Введение
Нижняя Салда — небольшой город в Свердловской области России, расположенный на реке Салда. Нижняя Салда связана с именами таких выдающихся людей, как металлург К.П. Поленов, инженер В.Е. Грум-Гржимайло, писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк (более того, тут похоронен его отец). Здесь была построена первая в России бессемеровская фабрика, впервые на Урале было начато производство железнодорожных рельсов.
Этот населенный пункт возник в 1758 году на реке Салде, правом притоке Тагила, при строительстве Н.А.Демидовым железоделательного завода. Интересно, что сначала Демидов планировал построить завод на реке Сулём, но из-за вмешательства Строгановых предпочел место на реке Салде.
Название реки, по мнению лингвиста А.К. Матвеева, произошло от мансийского слова «салт», «сальт» - «лыко», «мочало». Северо-восточная граница распространения липы проходит как раз по этим местам.
Датой основания города считается момент пуска завода 1 ноября 1760 года. Жителями стали переселенцы из Центральной России, которых отправили сюда для заводских работ. Опытных же мастеровых переводили с Нижнетагильских заводов.
Этот город Свердловской области не на слуху, сюда редко заглядывают туристы, хотя Нижняя Салда интересна своей историей и достопримечательностями.
Именно поэтому меня заинтересовал вопрос: «А какие именно достопримечательности делают мой родной город интересным и уникальным?» Так определилась актуальность моей поисковой работы.
Объект исследования: город Нижняя Салда.
Предмет исследования: достопримечательности Нижней Салды.
Цель исследования: создание путеводителя-раскраски по достопримечательностям города Нижняя Салда.
Задачи исследования:
1. Исследовать имеющуюся в различных источниках информацию по теме работы.
2. Проанализировать полученную информацию.
3. Отобрать наиболее интересный материал по теме работы.
4. Включить отобранный материал в конечный продукт (путеводитель-раскраска).
5. Оформить результаты работы и подготовить презентацию проекта.
Методы работы:
Литературный метод связан с использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории.
Картографический метод исследования предполагает работу с картой. С карты должно начинаться краеведческое исследование.
Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.
Фотографирование - обязательное средство краеведческих исследований.
Данная работа - результат поисковой деятельности по изучению достопримечательностей Нижней Салды. Она основана на материалах музеев, публикаций в СМИ и различных издательствах. В работе использованы фотоматериалы как из интернет-источников, так и сделанные самим автором.
В ходе работы над проектом были использованы материалы книг «Архивы говорят...», автор - салдинский краевед Постыляков Б. Л.; «Кузницы Уральского железа. Первоуральск, Нижняя Салда, Верхняя Салда, Реж», авторы - Ю.Коньшин, В.Сутырин, А. Рычков; «Моя родная Салда. Воспоминания, очерки и рассказы», автор - Голованов В.И.; «Нижняя Салда», автор - И. Танкиевская.
Огромную помощь также оказали материалы краеведов, представленные в Интернет-источниках:
«12 интересных фактов о Нижней Салде»;
«ТОП 17+ достопримечательностей Нижней Салды»;
«Нижняя Салда».
1.Основная часть
1.1.Нижняя Салда. Историческая справка
Возникновение города Нижняя Салда и история развития во многом схожа для старых уральских промышленных центров, а возникновение самой Салды связано с постройкой в 1760 году Н. Демидовым на берегу реки Салда металлургического завода, а вместе с ним и заводского поселка - Салда. Слово "Нижняя" в названии появилось позже, когда 18 лет спустя выше по течению был построен ещё один демидовский заводской поселок, который стал называться, соответственно, Верхняя Салда. Вообще-то завода на этом месте могло и не быть. В 1758 году сын А.Демидова Никита, вступив в наследство, подал ходатайство в Берг-коллегию о строительстве нового завода на речке Сулемка - приток Чусовой. Но в эти планы вмешались баронесса М. А. Строганова, которая уверяла Берг-коллегию, что место, облюбованное под завод Демидовым, находится на ее дачах. С подобным заявлением обратился барон Н. Г. Строганов. Чтобы избежать длительной тяжбы, Демидов дал указание разыскать другое место. Еще в 1750-м году императрица Елизавета отвела Демидовым Салдинскую лесную дачу, поэтому железоделательный завод и плотину для них решено было строить на реке Салда. Нижнесалдинский завод благодаря таким выдающимся металлургам, как Я.С. Колногоров, К.П. Поленов, В.Е. Грум-Гржимайло стал одним из самых передовых металлургических предприятий Урала для своего времени. Использование бессемеровского способа получения стали позволило продукции завода стать одной из самых качественных в мире. Здесь же были разработаны и внедрены новые технологии производства рельсовой стали.
1.2. Никольская церковь
К аменная трехпрестольная церковь Николая Чудотворца в Нижней Салде построена на средства заводовладельцев Демидовых. Прославленный архитектор А.П. Чеботарев проектировал и руководил строительством Никольской церкви. Именно в этом проекте он воплотил контуры Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. Нигде в заводском округе не было двухъярусной колокольни с часами, которые, как хронометр, издавали бой через каждые 15 минут, да еще и в сопровождении музыки. При разделе имущества А. Демидова башенные часы в числе других вещей достались Никите Демидову, который задумал починить их и приспособить к действию. Говорили, что когда-то Петр I привез эти часы из Голландии и подарил их Демидову.
Кроме того, именно в этой церкви два последних года своей жизни вел службы отец Мамина-Сибиряка, Н. М. Мамин. Также установлено, что около Никольской церкви было когда-то кладбище. Известно, что на нем были похоронены жена Поленова Мария Александровна и его дочь.
После революции сначала в храме открыли столовую, но рабочие не желали здесь обедать. Тогда организовали там тракторную колонну, прорубив для въезда двери в стене. Позднее решили на кирпич разрушить двухъярусную колокольню вместе с часами. Но так вышло, что кирпича не добыли, всё рассыпалось в крошку.
В наши дни церковь активно восстанавливает свой исторический облик.
1.3. Нижнесалдинский пруд
П руд создaн для производственных нужд Нижнесaлдинского железоделaтельного зaводa. Обрaзовaн плотиной нa 54 километре от устья. Плотинa была деревяннaя, регулируемaя, с двумя водостокaми.
Пруд имеет форму прямого углa, однa сторонa которого (верхняя) вытянулaсь с зaпaдa нa восток, a другaя с югa нa север с двумя незнaчительными поворотaми. Пруд достигaет устья реки Нелобкa и Верхней Сaлды. Используется для водоснaбжения предприятий Нижней Сaлды. В 1873 году по пруду был пущен пaроход, который буксировaл бaрки с чугуном и железом с Верхнесaлдинского зaводa нa Нижнесaлдинский. С 1913 годa пaроход возил квaрц с Нелобского рудникa.
Нa берегу прудa обнaруженa Третьереченскaя стоянкa первобытного человекa.
1956 году произведено строительство новой бетонной, регулируемой плотины, спускaемого бетонного кaнaлa и двух бетонных мостов через кaнaл. Новaя плотинa построенa нa месте Упрaвительского сaдa и Рыночной площaди. Стaрaя плотинa и русло реки перекрыто и зaшпунтовaно деревянными и стaльными шпунтaми.
1.4. Городская плотина
Э та плотина, расположенная в 54 км от устья реки Салды, и образовала Нижнесалдинский пруд. Пруд создан для производственных целей Нижнесалдинского железоделательного завода.
С плотиной связана одна интересная история. В 1864 году в Нижней Салде шли проливные дожди. Нижнесалдинская заводская плотина не выдержала большого напора воды и была частично размыта. Именно при капитальном ремонте заводской плотины в 1864 году плотинный мастер П.Долматов заложил капсулу - послание потомкам Нижней Салды. При ещё одной реконструкции заводской плотины, а точнее при строительстве новой в середине 50-х годов уже 20 века, руководители Салдинского металургического завода не вспомнили о ней. Так капсула была предана забвению. В начале 60-х годов салдинские краеведы самостоятельно пытались достать её, сделали даже специальный ход в воду на глубину 10 метров, но руководство салдинского завода вынесло запрет на поиски. Ещё лет через 10 свою помощь в поисках исторической капсулы предлагали ленинградские историки, тщетно.
Плотина была самым большим и самым дорогостоящим сооружением при строительстве завода: «длины 150, ширины по отсыпи 30, по поверхности 22 сажени, шириною снизу 30, а сверху 22 сажени, высоты от подошвы до ларевого порогу 6, а от него до поверхности 8 с половиной аршин, содержит в половодье воды более 7 аршин». В год основания на заводе имелось 11 водяных колес, которые приводили в действие молоты для перековки чугуна в железо.
Современная плотина стоит в стороне от старой. Изменили и русло реки.
1.5. Храм Александра Невского
А лександро-Невская, Новая церковь была единственной в Пермской губернии по своему величию и архитектурной композиции. Церковь возводилась по проекту выдающегося архитектора Екатеринбургской Епархии С.С. Козлова. Строительство церкви курировал сам Грум-Гржимайло и К. П. Поленов. Построена в основном на пожертвования прихожан. Во внутренних помещениях церкви стены были покрашены в светлый желтовато-коричневый цвет. В большом помещении храма всегда было тепло. Незаменимые пламенные печи Грум-Гржимайло хорошо обогревали и пол.
В подвальном помещении была и церковно-приходская школа на два класса.
Роспись стен и внутренних помещений храма делали художник Кузнецов и его группа из Петербургской академии.
После революции церковь была разрушена и закрыта. Затем в ее здании открылся кинотеатр «Искра». Позже в помещении были организованы «Дом обороны», штаб Осовиахима и тир.
Сейчас храм практически восстановлен и открыт для верующих.
1.6. Парк Металлургов
Д о революции парк могли посещать только служащие завода, а всем остальным вход был запрещен. В заводском парке было много кедров.
Тогда в парке для служащих сажали розы, строили теплицы, по деревьям прыгали ручные белки, даже существовала специальная яма, в которой жил медведь, то есть парк напоминал малый зоопарк. После войны парк передали городу, тогда в парке стали выписывать абонементы на различные мероприятия: летний театр, танцы, катание на лодках.
В те же годы была построена вышка для проведения спортивных мероприятий по прыжкам в воду. В 50-е годы прошлого века снесли спортплощадку и прорыли на ее месте канал, соединяющий новую плотину и пруд, в целях улучшения водоснабжения завода. В 1958 году танцевальную и спортивную площадки перенесли и тем самым расширили площадь парка. Затем соорудили фонтан и различные аттракционы. До 1990 года в парке функционировала лодочная станция. Долгое время парк находился в запущенном состоянии, но в последние годы возродился. На его территории проложены асфальтированные дорожки, восстановлен фонтан, установлены спортивные тренажеры, различные фигуры, качели и детские площадки.
1.7. ГДК им. В. И.Ленина
И стория Дворца культуры в Нижней Салде началась с заводского клуба имени героя Гражданской войны Т. Евсеева, где по выходным собиралась заводская молодежь. Когда здание не стало вмещать всех желающих, возникла идея построить новое. За помощью салдинцы решили обратиться в столицу. По пути с профсоюзного съезда глиномялка Е. Голованова попала на прием к Надежде Константиновне Крупской – председателю Главполитпросвещения и попросила у нее построить в Салде новый дворец культуры. Спустя несколько месяцев из столицы пришел указ начать строительство Дома культуры по самому современному на то время проекту.
Дворец Культуры — место обитания старейшего на Урале народного театра в Нижней Салде. Театр в Нижней Салде появился в конце 70-х годов XIX столетия. Первая труппа Нижнесалдинского театра состояла из членов семей администрации Салдинского завода и прислуги дома Поленова. И начиналось всё на чердаке…
Появился театр в Салде во многом благодаря М.Я. Алексееве, дочери крепостного, получившего вольную за управленческие таланты. М.Я. Алексеева прекрасно знала русскую литературу, чудесно пела и играла на рояле, в ее доме проходили музыкальные вечера, на которые собиралась местная знать. Рабочие люди знали о театральных постановках, но доступа к участию в них не имели. Но им так хотелось приобщиться к прекрасному, что они решили создать свой театральный коллектив. Постановка рабочих прошла с большим успехом и решила судьбу кружка: актёрам разрешили играть на чердаке заводоуправления, а впоследствии дали более просторное помещение на территории завода — бывшую заводскую конюшню, где рабочие устроили клуб. После 1929 года театр лишился своего одноэтажного кирпичного здания — клуб перевели в деревянное здание конторы лесничества, стоящее в начале Салдинской улицы (ныне это улица Энгельса). Но в 1931 г. был построен новый Дворец и театр легко обживал это пространство. Здание клуба имени Ленина в 1942 году занял госпиталь… Участники кружка репетировали в старом сарае. После эвакуации госпиталя в 1942 году театр вернулся в клуб. Всю войну на салдинских подмостках шли репетиции, состоялось 14 премьер.
1.8. Памятник в Кедровой роще
В 1905 году на территории рощи проходили сходки рабочих Нижнесалдинского завода. Именно здесь колчаковцами были замучены и расстреляны около 60 жителей посёлка и близлежащих деревень, сочувствующих Красной армии. Только через несколько недель родственникам разрешили перезахоронить убитых на кладбище.
На месте казни на краю рощи, близ пруда, стоит памятник. Постепенно памятник разрушался. В 2022 году была проведена масштабная реконструкция. Рядом установили информационную доску о трагических событиях, которым посвящено это памятное место.
1.9. Музей им. Анциферова
М узей находится в большом здании – бывшем особняке купца В.Г. Шубцева по улице Ленина, ранее носившей название улица Тресвятская. Строение выходило и на рыночную площадь. Чтобы выдержать линию с площадью и улицей дом был построен необычной ромбической формы.
Музей основан в год 200-летия Нижнесалдинского металлургического завода. Основой ее стали экспонаты, собранные местными краеведами, а также картины нашего художника П.Тютина. Применив все свои связи, П. С. Тютин выхлопотал для народного музея двухэтажный деревянный Дом колхозника по адресу ул. Ленина, 2. Через 4 года Нижнесалдинский музей перевели в другое здание напротив - особняк постройки 1905 года, в котором до этого располагалась школа. К этому времени заведующим Нижнесалдинским краеведческим музеем был А. Н. Анциферов. Именно при нем музей разросся до таких масштабов, что оставаться в звании народного уже не мог, и стал государственным, войдя в состав Нижнетагильского музея. В настоящее время Нижнесалдинский краеведческий музей носит имя первого директора А.Н. Анциферова и является самостоятельным музеем на территории Городского округа Нижняя Салда.
1.10. Библиотека им. Д. Н. Мамина-Сибиряка.
В Никольской церкви два последних года своей жизни вел службы отец известного писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, Н.М. Мамин. Переезду Маминых из Висимо-Шайтанского завода в Нижнюю Салду поспособствовал К.П. Поленов, с которым они дружили. Н. М. Мамин был похоронен у стен Никольской церкви. Увы, могила не сохранилась. В доме, где жила семья Маминых, в наши дни работает городская детская библиотека им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк приезжал к отцу в 1877 году и около года жил в Нижней Салде. Здесь он встретил свою первую жену – М. Я. Алексееву и, по рассказам старожилов, начал писать в роще самый большой свой роман «Приваловские миллионы».
1.11. Памятник у школы № 5.
П амятник выпускникам школы №5, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Этот памятник уникален тем, что в 1965 году был открыт на народные средства, которые пожертвовали педагоги, учащиеся и родители данного образовательного учреждения. Инициатором создания выступила заслуженный учитель РСФСР, педагог школы №5 А.М.Чистякова. Именно она первой внесла пожертвования.
На памятнике выгравированы 55 имён и фамилий молодых ребят, выпускников, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
1.12. Памятник Грум-Гржимайло.
П амятник выдающимся работникам металлургической отрасли К.П. Поленову и В.Е. Грум-Гржимайло открыт к 300-летию уральской металлургии.
Выдающийся деятель горнозаводского Урала К. П. Поленов проработал на Нижнесалдинском заводе 38 лет. При Поленове производство железнодорожных рельсов достигло такого качества, что даже после 25-летней эксплуатации рельсы продавались в лом для последующей их переделки по цене на 20 процентов дороже новых английский рельс. Под руководством Поленова построены 4 домны, здесь впервые в России стали применять для нагрева дутья аппараты Каупера. Именно на Нижнесалдинском заводе впервые в России построена бессемеровская фабрика. Поленов много работал над функциональностью электричества, и еще до изобретения Яблочкова Нижнесалдинская контора освещалась электрическим светом.
В 1886 году выдающийся русский металлург В.Е. Грум-Гржимайло переведен помощником управителя на Нижнесалдинский завод. Здесь он работал над совершенствованием паровых и гидравлических двигателей, изучал способ бессемерования. Проработав восемь лет на Нижнесалдинском заводе, он разработал основы своей будущей гидравлической теории металлургических печей. Был главным инженером на строительстве рельсо-прокатного цеха. Все оборудование, кроме 6000-сильной машины, вывезенной из Германии, было выполнено на тагильских заводах по проектам Грум-Гржимайло.
1.13. Водяновская площадка.
С 2007 года фонд топ-модели Н. Водяновой «Обнажённые сердца» развернул строительство детских игровых парков. Приглашения к участию получили сотни российских муниципалитетов, но в кампании приняли участие только те, где администрации взяли на себя часть затрат и обязались в дальнейшем обеспечивать сохранность развлекательных комплексов. В числе таковых на Среднем Урале оказалась мэрия Нижней Салды, и в год своего 250-летия город получил яркий подарок. Летом 2022 года фонд Н. Водяновой полностью обновил детскую площадку и скейтпарк.
1.14. Кедровая роща.
Наш город – город зеленого цвета. В нем есть удивительное место – зеленый остров, расположенный прямо в черте города. Это Кедровая роща – ботанический памятник природы. В 1960 году решением исполкома Свердловского областного Совета депутатов трудящихся роща была признана памятником природыи историко-революционным памятником обрастного значения. А уже в 2001 голу постановлением Правительства Свердловской области ботанический памятник природы «Кедровая роща» был включен в список особо охраняемых природных территорий свердловской области.
И стория Кедровой рощи очень интересна. Онa тесно связана с именем зaводчика Демидовa. Мaссив был огромным и тянулся с запада на восток вдоль всего города. Он ограничивался «Кедровой дорогой» и «Кедровым болотом». По дaнным местных крaеведов, еще во временa Демидова чaсть рощи огородили и охрaняли. Именно здесь и сохрaнились кедры, рaстущие до сих пор. Как вспоминают стaрожилы, раньше на месте этого пaмятника природы был большой кедровый массив. По информaции крaеведов, даже в начале 30-х годов ХХ века в городе еще был очень большой учaсток, который шел от станции Моховой через окрaину города до урочищa «Мыс». Отдельные кедры росли нa многих улицaх города. Из исторических документов известно, что еще во времена зaводчика Демидова часть кедровой рощи на окраине города Нижняя Салда вместе с прилегавшим полем была огорожена и охранялась. В 1880-е годы переселенцу с Выйского завода С. Сaнникову в кедровнике отвели участок под застройку. С. Сaнников не только построил дом, но и убрал бурелом, рaсчистил поляны, постaвил огрaду вокруг выделенного учaстка и стaл ухaживать за рощей. Позже половину кедровой рощи у Сaнникова купил художник В. А. Кузнецов (1874—1960). В.Кузнецов очень любил рисовaть в роще и приезжaть в Нижнюю Салду. Во время Великой Отечественной войны художник побывaл и на своем когда-то любимом месте — в Кедровой роще. Сделал aкварельную зарисовку своего дома-мастерской — там жили люди, возможно, эвакуированные. В конце войны или в первые послевоенные годы дом сгорел, а на его месте былa построенa небольшаa избушкa, в которой жил, как тогда говорили, «сторож кедровой рощи». И, хотя дом сгорел, но, блaгодаря зaбору, эта часть кедровника и дожила до наших дней. В роще встречaются стaрые рaскидистые кедры возрастом несколько сотен лет. До революции в роще насчитывалось более 3000 деревьев, но количество их постепенно уменьшалось.
Также история Кедровой рощи связана с революцией. Как нам стало известно из материалов городского краеведческого музея, в 1905 году в роще проводились собрания и массовки рабочих Нижнесалдинского металлургического завода. Не обошла наш город и Гражданская война. В то время, когда на Урале был Колчак, в нашей роще было замучано и расстреляно около 60 рабочих. Сеййчас на месте расстрела стоит обелиск.
После революции и Отечественной войны роща постепенно приходила в упадок: использовaние рощи как местa отдыхa нaселения, выпaс скотa, сплошное сенокошение, бесконтрольный сбор урожaя орехов сильно отрaзились на ее состоянии. Все время уничтожaлся подрост кедрa, вытаптывaлись его всходы и оголялись корни старых деревьев.
В 1948 г. по инициативе городских властей с целью сохранения Кедровой рощи была проведенa первая инвентаризaция деревьев, а в 1949 году рощу огородили зaбором и взяли под охрану. Доступ нaселения к ней был огрaничен. Всего в это время инвентaризация проводилaсь трижды.
В 1949 году в Кедровой роще случился пожaр, который ослaбил деревья и они стали болеть, сейчас можно видеть, что у многих деревьев есть дуплa, поврежденные стволы.
Сейчас в Кедровой роще растет 587 кедров. Их возраст колеблется от100 до 350 лет. Средняя высота кедров – 18 метров. Роща сейчас занимает площадь 27 гектаров.
2. Проектная часть. Путеводитель-раскраска
Как же рассказать моим одноклассникам и другим детям о достопримечательностях родного города? Такой вопрос встал передо мной почти сразу после начала работы. Ведь о том, что я узнала, хочется поведать как можно большему числу юных салдинцев (и не только им).
В наш современный век – век информационных технологий – у человека появилось много возможностей для общения и обмена информацией. Так возникла идея создания путеводителя-раскраски по местам и объектам города Нижняя Салда, связанным с его историей.
Работа над проектом проходила в несколько этапов.
Создание путеводителя-раскраски «Город зелёного цвета»
Этапы работы над проектом
|
Вводный этап. Цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры будущих проектов. Утверждение темы проекта и индивидуального плана работы. Установление процедур и критериев оценки проекта. |
На данном этапе мы с научным руководителем определили тему и жанр проекта. Также мы познакомились с критериями оценки проекта. Далее был утвержден календарь работы над проектом, определены обязанности. (Приложение 1). |
|
Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. |
В течение двух месяцев мы осуществляли сбор материалов: изучали печатные и Интернет-источники. Очень помогли материалы местных краеведов и городских музеев. В качестве иллюстраций были выбраны как архивные снимки и снимки из Интернет-источников, так и фотографии, сделанные самим автором проекта. |
|
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений. |
Далее мы оформили теоретическую часть проекта. Отобрали материал для создания путеводителя (иллюстративный и литературный), выбрали программу для работы с фотографиями (для перевода фото в раскраски) создали путеводитель-раскраску. Отчет о ходе проекта в Приложении 2. |
|
Заключительный этап. Публичная защита проектов. Подведение итогов, конструктивный анализ выполнения работы. |
Проект представлен для защиты на муниципальном этапе Форума «Уральский характер» и «Маминских чтениях» |
|
Итоговый этап. Обобщение материалов. Архивирование проектов. |
После презентации проекта на муниципальном этапе Форума «Уральский характер» данная работа заархивирована и передана в школьный музей. |
Заключение
Исследование, посвященное моему родному городу, позволило мне глубже изучить историю и культуру этого замечательного места. Я узнала много нового о людях, живущих рядом, об их традициях, обычаях и достижениях.
Проанализировав собранные материалы, я осознала всю значимость моего родного города в жизни нашей страны. Каждый уголок, каждая улица хранят память о прошлом, отражают современность и задают направление будущего развития.
Во время работы над проектом были приобретены такие умения, как работа с различной информацией, сбор материалов и их обработка.
Наш город - уникальное явление. Его история тесно переплетена с историей страны. В дальнейшем я планирую изучать историю города и создать серию путеводителей.
Список используемых источников и литературы
Юрий Коньшин, Владимир Сутырин, Алексей Рычков. «Кузницы Уральского железа. Первоуральск, Нижняя Салда, Верхняя Салда, Реж». Екатеринбург, издательский дом "Сократ", 2007 год.
Постыляков Б. Л. «Архивы говорят...». Нижняя Салда – Верхняя Салда. 2017. - 45 стр.
И. Н. Танкиевская «Нижняя Салда».
https://салдинская-история.рф/3.zavod-i-zavodskoy-poselok-vo-vtoroy-polovine-xix-veka/3-7-obrazovanie
«ТОП 17+ достопримечательностей Нижней Салды» - https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/sverdlovskaya-oblast/top-17-dostoprimechatelnostej-nizhnej-saldy/;
«Нижняя Салда» - https://uraloved.ru/nizhnaya-salda.
Приложения.
Приложение 1.
Календарь работы над проектом
|
Содержание работ |
Сроки |
Исполнитель |
Контроль |
|
Вводный этап 1.Установочное занятие: цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанры проектов. Мотивирование учащихся на проектную деятельность. |
01.10.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
2.Стендовая информация о проектной работе |
1.10 – 5.10.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
3.Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и проч.) |
Кокшарова Н. В. |
||
|
4.Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов. |
Кокшарова Н. В. |
||
|
5. Определение задач (обязанностей) |
6.10.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
6.Обсуждение идей будущего проекта, составление индивидуального плана работы над проектом, определение способов сбора и анализа информации. |
6.10 – 8.10.25 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
7.Утверждение темы проекта и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проекта. |
Кокшарова Н. В. |
||
|
Поисково-исполнительский этап 8.Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. |
9.10. - 20.10.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
9.Организационно-консультативное занятие: промежуточные отчёты, обсуждение предложений, возникающих в ходе выполнения проекта. |
20.01.24 |
Кокшарова Н. В. |
|
|
10.Индивидуальные консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. |
21.10 – 25.10.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
11.Регулярные консультации по содержанию учебного проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулировании выводов. |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
||
|
Обобщающий этап 12.Оформление результатов проектной деятельности. |
01.11 – 10.11.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
13.Репетиционно-консультативное занятие. |
10.11.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
14.Доработка проекта с учётом замечаний и предложений. |
До12.11 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
15.Подготовка к публичной защите |
До12.11 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
16.Генеральная репетиция публичной защиты проектов. |
12.11.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
Заключительный этап. 17.Публичная защита проектов. |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
||
|
18. Подведение итогов, конструктивный анализ выполнения работы. |
14.11.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
|
|
Итоговый этап. 19.Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов). |
До 01.12 |
Зам.директора по УВР |
|
|
20.Обобщение материалов. Оформление отчётов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов. |
До 31.12.25 |
Кокшарова Н. В. Цепелева В. |
Приложение 2.
Отчет о работе над созданием путеводителя-раскраски
«Город зелёного цвета»
1. Целеполагание (выбор темы)
Темой путеводителя-раскраски стали достсопримечательности города Нижняя Салда.
При определении темы большую помощь оказали проектные занятия «Мой город» по окружающему миру, экускурсии.
2. Разработка путеводителя-раскраски (составление плана)
После того,как определились с темой,составили план путеводителя-раскраски.Ведь это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому продумали, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Далее определили, о чем будем рассказывать в раскраске:
Достопримечательности, связанные с важнейшими событиями в истории Нижней Салды.
Природные и культурные памятники.
Викторина по истории города.
3. Выполнение (практическая часть)
Следующий этап самый интересный.Теперь надо придумать,как в раскраске будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Было решено, что раскраска будет состоять из двух частей. Первая часть – фото достопримечательности и историческая справка. На следующей – раскраска (фотография с предыдущей странцы, переведённая в рисунок с помощью Искусственного интеллекта – https://img-webcalypt.ru/tools/coloringi-style). В конце путеводителя – викторина по истории города.
Подготовка исходных материалов для оформления страниц раскраски:
Оформление страниц путеводителя: размещение материалов:
Сборка путеводителя-раскраски:
Викторина
Имя ифамилия:
Салдинскаялетопись:страницыистории
Обведи или подчеркнибуквурядомсправильнымответом
1 Кто сталосновоположникомсовременногообликаНижнесалдинскогокраеведческого музея?
А АнатолийНиколаевичАнциферов
Б СергейСергеевич Козлов
В АлександрПетровичЧеботарев
Г ПётрСтепановичТютин
2 Кто былпервымдиректоромНижнесалдинскогокраеведческогомузея?
А ПётрСтепановичТютин
Б АнатолийНиколаевичАнциферов
В АлександрПетровичЧеботарев
Г СергейСергеевич Козлов
3 Кто сталинициаторомстроительствановогодворцакультурывНижнейСалде?
А ТрофимЕвсеев
Б МарияАлексеева
В ВасилийШубцев
Г ЕвдокияГолованова
4 Кто обратилсякНадеждеКрупскойспросьбойпостроитьДворецкультурывНижней Салде?
А ТрофимЕвсеев
Б ВасилийШубцев
В МарияАлексеева
Г ЕвдокияГолованова
5 Что сталоуникальнымдостижениемпроизводстважелезнодорожногополотнапри Поленове?
А Производстворельсовувеличилосьвдвое
Б Рельсысохраняликачествоспустя25 лет эксплуатации
В УвеличилсяэкспортрельсоввЕвропу
Г Снизиласьсебестоимостьпродукции
6 Что использовалосьдляосвещенияНижнесалдинскойконторыранееЯблочкова?
А Свечиикеросиновыелампы
Б Газовыефонари
В Электрическийсвет
Г Аккумуляторныебатареи
7 Что былоглавнойпричинойнеудачипоисковисторическойкапсулывСалде?
А Недостаточнаяглубинапогружения исследователей
Б Изменениерусла реки,скрывшее капсулу
В Запретруководствазаводана проведение поисковыхработ
Г Отсутствиенеобходимогооборудования у местныхкраеведов
8 Что послужилопричинойреконструкциипамятникавКедровойрощев2022году?
А Открытиеновыхисторическихфактово жертвах
Б Необходимостьустановкиинформационной доски
В Разрушение первоначальногомонумента временем
Г Решениеместныхвластейулучшить туристическиймаршрут
9 Кто попросилНадеждуКрупскуюпостроитьДворецкультурывНижнейСалде?
А МарияАлексеева
Б ВасилийШубцев
В ЕвдокияГолованова
Г ТрофимЕвсеев
10 Кто являлсяархитекторомАлександро-НевскойцерквивНижнейСалде?
А СергейСергеевичКозлов
Б АлександрПетровичЧеботарев
В НиколайАлександровичБенуа
Г КарлИвановичРосси
11 Кто былпервымдиректоромНижнесалдинскогокраеведческогомузея?
А АлександрПетровичЧеботарев
Б СергейСергеевич Козлов
В ПётрСтепановичТютин
Г АнатолийНиколаевичАнциферов
12 Кто основалпервыйнародныйтеатрвНижнейСалде?
А ТрофимЕвсеев
Б МарияЯкимовнаАлексеева
В ВасилийШубцев
Г ЕвдокияГолованова
13 Что служилоглавнымисточникомэнергиидляоборудованияСалдинскогозаводав XVIIIвеке?
А Водяныеколёса
Б Гидротурбины
В Электродвигатели
Г Паровыемашины
14 Что являлосьосновнымисточникомэнергиидляработыметаллургическогозаводав Салде?
А Гидроэлектростанция
Б Двигателивнутреннегосгорания
В Паровыемашины
Г Водяныеколёса
15 Что являлосьосновнойдвижущейсилоймеханизмовнаСалдинскомзаводев начальныйпериод?
А Электрические двигатели
Б Водяныеколёса
В Гидротурбины
Г Паровыемашины
ОТВЕТЫ
Салдинскаялетопись:страницыистории
|
№ |
Ответ |
|
1 |
А |
|
2 |
Б |
|
3 |
Г |
|
4 |
Г |
|
5 |
Б |
|
6 |
В |
|
7 |
В |
|
8 |
В |
|
9 |
В |
|
10 |
А |
|
11 |
Г |
|
12 |
Б |
|
13 |
А |
|
14 |
Г |
|
15 |
Б |