Введение
Футбол, как один из самых популярных видов спорта в мире, привлекает внимание миллионов людей и формирует уникальную культуру в разных странах. Однако, несмотря на его глобальную популярность, влияние географического положения на успех футбольных команд остается недостаточно исследованным аспектом. В данном проекте я рассматриваю футбольные команды и их распределение по географическим регионам, а также исследую взаимосвязь между этим распределением и успехом команд на различных уровнях соревнований.
Объектом моего исследования являются футбольные команды, представляющие разные страны и регионы, а предметом – взаимосвязь между географическим положением команд и их успехом в футболе. Я стремлюсь понять, как факторы, такие как климат, инфраструктура, культурные особенности и доступность ресурсов, влияют на результаты команд и их конкурентоспособность.
Актуальность данной темы обусловлена недостаточным вниманием к влиянию географии на футбол. В то время как многие исследования сосредоточены на технических и тактических аспектах игры, влияние окружающей среды и географических факторов остается в тени. Понимание этих взаимосвязей может помочь футбольным клубам оптимизировать свои стратегии, улучшить подготовку команд и повысить их шансы на успех.
Цель моего проекта: изучить влияние географии на успех футбольных команд.
Задачи проекта:
Изучить историю футбола.
Собрать данные о географическом распределении футбольных команд.
Анализировать влияние погодных условий на результаты матчей.
Выявить географические особенности селекции клубов.
Провести исследование среди учащихся школы на знание географии футбола.
Методы исследования: изучение и анализ теоретического материала по заданной теме, статистический анализ.
Гипотеза: я предполагаю, что футбол связан с географией и есть во многих странах мира как развитых, так и развивающихся.
Практическая значимость: заключена в подробном изучении влияния футбола на страны, углублении знаний по заданной теме, а также в возможности использования материала во внеурочной деятельности.
Этапы работы над проектом:
Организационно-подготовительный
Составление плана
Изучение интернет-ресурсов и дополнительной литературы
Работа с проектом
Формирование объектов исследования (декабрь)
Поиск информации (январь)
Выводы (февраль)
Создание продукта (март)
Заключительный (март - апрель)
Оформление результатов проекта
Защита проекта
Продуктом будет являться буклет
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФУТБОЛА
1.1 Зарождение футбола у разных народов мира
Официально родиной этого вида спорта считается Англия, но нельзя не отметить, что развивался он по всему миру параллельно, периодически кочуя с континента на континент. Чем-то подобным той игре, которая сейчас гордо именуется футболом и собирает миллионы зрителей на огромных аренах, увлекались и индейцы, проживавшие в Южной и Центральной Америке. Удивительно, но занесли племенам такую идею далеко не европейцы - она активно развивалась на тех землях ещё до приезда "бледнолицых".
Хоть резина тогда ещё не была изобретена, индейцы создавали мячи из такого материала, как природный каучук. В целом, он не особо отличался от резины - мячи так же легко прыгали и отскакивали от земли. Однако индейцы не сразу придумали пинать мяч ногами. Каждое племя забавлялось с мячом по-разному. Его могли как просто перекидывать разными способами друг другу, так и бросать через всякие препятствия. Элементы игр были чем-то схожи с движениями из современных волейбола и футбола. Однако по своему весу футбольные мячи индейцев отличались от современных. Они были намного тяжелее благодаря каучуку, из-за чего перебрасывать их было не так уж и легко. Если нам такая идея покажется слегка дикой, то индейцев все полностью устраивало - таким образом они тренировали свою физическую силу и выносливость.
Немного по-другому обстояли дела у племен тольтеков и майя. Они считали игру в мяч неким ритуалом, поэтому практически ни одна тренировка не обходилась без крови. Сам мяч, как правило, нужно было забрасывать в кольцо, аналогичное баскетбольному. А вот перед началом игры и в ее конце зазевавшийся болельщик мог спокойно оказаться принесенным в жертву. Хорошо, что подобная традиция продолжалась не очень долго, из-за чего не упала до нуля популярность зарождающегося футбола. Кстати, жертвоприношению подвергалась и одна из команд - правда, история умалчивает, какая именно.
Хоть каучук - это привилегия, в основном, американцев, но жители других континентов тоже весьма успешно подыскивали себе материалы для изготовления мячей. Обычно аналогом резины становилась кожа, а мяч заполнялся пухом, перьями или листьями. Из-за этого он был не таким тяжёлым, как у американских индейцев. В то же время, такой мяч не очень хорошо отскакивал от земли. Практиковались подобные игры в Древнем Китае, основной принцип которых базировался на том, чтобы закидывать мяч в шёлковую сетку с дыркой, которая была натянута над футбольным полем. Игра носила особое название. Проигравшей команде можно было только посочувствовать - игроков могли даже избить. Зато чемпионы игр получали не только всеобщее одобрение со стороны болельщиков, но и ценные призы, подарки. Иногда они даже могли продвинуться в своей карьере или даже завоевать воинское звание.
Что касается японцев, прообраз современного футбола существует там и по сей день. Мяч, как и в Древнем Китае, был сделан из кожи, а внутри находились опилки или что-то подобное. Главной задачей футболистов было не забивание голов в ворота соперника, а попытки удержать его в воздухе как можно дольше.
Нельзя не упомянуть и тот факт, что подобное развлечение было настолько широко известным, что иногда ему предавались и сами императоры. В одном из национальных японских мифов говорится, что одному из императоров удалось достичь настоящего рекорда - ударить по мячу около тысячи раз, в результате чего последнему никак не удавалось соприкоснуться с землёй. Искусные игроки, которые смогли достичь мастерства в такой игре, удостаивались получения высоких званий. Игра, отдаленно напоминавшая футбол, существовала и в Древней Спарте. При этом ей увлекалась не только мужская, но и женская половина населения. Правила такой игры были практически противоположны современным - вместо того, чтобы загнать мяч на половину соперника и забить гол, нужно было как можно дольше удержать его на собственной части поля. В команде не было фиксированного количества игроков, оно варьировалось от пяти до двенадцати человек. Мяч разрешалось пинать и руками, и ногами. Сам он был создан из всяких ниток и веревок. Увидев у жителей Спарты такое оригинальное развлечение, его быстро переняли римляне. Они совершенствовали будущую игру в футбол и именно у них британцы обратили внимание на эту игру. Переняв игру к себе, англичане сначала не создавали для неё конкретных правил, допускались различные вольности. Не было точного количества игроков для команды, правил игры - как и в Спарте, пинать мяч разрешалось и ногами, и руками. Практически при каждом учебном заведении была открыта своя футбольная секция. Различались они тем, что каждая создавала собственные правила, из-за чего играть друг с другом на различных встречах было, мягко говоря, непросто. Футбол в древней Англии. В 1846 году были приняты более точные правила игры в футбол, довольно схожие с современными. После нескольких раз корректировки правила превратились в современные, знакомые не только болельщикам футбола, но и всем зрителям матчей. После того, как "Кембриджские правила" получили официальный статус, создалось несколько ответвлений от футбола, в которых эти правила использовались по своему усмотрению. В некоторых из ответвлений есть овальный, а не круглый мяч. Однако самым знаменитым и наиболее широко распространенным является традиционный футбол с круглым мячом, который нужно пинать ногами. Несмотря на то, что представители древних государств не носили футбольную форму, это неизменный атрибут современной игры в футбол. [1]
1.2 Мировое распространение футбола
Современный организованный футбол зародился в Великобритании. С развитием коммуникаций и международных путешествий британские моряки, солдаты, торговцы, технические специалисты, учителя и студенты «привили» свои любимые виды спорта - крикет и футбол по всему миру.
Местное население постепенно входило во вкус, и футбол набирал популярность во всем мире. К концу 19 века футбол буквально вторгся в Австрию. В Вене в то время существовала большая британская колония. Причем, ее влияние было настолько сильным, что два старейших австрийских клуба носили английские названия «Первый венский футбольный клуб» и «Венский футбольный и крикетный клуб». Из этих клубов потом образовалась знаменитая «Аустрия».
Венгрия была одной из первых европейских стран, где узнали и сразу же полюбили футбол. А завез его молодой студент, вернувшийся домой из Англии в 1890-х гг. В первой венгерской команде играли два англичанина, Артур Йолланд и Эштон. Еще до начала Первой мировой войны некоторые английские клубы посетили Венгрию.
Немецкий футбол развился во многом благодаря энтузиазму двух братьев Шрикеров, которые даже взяли у матери взаймы крупную сумму денег, чтобы внести свой вклад в финансирование первого заграничного турне, которое команда Футбольной ассоциации провела в 1899 году.
Одной из первых стран в континентальной Европе, где сформировались по-настоящему сильные команды, была Дания. Датчан тренировали английские профессионалы, и в начале 20 века датская сборная была одной из сильнейших в Европе. На Олимпийских играх в 1908 году датчане дошли до финала, но проиграли Великобритании.
Футбол покорил не только Европу, но и весь мир. В Бразилию его привезли английские моряки в 1874 году. Однако истинным миссионером футбола в Бразилии считается Чарльз Миллер, уроженец Сан-Паулу, сын английских иммигрантов. Он долгое время учился в Англии и играл там за клуб «Саутгемптон», а вернувшись домой спустя 10 лет, привез с собой довольно полный комплект формы и два футбольных мяча. Миллер поощрял рабочих и служащих Газовой компании, Лондонского банка и железнодорожного управления Сан-Паулу организовать свои футбольные команды. Первый клуб, состоявший в основном из одних бразильцев («Спортивная академия колледжа Макензи»), был основан в Сан-Паулу в 1898 году. Так что южноамериканский футбол развивался одновременно с европейским.
В Аргентине футбол появился во многом благодаря представителям британской диаспоры в Буэнос-Айресе. Однако местные жители поначалу не очень заинтересовались этой игрой. Даже в 1911 году в аргентинской национальной сборной играло немало англичан. Но популяризации футбола в Аргентине и в некоторых других странах Латинской Америки способствовали все же не англичане, а итальянские иммигранты.
Еще в 70-х годах XIX века в США узнали о футболе. Многие граждане часто путешествовали по Европе, в том числе заезжали в Англию. Это привело к тому, что в 1884 году была создана Американская ассоциация футбола. В начале XX века образовалась Федерация футбола США, получившая в 1913 году статус члена FIFA.
В России футбол появился в 1887 году благодаря английским братьям Чарнокам, которые владели мельницей в селе Орехово недалеко от Москвы. Экипировку они закупили в Англии, но им не хватало денег на бутсы. Клемент Чарнок решил эту проблему, приспособив часть мельничного оборудования под своеобразный штопальщик, при помощи которого шипы крепились к подошвам обычной обуви игроков. В России с воодушевлением приняли новую игру и в 1890-ч гг. в столице уже сформировалась Московская футбольная лига. Первые пять лет победителями всех ее первенств была команда Чарноков - «Морозовцы». Стоит отметить, что футбол в России не сразу понравился большому количеству людей. Многие вроде и хотели играть, но отказывались выходить на поле в футбольных гетрах и трусах. В конце XIX – начале XX веков начали появляться футбольные клубы в портовых городах страны – Николаеве, Одессе, Риге, Санкт-Петербурге. Ежегодно география расширялась, и в 1911 году был создан «Всероссийский футбольный союз».
В Африку футбол пришел благодаря английским и французским колонистам. Свой скромный, но не менее значимый вклад в развитие футбола на Африканском континенте внесли Германия и Португалия. [2]
Первый в истории футбола официальный матч сыгран 30 ноября 1872 года. Сборные Англии и Шотландии не сумели выяснить, кто сильнее, сыграв в нулевую ничью. Важное событие произошло в 1900 году, когда впервые в истории футбол был включен в программу Летних Олимпийских игр, участие в которых приняли сборные Англии, Франции и Бельгии. Естественно, победа досталась родоначальникам современного футбола, но ФИФА не признает этот и следующий турнир ОИ, поскольку сама организация возникла только в 1904 году.
История развития футбола в мире набрала обороты, когда сообщение между странами и континентами стало более-менее доступным большинству. Это позволило англичанам, путешествовавшим по миру, рассказать и показать в других странах, что такое футбол и как в него играть. [3]
1.3 Развитие футбола как спорта
Развитие футбола связано с рядом факторов, включая профессионализацию, международные соревнования и рост популярности среди молодежи. Профессиональные лиги начали формироваться в конце XIX — начале XX века, что способствовало увеличению уровня игры и привлечению зрителей. В 1904 году была основана ФИФА (Федерация футбольных ассоциаций), которая стала международным органом, регулирующим футбол. Это позволило организовать международные турниры, такие как Кубок мира, который впервые прошел в 1930 году в Уругвае.
С каждым десятилетием футбол становился все более популярным. В 1950-х и 1960-х годах он начал распространяться за пределами Европы, особенно в Южной Америке и Африке. В это время появились такие легендарные игроки, как Пеле и Диего Марадона, которые не только прославили свои страны, но и стали символами футбольного искусства. В 1990-х годах футбол вышел на новый уровень благодаря развитию телевидения и средств массовой информации, что сделало его доступным для миллионов зрителей по всему миру.
Важным аспектом развития футбола стало его влияние на общество. Футбол стал средством объединения людей, способствовал развитию национальной идентичности и культурного обмена. Он также стал платформой для социальных изменений, поднимая важные вопросы, такие как расизм, гендерное равенство и права человека. Многие футбольные клубы и ассоциации активно участвуют в социальных проектах, направленных на поддержку молодежи и развитие местных сообществ.
ГЛАВА 2 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФУТБОЛА
Футбол, как один из самых популярных видов спорта в мире, имеет свои корни и традиции, которые варьируются в зависимости от географического положения. Географическое распространение футбола связано не только с историческими факторами, но и с культурными, экономическими и социальными аспектами, которые влияют на развитие футбольных команд и лиг в разных регионах.
На протяжении десятилетий футбол стал неотъемлемой частью жизни миллионов людей, и его популярность продолжает расти. В Европе, например, футбол является не просто спортом, а настоящей культурной и социальной явлением. Страны, такие как Испания, Италия и Англия, славятся своими сильными лигами и историческими клубами, которые имеют многовековые традиции. Эти страны также привлекают внимание благодаря высоким инвестициям в футбол, что позволяет развивать инфраструктуру, привлекать талантливых игроков и тренеров.
В Южной Америке футбол также занимает центральное место в жизни общества. Бразилия и Аргентина известны своими выдающимися игроками и страстными болельщиками. Здесь футбол не только спорт, но и способ самовыражения, который объединяет людей разных социальных слоев. Местные турниры, такие как Кубок Либертадорес, вызывают огромный интерес и привлекают внимание не только на континенте, но и за его пределами.
Однако не только в Европе и Южной Америке футбол имеет свои корни. В Азии, Африке и Северной Америке также наблюдается рост популярности этого вида спорта. В последние десятилетия страны, такие как Япония и Южная Корея, сделали значительные шаги в развитии футбольной инфраструктуры и повышении уровня игры. В Африке футбол стал важным элементом социальной жизни, где местные команды и лиги развиваются, несмотря на экономические трудности.
2.1 Распределение клубов по странам и регионам
Распределение футбольных клубов по странам и регионам является важным аспектом, который влияет на динамику и развитие футбольного спорта в целом.
В Европе, например, сосредоточены многие из самых известных и успешных футбольных клубов. Лиги таких стран, как Англия, Испания, Италия и Германия, привлекают внимание миллионов болельщиков и являются объектом пристального наблюдения со стороны СМИ. В этих странах клубы имеют значительные финансовые ресурсы, что позволяет им привлекать лучших игроков и тренеров со всего мира. Высокий уровень конкуренции в этих лигах способствует развитию талантов и повышению качества игры.
С другой стороны, в Южной Америке, где футбол также занимает центральное место в культуре, клубы часто сталкиваются с финансовыми трудностями. Однако это не мешает им добиваться успехов на международной арене. Клубы из Бразилии и Аргентины, такие как "Сан-Паулу" и "Бока Хуниорс", известны своими страстными болельщиками и историей успеха в Кубке Либертадорес. Географическое положение и климатические условия также влияют на стиль игры, что делает южноамериканский футбол уникальным.
В Азии и Африке футбол развивается с разной скоростью. В некоторых странах, таких как Япония и Южная Корея, футбольные клубы активно инвестируют в развитие молодежных академий и инфраструктуры, что приводит к улучшению качества игры. В то же время, в других регионах, таких как некоторые страны Африки, клубы сталкиваются с проблемами, связанными с финансированием и организацией. Тем не менее, африканские клубы, такие как "Кейптаун Сити" и "Аль-Ахли", демонстрируют значительный потенциал на международной арене.
2.2 Географические особенности селекции клубов.
Селекция футбольных клубов – это процесс поиска и отбора игроков для команды. Несмотря на то, что значение остальных аспектов год от года возрастает, качество селекции игроков и подбор специалистов остаются основными показателями успешности деятельности футбольных клубов. Для его характеристики можно выделить три категории: структуру состава команды, состав тренерского штаба и ответственных за спортивную составляющую специалистов, а также, в качестве результата, собственно достижения клуба. Так как все рассматриваемые клубы по умолчанию являются сильнейшими в последних розыгрышах своих внутренних первенствах, мерилом их достижений станут выступления на международной арене в течение последних лет. Здесь стоит отметить, что путевку на континентальные первенства получают не только победители национальных соревнований, но и клубы, занимающие призовые места, но они начинают свой путь на разных стадиях турнира. К примеру, страны, занимающие первые четыре строчки в таблице коэффициентов УЕФА, получают четыре путевки в Лигу Чемпионов УЕФА и три путевки в Лигу Европы УЕФА, которые распределяются между местными командами по итогам каждого сезона [4].
Относительно составов команд в контексте их международной деятельности интересно изучить представительство в них легионеров. Это можно сделать с нескольких точек зрения, и наиболее очевидная из них – количественная. По численности легионеров в составе выделяются следующие клубы:
|
Клуб |
Страна |
Легионеров, чел. |
|
Монако |
Монако |
29 |
|
Дюделанж |
Люксембург |
24 |
|
Селтик |
Шотландия |
22 |
|
ПСЖ |
Франция |
20 |
|
Ювентус |
Италия |
19 |
|
АПОЭЛ |
Кипр |
19 |
|
ПАОК |
Греция |
19 |
|
Слован |
Словакия |
19 |
|
Альбирекс |
Сингапур |
18 |
|
Манчестер Сити |
Англия |
18 |
Таблица 1. Клубы с наибольшим числом легионеров в составе [8]
Первое, что можно заметить – среди клубов с наибольшим количеством легионеров только один представляет Азию. Низкая привлекательность для легионеров азиатских клубов всегда была одним из главных доводов в пользу отнесения ее к футбольной периферии. С другой стороны, далеко не все клубы, находящиеся в данном списке, представляют передовые футбольные страны или сами причисляются к футбольной элите. Несколько из них представляют небольшие по площади и населению государства, что позволяет предположить, что обилие легионеров в них связано с нехваткой местных футболистов высокого уровня. Также можно отметить, что такие страны, как Греция, Кипр и Италия, относящиеся к странам Южной Европы, могут похвастаться благоприятными климатическими условиями, что важно для легионеров из африканских и латиноамериканских стран. Шотландия близка к родине футбола, которая остается центром притяжения футболистов со всего мира. При этом местный чемпионат менее конкурентоспособен, чем английский, поэтому приезжим игрокам проще закрепиться в нем. Словакия сочетает в себе не самый высокий уровень местного чемпионата по европейским меркам и географическое положение в центральной части Восточной Европы. Это удобно для легионеров и при движении в будущем в западном направлении – в сторону Франции, Германии или Испании, и в восточном – в сторону России и Украины. Соответственно, во всех перечисленных случаях ведущим в вопросе футбольной миграции выступает географический фактор. Франция и Англия являются одними из наиболее развитых государств мира, поэтому в их притягательности основную роль играет фактор социального развития стран. Сингапур можно считать уникальным не только как единственную азиатскую страну в этом списке, но и как сочетающего сразу два фактора притяжения для легионеров – с одной стороны, очевидно, что город-государство имеет проблемы с высококвалифицированными футболистами, и поэтому местные клубы вынуждены искать игроков заграницей. С другой стороны, также как Франция и Англия, Сингапур является высокоразвитым государством, и качество жизни в нем тоже играет свою роль [5].
В противоположность перечисленным клубам, выделяются и те, в которых нет ни одного легионера. Все эти команды азиатские: они представляют Афганистан, Пакистан, Бутан, Шри-Ланку, КНДР, Сирию и Ирак. В качестве причин отсутствия легионеров в них можно выделить социальный и политический аспекты. Все эти страны отличаются низким уровнем жизни и практически полным отсутствием социальных гарантий для легионеров. Более того, многие из них известны благодаря радикальным исламистским организациям, с которыми конфликтуют демократические государства Запада. Если говорить о КНДР, то это государство также является идеологическим противником Европы и США, и именно по идеологическим причинам сюда для легионеров и иностранных тренеров путь закрыт. Очевидно, что в таких условиях легионеры стремятся обходить эти страны стороной, что и сказывается на их полном отсутствии в местных клубах. С точки зрения региональных различий можно отметить, что наибольшие проблемы наблюдаются в Южной части Центральной Азии, так как Афганистан, Пакистан, Бутан и Шри-Ланка относятся именно к этому региону [6].
От количественной характеристики легионеров логично перейти к качественной. Она будет заключаться в изучении национальности легионеров и том, какие направления миграции для них наиболее популярны. Это покажет основные направления селекции клубов и регионы их интересов, а также позволит понять причины, по которым легионеры выбирают конкретные регионы и клубы. Наибольшее число легионеров выходят на футбольный трансферный рынок из следующих стран:
|
|
|
Из них: |
|
|
Страна |
Число легионеров |
В Европе |
В Азии |
|
Бразилия |
71 |
43 |
28 |
|
Испания |
49 |
39 |
10 |
|
Франция |
44 |
42 |
2 |
|
Япония |
30 |
4 |
26 |
|
Аргентина |
22 |
20 |
2 |
|
Сербия |
21 |
17 |
4 |
|
Нигерия |
21 |
13 |
8 |
|
Италия |
20 |
19 |
1 |
|
Португалия |
20 |
20 |
0 |
|
Хорватия |
20 |
17 |
3 |
|
Итого |
318 |
234 |
84 |
Таблица 2. Страны-лидеры по числу игроков в зарубежных клубах [8]
В списке легионеров с отрывом лидирует Бразилия, причем удельный вес ее игроков высок и в Европе, и в Азии. Так же, как и Аргентина, эта страна связана с европейским регионом колониальным прошлым, а преобладание португальского и испанского языков в них упрощает процесс адаптации местных игроков в клубах. Кроме того, не стоит забывать, что футбол в этих двух странах развит на высоком уровне, поэтому молодые латиноамериканские футболисты не теряются на фоне европейских игроков. Еще одним важным моментом является экономическая выгодность поиска молодых игроков за пределами Европы, так как их изначальная рыночная стоимость на порядок меньше. Этим же сочетанием факторов объясняется присутствие Нигерии в данном списке: британские колонисты в своих владениях часто создавали спортивные общества и футбольные клубы, что определило высокое по региональным меркам развитие футбола в этой стране на сегодняшний день. Таким образом, основными факторами подвижности футболистов данных стран можно считать экономический и исторический [5]. Еще одной неевропейской страной в списке является Япония. Вот ее присутствие в нем объясняется по большей части экономическими причинами. Большинство из японских легионеров сконцентрировано в сингапурском клубе «Альбирекс Ниигата», который является сателлитом японского клуба с тем же названием, его владельцем является японец, а спонсируется он японской компанией [7]. В остальных клубах такого серьезного скопления игроков из данной страны нет, однако также можно проследить взаимосвязь между привлечением японских футболистов и финансовых, а также управленческих ресурсов страны Восходящего Солнца.
Большое количество испанских легионеров в Индии, что объясняется активным вложением инвестиций из страны несколько лет назад, когда происходило становление индийского футбола. С того времени многие местные клубы активно приглашают испанских футболистов и специалистов. Легионеры из Сербии и Хорватии большей частью сконцентрированы в Восточной Европе, причем если сербские футболисты часто играют в чемпионатах балканских стран, то хорватские большим числом представлены в клубах Прибалтики и Молдавии.
ГЛАВА 3 КАК ПОГОДА ВЛИЯЕТ НА ФУТБОЛ
Дождь может создать сложности, но основные изменения – из-за температуры.
Технологии позволяют исследовать как погода сказывается на игре команды или зрелищности лиги. Есть легенда, что Роналдиньо предпочел перейти в «Барсу», а не в «Манчестер Юнайтед», именно из-за дождей.
Логично, что внимательнее всего влияние погоды на проведение спортивных мероприятий изучают именно в Великобритании. Средняя температура в этой стране уже повысилась в среднем на 1,4°C, а за последнее десятилетие из-за экстремальных погодных условий были перенесены 62,5 тысячи любительских футбольных матчей.
В сезонах 2011/12 и 2012/13 в Германии проводили исследование о влиянии температуры окружающей среды на расстояния, преодолеваемыми игроками во время футбольных матчей. Для этого с помощью оптической системы отслеживания проанализировали 1211 игр ведущих немецких лиг. Исследование показало, что в первой Бундеслиге влияние температуры сильнее, чем во второй лиге. Футболисты Бундеслиги при прохладной погоде от -4 до +13°C в среднем преодолевают большее расстояние, чем при теплой погоде (выше +14°C). Это говорит о более высоком уровне физической подготовки спортсменов, которые контролируют свой уровень нагрузки, чтобы выдержать интенсивность матча.
Подобные исследования проводили не только в Европе, но и других регионах. Например, ученые выявили, что команды из стран Персидского залива (регион, который известен жарким климатом) при игре с клубами из других регионов имеют больше шансов на домашнюю победу. Более того, вероятность благоприятного исхода матча для этих команд увеличивается на 3% с каждым повышением на одну единицу температуры на термометре.
Российский футбол, как и большинство европейских чемпионатов, сейчас живет по системе «осень-весна». Переход на эту систему в 2011 году был революционным: в нем видели шанс на успех российских клубов в еврокубках за счет синхронизации календарей. Теория не особо подтвердилась на практике – футболистам российских команд пришлось бороться с суровыми погодными условиями в конце первой и начале второй части сезона. В ноябре и марте в большинстве городов России температура держится ниже нуля, а в некоторых случаях дополнительные сложности возникают из-за снега.
Совместное исследование, которое провели аналитическая платформа Яндекс Плюс xVsporte и РПЛ, установило, что переход на систему «весна-осень» (в которой больше матчей будет приходится на теплое время года) как минимум повысит результативность. Были проанализированы полные данные с 2002 года по текущий сезон-2023/2024. При анализе учитывались время начала матчей, итоговый счет и координаты стадиона.
В ходе исследования был изучен архив погодных данных с 1950 года, который включал более 150 параметров: от температуры до высоты волн. Футболисты забивают больше голов в теплую погоду. Выяснилось, что температурные показатели напрямую влияют на количество забитых голов.
Вот итоги исследования:
– при температуре ниже 0°C в среднем на игру приходится 2,31 гола;
– при температуре 0-10°C среднее количество голов увеличивается на 6%;
– при теплой погоде с показателями 10-30°C на термометре – еще на 2%.
Как ни странно, при наличии осадков (дождь, снег или все вместе) результативность не менялась. Среднее количество забитых голов – 2,46. Вывод: футбол в России при температуре выше 10°C становится не только более комфортным для игроков на поле и болельщиков на стадионе, но и более результативным.[9]
ГЛАВА 4. НАЗВАНИЯ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОГРАФИЕЙ.
В мире существует тысячи футбольных клубов, как профессиональных, так и любительских. И практически каждый из них получил своё название по следующим принципам:
· по месту расположения (название города, района, квартала, села)
· по географической принадлежности (название реки, леса, парка)
· по месту работы (завод, школа, университет)
Рассмотрим примеры из Российского футбола и зарубежного.
Футбольный клуб «Крылья Советов» из Самары. В 1929 году конструкторское бюро Туполева спроектировало самолёт АНТ-9, на борт которого была нанесена гравировка с названием «Крылья Советов». Лайнер облетел девять европейских столиц, а «Крыльями Советов» через несколько лет назвалось спортивное общество профсоюзов рабочих авиапромышленности. Позже, он стал футбольным клубом.
Футбольный клуб «Локомотив» из Москвы. Выступает в Российской премьер-лиге. Основан 23 июля 1922 года. Один из старейших футбольных клубов России, ведущий свою историю с момента основания команды «Казанка» при Московско-Казанской железной дороге, затем неоднократно менявший своё название.
Футбольный клуб «Арсенал» из Тулы. Выступает в Премьер-лиге. Ранее в футбольных турнирах СССР и России Тулу представлял клуб под названием «Арсенал», история которого восходит к команде Оружейного завода. В 2007 году данная команда перешла в статус любителей и несколько лет выступала в 3 дивизионе, на один сезон получив название «Оружейник», а после — «Арсенал-Тула». В 2011 году ПФК «Арсенал» был восстановлен, и в 2012 году команда вернулась в систему профессиональных лиг.
Футбольный клуб «Амкар» из Перми. Футбольный клуб «Амкар» был создан как команда пермского ОАО «Минеральные удобрения». Официальной датой рождения считается 8 мая 1993 года. Название «Амкар» происходит от сочетания частей слов аммиак и карбамид — эти два вещества являлись главной продукцией предприятия.
Футбольный клуб «Энергия» (Чайковский) — шестикратный чемпион Пермской области, двукратный обладатель Кубка Пермской области и обладатель Суперкубка Пермской области. До 1991 года команда представляла предприятие «Воткинскгэсстрой». В 1991 году владельцем клуба стало ООО «Пермтрансгаз». Название клуба связано с Воткинской ГЭС, производящей электроэнергию.
Название «Балтика» для футбольного клуба из Калининграда предложил активист развития футбола в молодой Калининградской области Евгений Елисеевич Федосеенко. Впоследствии он стал председателем областной федерации футбол. «Балтика» — более логичное название для футбольного клуба с берегов Балтийского моря.
Происхождение названия футбольного клуба «КАМАЗ» связано с местом основания команды — прессово-рамным заводом КамАЗа. Первое название клуба — «Труд-ПРЗ» — так и расшифровывается: команда была создана на прессово-рамном заводе.
Футбольный клуб «Текстильщик» (г. Иваново) был основан в 1930 году и свое название получил от того, что город Иваново был центром текстильной промышленности России. Название символизирует связь клуба с местной экономикой и культурой, отражая традиции региона. Текстильная отрасль играла важную роль в жизни жителей Иваново, что и отразилось в названии футбольной команды.
Название футбольного клуба «Химик» связано с профилем градообразующего предприятия города Дзержинска — химического завода имени Я. М. Свердлова. Клуб был основан в 1946 году как команда этого предприятия. В 1949 году он получил название «Химик», которое стало символом команды на долгие годы
Футбольный клуб "Черноморец" основан в 1936 году в Одессе. Название клуба связано с его географическим расположением — Одесса находится на побережье Черного моря. Это название символизирует связь клуба с морем и его культурное наследие. Кроме того, "Черноморец" отражает характерный для региона образ жизни и традиции, связанные с морем. Клуб на протяжении своей истории стал важной частью спортивной и культурной жизни Одессы.
Футбольный клуб «Кальяри» получил своё название благодаря городу, из которого он происходит. Клуб основан в 1920 году в одноимённом городе на острове Сардиния. Герб клуба повторяет флаг Сардинии — «четыре мавра», а цвета позаимствованы с флага Сардинского королевства — красный и синий.
Футбольный клуб «Барселона» получил своё название в честь столицы Каталонии, где и был основан в 1899 году.
«Бетис» назван в честь реки Гвадалквивир на юге Испании.
Клуб «Реал Мадрид» получил современное название 29 июня 1920 года, когда король Испании Альфонс XIII присвоил клубу титул «Королевский», что по-испански звучит как Real, а Мадрид в честь столицы Испании.
«Ботафого». Клуб из Рио-де-Жанейро, названный в честь района города и одноимённого залива.
«Васко да Гама». Клуб из Рио-де-Жанейро, основанный 21 августа 1898 года и получивший имя великого португальского мореплавателя.
«Флуминенсе». Клуб представляет город и штат Рио-де-Жанейро. Слово «Флуминенсе» в названии футбольного клуба обозначает жителей штата Рио-де-Жанейро в Бразилии. Название происходит от латинского слова «Fluminis», что означает «река».
«Гремио». Клуб из Порту-Алегри, штат Риу-Гранди-ду-Сул. Португальское слово, означающее «гильдия» или «цех».
«Крузейро». Клуб из Белу-Оризонти, штат Минас-Жерайс. Слово крузейру (португ. cruzeiro), денежная единица Бразилии.
Гренобль (Франция) - клуб, названный в честь города Гренобль.
Манчестер Юнайтед (Англия) - клуб из города Манчестер.
Сан-Паулу (Бразилия) - клуб из города Сан-Паулу.
Валенсия (Испания) - клуб из города Валенсия.
Бенфика (Португалия) - клуб из Лиссабона, столицы Португалии. В переводе с испанского бенфика "считают целесообразным"
Боруссия Дортмунд (Германия) - клуб из города Дортмунд. «Боруссия» называется латинским словом и связана с Пруссией – историческими землями, расположенными вокруг нынешнего Калининграда.
Классификация названий футбольных команд
|
Отрасли промышленности |
Географиче-ские объекты |
Города |
Путешест-венники |
Денежная единица |
Не связаны с географией |
|
1 Крылья Советов |
Балтика |
Кальяри |
Васко да Гама |
Крузейро |
Гремио |
|
2 Локомотив |
Черноморец |
Барселона |
Бенфика |
||
|
3 Арсенал |
Реал Мадрид |
||||
|
4 Амкар |
Бетис |
Ботафого |
|||
|
5 Энергия |
Флуминенсе |
Гренобль |
|||
|
6 КАМАЗ |
Манчестер |
||||
|
7 Текстильщик |
Сан-Паулу |
||||
|
8 Химик |
Валенсия |
||||
|
Боруссия Дортмунд |
Я проанализировал названия 25 футбольных клубов мира. Выяснил следующее:
32% клубов имеют названия, связанные с отраслями промышленности.
Большая часть зарубежных клубов 36% названы по городам, в которых находятся.
16 % клубов названы по географическим объектам (морям, рекам).
8 % названий не связаны с географией.
92 % исследованных названий футбольных клубов несут географический смысл.
ГЛАВА 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Я провёл социологический опрос по теме проекта среди учащихся 7-10 классов. В нём приняли участие 108 человек. Им было предложено ответить на 11 вопросов.
70 % учащихся правильно считают, что футбол связан с географией. 23% дали отрицательный ответ. 7% не знают ответа.
92% учащихся правильно ответили на этот вопрос. 8% дали неправильный ответ.
70% учащихся думают, что не всегда названия несут географическую информацию. 20% уверены, что всегда. 10% думают, что вообще не несут географическую информацию.
На этом вопрос правильно ответили те 46%, которые выбрали Англию.
90% учащихся дали верный ответ на этот вопрос-Испания. 10% ответили неправильно.
45% учащихся выбрали Рио-де-Жанейро и дали правильный ответ.
На этой диаграмме видно, что знают в основном только три российские команды: ЦСКА, Спартак, Зенит, но больше всего знают футбольный клуб «Спартак» - 31 человек.
Из всех стран активно называли Испанию - 15 учащихся, меньше называли Англию - 9 учащихся, в аутсайдерах Шотландия - её назвал только 1 человек.
15 % назвали Бразилию. 12 % учащихся назвали действующего чемпиона мира - Аргентину. Меньше всего Италию - 5 %.
Единственный вопрос, в котором преобладает неправильный ответ, а именно 79% учащихся назвали Бразилиа и Лондон. 21% учащихся выбрали Монтевидео и оказались правы.
80 % учащихся дали правильный ответ на этот вопрос, выбрав Россию.
ГЛАВА 6. ВЫВОДЫ
Географическое положение команд может влиять на их успехи. Команды из стран с более мягким климатом проводят больше времени на открытом воздухе, что способствует улучшению физической подготовки игроков.
Команды из регионов с менее развитыми футбольными традициями могут сталкиваться с трудностями в привлечении талантливых игроков и финансировании своих проектов.
Температура напрямую влияют на количество забитых голов, а осадки нет.
Наибольшее количество легионеров в Европейских клубах.
Лидерами среди легионеров являются бразильцы, испанцы, французы, японцы, аргентинцы.
Самое большое количество названий футбольных команд связано с географией отраслями промышленности и городами.
Большая часть учащихся нашей школы интересуются футболом, знают много о странах, связанных с этой игрой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя гипотеза подтвердилась, футбол связан с географией и есть во многих странах мира как развитых, так и развивающихся.
Влияние географии на успех футбольных клубов проявляется в климатических условиях, которые могут оказывать значительное влияние на стиль игры и подготовку команд. Так клубы из холодных регионов могут сталкиваться с трудностями в подготовке, особенно в зимний период.
Таким образом, распределение футбольных клубов по странам и регионам представляет собой сложный и многогранный процесс, который зависит от множества факторов. Географическое положение, культурные традиции, экономические условия и климатические особенности — все это играет важную роль в формировании футбольной среды. Понимание этих факторов может помочь исследователям, тренерам и болельщикам лучше осознать, как география влияет на успех футбольных команд и развитие спорта в целом.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
https://formaopt.ru/blog/futbol-u-raznykh-narodov-mira/
https://studwood.net/1124803/turizm/mirovoe_rasprostranenie_futbola
https://online-bookmakers.com/ru/blog/istoria-futbola/
Как считается клубный рейтинг коэффициентов для ассоциаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт УЕФА – URL: https://ru.uefa.com/memberassociations/uefarankings/country/about/
Magee, J. and Sugden, J. The World at Their Feet: Professional Football and International Labor Migration // Journal of Sport and Social Issues. 2002. pp. 421-437
Стандартные коды стран или районов для использования в статистике [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций – URL: https://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/Series_M49_Rev4(2001)_ru.pdf
2020 Season Albirex Niigata Singapore New Squad [Electronic resource] // Albirex Niigata Singapore Official Website – URL: http://www.albirex.com.sg/en/archives/38160/
Актуальные составы футбольных клубов [Электронный ресурс] // Transfermarkt – URL: https://www.transfermarkt.ru
https://www.sports.ru/football/blogs/3237844.html
Футбол. Мини-энциклопедия о большой игре. Сост. Ерофеев А. М.: Центрполиграф, 2018 г.