Восприятие музыки человеком

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Восприятие музыки человеком

Бакуменко А.А. 1
1МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И. Платова
Вайлапов В.А. 1
1МБОУ гимназия 9 им.Дважды героя Советского Союза С.Г.Горшкова г.о.Коломна Московской области
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Жизнь человека сопряжена с постоянным получение информации. Основные способы ее получения это: свет (зрение), звук (уши), вкус (рецепторы на языке), запахи (нос) и осязание (прикосновения). Самый большой объем информации, мы получаем через глаза.

Следующим по значению является слух. Людей, лишенных слуха, называют инвалидами. Глухонемые люди иногда делают странные действия. Они закусывают зубами стол, стул, дверь и замирают, как бы что-то ощущая. Они действительно в этот момент слышат звук. Колебания передаются через зубы по костям черепа и попадают в мозг, таким образом они пытаются что-то услышать и слышат. Богатство звучания и информации, которое получается через звук, очень велико. Человек с рождения слышит музыку. Скажите ребёнку грубо «Улыбнись!» он заплачет, скажите мягко и ласково «Заплачь», он улыбнётся. Это показывает роль слуха в нашей жизни.

Цель:

Определить основные источники поступления информации о музыке для человека.

Задачи:

  1. Определить, что такое музыка.

  2. Механизм преобразования звука. Колебаний в импульсы и поступления их в мозг.

  3. Диапазон восприятия звуковых сигналов ушами.

  4. Возможные рецепторы поступления информации музыки, кроме слуха.

  5. Экспериментальное подтверждение получения звуковой информации рецепторами, кроме слуха.

  6. Вывод.

Методы:

  1. Анализ;

  2. Изучение отдельных элементов;

  3. Синтез;

  4. Эксперимент;

  1. Определить, что такое музыка.

Согласно определения музыки с точки зрения физики. Продольные волны, возникающие в среде с частотой от 20 Герц до 20000Герц. Красота и яркость музыки зависит от наличия и количества обертонов. Различные музыкальные инструменты обладают разными обертонами и их количеством.

Самым богатым музыкальным инструментом по содержанию обертонов является фортепиано. Не много ему уступает саксофон.

Меньшим количеством обертонов обладают гобой, фагот.

Д ля того чтобы музыка была богатой на звучание создаются оркестры и ансамбли. Развитие современной электроники позволяет сделать звучание очень богатым, за счет изменения звуковых сигналов, например, таким образом:

С овременные электронные устройства позволяют изменить звуковой сигнал, и чистую синусоиду изменить до неузнаваемости, например, сместить максимумы в разные стороны, или изменить вообще конфигурации синусоиды, при этом частота звука не меняется. И таких изменений можно сделать сколько угодно, это изменяет звучание и обогащает его восприятие.

Однако есть некоторые музыкальные инструменты, которые музыку не производят. Например, ударные инструменты, частота их колебаний меньше 20 герц, их называют шумовые инструменты, но представить современную музыку без ударных инструментов невозможно, во всяком случае, это будет музыка, которая современной молодежи воспринимается с трудом.

  1. Механизм преобразования звука. Колебаний в импульсы и поступления их в мозг.

Теперь разберемся в механизме восприятия звука, человеческим мозгом.

Звуковые колебания от музыкального инструмента попадают в ушную раковину, где фокусируются в ушное отверстие и попадая на барабанную перепонку заставляя ее колебаться. Эти колебания передаются на преобразователь механических колебаний в электрические импульсы. Этот механизм называется молот и наковальня. Полученные импульсы попадают через нервную систему в мозг, и мы воспринимаем музыку. Мы не будем заглядывать в более детальное изучение данного процесса, и не будем изучать как он формировался в процессе эволюции человека. Сам механизм становится понятным.

  1. Диапазон восприятия звуковых сигналов ушами.

Если рассмотреть диапазон частот воспринимаемые каждым человеком, то можно заметить, что это сугубо индивидуально. Причём, с возрастом этот диапазон уменьшается.

Тогда заслуживает отдельного разбора звуковые колебания меньше 20 Герц. Как мы его воспринимаем? Многие животные предчувствуют землетрясения. Они слышат сверхнизкие колебания. Для них это угроза. У человека это тоже вызывает тревогу и опасения. Значит слышим. Через кожу и внутренние органы. Если стоять около мощной звуковой колонки, то чувствуется, как колеблется всё внутри организма. Вот эти колебания глухонемые ощущают всем организмом. Это, наверное, осязание.

  1. Возможные рецепторы поступления информации музыки, кроме слуха.

Если проанализировать возможные рецепторы, которые могут преобразовывать звуки в сигналы для мозга, то необходимо рассмотреть каждое. Зрение. Если музыку сделать заметной. Это что-то наподобие светомузыки. Обоняние. Предположить, что музыка имеет запах, или заменить запахом, довольно трудно. Во всяком случае пока это не возможно. Аналогично и с вкусом. Осязание — возможно. Ниже будет рассмотрено.

5. Экспериментальное подтверждение получения звуковой информации рецепторами, кроме слуха.

В выше приведённых примерах можно заметить, что звуковая информация поступает к нам не только через уши, но и через тело. Это можно разбить на два направления. 1. Восприятия музыки всем телом. 2. Поверхностью тела, или кожей. Первое направление можно объяснить резонансными явлениями. Каждый орган человека имеет свою собственную частоту колебаний. При совпадении частот или кратных частот может проявляться резонанс. Отнести это к каким-то органам чувств сложно. Вот второй вид имеет вполне чёткое объяснение. Наша кожа покрыта маленькими волосиками. При дуновении ветра или фена они прогибаются. И через рецепторы, находящиеся в волосяных сумках, сигнал проходит в мозг. Это можно отнести к осязанию. Те, кто слушал звучание органа в живую, понимают разницу со звучанием органа в динамиках. Тоже можно сказать о симфоническом оркестре. И о любом оркестре, который играет вживую.

Если предположить, что необходимо создать механизм для визуализации музыки, то, на компьютере можно создать программу, в которой можно создать соответствие нотного стана с цветом. Например, до-красный, ре-оранжевый, ми-жёлтый, фа-зелёный, соль-голубой, ля-синий, си-фиолетовый. Диезы и бемоли можно по цвету чуть сместить. Каждой новой октаве придавать новый оттенок. Серебристый, золотистый и другие оттенки. Это помогло бы людям обладающим дефектами слуха видеть музыку. Создать такую программу не сложно.

Выводы.

  1. Человек слышит музыку не только ушами, но и телом, и кожей.

  2. Музыка звучит наиболее ярко, когда задействованы различные механизмы восприятия.

  3. Данная работа может быть продолжена по направлению создания программы для визуализации звуков.

Литература.

  1. Г. Я. Мякишев Б. Б. Буховцев В. М. Чаругин физика 11 класс Учебник для общеобразовательных организаций Базовый и углублённый уровни Под редакцией Н. А. Парфентьевой Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации 7-е издание, переработанное Москва «Просвещение» 2019

  2. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. Состаители: Б.Калмыков, Г.Фридкин. Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерством культуры СССР в качестве учебного пособия детских музыкальных школ. Детское образование в сфере искусства России - classON.ru

  3. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fz%2Fmusic-sound-waves-pulse-abstract-vector-audio-technology-musical-pulse-sound-charts-equalizer-play-sound-waves-88702959.jpg&lr=10734&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=графическое%20представление%20музыки 21.11.2025. 16:32

Просмотров работы: 5