Введение
Всю мощь Русской поэзии можно прочувствовать в стихах поэтов серебряного века. «Серебряный век» - это обозначение русской поэзии на рубеже XIX и XX веков. Это воистину был период расцвета Русской поэзии.
В творчестве многих русских поэтов как XIX, так и ХХ веков «первоосновой мира» были любовь - как область высших человеческих чувств – и природа как «высшее божество». Пейзажная лирика неразрывно связана с личными переживаниями человека. Человек и окружающий его мир, природа, находятся в нерасторжимой связи, именно поэтому эта «связь» прослеживается постоянно, играя либо ведущую, либо «фоновую» роль.
Актуальность данной работы заключается в том, что исследование пейзажной лирики поэтов серебряного века помогает подробнее изучить особенности мировоззренческой, философской, нравственно-эстетической позиции поэтов, определяет гармонию или дисгармонию человека с окружающим его миром в лирике исследуемых поэтов.
Проблема исследования: какова роль пейзажа в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока.
Цель исследования: проанализировать образ пейзажа у поэтов С.А. Есенина и А.А. Блока, выявляя её роль в их произведениях.
Объект исследования:творчество С.А Есенина и А.А. Блока.
Предмет исследования:природа и пейзаж в творчестве С.А. Есенина и А.А.Блока.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме исследования;
- Изучить особенности творчества С.А. Есенина, А.А. Блока;
- Проанализировать, как тема пейзажа выражена в произведенияхС.А. Есенина, А.А. Блока;
- Подготовить проектный продукт по теме исследования.
Методы исследования:
-аналитический;
-художественный;
-обобщение материала и представление его в виде презентации.
Продукт проекта: буклет по теме «Пейзаж в поэзии «серебряного века»
1. Теоретический раздел
1.1. Тема пейзажа в творчестве С.А. Есенина
В начале своей карьеры Сергей Есенин писал в направлении новой крестьянской поэзии, а затем обратился к имажинизму. Однако он так и не присоединился ни к одному из популярных в то время модернистских движений. Поэт передавал в стихах скромную красоту родных пейзажей и описывал крестьянский труд. Основные мотивы лирики Есенина - страсть, раскаяние, саморазрушение и беспокойство за судьбу родины.
Пейзаж и природа является главной темой в творчестве Есенина.Его звонкие пейзажи музыкальны. Природа у Есенина - это существо, живущее собственной жизнью. Поэт выбирает точные выражения для создания невероятно красочных картин, показывая нам, простую красоту окружающего мира и учит нас любить её. В своём творчестве поэт объединяет мир людей, флору и фауну, животных - ведь люди являются неотъемлемой частью природы и должны жить в гармонии с окружающим миром, нуждаются в нашей любви и заботе.
Стихи Есенина в основном отражают деревенскую жизнь и её прелести. Многокрасочная цветовая палитра играет важную роль, поскольку каждый цвет имеет определенное значение. Алый цвет символизирует нежность и молодость, жёлтый – лирический характер, синий цвет, наиболее часто встречающийся в стихах Есенина, символизирует Россию, а малиновый – звон колоколов который придаёт пейзажу звучность.
Цвета, выбранные поэтом, могут также отображать душевное состояние, мысли и переживания лирического героя. Природа соотносится с жизнью крестьян и деревень. Между человеком и природой можно найти множество связей, и образ человека раскрывается через пейзаж.В стихах много калек, нищих и рекрутов, которые добавляют грусти, но не омрачают настроения. Есенин пытается сказать, что крестьянская жизнь должна быть в полной гармонии с природой. В нескольких своих произведениях Есенин пишет об уходе на задний план старой деревни. Душа поэта сокрушается об утрате исконно русских начал, которые она выражала.
Я последний поэт этой деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощалькой стою обедней
Кадящих листвой берёз.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
Есенин часто придает женскую привлекательность явлениям природы, что свидетельствует о любви поэта к женщине как воплощению красоты. Природа, особенно весной, прекрасна, и ее можно сравнить с расцветом человеческой души, потому что окружающая среда постоянно меняется и развивается. Для Есенина русская природа - это вечная красота и радость, которая согревает сердце любого человека.
Вяжут кружево над лесом
В жёлтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шёпот сосняка.
Живые картины природы не только учат нас любить красоту природы, нои закладывают основы нашего характера, делая нас добрее, мудрее и чувствительнее.
За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый - месяц
Гуляет в голубой траве.
Часто используя образность, характерную для его лирики, Есенин создает свой собственный мир, показывая нам, как«месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка… загляделась в пруд». Природа в его стихах испытывает самые разные чувства и эмоции.
Есенин воспринимает растения как живые существа, разговаривает с ними, рассказывает им о своих радостях и горестях, делает их близкими и надёжными друзьями. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. В их образах Есенин показывает глубинную связь всего живого на планете.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Когда молодость поэта подходит к концу, живописный пейзаж сменяют картины раннего увядания. Но зрелость человека соответствует приятной осени, и краски не блекнут, а приобретают новые оттенки багрянца, золота и меди. Но это последняя вспышка перед долгой зимой, то есть старостью.В лирике еще более позднего периода в описании пейзажа присутствует зловещее предчувствие, а стихи полны грусти по утраченной молодости. Используя мрачные цвета, Есенин выражает свою обреченность и усталость.
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер?
Уж не я ли сам?
1.2. Картины природы в поэзии А.А. Блока
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Эта поэзия проникнута острым чувством истории и реальности. Стиль лирической поэзии Блока - это не разрушение старых традиционных форм, а свободное сочетание и переосмысление элементов различных стилей. Творчество Александра Блока выражает поиск гармонии между человеком окружающим его мистическим миром.
Его стихи привлекают силой и чистотой эмоций, гармонией языка и музыкальностью, что особенно ярко проявляется в его пейзажной лирике. Антитезис – излюбленный стилистический прием поэтики Блока.
Описания пейзажа, которые так искусно создаёт А. Блок, вызывают чувство восторга и радости. Свежесть волнующейся нивы, прелесть летнего вечера, весенняя гроза с раскатами грома вызывают волнение в душе. Окружающий мир оживает в произведениях Блока: ветка роз «дышит ароматом», трава «полна прозрачных слез. Блок не идеализирует пейзажи, но его привлекают бедные, унылые пейзажи. Меланхоличному настроению поэта соответствует унылая красота России.
Фольклор тесно связан с природой, даже является некой частью общей картины. Блок часто показывает в своих стихотворениях эту неразрывную связь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...
Пейзаж в произведениях Блока часто напряженный и слегка тревожный. Природа не спокойна, она предвосхищает события и явления и всегда находится в центре событий. Более того, она не безлична, а является своеобразной личностью.
Блок с удовольствием пользуется олицетворениями, поэтому природа в его поэзии одухотворена. Мир вокруг него - это живая, мистическая сущность, и он делится всеми своими секретами и впечатлениями, получая взамен вдохновение, желание жить и творить.
Сложные образы, создателем которых является А. Блок, необходимы для передачи символической гармонии между реальным миром природы и внутреннего мира. Эта идея была раскрыта в образах дороги и тропинок в пейзажах ранних стихотворений Блока. Тема дороги реализуется в изображении жизненного пути от рождения к смерти.
Особенное место в душе поэта занимают лесные, полевые и луговые пейзажи, в особенности весной, когда всё насыщается сочными и свежими красками. Картины природы связаны с душевными переживаниями автора. Его душевный настрой порой удивительно соответствует пейзажу.
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
В творчестве Блока зимние, снежные пейзажи служат в качестве отражения мощной стихии или страсти и нежности в душе лирического героя. Водные пейзажи часто имеют разные значения. Река символизирует течение, изменение жизни, а также водораздел жизни: на одном берегу остается старая жизнь, а на другом берегу - новая. Поэт хочет погрузиться с головой в глубины вод и исчезнуть навсегда. Морской пейзаж символизирует чистоту и романтические порывы лирического героя.
Ночь теплая одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Печаль светла. Душа моя жива.
И вечная холодная Нева
У ног сурово колыхнулась.
2. Практический раздел
2.1. Особенности подготовки и рекомендации по применению проектного продукта
Закончив наше исследование над пейзажной лирикой поэтов серебряного века, мы пришли к выводу, что необходимо подготовить продукт, который будет тесно связан с исследованием по теме. Таким продуктом будет являться буклет «Пейзаж в поэзии «серебряного века»».
На титульном развороте мы разместили название нашего учебного заведения, тему буклета, кем он был выполнен и руководителя проекта.
Внизу расположили город и год, чтобы понять, где и когда был выполнен данный проект.
На втором развороте рассказали, что мы приготовили в ходе исследования и фотографии.
На главных разворотах мы разместили перечень произведений пейзажной лирики С.А. Есенина и А.А. Блока, которые будут интересны для самостоятельного чтения.
На последнем развороте размещена фотография школы и его контактные телефоны, адрес и электронная почта.
Данный продукт выполнялся в несколько этапов. Первым этапом мы рассмотрели особенности творчества С.А. Есенина и А.А. Блока. Вторым этапом мы проанализировали пейзажную лирику данных поэтов и ее особенности. Третьим этапом стал этап реализации продукта.
Мы можем предложить применять данный продукт для проведения занятий по литературе, для самостоятельного изучения поэзии серебряного века.
Заключение
В ходе проделанной нами, была изучена тема пейзажа в жизни и творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока. Для этого мы изучили научную литературу по теме исследования, ознакомились с поэзией «серебряного века» в России; проанализировали тему природы и пейзажа в произведениях С.А. Есенина и А.А. Блока.
На основе этого мы делаем вывод, что роль пейзажа заключается в том, чтобы донести до читателя мировоззрение автора, узнать, что многие поэты Серебряного века ценили и любили природу, считали ее священной, великой и могущественной, так и родной, близкой. Авторы считали природу живой и поэтому берегли и защищали её. Пейзажная лирика должна вдохновить читателя последовать примеру поэтов «серебряного века», что позволит ему обрести душевное спокойствие и гармонию с окружающим миром.
Данный проект будет полезен для обучающихся, заинтересованных в изучении как поэзии «серебряного века», так и литературы в целом.
Список литературы
Барковская Н.. Поэзия серебряного века - 1999 г.
Искусствовед. Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России /Природа в поэзии Александра Блока.
Кузьмина Л.Н.. Поэзия «серебряного века» [ Электронный ресурс ] – Режим доступа https://videouroki.net/razrabotki/proiekt-poeziia-sieriebrianogho-vieka.html(дата обращения 01.03.2023)
Пайзиев Б. Х., Половинкина Т. В. Образ природы в лирике Сергея Есенина 04.12.2019.
Седойкина П.А. Пейзаж в поэзии «серебряного века» [ Электронный ресурс ] – Режим доступаhttps://obuchonok.ru/node/7373 (дата обращения 01.03.2023)
Школьные сочинения. Художественные особенности лирики
Приложение 1
Буклет «Пейзаж в поэзии «серебряного века»»