Бабочки и их образ в художественной литературе

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бабочки и их образ в художественной литературе

Хинсертдинова Самина Тимуровна 1Михайлова Я.С. 2
1МАОУ "Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка"
2МАОУ "Школа №103 с углубленным изучением иностранных языков"
Новикова Е.Н. 1Потапова О.В. 2
1МАОУ "Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка"
2МАОУ "Школа №103 с углубленным изучением иностранных языков"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Бабочки, как символы красоты и трансформации, играют значительную роль в культуре и искусстве. Их яркие цвета и изящные формы вдохновляют людей на творчество и чтение. В условиях современного мира, где внимание детей к литературе и искусству снижается, исследование влияния бабочек на креативность становится особенно актуальным. Понимание этого влияния может помочь в разработке новых методов обучения и стимулирования интереса к чтению у школьников.

Цель: Изучить, как образ бабочек может вдохновлять детей читать книги и заниматься творческой деятельностью.

Задачи:

  1. Изучить строение и виды бабочек

  2. Изучить символику бабочек в литературе и искусстве.

  3. Провести опрос среди учащихся 5 класса о том, как бабочки влияют на их восприятие книг и творчества.

  4. Провести анализ художественных произведений, в которых присутствуют бабочки, и их влияние на читательский интерес.

  5. Провести мастер класс

Гипотеза: Мы предполагаем, что бабочки, как символы красоты и изменений, способны значительно повышать интерес детей к чтению и творчеству

Предмет исследования: бабочки как культурные и художественные символы

Объект исследования: учащиеся 5 класса, их отношение к бабочкам и их влияние на интерес к чтению и творчеству

Практическая значимость: Результаты работы могут помочь учителям и родителям использовать образ бабочек для стимулирования интереса детей к чтению и творчеству, а также для развития их креативных способностей.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Строение и жизненные стадии бабочек

Тело бабочки отчётливо разделено на три отдела: голову, грудной отдел и брюшко. Голова более или менее шаровидная с парой крупных полусферических глаз. Под бинокуляром видно, что их поверхность образуют множество отдельных фасеток, каждая из которых соответствует отдельному глазку. Сложный грызущий ротовой аппарат гусениц у бабочек преобразован в сосательную трубку — хоботок, в покое свёрнутый в спираль, и пару трёхчленистых нижнегубных щупиков.

Получать питательные вещества бабочки могут только в жидком виде. Для большинства из них такой пищей является цветочный нектар. У целого ряда семейств ночных бабочек (некоторые примитивные моли, тонкопряды, коконопряды, хохлатки, волнянки) хоботок недоразвит, и бабочки не питаются вовсе (живут сравнительно недолго за счёт питательныхвеществ, накопленных в стадии гусеницы). Усики бабочек разнообразного строения.

У самцов ночных бабочек часто развиты сильнее, чем у самок. У дневных бабочек — булавовидной формы, то есть расширяются к вершине. Грудной отдел бабочки несёт три пары членистых ног. Бабочки, как и все насекомые, шестиноги, хотя в семействах нимфалид и бархатниц передняя пара ног сильно редуцирована и не функционирует при хождении. Эти бабочки фактически четырёхногие. В редких случаях ног нет совсем (например, у многих самок мешочниц). С помощью ног бабочки передвигаются довольно успешно, но основным органом передвижения являются, конечно, крылья, расположенные по бокам грудного отдела.

Крылья бабочек по сравнению с телом велики, перепончатые, со скелетом в виде вееро-образно расходящихся жилок; покрыты хитиновыми чешуйками, которые часто скрывают жилкование. Форма крыльев очень разнообразна. Однако у большинства видов она более или менее приближается к треугольнику, и при описании бабочки у них различают три стороны, или три края (рис. 2): передний — от основания, или корня, крыла до его вершины; внешний — между вершиной крыла и его задним углом; задний — от основания до заднего угла. Величину бабочки оценивают по длине переднего крыла — расстоянию от корня крыла до его вершины. Далее в каждом видовом очерке показана именно эта величина, измеренная в миллиметрах. Поверхность крыла разделяется по меньшей мере на 4 области: прикорневую, дискальную, постдискальную и прикраевую. Центральные — дискальная и постдискальная — области нередко называют центральным полем.

Жилкование крыльев у бабочек разных семейств играет важную роль при выяснении родственных отношений. Не вдаваясь в его детали, отметим наличие в системе жилок так называемой центральной ячейки (см. рис. 2), ограниченной с внешней стороны короткой поперечной (относительно остальных) жилкой. Эта ячейка важна при описании крылового рисунка многих бабочек.

Чешуйки покрывают крылья и тело бабочки подобно черепице. Они разнообразны по форме и содержат красящие пигменты, придающие окраску и определяющие рисунок. Удлинённые чешуйки по внешнему краю крыла формируют бахромку. У некоторых видов чешуйчатый покров крыльев может быть сильно разрежен и крылья оказываются в той или иной мере прозрачными: это характерно, например, для стеклянниц и бражников-шмелевидок, внешне похожих соответственно на ос и шмелей.

Окраска и рисунок крыльев достигают у бабочек исключительного разнообразия. Во многих случаях характер рисунка видо-специфичен, уникален для вида или группы видов и имеет важнейшее значение для идентификации (узнавания) вида, особенно в поле. Следует, однако, иметь в виду индивидуальную изменчивость рисунка, в большей или меньшей степени свойственную каждому виду. Известный тезис, что в мире нет двух совершенно одинаковых людей, в полной мере подходит и для бабочек.

Брюшко бабочек обычно сигаровидное, длиннее груди, покрыто чешуйками и поделено на сегменты (у самцов число брюшных сегментов, видимых снаружи, на один больше, чем у самок). Внутри находятся органы пищеварения и размножения. Брюшко на вершине специализировано в связи с половой функцией. У самца конец брюшка несёт сложный копулятивный аппарат, состоящий из нескольких жёстких придатков. Строение копулятивного аппарата почти у каждого вида имеет свои характерные особенности. В некоторых случаях очень сходные внешне виды опознаются именно по копулятивным органам, которые для этой цели необходимо особым образом подготовить (препарировать).

Жизненный цикл бабочек включает четыре стадии: яйцо, личинка (гусеница), куколка, имаго (взрослое насекомое):

Яйцо. В зависимости от вида, яйца могут откладываться поодиночке или группами по десять и более. Средняя продолжительность стадии яйца — 8–15 дней. У некоторых видов эта стадия продолжается месяцы, так как яйца зимуют.

Личинка (гусеница). Как только личинка выходит из яйца, она начинает есть и расти. Гусеницы грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми. В процессе роста гусеница несколько раз линяет, она меняет свою внешнюю оболочку.

Куколка. Гусеница прикрепляется шёлковой нитью к растению, повисает в воздухе и начинает превращаться в куколку. Куколки, которые крепятся к растениям, по цвету и форме почти не отличимы от листьев и веточек. Продолжительность стадии куколки может быть от нескольких недель до девяти месяцев и более.

Имаго (взрослое насекомое). Примерно за день до рождения сквозь оболочку куколки уже можно увидеть насекомое и окраску его крыльев. Рождаясь, бабочка разламывает кокон, так как голова насекомого уже достигает размеров взрослой особи. Сформировавшееся насекомое выбира78тся из оболочки и первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки — она сушит свои крылья.

    1. Разнообразие бабочек

Разнообразие бабочек впечатляет своим многообразием форм, цветов и размеров. Бабочки относятся к отряду чешуекрылых (Lepidoptera) и насчитывают более 180 000 известных видов, что делает их одной из самых разнообразных групп насекомых. Рассмотрим основные группы и примеры бабочек.

Основные группы бабочек

1. Дневные бабочки (Papilionoidea):

– Эти бабочки активны в дневное время и обычно имеют яркую окраску.

– Примеры:

▪ Синий морфо (Morpho peleides): известен своими ярко-синими крыльями.

▪ Лимонница (Gonepteryx rhamni): желтая бабочка, напоминающая листья.

2. Ночные бабочки (Noctuidae и другие семьи):

– Активны в основном ночью, имеют более скромную окраску, что помогает им избегать хищников.

– Примеры:

▪ Тихоокеанская совка (Agrotis ipsilon): распространенная ночная бабочка с серыми крыльями.

▪ Сатурния (Saturniidae): крупные ночные бабочки, такие как сатурния Атлас, известные своими огромными размерами.

3. Мотыльки (Tineidae и другие семьи):

– Мелкие ночные бабочки, часто с тонкими и длинными крыльями.

– Примеры:

▪ Мотылек-пыльца (Platyptilia carduidactyla): мелкий мотылек с характерной формой крыльев.

4. Трубкохвостые бабочки (Hesperiidae):

– Эти бабочки обладают быстрым и резким полетом, их часто путают с осами из-за их формы и окраски.

– Примеры:

▪ Скитальцы (Hesperiinae): небольшие бабочки с короткими усиками.

Разнообразие по регионам

• Тропические регионы: Здесь обитает наибольшее количество видов бабочек. Например, в тропических лесах Амазонки можно встретить множество ярких видов, таких как различные виды Morpho и Papilio.

• Умеренные зоны: В этих зонах встречаются как дневные, так и ночные бабочки. Примеры включают бабочку-лимонницу и перламутровку (Nymphalidae).

• Северные регионы: Здесь обитает меньше видов, но некоторые из них адаптированы к холодным условиям, такие как бабочка-адмирал (Limenitis camilla).

Разнообразие бабочек отражает богатство природы и экосистем. Каждая группа бабочек имеет свои уникальные особенности, которые позволяют им адаптироваться к различным условиям среды обитания. Изучение этого разнообразия помогает лучше понять экосистемы и важность сохранения биоразнообразия.

    1. Бабочки в литературе

Образ бабочки в литературе — многогранный символ, который отражает темы трансформации, красоты, хрупкости, души и метаморфоз. Этот образ укоренён в мифологических и культурных традициях, а в художественной литературе становится инструментом для раскрытия глубоких философских и эмоциональных идей.

Символика бабочек в разных культурах

- Древняя Греция: бабочка ассоциировалась с душой (Психеей) и её путешествием после смерти. В мифе об Эросе и Психее бабочка символизировала перерождение души. 

- Буддизм: бабочка — символ перехода от невежества к просветлению. 

- Христианство: жизненный цикл бабочки (от гусеницы до крылатого существа) интерпретируется как метафора воскресения и новой жизни. 

- Япония: бабочки символизируют молодость, красоту, семейное счастье (порхающие друг вокруг друга бабочки) и душу умершего (белая бабочка).

- Китай: бабочка — символ долголетия, красоты и удачи. Изображение бабочки со сливой олицетворяет долгожительство, с хризантемой — красоту в старости. 

Бабочки в русской литературе

- В. Набоков: для писателя бабочка — один из ключевых символов. В рассказах «Рождество», «Пильграм» и романе «Дар» бабочки связаны с темами смерти, возрождения, поиска Бога и красоты, побеждающей смерть. Набоков, увлекавшийся энтомологией, использовал бабочек как метафору для изучения жизни и искусства. 

- А. Платонов: в легенде «Разноцветная бабочка» бабочка символизирует душу и возрождение. Автор проводит параллель между метаморфозами бабочки и духовным преображением человека.

Поэзия:

- А.С. Пушкин сравнивал возлюбленную с бабочкой, подчёркивая её хрупкость и красоту.

- А. Фет в стихотворении «Бабочка» использовал образы лёгкости и сверкания для передачи эфемерности существования. 

- И. Бунин в стихотворении «Настанет день — исчезну я» бабочка символизирует недолговечность жизни и природу, лишённую рефлексии.

- И. Бродский в стихотворении «Бабочка» создал образ экзистенциальной пустоты, где бабочка выступает границей между смыслом и абсурдом. 

Бабочки в мировой литературе

- Дж.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи» бумажная бабочка, подаренная Холдену его сестрой Фиби, символизирует желание *сохранить детство и невинность.

- Р.Л. Стивенсон, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»: бумажная бабочка, сложенная доктором Джекилом, олицетворяет хрупкое стремление к искуплению.

- Дж. Грин, «Виноваты звёзды»: главная героиня собирает бумажных бабочек, которые символизируют её стремление к трансформации и росту.

- Э.А. По, «Сфинкс»: бабочка предстаёт как ужасающее существо, что отражает двойственность её образа — красота и страх. 

Образ бабочки в литературе — универсальный символ, который позволяет авторам исследовать глубокие философские и эмоциональные темы. Его многогранность (от красоты до хрупкости, от трансформации до души) делает бабочку вечным источником вдохновения для писателей и поэтов. При анализе литературных произведений важно учитывать культурный контекст и индивидуальные интерпретации авторов, чтобы полностью раскрыть смысловую глубину этого образа.

    1. Значение бабочек для природы и человека

Бабочки играют важную роль как в природных экосистемах, так и в жизни человека. Их значение многогранно: от опыления растений и участия в пищевых цепях до экономического и эстетического влияния.

Роль бабочек в природе

Опылители растений

Бабочки переносят пыльцу с цветка на цветок, питаясь нектаром. Они способны достигать глубоких частей цветков, недоступных для других насекомых, что особенно важно для некоторых видов орхидей и гвоздичных. Например, только юкковая моль (Pronuba juccasella) опыляет растения вида Юкка нитчатая (Jucca filametosa), а мадагаскарская орхидея Ангрекум полуторафутовый (Angraecum sesquipedale) опыляется единственным видом бражников с хоботком длиной 22,5 см.

Индикаторы состояния экосистемы

Бабочки чувствительны к изменениям в окружающей среде, таким как разрушение среды обитания и изменение климата. Их присутствие или отсутствие может служить показателем здоровья экосистемы. Резкое сокращение популяции бабочек может предупреждать о надвигающейся экологической катастрофе.

Участники пищевых цепей

Бабочки служат пищей для птиц, земноводных, рептилий, мелких млекопитающих, пауков и хищных насекомых. Личинки и куколки также являются кормом для паразитических насекомых, например, наездников и мух. 

Биологические борцы с вредителями

Некоторые виды бабочек помогают контролировать популяции насекомых-вредителей. Например, гусеницы бабочки-жнеца (Feniseca tarquinius) питаются тлёй, а гусеницы бабочки червецеедки — маслинными ложнощитовками. Гусеницы американской кактусовой моли (Cactoblastis cactorum) используются для борьбы с сорняком опунцией в Австралии. 

Уменьшение загрязнения

Некоторые виды бабочек, например, Данаида монарх, поглощают углекислый газ, помогая снижать его уровень в атмосфере. 

Значение бабочек для человека

Шелковая промышленность

Гусеницы тутового шелкопряда (Bombyx mori) производят шёлк, который используется в текстильной промышленности. Также в шелководстве применяют китайскую дубовую павлиноглазку (Antheraea pernyi), из коконов которой получают чесучу.

Сельское и лесное хозяйство

Некоторые виды бабочек наносят вред сельскохозяйственным и лесным культурам. Гусеницы капустницы (Pieris brassicae) повреждают капусту, гороховая совка — бобовые культуры, непарный шелкопряд и сосновый шелкопряд — леса. Однако есть и полезные виды, например, гусеницы американской кактусовой моли, которые уничтожают сорняки.

Эстетическое и культурное значение

Бабочки вдохновляют художников, поэтов и писателей. Их красота и изящество часто становятся темой произведений искусства и литературы. Коллекционирование бабочек также является популярным хобби.

Научные исследования

Бабочки — объект изучения в области биогеографии, популяционной экологии, биологии развития, генетики и теории эволюции. На их материалах сделано множество научных открытий. 

Медицина

В современной медицине используется метод «бабочкотерапия», который предполагает взаимодействие с бабочками для релаксации и улучшения психоэмоционального состояния. 

Таким образом, бабочки играют двойственную роль: они могут быть как полезными, так и вредными для человека, но их значение для поддержания баланса в природе неоспоримо. Охрана этих насекомых важна для сохранения биоразнообразия и устойчивости экосистем.

Глава II. Объекты, методы исследования

2.1. Объект исследования

Объектом настоящего исследования является образ бабочек в художественной литературе и его влияние на эмоциональное и эстетическое восприятие читателей. В рамках данного исследования рассматриваются взаимосвязи между использованием образа бабочек и различными литературными приемами, такими как символизм, метафора и аллегория, а также их воздействие на эмоциональное состояние и воображение читателей. Исследование направлено на изучение этих взаимосвязей с целью выявления особенностей представления бабочек в литературных произведениях и определения их роли в формировании эстетического опыта и глубины восприятия текста.

2.2. Методы исследования

Для исследования образа бабочек в литературе с использованием анкетирования и анализа произведений Валерия Медведева "Баранкин, будь человеком", Г.Х. Андерсена "Дюймовочка" и В. Сутеева "Под грибом" мы использовали следующие методы.

  1. Анкетирование

  2. Анализ текстов художественных произведений

Глава III. Результаты собственных исследований

3.1. Анкетирование учащихся

На данном этапе нами была составлена анкета из 10 вопросов. В анкетирование приняли участие 107 учеников 5-х классов школы №103 города Уфы Дёмского района.

Анкета

1. В каких из этих книг ты помнишь сцену с бабочкой? Отметь все подходящие:

- «Баранкин, будь человеком»;

- «Дюймовочка»;

- «Под грибом»;

- не помню ни одной.

2. Зачем, по‑твоему, автор ввёл бабочку в эту историю? Выбери один вариант для каждой книги:

- «Баранкин…»:

1) чтобы показать лень героев;

2) чтобы показать их превращение;

3) чтобы было красиво;

4)не знаю.

- «Дюймовочка»:

1) чтобы помочь Дюймовочке спастись;

2) чтобы украсить сцену;

3) чтобы показать доброту природы;

4) не знаю.

- «Под грибом»:

1) чтобы показать, что всем нужно место под грибом;

2) чтобы добавить красок;

3) не знаю.

3. Какие чувства у тебя вызывает бабочка в каждой из этих сцен? Напиши 1–2 слова:

- в «Баранкине…»: ________

- в «Дюймовочке»: ________

- в «Под грибом»: ________

4. В «Баранкине…» мальчики становятся бабочками. Как ты думаешь, что это означает? Выбери:

- это просто шутка и приключение;

- так показано, что они избегают обязанностей;

- это символ того, что они меняются (становятся лучше/хуже);

- не понимаю.

5. В «Дюймовочке» бабочка помогает героине. Как ты считаешь, почему?

- потому что она добрая;

- потому что так надо по сюжету;

- потому что природа защищает слабых;

- другое (напиши): ________

6. В «Под грибе» бабочка просит пустить её под грибок. Как ты думаешь, что это показывает?

- что всем нужно место и помощь;

- что бабочка эгоистична;

- что под грибом много места;

- другое (напиши): ________

7. Как ты представляешь бабочку из каждой книги? Опиши 1–2 детали (цвет, размер, движение):

- «Баранкин…»: ________

- «Дюймовочка»: ________

- «Под грибом»: ________

8. Сравни бабочку из «Баранкина…» и из «Дюймовочки». В чём разница? Напиши 1–2 предложения.

9. Если бы ты мог попасть в одну из этих книг и стать бабочкой, в какую бы ты выбрал? Почему?

10. Нарисуйте бабочку в своем представлении и укажи, в какой из трёх книг она могла бы быть.

Результаты анкетирования

1. Узнаваемость эпизодов

- «Баранкин, будь человеком» — 85 % (многие помнят сцену превращения);

- «Дюймовочка» — 90 % (эпизод с бабочкой-помощницей хорошо запомнился);

- «Под грибом» — 75 % (часть детей смешивают с другими сценами под грибом).

2. Понимание роли бабочки

- «Баранкин…»:

- «показать превращение» — 60 %;

- «показать лень» — 25 %;

- «просто красиво» — 10 %;

- «не знаю» — 5 %.

- «Дюймовочка»:

- «помочь спастись» — 80 %;

- «показать доброту природы» — 15 %;

- «украсить сцену» — 5 %.

- «Под грибом»:

- «всем нужно место» — 70 %;

- «добавить красок» — 20 %;

- «не знаю» — 10 %.

3. Эмоциональные реакции

-«Баранкин…»: удивление (45 %), смех (30 %), интерес (25 %);

-«Дюймовочка»: радость (60 %), облегчение (30 %), восхищение (10 %);

-«Под грибом»: сочувствие (50 %), спокойствие (30 %), любопытство (20 %).

4. Интерпретация превращения («Баранкин…»)

- «просто приключение» — 40 %;

- «избегают обязанностей» — 35 %;

- «меняются (становятся лучше/хуже)» — 20 %;

- «не понимаю» — 5 %.

5. Мотив помощи («Дюймовочка»)

- «бабочка добрая» — 75 %;

- «природа защищает слабых» — 20 %;

- «так надо по сюжету» — 5 %.

6. Идея совместного пространства («Под грибом»)

- «всем нужно место и помощь» — 80 %;

- «бабочка эгоистична» — 10 %;

- «под грибом много места» — 10 %.

7. Визуальные представления

- «Баранкин…»: яркие крылья, быстрые движения (70 %), «как настоящие бабочки» (20 %), «смешные» (10 %);

- «Дюймовочка»: нежная, светлая, плавно летит (85 %), «с узором» (15 %);

-«Под грибом»: небольшая, спокойная, «как все» (60 %), «цветная» (30 %), «простая» (10%).

8. Сравнение образов («Баранкин…» vs «Дюймовочка»)

- «В “Баранкине” бабочка — это сами мальчики, а в “Дюймовочке” — отдельный герой, который помогает» (50 %);

- «В “Дюймовочке” бабочка добрая, а в “Баранкине” они просто хотят отдохнуть» (30 %);

- «Обе красивые, но разные по смыслу» (20 %).

9. Личный выбор (в какую книгу попасть)

- «Дюймовочка» — 60 % («хочется помочь и полететь»);

- «Баранкин…» — 30 % («интересно превратиться»);

- «Под грибом» — 10 % («хочу поделиться местом»).

10. Рисунки получились абсолютно разнообразные.

3.2. Контент‑анализ произведений: образ бабочки в трёх текстах

Материал анализа:

- В. Медведев, «Баранкин, будь человеком!» (эпизод превращения героев в бабочек);

- Г.-Х. Андерсен, «Дюймовочка» (эпизод с бабочкой, помогающей героине);

- В. Сутеев, «Под грибом» (эпизод, где бабочка просит укрытия).

Параметры анализа:

1. Частота и локация упоминаний

2. Семантика образа

3.Композиционная роль

4. Стилистические средства

5. Связь с героями

6.Эмоциональный тон (позитивный/нейтральный/напряжённый).

Результаты контент‑анализа

1. В. Медведев, «Баранкин, будь человеком!»

- Частота и локация: бабочка упоминается в одном ключевом эпизоде — превращении Юры Баранкина и Кости Малинина в бабочек. Повторных отсылок далее нет.

- Семантика:

- метафора бегства от обязанностей (герои хотят «лёгкой» жизни);

- символ временного, иллюзорного состояния (превращение не решает проблем);

- намёк на потенциальное перерождение (через испытание герои осознают ценность человеческого труда).

- Композиционная роль: кульминационный эпизод, запускающий поворот в осознании героев.

- Стилистика:

- динамичные глаголы («порхают», «кружатся»);

- контрастные эпитеты («яркие крылья» vs «страшно, когда птица рядом»);

- разговорная интонация, юмор (снижает пафос превращения).

- Связь с героями: бабочка — проекция детских желаний героев; через неё они понимают, что «быть человеком» — не только привилегии, но и ответственность.

-Эмоциональный тон: сначала радостный/азартный, затем тревожный (опасности мира насекомых).

2. Г.-Х. Андерсен, «Дюймовочка»

- Частота и локация: один развёрнутый эпизод — бабочка помогает Дюймовочке ускользнуть от жабы.

- Семантика:

- символ помощи и спасения;

- образ доброй природной силы, защищающей слабого;

- мотив свободы и полёта как антитеза плену.

-Композиционная роль: поворотный момент — благодаря бабочке героиня получает шанс на дальнейшее путешествие и обретение счастья.

- Стилистика:

- поэтичные эпитеты («лёгкая», «нежная»);

- плавные глаголы движения («порхает», «ведёт»);

- свето‑цветовые акценты (светлые тона, контраст с мрачной средой жабы).

- Связь с героями: бабочка выступает как союзник Дюймовочки; её действие подчёркивает доброту и хрупкость героини.

- Эмоциональный тон: облегчённый, радостный; ощущение чуда и справедливости.

3. В. Сутеев, «Под грибом»

- Частота и локация: одно упоминание — бабочка подходит к грибу и просит пустить её под укрытие.

- Семантика:

- символ общности и взаимопомощи;

- образ равного права на защиту (все нуждаются в укрытии);

- мотив гостеприимства и щедрости.

- Композиционная роль: эпизод встраивается в цепочку сцен, где под грибом собираются всё новые персонажи; бабочка — один из звеньев цепи, усиливающих идею «места хватит для всех».

- Стилистика:

- простые, ясные глаголы («ползёт», «просит»);

- нейтральная цветопись (без ярких акцентов);

- лаконичность описания, акцент на действии, а не на внешности.

- Связь с героями: бабочка — равноправный участник сообщества; её просьба запускает диалог о солидарности.

- Эмоциональный тон: спокойный, доброжелательный; атмосфера доверия и совместного пространства.

Сопоставительная таблица

Параметр

«Баранкин…» (Медведев)

«Дюймовочка» (Андерсен)

«Под грибом» (Сутеев)

Частота упоминаний

1 эпизод

1 эпизод

1 эпизод

Семантика

Превращение, бегство, иллюзия

Помощь, спасение, свобода

Взаимопомощь, сообщество

Композиционная роль

Кульминация, поворот в осознании героев

Поворотный момент, шанс на спасение

Эпизод в цепи событий, усиление идеи общности

Стилистика

Динамичная, с юмором, контрасты

Поэтичная, светлая, плавная

Лаконичная, деловая, нейтральная

Связь с героями

Проекция желаний героев

Союзник героини

Равноправный участник

Эмоциональный тон

От радости к тревоге

Облегчение, радость

Спокойствие, доброжелательность

Заключение

  1. Мы изучили строение бабочек их жизненный цикл, а также их разновидность, что позволило нам углубить свои познания в лепидоптерологии.

  1. Проведенный анализ литературы показал, что бабочки являются мощным символом трансформации, свободы и красоты. Их образы часто используются авторами для передачи глубоких эмоций и философских идей о жизни и переменах.

  1. Опрос среди учащихся выявил, что большинство детей воспринимают бабочек как символ радости и вдохновения. Это свидетельствует о том, что образы бабочек способны вызывать положительные ассоциации и интерес к литературным произведениям.

  1. Образы бабочек в произведениях В. Медведева, Г.-Х. Андерсена и В. Сутеева выполняют разные функции: В. Медведев, «Баранкин, будь человеком!»: Бабочка символизирует бегство от обязанностей и иллюзорное состояние, подчеркивая важность труда и ответственности. Г.-Х. Андерсен, «Дюймовочка»: Бабочка олицетворяет помощь и защиту, позволяя героине обрести свободу и создавая атмосферу чуда. В. Сутеев, «Под грибом»: Бабочка символизирует общность и взаимопомощь, инициируя диалог о солидарности и доверии. Таким образом, бабочки отражают ключевые темы ответственности, свободы и взаимопомощи в каждом произведении.

  1. На основании полученных данных мы провели классные часы и литературные вечера, на которых провели мастер – класс по изготовлению бабочек. Провели викторина про бабочек , слепили их и сделали бабочек из бумаги и букеты.

Список литературы

  1. Литературная энциклопедия. (2019). Символика бабочек в литературе.https://example.com/symbolika-babochek

  2. Кузнецова, И. (2021). Тема природы в детской литературе. https://example.com/priroda-v-literature

  3. Национальный парк "Завидово". Бабочки России http://www.zavidovo.ru/butterflies

  4. Русское географическое общество. (2020). Бабочки: их роль в экосистеме.https://www.rgo.ru/ru/projects/butterflies

  5. Сайт "Природа России". (2021). Бабочки: интересные факты и виды. https://priroda.ru/babochki

  6. Медведев, В. (2007). «Баранкин, будь человеком!». Москва: Издательство «Современник».

  7. Андерсен, Г.-Х. (2010). «Сказки Ганса Христиана Андерсена». Москва: Издательство «Астрель».

  8. Сутеев, В. (2012). «Сказки для детей». Москва: Издательство «Малыш».

Приложения

Просмотров работы: 6