Чтение – удел неудачников или спасение от цифрового слабоумия

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чтение – удел неудачников или спасение от цифрового слабоумия

Степанов А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
Жаркой Г.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время интерес к художественной литературе и чтению резко снижается. Сейчас у печатных изданий существует немало конкурентов: смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры. Современные технологии стремительно шагнули вперёд, а мы, дети, быстро их освоили. Педагоги и родители в тревоге: мало и плохо читающие ученики отстают в своём интеллектуальном и социальном развитии, испытывают трудности в общении. Книгу постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями, обедняя духовный мир ребёнка.

Проведённые нами опрос и анкетирование показали, что телевидение и Интернет для младших школьников оказались более увлекательными и доступными, чем чтение художественной литературы.

Исследования, проведённые в разных странах, доказывают, что читающие люди более адекватно оценивают ситуации, быстрее находят правильное решение, лучше владеют речью, имеют более развитое творческое воображение. Помимо этого они легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны и самостоятельны в своих поступках.

Актуальность нашей работы заключается в том, что чтение художественной литературы в современной жизни очень важно для развития интеллекта и духовных качеств младшего школьника.

Проблема исследования: «гаджетозависимость» оказывает отрицательное влияние на развитие читательского навыка у младших школьников.

Цель исследования – выяснить,читают ли современные младшие школьники художественную литературу и показать, что чтение – очень увлекательное и полезное занятие.

Задачи исследования:

  1. выявить «гаджетозависимость» современных младших школьников;

  2. провести анкетирование среди младших школьников Хоронхойской средней общеобразовательной школы и узнать их отношение к чтению художественной литературы;

  3. изучить различные источники информации о регулярности чтения.

Объект исследования: художественная литература.

Предмет исследования: чтение художественной литературы.

Гипотеза: мы думаем, что чтение художественной литературы расширяет кругозор младшего школьника, учит размышлять над различными проблемами и принимать верные решения, сочувствовать окружающим.

Методы исследования:

        1. изучение литературы по данному вопросу;

        2. наблюдение;

        3. опрос;

        4. анкетирование.

Основная часть

1. Чтение – удел неудачников или спасение от цифрового слабоумия

Какое место принадлежит чтению художественной литературы у младших школьников Хоронхойской средней общеобразовательной школы, чем чревата для детей цифровая зависимость и почему читающие люди живут дольше – этим вопросам мы посвятили наше исследование.

В годы ученичества мы приобретаем и накапливаем знания, а, став взрослыми, пользуемся ими. К сожалению, чтение художественной литературы на наших глазах превращается в «старинное и полузабытое занятие». В обществе всегда будут люди, считающие чтение важным и необходимым занятием, и те, которые так не считают. Смешно, но когда-то родители прятали от своих детей книги, из-за которых они не учили уроки, а те читали по ночам под одеялом при свете фонарика. В наши дни родители тоже борются с зависимостью, но только уже не от книг, а от гаджетов: отключают их, прячут, ставят пароли недоступности, но нам кажется, эта борьба бессмысленна. Однако, не нужно впадать в другую крайность – предоставлять детям полную свободу и отказываться от контроля. Ведь «гаджетозависимость» – это болезнь, и лечить её гораздо труднее, чем предотвратить.

Сегодняшний мир помешан на цифровой технике, а что же будет дальше? Как нужно относиться к Интернету? С одной стороны, наличие Интернета позволяет решать многие вопросы гораздо быстрее, чем раньше. С другой – Интернет даёт весьма неутешительную статистику: ещё в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом в мире увеличивается число детей – представителей «цифрового поколения», – страдающих расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и выраженной склонностью к депрессиям. К сожалению, не все сегодня знают о такой болезни, как цифровое слабоумие, вирус которой проник в мир на качественно новом витке научно-технической революции. Исследования, проведённые в разных странах, показывают, что в мозгу представителей «цифрового поколения» всё чаще наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. Вы спросите, каким же образом цифровые технологии способны изменить мозг? Оказывается, снижение количества внешних стимулов, прямо способствующих развитию человеческого интеллекта, чувств и эмоций, в настоящее время происходит из-за долгого и однообразного времяпрепровождения детей в Интернете. Таким образом, уже с самого раннего детства ребёнок не получает необходимого для полноценного развития личного опыта достаточно важных участков мозга, отвечающих за сопереживание и сочувствие, самоконтроль, за умение самостоятельно принимать решение. К сожалению, то, что не работает, отмирает. Яркий пример – современные дети всё чаще демонстрируют слаборазвитую память. Одна из причин – отсутствие сформированного навыка запоминания информации – ученикам проще найти её в многочисленных поисковых системах, «загуглить» вопрос и мгновенно получить готовый ответ. А что же чтение?

Чтение требует от человека усилий, самоотдачи. Сейчас чтение книги некоторые школьники рассматривают как удел неудачников, не способных осваивать мир с помощью цифровых технологий. Чтение художественной литературы в наши дни, к сожалению, перестало быть не только важным видом интеллектуальной деятельности, но даже способом развлечения – его не сочетают с отдыхом, не связывают с получением эстетического наслаждения, какое всегда доставляет человеку встреча с прекрасным. Оно часто уподобляется занятию математикой, физикой, любым другим предметом, который необходимо освоить, и не более того. А ведь ещё сравнительно недавно знаменитый афоризм Александра Сергеевича Пушкина «Чтение – вот лучшее учение» не только не вызывал сомнения, но воспринимался обществом как аксиома. Действительно, трудно назвать какой-либо другой вид деятельности, более всего способствующий полноценной интеллектуальной деятельности ребёнка, чем чтение.

2. Практические этапы работы

2.1. Результаты опроса родителей

Выявляя «гаджетозависимость» младших школьников, мы провели опрос среди родителей и выяснили, что их дети в 77% случаев в свободное время предпочитают развлекать себя играми в телефоне, и только 23% опрошенных родителей сказали, что их дети в свободное время посвящают себя чтению художественной литературы (Приложение № 1).

2.2. Результаты анкетирования младших школьников

Проводя анкетирование, мы сделали вывод, что младшие школьники, а это 86%, считают чтение художественной литературы, особенно в свободное время, необязательным. По мнению многих, художественная литература «ничему научить не может», «малоинформативна», а потому «неконкурентна» в сравнении с другими источниками информации. Хотя, есть 14% детей, которые по-прежнему тяготеют к классике, причём читают не только программные произведения (Приложение № 2).

2.3. Информация о регулярности чтения

Изучая различные источники информации о регулярности чтения, мы выяснили, что однозначного ответа не существует. Поэтому мы сошлёмся на мнение учёных, которые утверждают, что чтение в течение 1 часа в день поддерживает читательский навык, который уже сформирован. Заметьте – поддерживает, но не развивает. Следовательно, для развития навыка нужно читать больше этой нормы. Как утверждают исследователи из Йельского университета, те, кто посвящает чтению хотя бы 3,5 часа в неделю, живут на 23% дольше тех, кто к книгам равнодушен. А значит, можно прибавить год-другой, а, может быть, и десяток лет для себя, любимого. Поэтому не упускайте время, начните читать сегодня.

Заключение

Проводя исследование в начальной школе, мы убедились в том, что художественную литературу читаю немногие. Итог анкетирования подтверждает необходимость привлекать внимание школьников к чтению как к увлекательному занятию, которое формирует развитого человека. Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. В выборе литературы играет роль многое: советы учителей, друзей, родителей, новый фильм, снятый по классическому произведению. А для того, чтобы дети полюбили чтение, необходимо читать.

В чём же польза чтения? 10 причин читать книги:

  1. Чтение расширяет кругозор.

  2. Чтение развивает воображение.

  3. Чтение помогает общаться с людьми.

  4. Чтение делает нас умнее.

  5. Чтение развивает память.

  6. Чтение делает нас моложе.

  7. Чтение улучшает концентрацию.

  8. Чтение увеличивает словарный запас.

  9. Чтение делает нас увереннее.

  10. Чтение помогает отдохнуть.

Список литературы

  1. Васинская Н.В., Щербинина Н.А. Технология продуктивного чтения // Тр. междунар. конф. «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности». – Махачкала, 2014. – с. 33–34.

  2. Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–10. – с. 2308–2311.

  3. Максимова А.А., Саввинова Р.В. Развитие читательской деятельности младших школьников // Тр. междунар. конф. «Научный поиск в современном мире». – Саратов, 2014. – с. 178–179.

  4. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1: Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2010. – 680 с.

  5. Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 1 (40). – с. 138–146.

  6. Чакова И.Н. Влияние художественной литературы на формирование личности младших школьников // Тр. междунар. конф. «Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания». – Оренбург, 2013. – с.126–129.

Приложение № 1

Приложение № 2

Просмотров работы: 16