От пластилина до пикселей: Тайны создания мультфильмов

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

От пластилина до пикселей: Тайны создания мультфильмов

Никитин Т.А. 1
1МАОУ «Гимназия №76»
Белышева А.Р. 1
1МАОУ «Гимназия №76»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мультфильмы окружают нас с детства — они учат добру, развивают фантазию и дарят радость. Но как создаются эти движущиеся картинки? Кто придумал мультипликацию и можно ли сделать мультфильм самостоятельно?

Я очень люблю смотреть мультики, и мне стало интересно, как они устроены.

В начале своей работы я выдвинул гипотезу: Я предполагаю, что создать мультфильм можно даже в домашних условиях, используя подручные материалы и простые технологии.

В своей работе я хочу разобраться в истории и технологии создания мультфильмов, а также попробовать создать свой собственный мини-мультик.

Объект исследования: мультипликация.

Предмет исследования: способы создания мультфильмов.

Методы исследования:

- Поиск информации в книгах и интернете,

- Анализ мультфильмов разных видов,

- Сравнение техник анимации,

- Интервью с мультипликатором,

- Практический эксперимент (создание своего мультфильма).

Цель исследования: узнать, как создаются мультфильмы, и попробовать сделать анимацию своими руками.

Задачи

1. Изучить историю мультипликации.

2. Узнать, какие бывают виды мультфильмов.

3. Понять основные этапы создания мультиков.

4. Создать простой мультфильм в различных техниках анимации.

  1. Теоретическая часть. Мультипликация

«Чтобы сделать детский фильм, нужно самому немножко стать ребенком. Нужно верить в чудо и любить фантазировать».

Федор Хитрук (советский режиссер, создатель «Винни-Пуха)

    1. История мультипликации.

Мультипликация (или анимация) — это искусство создания движущихся изображений. Мультфильмы делают из множества рисунков или кукол, которые показывают по очереди, создавая движение. Прежде чаще всего снимали мультики для самых маленьких. Это были сказки и легенды, былины и басни. Со временем мультипликация обогащается новыми темами и жанрами. Вместе с тем в ней используются материалы, на которые раньше никакого внимания не обращали. Например, герои создаются из папиросной бумаги, скомканных листочков, пластилина.

Еще в древние времена люди пытались показать движение (например, наскальные рисунки с бегущими животными).

История мультипликации берет своё начало в 20-м веке, и она сразу стала отдельной ветвью киноиндустрии. Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1832 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта. С латинского языка, откуда и пошло слово «мультипликация», оно переводится как «возрастание» или «размножение».

Отцом мультипликации принято считать Эмиля Рейно. Именно он создал аппарат, который состоял из крутящегося барабана, фонаря и зеркал. А в 1892 году он запустил оптический театр, зрители видели в нём движение звёзд и других космических тел, одно «представление длилось» около 15-20 минут. Первые мультфильмы были коротенькими и бессюжетными, наивными и простыми.

В 1900 году вышел «Очаровательный рисунок» Блэктона, Художник на глазах у зрителей рисовал фигуры, которые с помощью монтажа получили движение и ожили на глазах у зрителей.

В 2009 году историки обнаружили, что первым мультипликатором является Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра из Санкт-Петербурга. В 1906 году он создал на не движущихся декорациях танцующие фигурки.

К началу ХХ века анимация уже приобрела оригинальное творческое воплощение – сформировались различные стили мультипликации, персонажи стали одухотвореннее, а сюжеты стали сложнее и уникальнее. Мультипликаторы поняли, что сила анимации как раз в ее нереалистичности, в возможности изображать фантазии, далекие от обыденности.

Мультипликаторы из США становятся лидерами в мировом производстве анимационных фильмов. В 1911 году известный американский мультипликатор Уинзор Маккей выпускает первый цветной мультик «Маленький Немо», а в 1914 году «Динозавр Герти». Это был первый случай, когда главному герою сопереживали зрители.

Еще одно яркое имя в истории мировой мультипликации связано с Российской империей. В 1912 году Владислав Старевич создал первый кукольный мультфильм с актерами жуками под названием «Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей». Он снял массу фильмов, посвященных насекомым, и выглядели они на экране очень натурально. Старевич – талантливый художник. Он заботился не только об изобразительной стороне мультфильмов, но и наполнял их глубоким смыслом.

В 1923 году Уолт Дисней приезжает в Голливуд и открывает там студию, которая сегодня известна как «The Walt Disney Company». Выпущенный в 1937 году мультфильм «Белоснежка и семь гномов» стал олицетворением технического и творческого совершенства, на которое оказались способны рисованные фильмы.

Так же значимой фигурой в анимации можно считать Александра Птушко, который поставил мультфильм "Новый Гулливер" в 1935 году. В 1936 году под его руководством открылась студия «Союзмультфильм», где сняли знаменитые мультфильмы: «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Винни-Пух».

Сегодня мультипликация продолжает развиваться и использоваться во многих форматах, включая фильмы, сериалы, видеоигры и рекламные ролики. Она остается одной из самых популярных и любимых форм искусства, которая продолжает вдохновлять и радовать зрителей всех возрастов по всему миру.

    1. Виды и техники мультипликации 

Чтобы создавать отличные мультипликационные работы важно заранее выбрать технику! Техника – материалы, из которых большинство объектов мультфильма выполняется. Техники мультипликации так же, как и в художественном искусстве уникальны и удивительны.

Классическая (рисованная) техника. Художники рисуют каждый кадр мультфильма отдельно, затем соединяют их воедино. Это долгий и трудный процесс, ведь для одной секунды нужно 24 кадра.
Чтобы ускорить процесс создания мультфильма, нанимают в штат дополнительных художников и распределяют сцены раскадровки.

Рис.  Кадры рисованной мультипликации

Пластилиновая техника. Такой же вид покадровой мультипликации, только если в предыдущей технике художники создавали каждый кадр на бумаге красками, то тут всё заменяет пластилин.
Это техника может быть плоской и объёмной.

Рис. Пластилиновая ворона

Техника перекладки. Персонажей, объекты рисуют на бумаге, а затем вырезают. Так же все части тела персонажа разрезают на отдельные фрагменты. Затем соединяют разрезанные части персонажей воедино и покадрово двигают. Главное делать это очень аккуратно, иначе при любом дуновении ветра бумажные объекты могут распасться (если их не закрепить).
Сами сцены состоят из нескольких слоёв. Каждый слой – отдельное стекло, а камера располагается вертикально к ним.

Рис. Капитан Врунгель

Кукольная техника. Все персонажи – это куклы, человечки, созданные из тканей, поролона и других материалов для создания кукол. Это техника придаёт некий объём мультфильму.

Рис.  Чебурашка идёт в школу

Песочная техника. При помощи светящегося стола и песка на нём создаётся кадр мультфильма, затем он фотографируется и соединяется с другими. Многие неправильно оценивают технику и превращают её в представление, где под музыку художник рисует картину, и все смотрят как он это делает.

Рис.  Песочная история

Живопись по стеклу. При помощи масляной краски, объекты рисуют на стекле и пока краска не высохнет передвигают кадр за кадром объекты на стекле. Иногда взамен масляной краски используют гуашь, смешанную с глицерином.

Рис.  Кадр из мультфильма техники живописи по стеклу

Игольчатый экран. Экзотическая техника. Через вертикальную плоскость проходят одинаковой длины иглы. Они могут двигаться либо вверх, либо вниз перпендикулярно плоскости экрана. Если иглы выдвинуты, то изображение темнеет, если задвинуты внутрь, то светлеет. Получается интересный эффект!

Рис.  Кадр из мультфильма

Ротоскопи́рование. В этой технике заснятый заранее актёр обрисовывается на плёнке покадрово художником. Затем кадры соединяются и получается правдоподобное движение, и качественная прорисовка персонажа!
В качестве примера можно привести мультфильм «Светик-семицветик», где все персонажи скопированы с реальных людей.

Рис.  Героиня мультфильма

Компьютерная мультипликация. Техника, при которой все объекты и персонажи рисуются на компьютере, так же создаётся движение и просчитывается мультфильм. На данный момент есть несколько разновидностей компьютерной мультипликации: покадровая, двухмерная флэш, трёхмерная (создаётся в специальных программах: 3Д макс и т.д.).
На основе 3д мультипликации становится популярной техника захвата движения – на актёра одевают специальные датчики, он совершает действие и оно записывается на компьютер и после передаётся 3д персонажу. Движения получаются реалистичными!

Рис.  Пример современного мультфильма

  1. Интервью с режиссером анимационного фильма.

Чтобы узнать больше о секретах мультипликации, я решил взять интервью у талантливого человека, режиссера анимационного фильма компьютерной графики, Тунгусковой Марии Олеговны. Я подготовил вопросы к интервью и отправил их заранее на электронную почту Марии Олеговны и ожидал ответа.

Текст письма:

«Здравствуйте, Мария. Я бы хотел взять небольшое интервью у Вас, мне очень интересно как рождается мультфильм.

1. Как называется Ваша профессия и почему Вы решили стать создателем мультфильмов?

2. Какой Ваш любимый созданный мультфильм или герой, и где Вы взяли идею для него?

3. Вы рисовали в детстве? Что любили рисовать больше всего?

4. Сколько времени уходит на создание одного мультфильма? Это долго?

5. С чего начинается работа над новым мультиком? Сначала придумывают историю или рисуют героев?

6. Сложнее всего придумать героя или нарисовать его?

7. Все ли рисуют на компьютере, или кто-то рисует от руки на бумаге?

8. Какого персонажа было сложнее всего нарисовать?

9. Что самое приятное в работе над мультфильмом? А что самое сложное?

11. Какой совет Вы могли бы дать мальчику, который тоже мечтает создавать мультфильмы?

Я благодарю Вас за уделенное мне внимание».

Вскоре, в ответ на свое письмо я получил красочный видео ответ интервью, представленный в приложении к работе.

Благодаря этому интервью я узнал, что:

  • Мультипликатор — интересная, но сложная профессия.

  • Чтобы создать мультфильм, нужно много терпения и труда.

  • Даже сегодня некоторые студии рисуют вручную, как 100 лет назад!

  1. Создание мультфильма

Мультфильмы – это волшебный мир, где оживают рисунки и куклы. Но за этим волшебством стоят секреты, которые делают движение плавным, а картинку – красивой. Есть три важных секрета мультипликации: плавность хода, частота кадров и фоны.

Плавность – это то, что делает движение в мультфильме естественным. Если герой двигается резко или прыгает, зритель замечает, что что-то не так. Художники-аниматоры рисуют много промежуточных кадров между основными движениями. В кукольной анимации двигают фигурки чуть-чуть и снимают каждый шаг. 24 кадра в секунду – движение очень плавное, как в современных мультфильмах. В старых советских мультиках (например, "Ну, погоди!") иногда использовали 6-8 кадров в секунду, но движения всё равно выглядели хорошо, потому что художники умело это скрывали.

Фон – это задний план, на котором происходят действия. Он помогает создать настроение. Фоны бывают рисованные, как в старых мультфильмах ("Ёжик в тумане"), компьютерные, как в "Холодном сердце" (их делают в программах), реальные декорации в кукольных мультфильмах. Иногда фон делают менее детальным, чтобы зритель смотрел на героя, а не на задний план.

Сценарий и сюжет для мультика или фильма не придумывается за пару минут. Нужен опыт, понимание основ драматургии и композиции сюжета, фантазия.

Рис.   Пример сцены для съёмки

Таким образом, чтобы мультфильм получился красивым и интересным, важно:

  • Делать движения плавными с помощью дополнительных кадров.

  • Выбирать правильную частоту кадров (12 или 24 в секунду).

  • Рисовать или создавать подходящие фоны, которые дополняют историю.

    1. Опыт 1: Пластилиновый мультик

Для этого опыта я слепил героя (ламу). Снял на телефон несколько кадров. Смонтировал мультфильм в приложении (Stop Motion Studio).

Рис.  Процесс создания героя из пластилина

В этом опыте я попробовал съёмку на белом фоне и в нарисованной сказочной стране.

Рис.  Лама на белом фоне и на фоне рисунка

3.2. Опыт 2: Рисованный флипбук

В данном опыте я нарисовал в блокноте человечка (66 рисунков). Затем я листал блокнот и снимал его на видео.

Рис.  Создание рисованного флипбука

3.3. Опыт 3: Простая компьютерная анимация

Изображение, состоящее из нескольких кадров, которые последовательно переключаются, создавая иллюзию движения, называется анимированный спрайт.

Рис.  Анимированные спрайты.

Я самостоятельно изучил работу редактора Piskel и создал в нем двигающегося героя.

Рис.  Процесс создания спрайтов.

3.4. Сравнение результатов

После проделанной работы по созданию мультфильмов можно отметить различия в технике мультипликации, которые отражены в таблице 1.

Табл.1. Различия в технике мультипликации

Техника

Время создания

Что понравилось?

Что было сложно?

Пластилин

30 минут

Можно менять форму

Долго двигать

Рисунки

60 минут

Весело рисовать

Нужна аккуратность

Компьютер

20 минут

Всё быстро

Нужна программа

Подводя итог, можно сказать, что лучшая анимация та, которую делаешь с удовольствием! Пластилин в процессе работы самый «живой», а компьютер самый быстрый».

Заключение

Мультипликация поражает своей яркостью, красивой графикой, качественной анимацией и уникальными персонажами. Она имеет мощную историю, которая насчитывает множество ярких персонажей и знаковых произведений.

В настоящее время нельзя представить без мультипликации такие приложения, как игры, обучающие программы и ролики, рекламные и другие презентации.

В процессе исследовательской работы я узнал, что мультфильмы создаются из множества нарисованных кадров, которые быстро показывают друг за другом. Мне понравилось делать свои короткие мультфильмы с помощью рисования, лепки из пластилина и программ для анимации. Я понял, что мультфильмы помогают весело учиться и узнавать новые истории. Теперь я буду смотреть мультфильмы с большим интересом и когда-нибудь создам свой полнометражный мультфильм! Примером для меня является наша «Снежная королева», этот мультфильм стал триумфатором международных кинофестивалей — получил первые премии в Лондоне, Венеции, Риме и Каннах.

Мультипликация – это безумно увлекательно, полезно и эффективно! Конечно, этот творческий процесс требует усидчивости, времени и терпения. Но результат того стоит, потому что как только ты видишь свое творение на экране, ты ощущаешь невероятное счастье от реализации своего потенциала!

 Невозможно переоценить роль мультипликации в развитии мировой культуры и искусства.  

 По итогам погружения в историю мультипликации, мы можем сделать вывод, что это незаменимый жанр, наполненный яркими персонажами, насыщенным смыслом и увлекательными сюжетами. Мультфильмы, созданные десятилетия назад, по-прежнему любимы и ценятся многими поколениями зрителей. Современная мультипликация продолжает развиваться и внедрять новые технологии, совершая прогрессивные прорывы.

Список литературы

  1. Бурцева, М. А. Развитие мультипликации: с первых шагов до современности / М. А. Бурцева, О. В. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1

  2. Блинов, И. Электронные уроки "Создание анимации" / И. Блинов, Д.М. Блинов // Информатика в школе. - 2018. - № 5. - С. 35-38

  3. Гусева, Л.А. Мастерская "Пластилиновые фантазии" / Л.А. Гусева, Е.А. Панова // Информатика в школе. - 2017. - № 5. - С. 16-28.

  4. Маэстри Дж. Секреты анимации персонажей. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.

  5. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. самоучитель для детей и родителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 288 с.

  6. Шергин В.С., Юрьев А.И Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. Т.2. – М.: АСТ, 2007

  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Кино.- Я11 М: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000- 432 с.: ил.

  8. https://domznaniy.school/tpost/h59ieimer1-istoriya-mirovoi-i-rossiiskoi-multiplika

  9. http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_multiplikacii.html

  10. https://www.velesvideo.ru/multiplikacia.html

Просмотров работы: 0