ВВЕДЕНИЕ
Сейчас многие школьники получают много новых знаний каждый год, и важно сделать обучение интересным и полезным. Иногда бывает трудно запомнить всё сразу, поэтому учителя ищут такие способы, чтобы детям было не скучно, а интересно узнавать новое. Автору работы кажется, что когда на уроках есть игры, становится веселее, и учиться проще. Через игру легче запоминать и понимать, о чём идёт речь.
Учёба — это не просто оценки, а возможность узнать что-то важное и новое. Но, чтобы хорошо учиться, нужно, чтобы было желание. Если урок скучный или непонятно, зачем всё это нужно, то не очень хочется стараться. А когда интересно, хочется делать задания, узнавать ответы и получать хорошие оценки. Поэтому задача состоит в том, чтобы найти инструменты и методы, которые побуждают учеников приобретать знания осмысленно. Развитие интереса к учебе представляется возможным через обновление содержания образования, а именно через игровой процесс.
Анализ исследований мотивации школьников к обучению показывает, что существует широкий ряд мотивов, которые влияют на эффективность учебного процесса, например, какие задания дают, как проходят уроки, какой возраст, и даже от того, как дети общаются с другими людьми.
Иногда желание учиться меняется. Например, сначала дети стараются ради похвалы или хорошей отметки, а потом — потому что действительно интересно знать больше. Но если на уроках скучно и никто не помогает заинтересоваться, то желание учиться может не расти. Поэтому очень важно, чтобы уроки были яркими, увлекательными, и чтобы дети понимали, зачем всё это нужно. Тогда учёба становится не обязанностью, а чем-то по-настоящему интересным.
Игра – это отражение взгляда ребенка на мир взрослых и что она является способом познания окружающей среды. Игра – это естественная форма обучения для ребенка. Это часть его жизненного опыта.
Изучение роли игры и ее взаимосвязи с результатами обучения занимает важное место в работе психологов и педагогов. Многие исследования доказали, что для развития общей положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, и важное место в ней занимают дидактические игры.
Дидактические игры — это форма игровой деятельности, организованной с целью передачи детям знаний, умений и навыков. В отличие от обычной игры, дидактическая игра имеет чёткие образовательные цели, правила и структуру. Такие игры помогают детям усваивать новые знания и навыки в увлекательной форме, не осознавая, что они на самом деле учатся.
Актуальность исследования заключается в том, что младший возраст (1-4 классы) называют самым эффективным для умственного развития, а ведущим видом деятельности является игра, благодаря, которой они активно развивают внимание, память и мышление ребенка, тем самым улучшая успеваемость ребенка. Но в современнее время дидактическим играм не уделяют должного внимания, ни родители, ни учителя, ни сами дети.
Цель исследования: выявить эффективность использования дидактических игр на уроках с целью подготовки школьников к всероссийской проверочной работе (далее –ВПР).
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
-выявить особенности формирования у младших школьников учебной мотивации посредством дидактических игр;
-разработать и реализовать на уроках 4-х классов игру, направленную на подготовку обучающихся к ВПР;
-провести экспериментальное исследование и подтвердить гипотезу.
Объект исследования: процесс подготовки четвероклассников к ВПР по окружающему миру по модулю «Краеведение».
Предмет исследования: влияние дидактических игра на подготовку учеников четвертого класса к ВПР по окружающему миру по модулю «Краеведение».
Методология исследования: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, индукция, дедукция.
Изучению данной темы свое внимание уделили такие ученные-исследователи как: Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Вербицкий, З.В. Манулейко, Д.Б. Эльконин, З.М. Богуславская, С.А. Козлова, В.М. Комаров, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Е.О. и другие.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в учебном процессе будет способствовать эффективной подготовке к ВПР, при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование дидактических игр;
-дидактические игры будут базироваться на знакомых детям играх, при этом каждая игра будет содержать элемент новизны;
-в процессе игры будет создаваться ситуация успеха.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования могут быть использованы учителями начальных классов, родителями.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
§ 1. Формирования у школьников 1-4 классов учебной мотивации
Мотивация — это когда у человека появляется желание что-то делать. Например, если мне интересно учиться или я хочу узнать что-то новое, это и есть мотивация. Без неё трудно заставить себя делать даже простые вещи. Учёные много изучают, почему у людей появляется желание учиться или работать, и как это можно развивать.
Многие известные учёные, такие как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и другие, старались понять, почему дети хотят или не хотят учиться. Они говорили, что мотивация — это то, что заставляет нас действовать, например, выполнять задания, решать задачи, стремиться к цели.
То, что побуждает человека к выполнению какой-либо деятельности и удовлетворению какой-либо потребности, называется мотивацией. Один учёный, В.Г. Асеев, писал, что мотивация — это особое состояние человека, когда он активный и хочет что-то делать. [1, с. 61].
Мотивация (в широком смысле) – это всё, что заставляет человека быть деятельным: его желания, эмоции, интересы, цели, мечты и даже настроение. [5, c. 63].
«Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [3, c. 36].
«Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность» [4, c. 63].
Учёные во всём мире — например, Маслоу, Роджерс, Фрейд, Юнг и другие — тоже изучали, почему людям хочется действовать и как появляется желание учиться и развиваться. Мотивация — это очень важная часть нашей жизни, ведь без неё трудно чего-то добиться.
По мнению А.К. Марковой: «учебная мотивация представляет собой одно из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися активной учебной деятельности» [9, с. 19].
Учебная мотивация — это то, почему ученику хочется или не хочется учиться. На неё влияет много разных вещей. Например, школа, в которой ребёнок учится, как проходят уроки, какой у него учитель, какие предметы он изучает и даже его собственный характер. Важно и то, как учитель относится к детям и как он объясняет материал. Ещё большое значение имеет, как ученик общается с одноклассниками и верит ли он в себя. Всё это вместе помогает ребёнку хотеть узнавать новое и стараться в учёбе. [2, c. 36].
Ученые выделяют несколько основных подходов к формированию мотивации к обучению. Первый подход: желание учиться появляется тогда, когда уроки специально построены так, чтобы ребёнку было интересно и понятно (П.Я. Гальперин, И.Я. Кулагина, В.Ф. Моргун). Второй подход: мотивация зависит от самого ребёнка — от его характера, самооценки и отношения к учебе. М.В. Матюхина, например, говорила, что оценки могут помочь, когда внутреннего желания учиться мало, но если ребёнок и так сильно хочет учиться, то оценки уже не играют такую большую роль. [7, с. 12].
Чтобы у детей было желание учиться, важно, чтобы:
– материал был интересным и понятным;
– уроки проходили организованно и увлекательно;
– дети могли работать вместе, в группе;
– учитель справедливо оценивал их успехи;
– учитель уважительно относился к ученикам и помогал им [11, с. 98].
Когда ребёнок приходит в школу, в его жизни многое меняется. Он перестаёт быть просто дошкольником и становится учеником. У него появляются новые обязанности, знания и умения. Учёба становится главным занятием, которое помогает развиваться и узнавать мир. Во время обучения активно работают внимание, память, мышление и воображение. В этом возрасте у детей развивается два вида памяти: непроизвольная (когда запоминаешь что-то само собой) и произвольная (когда стараешься специально запомнить) [5]. Чтобы появилась произвольная память, нужно уметь заставить себя сосредоточиться и приложить усилие.
Когда ребёнок идёт в школу, у него уже есть сильное желание учиться, ведь он понимает, что теперь делает что-то важное, как взрослый. Но со временем многое зависит от того, как он справляется с учебными заданиями и как к нему относятся учителя и одноклассники.
Младшие школьники обычно очень любознательны — им всё интересно, они хотят задавать вопросы и узнавать ответы. Они доверяют учителю и слушают его внимательно, потому что считают, что он знает всё [1]. Именно в этом возрасте можно развивать у детей чувство ответственности, желание трудиться, самостоятельность и понимание, зачем нужно учиться.
Но у мотивации в младшем школьном возрасте есть и трудности:
– она часто неустойчивая — сегодня ребёнку интересно, а завтра уже нет;
– ребенок может быть связан только с каким-то одним предметом, а не со всеми;
– дети часто хотят просто получить результат быстро, а не преодолеть трудности и дойти до цели [12].
Рассмотренные негативные характеристики учебной мотивации во многом препятствуют глубокому осмыслению необходимости учебной деятельности.
Исследование учебных мотивов в динамике с 1 до 4 класса показывает, что на начальном этапе у детей складывается интерес к тому как им преподносят учебу. В младшем школьном возрасте учебные мотивы формируются, как правило, на основе желания ребенка получить хорошую оценку или одобрение учителя. Данное желание может быть настолько велико, что успешность или не успешность обучения того или иного школьника полностью зависит от учителя. Несмотря на то, что ученики иногда получают не очень высокие оценки, уровень доверия по отношению к учителю у них остается на высоком уровне.
Поэтому очень важно, чтобы учителя и родители помогали детям сохранять интерес к учебе, поддерживали их, хвалили за старание и показывали, что учёба может быть интересной и нужной.
§ 2. Дидактические игры как средство обучения
Игра — это очень важная часть жизни детей. Через игру мы не только отдыхаем и веселимся, но и учимся новому. Ещё в старину люди понимали, что через игры можно обучать детей — в народных песенках, потешках и забавах всегда было что-то поучительное. Такие игры делали обучение весёлым и интересным, и детям самим хотелось играть и узнавать новое [15].
Дидактическая игра – это «игровая форма обучения, в которой одновременно существуют два начала: познавательное и образовательное, и игровое и развлекательное» [6, с. 115].
Дидактическая игра – это «игра, основанная на наличии правил, требующих обязательного исполнения в ходе выполнения игрового действия и, направленная на активизацию познавательной сферы детей» [8].
Такие игры помогают легче и интереснее понять учебный материал. В них есть правила, которых нужно придерживаться, и задания, которые нужно выполнить. Именно поэтому дидактические игры часто используют в школах, особенно в начальных классах, потому что младшим школьникам всё ещё хочется играть, а в игре они лучше запоминают и понимают [12, c. 36].
Суть дидактической игры как средства обучения заключается в ее возможности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в результаты. Важно понимать, что дидактические игры на практике в начальных классах широко используются для достижения основных целей, а именно:
• развивать ум и мышление;
• приучать детей к доброте, дружбе, честности;
• узнавать больше новых слов, фактов и понятий;
• закреплять то, что уже изучали;
• учиться объединять знания и применять их;
• становиться более любознательными и активными.
Все игры состоят из нескольких частей. У каждой есть замысел — то, ради чего игра проводится. Он обычно понятен из названия. Есть правила, которые объясняют, как играть и что нужно делать. Ещё есть игровые действия — то, что делают участники во время игры. Есть и познавательное содержание — именно то, чему мы учимся в процессе игры. Также важно оборудование — карточки, рисунки, фишки или другие предметы, которые помогают играть. И конечно, у каждой игры есть результат, когда подводятся итоги, кто выиграл, а главное — что дети узнали [13].
Когда мы играем, мы учимся сосредотачиваться, думать, быть внимательными, работать в команде и применять знания. Часто даже не замечаем, что учимся — просто играем, но при этом запоминаем новое и развиваем воображение. Даже те ребята, кто обычно не очень активны на уроках, в игре включаются с энтузиазмом, стараются помочь команде и показать, что они тоже многое умеют.
Использование дидактических игр дает наибольший эффект в младших классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к какому-либо предмету.
Создание игровых ситуаций повышает интерес к обучению, вносит разнообразие, эмоциональную окраску в учебную работу.
Игра делает уроки живыми, интересными и помогает по-настоящему полюбить учёбу. Главное — чтобы игра не потеряла смысл, и чтобы детям всегда хотелось участвовать с удовольствием.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
§ 1. Создание дидактической игры в рамках подготовки к ВПР по окружающему миру
Ввиду того, что я обучаюсь в 4 классе и в конце учебного года мне необходимо будет написать ВПР – Всероссийскую проверочную работу по дисциплине «Окружающий мир», я принял решение готовиться к этой работе основательно.
Однако простое заучивание материала, особенно в части изучения истории и особенностей родного края, не выглядело для меня перспективным: я и мои ровесники быстро теряли интерес, не могли сфокусировать своё внимание на содержимом учебников и в целом образовательный процесс под давлением и принуждением не мог гарантировать освоение информации.
Тогда я вспомнил про то, что мне всегда нравились викторины – интеллектуальные соревнования, объединённые общей темой, и я решил изучить игровое обучение подробнее – решил, что освоить сложную и достаточно многогранную тему можно намного проще, если подать её в виде образовательного развлечения.
Я выяснил, что игра — это не просто форма досуга, а целый способ получения навыков и развития способностей. Учитывая, что она происходит с целью развлечения, она на подсознательном уровне воспринимается детьми как что-то приятное и ожидаемое, но параллельно с получением удовольствия от игры, можно учиться, развивать свои психические процессы, такие как мышление, память, воображение – это привело меня к мысли о том, что игра может стать способом для освоения информации.
Основываясь на этих данных, я пришёл к выводу, что игра может быть использована как метод обучения. Это позволило мне ознакомиться с понятием игрового обучения — формой учебного процесса, основанной на смоделированных игровых ситуациях. Данный подход способствует усвоению и применению знаний в различных областях, включая развитие навыков и эмоциональную оценку.
Игра является многогранным феноменом, который выполняет функции обучения, развития, воспитания, социализации, развлечения и отдыха. Исторически одной из её основных задач всегда было обучение.
Игровое обучение — это когда учёба проходит в форме игры, и детям становится интересно учиться. У такого способа есть несколько важных особенностей.
Во-первых, главное — увлечь учеников. Когда учёба становится интересной и увлекательной, дети запоминают материал намного лучше. Если урок организован правильно, интерес помогает накапливать знания.
Во-вторых, мотивация появляется через игру и удовольствие. Когда ребёнку весело, и он получает радость от процесса, ему проще учиться. Он не боится ошибиться и начинает с удовольствием участвовать в заданиях.
В-третьих, игровое обучение может быть современным и разнообразным. Сейчас часто используют видео, музыку, электронные игры и обучающие программы на компьютере или планшете. Это делает учёбу интересной для детей разного возраста.
Чтобы проверить, можно ли сделать подготовку к проверочным работам более увлекательной, я решил провести эксперимент. Мне хотелось, чтобы учиться было не скучно, а весело, и чтобы ребята с удовольствием повторяли материал.
Я стал искать идею для своей игры и наткнулся в интернете на видео с телевизионной викториной, где учёные угадывали ответы на вопросы. Это шоу называлось «Своя игра», и оно основано на американской программе «Jeopardy!», что значит «Рискуй!». Мне понравилась эта идея, и я решил создать похожую игру для своего класса.
Вместо обычного заучивания, например, названий полезных ископаемых и их обозначений на карте, я придумал викторину с вопросами и баллами, как в телешоу. Перед началом игры я хотел узнать, что уже знают ребята, чтобы потом сравнить результаты и понять, помогает ли игровой способ учиться лучше. Так я смог бы проверить, насколько эффективно игровое обучение и действительно ли оно делает подготовку интереснее и полезнее.
Нами для реализации игрового процесса была разработана интерактивная презентация с использованием онлайн-сервисов. Данная презентация включает в себя обширный банк вопросов, визуально подкрепленных разнообразными изображениями и графикой, что способствует повышению интереса учащихся и облегчает восприятие сложных концепций.
Система подсчета очков добавляет элемент соревнования, мотивируя участников стремиться к лучшим результатам.
Класс был организован таким образом, что учащиеся были распределены по командам в зависимости от расположения их мест в классе. Внутри каждой команды роли были определены индивидуально, исходя из результатов предварительного исследования уровня подготовки каждого ученика. Это позволило оптимизировать взаимодействие внутри групп и обеспечить максимальную эффективность учебного процесса.
В роли ведущего выступает учитель, но в нашем эксперименте я выступал в его роли. Задача ведущего следить, чтобы все играли по правилам и чтобы игра проходила честно и правильно. С помощью специальной программы мы смогли легко добавить в игру подготовленные вопросы и картинки, чтобы всё выглядело интересно и понятно.
Благодаря использованию цифровых технологий и творческому подходу к учебе у нас получилось сделать игру увлекательной и полезной. Она помогла ребятам с интересом изучать краеведение, лучше запоминать материал и развивать желание узнавать новое. Так игра превратилась в настоящий инструмент, который делает обучение не только эффективным, но и по-настоящему захватывающим.
Вопросы были разделены по условным категориям: города, природа региона, экономика, достопримечательности (см. рис. 1)
Рис. 1. Скриншот игры.
Во время игры у нас было интерактивное меню, которым управлял ведущий. С его помощью он мог менять ход игры прямо во время проведения: скрывать или открывать вопросы, переименовывать команды, добавлять или убирать очки за ответы. Это было очень удобно, потому что можно было подстроить игру под уровень знаний учеников и сделать её интересной для всех участников.
Такой интерактивный учебный ресурс стал отличным способом добавить элементы игры в обычный урок. Благодаря этому занятия больше походили не на обычный урок, а на весёлую и познавательную викторину. Ребята с удовольствием участвовали, и материал запоминался намного быстрее и легче.
Игра прошла очень успешно. Управлять ею было просто, а у каждого ученика была своя роль, поэтому все быстро включились в процесс и активно участвовали в поиске правильных ответов. Когда кто-то затруднялся, учитель, как ведущий, помогал, давал подсказки и объяснял новые факты. Это помогало расширить знания и делало урок действительно увлекательным.
Благодаря такому подходу дети стали более заинтересованными, с желанием участвовали в игре и лучше усваивали учебный материал. Учёба превратилась в живое, весёлое и познавательное занятие, которое принесло радость всем участникам.
§ 2. Описание правил игры и процесса подготовки
Основной процесс в игре — это ответ на вопросы. Команды-участники (сформированные по рядам парт), соревнуются между собой в борьбе за право первым ответить на заданный вопрос – путем нажатия кнопки, дающей право отвечать первыми.
Дополнительно можно предложить детям придумать название для своей команды – это поможет их сплотить и создаст ощущение общей цели.
Начинается игра с того, что команда за центральным рядом выбирает один из вопросов, рассортированных по категориям. Звучит вопрос, и любая из команд может нажать на кнопку и дать ответ на него.
Далее ведущий, определяет, права ли отвечающая команда. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды, а Магистр команды получает право выбрать следующий вопрос.
В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшей команды. В этом случае оставшиеся команды имеют право посовещаться, нажать кнопку и дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает тот же Магистр, что выбирал и предыдущий.
При этом, если выпадает вопрос с докладом, то его готовят все команды одновременно. Это сделано для того, чтобы две из трёх команд не скучали во время подготовки, и все дети проявляли творческую, импровизационную активность. На вопросы с докладом отвечает Оратор той команды, которая должна была отвечать на него изначально.
Если он не успевает подготовиться за отведенное время (2 минуты, такой срок был придуман ради динамичности и быстроты игры), то ход переходит другой команде, а очки снимаются.
Если он отвечает вовремя, но при этом остальные Ораторы не повторят его тезисы (например, сделают доклад про другое животное или другого известного земляка), то им тоже начислят баллы за этот вопрос.
Такая схема позволяет поднимать мотивацию игроков и быть готовым отвечать даже в том случае, если вопрос «вытянула» не его команда.
Кратко по ролям:
Магистр – отвечает на вопрос после совещания с командой, единственный имеет право голоса
Оратор – отвечает на вопрос с докладом
Бегун– бежит и нажимает на кнопку в случае, если команда хочет перехватить ход другой команды. Добровольно бежать не может – только если Магистр или команда знают ответ и дали указание бежать к кнопке.
Игровое обучение отличается от обычных способов учёбы, потому что делает процесс обучения живым, интересным и увлекательным.
Во-первых, игра — это привычное и любимое занятие для людей любого возраста. Каждый когда-то играл, поэтому такая форма обучения понятна и приятна.
Во-вторых, игра помогает вовлечь всех участников. Благодаря самой игровой ситуации ученики становятся активнее, стараются больше, не боятся ошибиться. Во время игры легче преодолевать трудности и неуверенность, потому что процесс проходит весело и с азартом.
В-третьих, игра развивает инициативу, настойчивость и творчество. Участники начинают действовать сами, придумывать решения, проявлять воображение и стремиться к победе.
В-четвёртых, игровое обучение чаще всего проводится в команде, где важно сотрудничество и соревновательность. Иногда соперником может быть не другой человек, а сам участник — когда он старается превзойти свои прежние результаты и стать лучше.
И наконец, игра делает результат не самым главным. Важно не только выиграть, но и получить удовольствие от самого процесса, почувствовать радость, уверенность, одобрение друзей и учителя. Призом может быть не только подарок или грамота, но и просто чувство гордости за себя и за команду.
Таким образом, игровое обучение помогает сделать учёбу интересной, эмоциональной и вдохновляющей. Оно объединяет детей, развивает их способности и показывает, что учиться можно весело и с удовольствием.
Поскольку дети будут видеть баллы, заработанные их командой, это будет их прямой мотивацией отвечать правильно и готовиться к игре. К тому же, победителю будет полагаться специальный приз для большей мотивации.
§ 3. Анализ знаний учеников перед внедрением игры
На втором этапе нашего исследования с целью определения исходного уровня знаний было проведено входное тестирование. Учащимся трёх четвертых классов МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» были предложены тестовые задания, разработанные на основе типовых вариантов ВПР по предмету «Окружающий мир» и посвященные разделу краеведения: истории и особенностям родного края (Челябинская область). Анализ результатов позволил зафиксировать стартовый уровень подготовленности учеников. Всего в данном блоке находилось 5 вопросов, например, таких:
1. Назови 3 города твоего региона за исключением того, в котором ты проживаешь?
2. Назови 3-х диких животных, которые обитают на территории нашего региона. Расскажи об одном из них подробнее
3. Какие отрасли экономики развиты в регионе? Назови не менее трёх и расскажи подробнее об одной из них
4. Какие природные богатства есть в нашем регионе? Назови не менее трёх
5. Назови реку, на которой стоит главный город региона?
В Приложении № 1 к данной работе, указан пример анкеты, на основе которой были построены вопросы, посвященные краеведению Челябинской области для дальнейшего изучения влияния игрового обучения на учеников.
Вопросы были распределены по вариантам, всего в банке заданий содержалось порядка 20 вопросов, посвященных Челябинской области, поэтому исследование затрагивало достаточно широкий спектр вопросов.
На рисунке 2 видно каким образом распределились результаты промежуточного тестирования уровня знаний по краеведению в 4А, 4Б, 4В классах МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»:
Рис. 2 Анализ результатов тестирования в 4А, 4Б, 4В классах МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»
|
№ п/п |
4А класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» |
4Б класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» |
4В класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» |
|
Количество детей-участников |
25 |
25 |
25 |
|
Дата эксперимента |
16.09.2025 |
17.09.2025 |
18.09.2025 |
|
Оценка 3 (удовлетворительно) |
8 |
10 |
11 |
|
Оценка 4 (хорошо) |
9 |
7 |
8 |
|
Оценка 5 (отлично) |
3 |
1 |
0 |
|
Не справились с работой (оценка 2 и ниже) |
5 |
7 |
6 |
|
x̄ правильных ответов |
2.4 |
2,08 |
2 |
|
Кол-во пропусков заданий |
18 |
20 |
30 |
|
x̄ ошибок |
2,36 |
2,91 |
3 |
Таблица 1. Статистические данные после первичного (входного тестирования).
Как мы видим на диаграмме, результат относительно неплохой – всего несколько человек от общего процентного соотношения не справились с работой совсем – это говорит о том, что ученики в целом способны изучать краеведение как модуль в дисциплине «Окружающий мир».
А это значит, что возможное внедрение игрового обучения может значительно улучшить показатели.
§ 4. Подведение итогов эксперимента
Лично для меня удивительным стало то, насколько точно и в соответствии с научным описанием сработало игровое обучение – это оказалось действительно отличным инструментом преподавания, который позволяет делать учебный процесс интересным. В игре формируются творческие и мыслительные способности ребенка.
Младшие школьники лучше усваивают материал с помощью наглядности. Ведь для них важно, чтобы все было ярким, увлекательным, а если использовать наглядный материал в играх, то процесс обучения затянет ученика. Именно поэтому ученые поддерживают мнение о том, игра является одной из важнейших форм обучения.
Игра – средство самовоспитания личности ребенка. В процессе игры учащийся тренирует память и внимание, формирует полезные привычки, развивает речь, волевые черты характера. Играя, дети соревнуются между собой, поддерживают или же защищают друг друга. Все это приводит к сплоченности класса, делает их сильными и дружными, что так же является очень важным в наше время.
После проведения игрового занятия был осуществлен повторный замер уровня знаний с использованием того же банка вопросов, но с измененной последовательностью для исключения эффекта простого запоминания. Результаты изображены на рисунке 3.
Возможно, подобная эффективность игрового обучения распространится и на остальные предметы.
Рис. 3. Финальное подведение итогов (после игры)
|
№ п/п |
4А класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» |
4Б класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» |
4В класс МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» |
|
Количество детей-участников |
25 |
25 |
25 |
|
Дата эксперимента |
30.09.2025 |
29.09.2025 |
01.10.2025 |
|
Оценка 3 (удовлетворительно) |
6 |
9 |
10 |
|
Оценка 4 (хорошо) |
14 |
13 |
14 |
|
Оценка 5 (отлично) |
5 |
3 |
1 |
|
Не справились с работой (оценка 2 и ниже) |
0 |
0 |
0 |
|
x̄ правильных ответов |
3.47 (прирост на 1.07 %) |
2,4 (прирост на 0.32%) |
2.7 (прирост на 0.7%) |
|
Кол-во пропусков заданий |
8 (меньше на 10) |
15 (меньше на 5) |
15 (меньше на 15) |
|
x̄ ошибок |
1, 98 (меньше на 0.38) |
2,4 (меньше на 0,51) |
2.4 (меньше на 0.6) |
Таблица 2. Статистические данные после повторного тестирования, проведенного после внедрения игрового обучения
Исходя из всего вышесказанного, мы можем с уверенностью сказать, что игра является неотъемлемой частью в обучении младших школьников. Благодаря такой форме обучения развивается внимание, мышление.
В конечном счете, признание важности игры в начальном образовании имеет решающее значение для максимального развития способностей детей. С помощью соответствующих игровых занятий и методик педагоги могут всесторонне стимулировать обучение детей: умственно, эмоционально и социально. Подводя итог вышесказанному, игра — это мощный образовательный инструмент.
Результаты входного тестирования показали, что большинство учащихся в целом способны усваивать материал модуля «Краеведение», однако был выявлен процент учащихся, не справившихся с заданиями.
Проведение игрового занятия было позитивно воспринято учащимися. Наблюдение за процессом показало высокую степень вовлеченности, активизацию коллективной познавательной деятельности и здоровой соревновательной мотивации.
Сравнительный анализ результатов входного и контрольного тестирования продемонстрировал значительную положительную динамику. Количество неверных ответов сократилось. Важным результатом является полное отсутствие в классе учащихся, не справившихся с контрольными заданиями после проведения игрового занятия.
Результаты проведённой работы показали, что игровое обучение действительно очень эффективно. Когда дети вовлекаются в игру, они становятся более уверенными, перестают бояться ошибиться, начинают активнее думать, запоминать и проявлять свои творческие способности. Благодаря тому, что в игре у каждого была своя роль, удалось раскрыть возможности всех ребят — даже тех, кто обычно стесняется или неуверен в себе. Совместная игра помогла детям сплотиться и почувствовать себя одной командой.
Проведённый эксперимент подтвердил, что использование дидактических игр помогает лучше готовиться к ВПР, но для этого нужно соблюдать несколько условий:
• игры должны использоваться регулярно, а не от случая к случаю;
• они должны быть знакомы детям, но при этом содержать что-то новое и необычное, чтобы не было скучно;
• во время игры важно создавать ситуацию успеха, чтобы каждый ученик почувствовал, что у него всё получается.
Такая модель игры с распределением ролей может использоваться на любых уроках в начальной школе — по русскому языку, математике, окружающему миру и другим предметам. Она помогает развивать интерес к учёбе и добиваться лучших результатов.
В будущем можно создать и попробовать похожие игровые методики не только по теме «Окружающий мир», но и для других разделов школьной программы. Это поможет сделать процесс обучения ещё более увлекательным и эффективным для всех учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование учебных мотивов в динамике с 1 до 4 класса показывает, что на начальном этапе у детей складывается интерес к тому как им преподносят учебу. В младшем школьном возрасте учебные мотивы формируются, как правило, на основе желания ребенка получить хорошую оценку или одобрение учителя. Данное желание может быть настолько велико, что успешность или не успешность обучения того или иного школьника полностью зависит от учителя. Несмотря на то, что ученики иногда получают не очень высокие оценки, уровень доверия по отношению к учителю у них остается на высоком уровне.
Поэтому очень важно, чтобы учителя и родители помогали детям сохранять интерес к учебе, поддерживали их, хвалили за старание и показывали, что учёба может быть интересной и нужной.
Дидактические игры – это активная и/или интерактивная учебная деятельность, которая моделирует имитацию изучаемых систем, явлений и процессов. Условия использования дидактических игр в учебном процессе следующие: выбор игр зависит от цели занятия, уровня интеллектуального и физического развития учащихся, наличия атрибутов игры; условия и правила игры должны быть понятными; игра должна быть увлекательной; действия игры должны быть разнообразными; игра должна быть знакомой и отвечать потребностям и интересам детей; игра не должна быть слишком трудной; в игре должен присутствовать элемент новизны; игра должна быть безопасной.
Экспериментальная работа по внедрению игры в учебный процесс в формате подготовки к ВПР на базе МАОУ «Лицей № 11» г. Челябинска показала отличные результаты, который показывают, как игра влияет на учеников 1-4-х классов. В исследовании приняли участие дети четвертых классов.
Сравнительный анализ результатов входного и контрольного тестирования продемонстрировал значительную положительную динамику. Количество неверных ответов сократилось. Важным результатом является полное отсутствие в классе учащихся, не справившихся с контрольными заданиями после проведения игрового занятия.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что использование дидактических игр в учебном процессе будет способствовать эффективной подготовке к ВПР, при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование дидактических игр;
- дидактические игры будут базироваться на знакомых детям играх, при этом каждая игра будет содержать элемент новизны;
- в процессе игры будет создаваться ситуация успеха.
Дидактические игры, как современная образовательная технология, позволяет трансформировать процесс подготовки к проверочным работам из рутинного заучивания в увлекательную и продуктивную деятельность. Предложенная модель игры с распределением ролей может быть рекомендована для применения на уроках по различным предметам в начальной школе с целью активизации познавательного интереса и достижения более высоких образовательных результатов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Андреева Е.А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. М. : РИПОЛ классик, 2017. 320 с
Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2019. №10. С. 31-33.
Волкова С. И. Тетрадь с математическими заданиями. М. : Просвещение, 2013. – 158 с.
Выготский Л.С. Поведение животных и человека. М. : АПН РСФСР, 2020. 454 с.
Гани С.В. , Гани, В.А. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 8. С. 67-72.
Гебель В. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию / В. Гебель, М
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. М. : Новая школа, 2015. 176 с.
Каиров И. А. Педагогический словарь: В 2 т. Т.1. / гл. ред. И.А. Каиров. – М.: изд-во Академии пед. наук, 1960. – 774 с.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя. М. : Просвещение, 2020. 96 с
Коменский Я.А. Великая дидактика.// Избр. пед. соч. – М.,1982. – Т.1.с. 309–311.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. : Педагогика, 2015. 412 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика, 2014. 278 с
Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. – М.: Просвещение, 2004. – 88 с.
Фролова Н.А. Приемы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // «Начальная школа». 2016. № 2. С. 50-51.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М. : Владос, 2019. 360 с.
Приложение № 1
Пример анкеты, на основе которой были построены вопросы, посвященные краеведению Челябинской области для дальнейшего изучения влияния игрового обучения на учеников
Привет!
Сегодня мы проверим твои знания в краеведении, пожалуйста, напиши ниже свои фамилию и имя:
___________________________________________________________________
Отлично, давай приступим! Тест будет небольшой, но будь очень внимателен – есть вопросы, в которых нужно выбрать варианты ответа, а есть те, в которых ответ необходимо дать самостоятельно.
Тест поможет тебе подготовиться к ВПР по окружающему миру и лучше узнать родной край, мы начинаем
1. Как зовут губернатора нашего региона?
В.В. Путин
Д.А. Медведев
А.К. Мирошниченко
А.Л. Текслер
2. Назови реку, на которой стоит главный город нашего региона?
___________________________________________________________________
3. Почему на гербе Челябинской области изображен верблюд?
___________________________________________________________________
4. Где расположена Челябинская область?
Полярный Урал
Западная Сибирь
Южный Урал
Забайкалье
5. Какие памятники архитектуры находятся в нашем регионе? Назови не менее трёх и расскажи подробнее об одном из них (где находится, чем известен, кому посвящен и т.п.):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие! Правильные ответы ты узнаешь совсем скоро!