Бардовская песня юргинского поэта А.С. Хабардина

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бардовская песня юргинского поэта А.С. Хабардина

Колычев М.В. 1
1МАОУ "Юргинская СОШ"
Коновалова Н.С. 1
1МАОУ "Юргинская СОШ"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бардовская песня… Этот жанр имеет и другие названия – авторская, туристическая, студенческая песня. Бард (от английского и ирландского bard – певец) – народный певец у древних кельтских племён.

Авторская песня – самобытное, неординарное музыкальное явление, которое не укладывается ни в одно определение. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – древние слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Б. Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», а В. Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Изучая творчество Владимира Семеновича Высоцкого на уроках литературы, я задался вопросом: а есть ли поэты – барды на нашей земле Юргинской?

А. С. Хабардина по праву можно назвать поэтом - бардом, так как он пишет музыку на свои лирические тексты и исполняет их под гитару.

Актуальность исследования. Мы живём в такое время, когда молодое поколение абсолютно забывает о своих корнях. История родных мест не волнует и не интересует молодежь. Все это приводит к нравственной деградации поколения. Обращаясь к художественным шедеврам, мы обогащаем себя духовно. Особенно радует и то, что мастера слова, способные оказать такое влияние на нас, есть и в Юргинском районе. В исследовательской работе мы будем рассматривать творчество поэта-барда А. С. Хабардина. К этой теме ранее никто не обращался, материалы можно будет использовать на уроках литературы в 11 классах в разделе «Бардовская песня. Ее истоки» и во внеклассных мероприятиях.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования - сборник стихов А. Хабардина «В чем заключается любовь?»

Предмет исследования - тексты лирических произведений поэта-барда

Цель исследовательской работы – познакомиться с жанром авторской песни; приобщиться к бардовской песне, раскрыть тематику бардовской песни А.С.Хабардина; показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Задачи исследовательской работы:

- проанализировать исторический материал по раскрытию данной темы;

- выяснить, почему так легко на стихотворения А.С.Хабардина ложится музыка, что этому способствует, проанализировать ритмику стихотворений.

- овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации.

-разделить на тематические группы произведения А.С.Хабардина

В процессе выполнения поставленных задач, я проанализировал материал по раскрытию данной темы, тем самым я старался систематизировать и дать комплексный анализ информации.

Для достижения цели и выполнения задач, я использовал в своей работе теоретические методы: анализа и синтеза, изучая литературу по теории вопроса.

Глава 1. Что такое авторская песня

Авторская (иначе - «бардовская», «поэтическая») песня - современный жанр устной поэзии («поющая поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

Сама по себе «поющая поэзия» - древнейший вид творчества, известный культурам едва ли не всех народов. Суть авторской песни заключается в праве на утверждение песней авторской - т. е. самостоятельной (от греч. autos - сам) - жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения - слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест.

Истоками авторской песни являются:

  • городской романс;

  • кант (бытовая многоголосная песня);

  • крестьянские песни;

  • творчество декабристов;

  • революционные молодёжные песни 20-х годов;

  • песни беспризорников;

  • студенческий фольклор.

Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.

1.1 Этапы формирования авторской песни

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь «от компании к компании» устно или в магнитофонных записях.

К середине 60-х гг. возросла роль неофициальной культуры, свободная по самой своей природе авторская песня тут же стала важной и самой демократичной частью и формой такой культуры. «Поющая поэзия на протяжении всего этого периода (середина 60-х - начало 80-х гг.) оставалась свободной, несмотря на запреты и преследования властей. Более того, как раз в эти годы она обрела зрелость и жанровую определенность.

Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти перешли к прямому ее преследованию.

С начала 90-х гг развитие авторской песни переходит в спокойное, теперь уже легальное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, множится количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков. Но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. «Поющие поэты» покинули площади и стадионы и вновь вернулись в породившую их интеллектуальную среду.

Главы 2. БАРДЫ

В истории бардовской песни творчество трёх бардов – классический образец этого жанра: А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий.

В. Высоцкий и после смерти продолжает своим творчеством оказывать влияние на развитие авторской песни. Его по праву называют «сердцем» авторской песни. Нет, он никогда не был на войне, а ветераны войны писали ему письма. Спрашивали, где он воевал, благодарили за песни. Высоцкий умел почувствовать образ изнутри, с ним слиться. Его творчество и сегодня помогает нам выжить своим оптимизмом, своей верой в собственные силы. Свои нравственные принципы он изложил в песне «Я не люблю».

Б. Окуджава продолжил традиции XIX века – дух декабристов, когда честь и достоинство были превыше всего. Главные темы его творчества – Любовь, Вера, Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости. Булат Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация. Окуджава в середине нашего века стал создателем совсем нового жанра авторской песни, подхваченного многими, и совсем нового представления о песенном поэтическом тексте. Нелёгкая эпоха, нелёгкая судьба вошли в песни Булата Окуджавы, но они полны уверенности в превосходстве и конечной победе добра. Песенная поэзия Булата Окуджавы – упрямое объяснение в любви жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда никому не прискучит, потому что оно всегда недостаточно…

А. Галич был очень талантлив: актёр, певец, прозаик, драматург, киносценарист. Стал неугоден власти из-за своих остросатирических

песен. Он критиковал социальные устои общества. Вынужден был эмигрировать в Париж.

Глава 2.1. А. С. Хабардин- поэт-бард земли Юргинской.

Хабардин А.С. родился в городе Якутске. Окончил десять классов Юргинской средней школы. Два года служил в ВС СССР. После демобилизации устроился электромонтером по эксплуатации распределительных сетей в Юргинский участок электросетей Омутинского РЭС Ишимских ЭС электромонтером . После образования предприятия «ОАО Тюменьэнерго» Южные ЭС Юргинский РЭС работал электромонтером оперативно выездной бригады . После окончания Ялуторовского колледжа по специальности техник-электрик работал диспетчером ОДГ Юргинского РЭС Южного ТПО Тюменские распределительные сети « АО Тюменьэнерго». Стаж работы на предприятии 38-м лет, общий стаж 41-н год. Награжден двумя грамотами Министерства топлива и энергетики РФ. В 2014 году присвоено звание Ветеран Тюменьэнерго. Женат, имеет троих детей, пятеро внуков.

Пишет стихи с 1980 года, играет на гитаре. На свои стихи подбирает мотив, поет. Печатался в газете «Призыв» Юргинского района, «Труд Тюмени», «Тюменская правда», опубликованы стихи на сайте стихи.ру.

Печатался в сборниках «Созвучие», «Осенние росы», «Опрокинутые облака», Поэзия земли Тюменской. Принимал участие в концертах, посвященных Дню рождения Юргинского района, дню вывода войск из Афганистана. На слова его стихов написаны песни «Где-то за лесом зеленым», «Село Юргинское», «Ты вернулся с войны». Награжден многими грамотами районной администрации, культуры. Продолжительный период времени автор сотрудничает с Ассоциацией поэтов Тюменской области, а также стал ее членом. На торжестве А.С.Хабардину была вручена Благодарность за активное и плодотворное сотрудничество с Ассоциацией «Поэты Тюменской области». А.С. Хабардин лауреат 2 степени в номинации «Художественное слово: авторские стихи» в 9 международном конкурсе солистов и ансамблей народной культуры «Сибирские родники».

В сборнике « В чем заключается любовь?» 72 лирических произведения, из них – 36 положены на музыку и исполняются А.С.Хабардиным.

Глава 2.2. Тематика произведений барда.

Нами проанализирован сборник «В чем заключается любовь?» Стихотворения сборника разбиты на тематические группы: о родине (природе), о любви, о войне, о человеке и его чувствах, календарные праздники.

Автор-исполнитель благоговейно относится к природе, восхищается ей. Тема природы неразрывно связана с темой Родины, звучит восхищение её красотой. В сборнике стихотворений « В чем заключаеся любовь?» 10 текстов, относящихся к данной тематической группе. В лирическом произведении «Мое село» автор признается в любви Юргинскому селу, желает людям счастья, покоя, душа и сердце лирического героя отданы именно этому уголку необъятной нашей страны:

«Березовые колки - Сибири красота,

Юргинские проселки навек и навсегда.

И нет тебя красивей в метель и летний зной,

Вы не найдете краше земли моей родной».

Родина для поэта –леса, луга, речка, что ночами снится, колки, где он собирал грибы. Нет для него мест роднее и ближе. Об этом его стихотворения «Деревенька», «Милая родина». Лирического героя переполняют радость и счастье от общения с землей, не важно , какое время года, погода, родимая сторонка хороша в любом наряде:

«Лето пахнет сосновой смолою,

Что застыла слезой на стволах.

Как прекрасно встречаться с зарёю,

С ветерком, погулявшим в лесах».

Где бы ни находился поэт, его манит назад, в родную деревню. Сердце болит от того, что вдали от нее. Эта мысль находит отражение в стихотворении «Зовет обратно».

«Там, где поля по осени желтеют,

Сердца людей тепла мне не жалеют,

Где облака плывут в высоком небе,

Ах, как давно в краю родном я не был».

Откровенно признается в любви и благоговеет перед Родиной поэт в стихотворении «Всю Россию женщиной зову». Россия-это поддержка и опора для лирического героя, это та, что поддерживает взглядом. Автор персонифицирует образ России, в стихотворении это женщина с глазами «небесной сини».Рядом с ней лирический герой возрождается духовно и нравственно.

« Как-то спозаранку утром встанешь,

Птицы пролетят в глухую тишь,

Ты из пепла, Русь моя, воспрянешь,

И меня из пепла возродишь».

Природа же помогает барду выразить чувства, эмоции, переживания. Таковы стихотворения «Холод», «Плачет лето», «Я устал от дождя».

Грустно стихотворение «Плачет лето», в котором рассказывается о том, что лето уходит, приходит осень, а с нею тоска и грусть. Дождь заставляет лирического героя грустить, он заклинает:

«Я прошу тебя: дождь, перестань, пусть нам солнце посветит». Такая картина ввергает его в сомнения, ему приходят мысли об устройстве мироздания, смысле человеческого бытия:

«Мне б понять мироздание, законы вселенной,

Что я есть, на пути к своей смерти идя.

Что мой миг на огромной планете нетленной,

Под названием милым и горьким Земля».

Природа стала для поэта врачевателем души, на лоне природы ему приходят приятные мысли, он рад общению с природой

«Где я босоногим мальчишкою в детстве

Бежал по росе, чтоб поймать мне коня.

Поймать и помчаться по этим просторам…»Лирический герой навсегда связан с природой и с родиной, поэтому каждый раз сюда его тянет:

«Носила судьба, но вернулся я вскоре,

Куда так манило и сильно влекло,

Где листьев багряных раскинулось море,

Где жизни моей сохранилось тепло».

Россия – страна талантливых людей, счастлив автор от того, что есть творческие люди и на земле Тюменской. Про это пишет А.С.Хабардин в стихотворении «Поэтам земли Тюменской»:

«Земля великая, Тюменская страна,

Ты родила поэтов, музыкантов.

Людей прекрасных ты, Земля, полна…»

Следующая тематическая группа- лирические тексты о любви. Любовь- чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее. Ради любви мы готовы сдвинуть горы. Любовь – это счастье и горе, радость и слёзы, ревность и доверие. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне. В сборнике «В чем заключается любовь» 9 стихотворений, относящихся к данной группе. Среди них можно назвать «Бывает день», «Не пожалела», «Ведьма», «Любимая», «Любовь моя». В стихотворениях автор обращается к близким, родным людям - жене, детям. Любовь приносит в стихотворениях «Не пожалела», «Бывает день», «Ведьма» страдание и боль.

В произведении «Бывает день» лирический герой подавлен, возлюбленная к нему охладела. Разлука неминуема:

«Прося любви, ты губы обожжешь,

Коснувшись тела, обморозишь руки.

И нудный дождь никак не переждешь,

Не пересилишь эту боль разлуки».

В стихотворении «Ведьма» любовь у лирического героя «оставила озноб». Ведьма-соблазнительница уводит лирического героя из семьи, овладевает его разумом.

Лирическое произведение «Не пожалела» рассказывает о расставании с любимой, это стало причиной постоянной тоски героя:

Я подхожу к знакомому порогу,

Но дом давным-давно уже чужой,

Мне хочется отправиться в дорогу,

Чтоб больше не увидеться с тоской».

Стихотворение « Любимая» -признание в любви жене, она для него надежный тыл, он в ней видит свое спасение. Жена поймет и поможет в самую трудную минуту:

«Да, я знаю, уж коль заболею,

И с постели никак мне не встать,

Нежной лаской согреешь своею,

Только ты будешь мне помогать».

В особую группу можно выделить стихотворения, адресованные детям.

В произведении «Сыну» автор рассуждает о том, что сын-продолжение его, поэтому жизнь его на земле с уходом не прекратится, ее продолжит сын. В сердце родного человека автор останется навсегда.

«Пусть я совсем не вечен,

Но я всегда в тебе,

Удача не оставит

Тебя в твоей беде…»

Поэт любит сына так, что готов «последней каплей крови» с ним поделиться.

Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним - страх, слёзы, боль, смерть. Это слово – война. Она всегда жестока, бесчеловечна, порой бессмысленна, какая бы она ни была – афганская, чеченская, первая или вторая мировая. Бард о ней пишет. Для настоящего поэта осмыслить годы войны – долг перед собой и другими людьми. В сборнике три стихотворения о войне.

В стихотворении « Я вернулся» поэт пишет о возвращении с фронта лирического героя в родной дом, к любимой, которая ждет и ночью, и днем.

Он просит лирическую героиню успокоиться, вытереть слезы, потому что все страшное позади.

«Я вернулся к тебе

Совершенно живой,

Вытри слезы скорей,

Я теперь только твой».

Стихотворение «Просто так была война» о бессмысленности и беспощадности кровавого события:

«Просто так была война,

Просто так стреляли пушки».

Война разрушила счастливую жизнь семей, погиб на войне глава семейства, осиротели дети, плачет жена.

Внимание барда привлекают люди мужественные, смелые, стойкие. Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. Об этом стихотворение А.С.Хабардина «Я пою эту песню солдатам».

Следующая тематическая группа - о человеке и его чувствах, переживаниях, мыслях. Таких стихотворений в сборнике- 11.Среди них можно отметить « Я устал», «Не сложилась судьба», «Ты меня не поймешь», «Я от жизни своей устаю», «Молодость», «Боль», «Одиночество», «Колокола», «Родник», «Душа», Прошлое время», «А мне обещали».

В стихотворении «Ты меня не поймешь» поэт размышляет о прожитых годах, жалеет об ошибках, грехах, жизнь им переосмыслена. Жалеет о том, что потерял, но осознает и то. Что это уже не вернется:

«Жизнь назад не вернешь, это может присниться,

Будешь только мечтать, сколько ты ни живи,

Как открыть эту дверь, где родные мне лица,

Где душевный покой и так много любви».

Стихотворение «Я от жизни своей устаю» о том, что не надо сдаваться, отчаиваться, окружающие героя люди, сильные и стойкие, примером собственным возвращают силы ему:

«Дней жестокая суть закружила меня,

Как клинком мне под сердце вонзается,

Посмотрю на других: живут хуже, чем я,

Ничего, выживают, не каются».

Для поэта молодость – беззаботное время, словно сказка, яркое и красочное, это и первая любовь, жаркие поцелуи и объятья.

«Там , где ветер в поле обнимал колосья,

Там, где он блудил в густых лесах,

Изумрудом росы падали в покосы,

И играло солнце в девичьих косах».

Лирическое произведение «Боль» очень проникновенное, о душевном состоянии героя, чьё сердце глубоко ранено:

« А мне бы подорожника траву

К груди приложить, чтоб зажили раны,

И вновь настроить тонкую струну

Своей души, потерянной и странной».

Поэт – человек набожный и верующий, он благоговеет перед звоном колоколов. Он неотъемлемая часть истории нашего народа:

«На Руси под звон колоколов

В Новгороде собирали вече,

Коль на Русь шло полчище врагов,

Звоном вы на ратный подвиг звали».

Пишет такие строки автор в стихотворении «Колокола». Колокола врачуют душу, одаривают радостью:

«Вылечить вы можете, кто болен,

Счастье с ясным небом подарить».

В лирическом стихотворении «Душа» поэт готов расстаться с сердцем, деньгами, любовью, роскошью, но просит «душу мою пусть не тронут, ведь это душа». Она бессмертна, поэт верит, что после его смерть душа будет жить вечно:

«Но скажу я вам всем пусть нелепо, но все же серьезно,

Что душа моя где-то на воле останется жить».

В стихотворении «Прошлое время» автор размышляет о истории нашего государства с древнейших времен, когда «души сжигали живьем на костре». Говорит он и о советском времени, атеизме:

«Распятья упали с макушек церковных,

Взвыли попы от гонений греховных,

Выбили зубы народу опять,

И покатилось времечко вспять».

К группе «Календарные праздники» относится только два стихотворения. Стихотворение «Восьмое Марта», посвящено Международному женскому дню, Женщине, автор с иронией подмечает:

«Будьте веселы, красивы,

Вас не тронут злые нравы,

Будьте в меру молчаливы

И всегда, конечно, правы».

В стихотворении «Татьянин день» автор прославляет праздник всех студентов:

«Танцуй и пой, научная страна,

Великих знаний и любви полна».

Славит он и покровительницу праздника великую Татьяну:

«Так будь всегда, великая Татьяна,

Днем самым лучшим, до науки рьяным.

Пусть музыка звучит со всех сторон,

Пусть льется колокольный светлый звон…»

О родине и родной природе

О любви

О войне

О человеке и его переживаниях

Календарные праздники

«Мое село»,

«Плачет лето», «Осенние дали»,

«Всю Россию женщиной зову», «Поэтам земли Тюменской», «Деревенька», «Холод», «Милая родина», «Дорогая страна», «Зовет обратно».

«Бывает день», «Одиночество», «Ведьма», «На ветру», «Любимая», «Сыну», «Любовь моя», «Я с тобой», «Не пожалела», «Невеста Христа»

«Я вернулся», «Просто так была война», « Я пою эту песню солдатам»

«Я устал от дождя», «Не сложилась судьба», «Ты меня не поймешь», « Я от жизни своей устаю», «Молодость», «Боль», «Колокола», «Родник», «Душа», «Прошлое время», «А мне обещали»

«Восьмое Марта», «Татьянин день»

10

10

3

11

2

Глава 3.Ритмика стихотворения

Ритм стихотворения - закономерное чередование во времени подобных явлений; упорядоченное движение, которое в литературе приобретает эстетическое значение.

Хорей

Двусложный размер с ударением на первом слоге.
Схематичное изображение: –́ – /
Особенности: легкость, стремительность стиха.
Литературный пример: поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (четырехстопный хорей).
Фольклорный пример: частушка.

Ямб

Двусложный размер с ударением на втором слоге.
Схематичное изображение: – –́ /
Особенности: универсальность; ямбом написано большинство поэтических произведений русской литературы.
Литературный пример: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (четырехстопный ямб).

Дактиль

Трехсложный размер с ударением на первом слоге.
Схематичное изображение: –́ – – /
Особенности: неторопливость, торжественность.
Литературный пример: поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога» (четырехстопный дактиль).

Афмибрахий

Трехсложный размер с ударением на втором слоге.
Схематичное изображение: – –́ – /
Особенности: элегичность, «задумчивость».
Литературный пример: стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (четырехстопный амфибрахий).

Анапест

Трехсложный размер с ударением на третьем слоге.
Схематичное изображение: – – –́ /
Особенности: передаёт печаль лирического героя.
Литературный пример: стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (трехстопный анапест).
Глава 3.1.Ритмика стихотворений А.С .Хабардина.

Ритмичность играет особую роль в лирическом тексте, она помогает создать настроение, звучание произведения. Во многом благодаря ритмичности и плавности стихи легко ложатся на музыку. Поэтому многие стихотворения барда положены на музыку и исполняются. Во всех стихотворениях сборника «В чем заключается любовь?» нами определен стихотворный размер, из чего сделаны такие выводы.

Написанных хореем в лирическом сборнике 9 стихотворений:

«Плачет лето», «Всю Россию женщиной зову», «Молодость», «Просто так была война», «Колокола», «Зовет обратно», «Восьмое Марта», «На ветру», «Я с тобой». Хорей создает легкость и стремительность стихотворений, если обратиться к теме и идее данных стихотворений, то можно заключить, что они написаны о родном и близком- деревенская природа, любимая женщина.

Ямбом созданы 9 текстов –«Мое село», «Бывает день», «Боль», «Не пожалела», «Татьянин день», «Родник», «Поэтам земли Юргинской», «Холод», «Любовь моя».

Дактилем создано одно стихотворение «Прошлое время». Для дактиля характерны торжественность, неторопливость. Так в стихотворении «Прошлое время» автор рассуждает над прошлым страны, о могуществе русской земли, в стихотворении сопряжены противоречивые чувства- горечи, печали и гордости за землю русскую.

Амфибрахием написаны стихотворения «Осенние дали» и «Сыну». Размер придает тексту задумчивость , элегичность. Так стихотворение о природе и человеке «Осенние дали» можно назвать элегией, поэт на лоне природы рассуждает о жизни своей, связи с родиной.

Самый распространенный стихотворный размер анапест , им написано 11 стихотворений. «Я устал от дождя», «Не сложилась судьба», «Я от жизни своей устаю», « Я пою эту песню солдатам», «Я вернулся», «Невеста Христа», «Деревенька», «Любимая», «Милая родина», «А мне обещали», «Дорогая страна». Анапест передает печальное настроение. Так в стихотворениях «Я устал от дождя», «Не сложилась судьба», «Я от жизни своей устаю» звучит грусть, боль, обида на судьбу.

Заключение

В результате проведённого исследования были сформулированы следующие выводы:

В Главе I была изложена общая характеристика авторской песни, истоки ее появления и периоды развития.

Глава II рассказывает биографию А.С.Хабардина. В ней представлено тематическое деление песен Юргинского поэта. Песни разделены на пять групп. Самой многочисленной стала группа с названием «О человеке и его переживаниях», менее распространенная- «Календарные праздники».

В главе III дан анализ ритмике лирических текстов А.С.Хабардина. Во всех произведениях определен стихотворный размер, выявлена его роль.

Список используемых источников

1.Авторская песня.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.-512с.- (Школа классики)

2.Бирюкова С.С. Спасите наши души... (Окуджава — Высоцкий — бард-рок)- Тамбов, 1990

3.Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи. 4.Попова Т.В. О песнях наших дней. М., 1969

5.Интернет ресурсы- Wikipedia. Org, images.yandex.ru

6.Хабардин А.С. В чем заключается любовь?сборник стихов/ А.С.Хабардин.- Юргинское: централизованная библиотечная система ЮМР,2017.-59 с.

Приложение 1.

Стихотворные размеры лирических текстов сборника «В чем заключается любовь?»

  1. «Мое село»

Под храмом Святотроицким раскинулось оно

Бу\бб\бу\бб\бу\бб\бу- ямб

  1. «Плачет лето»

Плачет лето горькими слезами

Уб\уб\уб\бб\уб- хорей

  1. «Бывает день»

Бывает день, когда любить не можешь…

Бу\бу\бб\бу\бу\б-ямб

  1. «Я устал от дождя»

Я устал от дождя, что идет с неба плотным потоком

Ббу\ббу\ббу\ббу\ббу- анапест

  1. «Осенние дали»

Осенние дали в дорогу позвали

Буб\буб\буб\буб – амфибрахий

  1. «Не сложилась судьба»

Белый день на дворе

Ббу\ббу- анапест

  1. «Я от жизни своей устаю»

Я от жизни своей устаю

Ббу\ббу\ббу – анапест

  1. «Всю Россию женщиной зову»

Я смотрю в глаза небесной сини

Бб\уб\уб\уб\уб-хорей

  1. « Я пою эту песню солдатам»

Запрягу я коней вороных

Ббу\ббу\ббу – анапест

  1. «Боль»

Жизнь уходила, гордо голову клоня

Бб\бу\бб\бу\бб\бу- ямб

  1. «Молодость»

Там, где ветер в поле обнимал колосья

Бб\уб\уб\бб\уб\уб-хорей

  1. «Просто так была война»

Просто так была война

Бб\уб\уб\у- хорей

  1. «Не пожалела»

Опять листва березы пожелтела

Бу\бу\бу\бб\бу\б -ямб

  1. «Колокола»

  2. Звон колоколов. Российских звон

Уб\бб\уб\уб\у- хорей

  1. «Зовет обратно»

  2. Там, где лето в небо улетало

Бб\уб\уб\бб\уб – хорей

  1. «Татьянин день»

Бу\бу\бу\бу\бу- ямб

  1. «Родник»

Я руки в роднике обмыл

Бу\бб\бу\бу- ямб

  1. «Поэтам земли Юргинской»

Земля великая,Тюменская земля

Бу\бу\бб\бу\бб\бу –ямб

  1. «Восьмое марта»

Солнце светит очень ярко

Уб\уб\бб\уб – хорей

  1. «Невеста Христа»

От стыда, как рябина краснела…

Ббу\ббу\ббу\б- анапест

  1. «На ветру»

Я с тобой целовался на ветру

Бб\уб\бб\уб\бб\у – хорей

  1. «Деревенька»

Я родился и вырос в деревне

Ббу\ббу\ббу- анапест

  1. «Холод»

Зима снегами завалила, замела

Бу\бу\бб\бу\бб\бу- ямб

  1. «Любимая»

  2. Я в любви не страдал и не нежился

Ббу\ббу\ббу\б - анапест

  1. «Милая родина»

Завихрится ли пыль на дороге

Ббу\ббу\ббу\б- анапест

  1. «Сыну»

Возьми мое дыхание

Буб\буб- амфибрахий.

  1. «Любовь моя»

Я не могу без твоих губ

Бб\бу\бб\бу –ямб

  1. «Прошлое время»

Русское кладбище, холмики, кучки

Убб\убб\убб\уб- дактиль

  1. «А мне обещали»

Моя память устала

Ббу\ббу\б- анапест

  1. «Я с тобой»

Плачет ветер за окном тоскливо

Уб\уб\бб\уб\уб- хорей.

  1. «Дорогая страна»

По Российским дорогам ходил я и ездил немало

Ббу\ббу\ббу\ббу\ббу\б- анапест

Просмотров работы: 15