народной мудрости и фольклора, что способствовало формированию у детей чувства принадлежности к своей культуре и традициям.

Кратко можно выделить особенности советских мультфильмах:

– Образовательный и воспитательный аспект – советские мультфильмы часто имели ярко выраженную образовательную и моральную направленность. Они служили средством формирования нравственных и этических норм, воспитывая у детей такие качества, как дружба, взаимопомощь, патриотизм и справедливость. Мультипликаторы стремились вложить в свои работы уроки о добре и зле, показывая, что честность и трудолюбие всегда вознаграждаются.

– Фольклорные мотивы – многие советские мультфильмы черпали вдохновение из народных сказок и фольклора. Классические персонажи, такие как лягушка-путешественница и лиса, часто становились героями мультфильмов. Это не только сделало мультфильмы более интересными и доступными для зрителей, но и способствовало сохранению культурного наследия.

– Технические новшества и выразительная анимация – советские мультипликаторы активно экспериментировали с различными анимационными техниками. Они использовали stop-motion, перекладную анимацию, кукольную анимацию и другие методы, что позволяло создавать уникальные визуальные эффекты и погружать зрителей в волшебный мир. Мультфильмы такие как «Ёжик в тумане» и «История одного преступления» выделялись своей художественной выразительностью и поэтичностью.

– Музыкальное сопровождение – музыка в советских мультфильмах играла важную роль. Многие мультфильмы отличались запоминающимися мелодиями и песнями, которые впоследствии стали популярными. Композиторы, такие как Владимир Шаинский и Максим Дунаевский, создавали музыкальные произведения, гармонично сочетавшиеся с визуальным рядом и усиливающие эмоциональную нагрузку анимации.

– Правильное соотношение простоты и глубины – советские мультфильмы умело сочетали простоту изложения с глубиной содержания. Легкие сюжеты и яркие персонажи в большинстве случаев скрывали более серьезные темы, позволяя детям и взрослым по-разному воспринимать мультфильмы. Эта многослойность обогащала восприятие и давала возможность для обсуждений.

Советская анимация – это уникальное явление в мире мультфильмов, которое оставило неизгладимый след в сердцах людей разных возрастов. Её особенности – образовательный подход, фольклорные мотивы, художественная выразительность и социальная значимость – делают её актуальной и востребованной и в современном контексте. Мультфильмы, созданные в Советском Союзе, продолжают вдохновлять новые поколения, сохраняя богатую традицию анимационного искусства.

1.3. Особенности современных мультфильмов

Мультфильмы занимают важное место в жизни детей и взрослых, являясь не только средством развлечения, но и образовательным инструментом. Современные мультфильмы представляют собой разнообразный жанр анимационного искусства, который претерпел значительные изменения с момента своего создания.

В настоящее время родители ранним образом вводят детей в мир мультфильмов. Из-за загруженного графика и отсутствия желания заниматься воспитанием, они позволяют детям смотреть мультфильмы по несколько часов в день. Дети увлечены просмотрами как по телевизору, так и онлайн – на телефонах, планшетах или ноутбуках. Среди наиболее популярных детских каналов выделяются «Карусель», «Дисней» и другие. На них транслируются современные русские, японские и американские мультфильмы, которые часто не несут никакой ценности для ребенка и могут оказывать негативное влияние на его поведение и речь.

В каждой стране существуют свои культурные нормы, формирующие процесс воспитания детей. Американские диснеевские мультфильмы предлагают детям модели поведения, несовместимые с нашим культурным контекстом. Кроме того, много современных российских мультфильмов демонстрируют неподобающее поведение, такое как баловство, невоспитанность, жестокость и эгоизм (например, «Маша и Медведь», «Барбоски» и т. д.). С раннего возраста детей привлекают яркие и подвижные изображения. Сюжетная линия мультфильмов проста и доступна для понимания ребят разного возраста. Персонажи учат детей взаимодействовать с окружающим миром как в положительном, так и в отрицательном свете. Дети начинают идентифицировать себя с главными героями и преодолевают свои страхи и трудности. Таким образом, мультфильмы выполняют воспитательные, развивающие и образовательные функции.

Интерактивные мультфильмы, позволяющие ребенку обдумывать и отвечать на вопросы, считаются особенно полезными, так как они являются эффективным инструментом воспитания. О. В. Козачек в своих исследованиях анализировала влияние современных мультфильмов на поведение и психику детей. Она отмечает, что избыточный интерес к мультфильмам негативно сказывается на психическом состоянии ребенка, а также на его поведении, вызывая агрессию, страх и грубость. Козачек утверждает, что советские мультфильмы пропагандировали доброту, доброжелательность и взаимопомощь. Поскольку ребенок еще не способен четко различать положительных и отрицательных персонажей, он может копировать поведение, которое считает правильным на основе собственного восприятия.

Одной из основных причин влияния мультфильмов на поведение детей является то, что их психика еще не полностью развита. Яркие цвета и громкие, резкие звуки могут оказывать давление на детскую психику. Поэтому не рекомендуется показывать такие мультфильмы перед сном, так как они могут вызвать нарушения сна и чрезмерную возбудимость. Кроме того, интенсивный свет и шум негативно сказываются на анализаторных системах ребенка. Чтобы успокоить малыша перед сном, лучше выбирать мультфильмы с успокаивающим содержанием, например, с животными. Мультфильмы не должны вызывать сильные эмоции, быть слишком громкими или длинными, как, например, «Свинка Пеппа» или «Маша и Медведь».

Популярные зарубежные мультфильмы, такие как «Человек-Паук» и «Супермен», изображают реальный мир, в котором происходит борьба за власть и зло охватывает все вокруг. В таких сюжетах небольшая группа людей или один герой противостоит этому негативу. Американские мультфильмы иногда содержат непристойные выражения, что может способствовать формированию девиантного поведения у детей. Ребенок может перенимать поведение персонажей и воспроизводить его в реальной жизни.

Исследования показывают, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона мультфильма [2]. Например, в «Фунтике» много положительных эмоций, что значительно улучшает настроение детей. В то время как «Том и Джерри» содержит негативные эмоции, такие как грусть и насилие, что снижает эмоциональный фон детей. То, что они видят на экране, оказывает значительное влияние на их эмоциональное состояние.

Анализируя современные мультфильмы, которые активно смотрят дети, можно выделить «Маша и Медведь». С одной стороны, он дружелюбный и веселый, но с другой – в нем присутствует непослушный и капризный ребенок, который манипулирует медведем. Большой медведь старается угодить маленькой девочке, а другие животные в мультфильме постоянно прячутся от нее и боятся ее. Это формирует у детей такие качества, как безжалостность и капризность. Дети, часто смотрящие этот мультфильм, начинают вести себя как Маша: издеваются, балуются, кричат и устраивают истерики. У них развиваются такие черты, как капризность, упрямство и эгоизм. Кроме того, дети копируют не только поведение Маши, но и ее манеру речи, которая отличается приказным тоном и отсутствием вежливых слов. К сожалению, многие современные мультфильмы не обладают должным психологическим, педагогическим или этическим содержанием и могут иметь негативные последствия для детей.

Современные мультфильмы, несмотря на их развлекательную составляющую, могут иметь ряд отрицательных особенностей, которые могут негативно сказываться на детях. Вот некоторые из них:

– Негативные модели поведения: многие мультфильмы демонстрируют агрессивное, невоспитанное или эгоистичное поведение персонажей, что может привести к тому, что дети начнут копировать такие модели поведения в реальной жизни.

– Стереотипы и предвзятости: некоторые мультфильмы могут содержать стереотипные образы и предвзятости, которые формируют у детей искаженное представление о различных культурах, полах и социальных группах.

– Чрезмерная визуальная стимуляция: яркие цвета, быстрые движения и громкие звуки могут перегружать детскую психику, что может привести к проблемам с вниманием и концентрацией.

– Негативное влияние на эмоциональное состояние: некоторые мультфильмы могут вызывать у детей страх, тревогу или грусть, особенно если в сюжете присутствуют сцены насилия или страха.

– Влияние на речь и коммуникацию: некоторые мультфильмы могут содержать нецензурные слова или грубую речь, что может негативно сказаться на речевом развитии детей и их навыках общения.

– Недостаток разнообразия в контенте: многие современные мультфильмы следуют одним и тем же шаблонам и сюжетам, что может ограничивать воображение и креативность детей.

Таким образом, эти особенности подчеркивают важность внимательного выбора мультфильмов для детей и необходимости контроля за тем, что они смотрят.

Современные мультфильмы отражают динамично меняющийся мир. Однако с увеличением доступности мультимедийного контента возникает вопрос о том, как это влияет на психическое здоровье и развитие детей, особенно в условиях информационной перегрузки.

2. Исследовательская часть

2.1. Анкетирование обучающихся

Для того, чтобы выявить какие мультфильмы нравятся обучающимся и чем именно, я предложила ребятам 6-9 классов пройти опрос.

https://forms.gle/NuzJP4oMWnUzkSxS7

(см. Приложение 1).

Результат опроса показал следующее: большинство ребят смотрят современные мультфильмы, преследуя при этом развлекательную цель.

Результат ответа на вопрос «Какие мультфильмы вы предпочитаете?» увидеть на данной диаграмме – 62% опрошенных учащихся отметили, что любят смотреть современные мультфильмы, и почти в половину меньше –38% ответили, что предпочитают советские мультфильмы.

Также, я решила узнать у ребят, что, по их мнению, необходимо для сюжета мультфильма? Одинаковый процент опрошенных – 33% ответили: «Добрые, положительные герои и интересный сюжет» и «Юмор». Чуть меньше – 24% ответили «Элементы обучения, пример хорошего поведения». И всего лишь 10% – «Мораль».

На вопрос «Чего, по вашему мнению, не должно быть в мультфильме?» большинство ребята ответили, что «Не должно быть пропаганды нездорового образа жизни», «Агрессии и жестокости».

Также, на вопрос «Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать главный герой мультфильма?» наибольшее количество обучающихся ответили – добротой, вежливостью, чувством справедливости. А вот жестокости, лживости, агрессивности и невоспитанности обучающиеся в героях мультфильмов видеть не хотят.

Ниже, на диаграмме мы можем увидеть результаты ответов на вопрос «Какая основная функция у мультфильмов?» – 62% считают, что основная функция мультфильмов – развлекательная.

В заключении я задала вопрос «Какие ваши любимые мультфильмы?» были получены ответы – «Лило и Стич», «Ну, погоди», «Том и Джерри», «Шрек», «Простоквашино», «Рататуй». Исходя из этих ответов, можно прийти к выводу, что те немногие учащиеся, которые смотрели советские мультфильмы, скорее всего смотрели их по телевизору, т.к. данные мультфильмы чаще всего показывают по телевидению.

После анализа полученных результатов, была проведена беседа с моим руководителем о необходимости изменений данной ситуации. При помощи моего руководителя было проведено два кинопоказа мультфильмов «Буратино» и «Морозко» в школе для обучающихся 6-9-х классов с последующим обсуждением и анализом.

По итогам проведенных мероприятий ребятам был выдан контрольный опрос для сравнения результатов.

На вопрос «Какие мультфильмы вы предпочитаете?» количество положительных ответов увеличилось, оно составило 63%. На вопрос о том, что необходимо для сюжета мультфильма, ответы не изменились.

К тому же, изменились ответы на вопрос «Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать главный герой мультфильма?». К предыдущим ответам добавились еще варианты «Смелость» и «Мудрость».

Также, ребята по-другому стали рассматривать функции мультфильмов. Теперь на первый план выходит «Образовательная» функция.

По вопросу «Какие ваши любимые мультфильмы?» добавились ответы, содержащие в себе советские мультфильмы – «Кот Леопольд», «Крокодил Гена».

Эти данные подтверждает то, что выбор и просмотр мультфильмов стал более осознанным.

2.2. Список мультфильмов

Создано очень много хороших мультфильмов, которые служат примером и ориентиром поведения, а также которые оказывают значительное влияние на поведение людей. Я составила небольшой список тех мультфильмов, которые, мне хотелось бы, чтобы посмотрели ребята.

1. Котенок по имени Гав – это история о дружбе, приключениях и поиске своего места в мире. Главный герой, котенок Гав, представляет собой символ невинности и любопытства. Он находит особенностью не только свое имя, но и свою индивидуальность, осваивая окружающий мир.

Сюжет мультфильма построен вокруг взаимоотношений Гава с другими животными, в частности с песиком Шариком. Вместе они сталкиваются с различными ситуациями, в которых учатся поддерживать друг друга и преодолевать препятствия. Ключевым моментом является то, что Гав, несмотря на свою наивность и неуверенность, проявляет доброту и отзывчивость, что способствует формированию дружбы и понимания между персонажами.

2. Трое из Простоквашино – это классическая анимация, основанная на повести Эдуарда Успенского, которая затрагивает важные темы дружбы, семьи, ответственности и поиска своего места в жизни.

3. Мама для мамонтенка – это поучительная и трогательная история о важности материнской любви, заботы и понимания. В центре сюжета находится маленький мамонтенок, который в поисках своей матери сталкивается с различными трудностями и приключениями.

4. Чебурашка – это классическая анимационная история, созданная на основе рассказов Эдуарда Успенского. В центре сюжета находится Чебурашка, необычное существо с большими ушами, которое попадает в мир людей и сталкивается с различными приключениями.

Основные смысловые темы мультфильма:

  • Дружба и взаимопомощь – одной из ключевых тем является дружба между Чебурашкой и крокодилом Геной. Их отношения основаны на взаимопомощи, поддержке и понимании. Вместе они преодолевают трудности и находят радость в общении друг с другом.

  • Принятие и толерантность – Чебурашка, как персонаж, который отличается от других, символизирует важность принятия и уважения к различиям. Его необычный внешний вид и доброта показывают, что важно принимать людей такими, какие они есть, независимо от их внешности или особенностей.

Доброта и искренность – мультфильм подчеркивает ценность доброты и искренности в отношениях. Чебурашка и Гена помогают другим персонажам, демонстрируя, как важно быть отзывчивым и заботливым.

5. Приключения кота Леопольда – это история, созданная в Советском Союзе, которая рассказывает о добром и мудром коте Леопольде и его приключениях с двумя мышами.

6. Мешок яблок – мультфильм, который затрагивает важные темы дружбы, честности и справедливости.

7. Снежная королева – это адаптация знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена, которая была экранизирована в различных версиях, включая современные анимационные фильмы. Основной смысл мультфильма можно рассмотреть через несколько ключевых тем и мотивов:

Сила любви и дружбы – в центре сюжета находится история о дружбе между Гердой и Каем. Когда Кай попадает под влияние Снежной королевы и теряет свою душу, Герда отправляется в опасное путешествие, чтобы спасти его. Это подчеркивает, что настоящая любовь и дружба могут преодолеть любые преграды и трудности.

Борьба добра со злом – Снежная королева символизирует холод и бездушие, в то время как Герда олицетворяет тепло, доброту и человечность. Конфликт между этими силами является центральным элементом сюжета, показывая, что добро всегда побеждает зло, если за него борются.

Потеря и восстановление – Кай теряет свою душу и становится безразличным к окружающему миру. Путешествие Герды – это не только физическое, но и эмоциональное путешествие, в ходе которого она учится ценить любовь и дружбу, а также восстанавливает Кая, возвращая ему его истинное «я».

Смелость и решимость – Герда проявляет невероятную смелость и решимость в своем стремлении спасти Кая. Она преодолевает множество препятствий и встречает различных персонажей, которые помогают ей на пути. Это показывает, что даже в самых трудных ситуациях важно не сдаваться и продолжать бороться за то, что дорого.

8. Гадкий утенок – основан на одноименной сказке Ганса Християна Андерсена и рассказывает историю о том, как иногда внешность может быть обманчивой, а истинная красота и ценность находятся внутри.

9. Смешарики – это популярная анимационная серия, созданная в России, которая рассказывает о приключениях забавных и милых персонажей, живущих в круглом мире. Каждый из героев имеет свои уникальные черты, характер и жизненные ситуации, что позволяет затрагивать различные темы и проблемы.

Основные смысловые аспекты мультфильма:

• Дружба и взаимопомощь – одной из ключевых тем «Смешариков» является дружба. Персонажи часто помогают друг другу, решают проблемы вместе и поддерживают друг друга в трудные времена. Это подчеркивает важность взаимопомощи и поддержки в отношениях.

• Разнообразие характеров – каждый персонаж представляет собой определенный тип личности, что позволяет детям увидеть, как разные характеры могут сосуществовать и взаимодействовать. Это учит принятию различий и уважению к другим.

• Проблемы взросления – мультфильм затрагивает темы, связанные с взрослением, такие как страхи, неуверенность, стремление к самовыражению и поиску своего места в жизни. Персонажи сталкиваются с различными жизненными ситуациями, что помогает детям понять, что они не одни в своих переживаниях.

• Обучение и развитие – многие эпизоды содержат образовательные элементы, которые помогают детям учиться и развиваться. Темы могут варьироваться от науки и экологии до социальных навыков и эмоционального интеллекта.

10. Лунтик – это российская анимационная серия, ориентированная на детей, которая рассказывает о приключениях милого существа по имени Лунтик, прибывшего на Землю с Луны. Лунтик и его друзья, включая различных животных и насекомых, попадают в разные ситуации, обучающие юных зрителей ценным жизненным урокам.

Заключение

В результате проведенного исследования мною установлено, что советские мультфильмы стали важным культурным явлением, которое не только развлекало детей, но и формировало их моральные ориентиры.

Многие мультфильмы поднимали важные социальные и моральные вопросы, способствовали формированию у детей чувства ответственности, сострадания и взаимопомощи. Герои и все составляющие мультфильмов действовали успокаивающе на психику подрастающего поколения. Герои этих мультфильмов часто сталкивались с моральным выбором, и их выборы служили примером для подражания детям.

Можно сказать, что советская мультипликация активно участвовала в воспитании гражданской позиции детей. В условиях изменений современного мира, обращение к этим образцам нравственности может стать напоминанием о значимости человеческих ценностей, которые остаются актуальными и в наше время.

К тому же, в рамках нашего исследования мы рассмотрели как положительные, так и отрицательные аспекты влияния мультфильмов на детей, а также выявили, какие элементы анимации способствуют гармоничному развитию личности.

Таким образом, исследуя тему влияния советских и современных мультфильмов на психику и развитие детей, я выяснила:

а) большая часть обучающихся 6-9-х классов не любят смотреть советские мультфильмы;

б) те обучающиеся, которые смотрели советские мультфильмы, не задумывались над поступками героев;

в) для современных детей неумение подобрать мультфильм, правильно влияющего на их психическое здоровье – большая проблема.

Изучая материалы, я обогатила свои знания, пополнила свой словарный запас. Надеюсь, что результаты моего исследования будут востребованы на уроках обществознания, а проведенные кинопоказы помогут современному подростку научиться подбирать правильные мультфильмы и уметь их анализировать. Работа имеет прикладной характер.

Список литературы

1. https://whatisgood.ru/theory/media/chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy/

2. Асенин, С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации [Текст] // С.В. Асенин. М.: Искусство.1974. 285 с.

3. Атаманов, А. Мастера советской мультипликации: сборник статей [Текст] // А. Атаманов, В. Бахгадзе, Ф. Хитрук. М.: Искусство. 1972. 191 с.

4. Горбулина И. Почему советские мультфильмы по-прежнему актуальны и помогают в воспитании детей // РИА Новости. 2022. URL: https://tvmag.ru/article/teleobozrenie/2022-07-05-pochemu-sovetskie-multfilmy-vse-eshche-aktualny-i-pomogayut-v-vospitanii-detey/

5. Зарождение российской мультипликации: 1920-40-е годы [Электронный ресурс]. URL:http://www.culture.ru/materials/118588/zarozhdenie-rossiyskoy-multiplikatsii-1920-40-e-godi/

6. Как создавались популярные советские мультфильмы [Электронный ресурс]. URL: http://bigpicture.ru/?p=519186/

7. Лазарева А. История Отечественной анимации // Культурный журнал SKETCHBOOK. 2021. URL: https://sketchbook.store/historyofrussiananimation/

8. Левашова Е.А. Из истории анимации и мультимедиа // Образование и художественное творчество. 2019. С. 151-158.

9. Халатов, И.В. Мы снимаем мультфильмы [Текст] // М.: Молодая гвардия. 1989. 142 с.

Приложение 1

Просмотров работы: 88