Введение
Современное общество переживает период глубоких социально-экономических преобразований. Одной из важнейших задач современного общества является воспитание каждого гражданина как активной самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью, способной творчески мыслить и действовать. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Проблема становления личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро, так как даже литература и средства массовой информации зачастую ведут разрушительную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности [1; 2].
Отрочество - один из самых сложных периодов в жизни человека, это становление его личности. Как воспитать такую личность? Как общество влияет на этот процесс становления? Ответы на эти вопросы можно найти в двух произведениях современной литературы - повестях В.К. Железникова «Чучело» и «Чучело 2, или игра мотыльков». Это произведения о подростках, которые находятся в процессе взросления, отсюда и интерес к вопросам, связанным с детскими взаимоотношениями с самим собой и окружающим миром. Эти положения определяют актуальностьтемы данной работы.
Объектисследования – процесс становления личности подростка в условиях социокультурной и образовательной среды, отражённый в повестях Л.К. Железникова "Чучело" и "Чучело 2, или Игра мотыльков".
Предметисследования – особенности формирования нравственных и личностных качеств подростков, а также влияние социальных конфликтов, образовательной системы и межличностных отношений на развитие личности главных героев в повестях В.К. Железникова.
Цель данной работы: на произведениях В. Железникова проследить, каким образом происходит формирование личности подростка в произведениях разного периода. (80-ых гг. 20-го века, 2000-е годы).
Цель исследования определила следующие задачи работы:
рассмотреть развитие и состояние подростковой литературы в 20 веке;
исследовать образы детей в повестях В. Железникова и выявить факторы, влияющие на формирование личности современного подростка;
выявить роль школы и окружения в формировании внутреннего мира подростка;
провести анкетирование
привлечь внимание ученых, педагогов, родителей к данной актуальной проблеме.
Методы исследования: теоретический (изучение литературы по теме работы), практический (анализ произведений В. Железникова), аналитический (анкетирование).
Научная новизна нашей работы обусловлена тем, что творчество В. Железникова мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Практическая значимость определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы, стать предметом обсуждения на внеклассных мероприятиях. Материалы исследования могут применяться в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по предмету, а также в качестве аргумента по литературе при написании задания блока С1.
Мы считаем, что данное исследование будет интересно для сверстников в качестве дополнительного материала для изучения человеческих взаимоотношений. Чувства и поступки подростков ХХ века способны удивлять и восхищать нас, поколение XXI века.
Глава I.
Образ подростка в русской литературе XX -начала XXI века
Тема становления подростка в русской литературе XX века раскрывает внутренний мир юного человека, его столкновения с обществом, поиск идентичности и место в мире. Русская литература этой эпохи наполнена глубокой философией и драматизмом, а подростковые образы стали своеобразным зеркалом для понимания изменений в российском обществе. В ХХ веке общественные потрясения, такие как революция, войны, тоталитаризм и, наконец, распад СССР, оставили неизгладимый след на личностях и судьбах героев литературных произведений. Образы подростков, которые формируются в непростых социальных условиях, стали популярной темой у таких писателей, как Александр Грин, Борис Пастернак, Валентин Катаев, Александр Солженицын и др. [2, c.3]
Одним из центральных образов подростка в русской литературе первой половины XX века стал герой, стремящийся к высшим идеалам и готовый жертвовать собой ради общества. В этой традиции можно выделить роман "Как закалялась сталь" Николая Островского, где Павел Корчагин, юноша с несгибаемой волей, символизирует идеального гражданина социалистического общества. Павел проходит суровые испытания и закаляется через труд, дружбу и борьбу с врагами революции. Через образ Павла Корчагина Островский показывает, что общественные устремления формируют личность подростка, что в это время было особенно актуально.
В другом значимом произведении, "Дорога в жизнь" Антона Макаренко, автор изображает подростков, попавших в детскую трудовую колонию. Их путь к взрослению проходит через труд, коллективные ценности и сознательную дисциплину. Макаренко показывает, как среда и общество могут формировать личность подростка, превращая его из "трудного ребенка" в полноправного члена общества. Эту книгу можно считать важным примером того, как литература того времени отражала социалистический идеал, ставя коллективные цели выше индивидуальных.
Великая Отечественная война оставила глубокий след в судьбах миллионов подростков, лишив их нормального детства и вынуждая преждевременно взрослеть. Одним из известных произведений о подростках военного времени является повесть Валентина Катаева "Сын полка". Главный герой, Ваня Солнцев, потерявший родителей и найденный солдатами, становится частью военной семьи. Через его образ Катаев показывает, как трудные обстоятельства войны заставляют подростка взять на себя ответственность, стойкость и храбрость. Ване, как и многим другим подросткам военной поры, приходится быстро повзрослеть, учиться выдержке и стойкости, и он находит в себе силы стать частью чего-то большего — армии, защищающей Родину.
В послевоенные годы образы подростков в русской литературе становятся более многогранными, и акцент постепенно смещается от идеалов к внутреннему миру и поискам своего места. В повести Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" изображается история мальчика из глубинки, сталкивающегося с трудностями детства, нравственным выбором и первыми горькими разочарованиями. Астафьев показывает, как подросток познает моральные ценности, сталкиваясь с обманом и наказанием. Герой, пройдя через боль и разочарование, начинает лучше понимать, что такое честь и правда, обретает важный жизненный урок, который поможет ему в будущем. Подросток у Астафьева – это не просто ребенок, это человек, ищущий и постигающий суть морали, правды и совести.
Во второй половине XX века в русской литературе образ подростка, бросающего вызов системе, стал символом противоречий и стремлений молодежи к свободе. Герои таких произведений олицетворяют внутренний протест против устоявшихся правил, безразличия и лицемерия общества. Важные примеры — повесть Владимира Тендрякова «Весенние перевёртыши» и роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Подростки в этих книгах стремятся к истине и справедливости, часто противостоя общественным устоям и репрессивной системе, которая пытается подавить их индивидуальность. Их бунт показывает жажду перемен, ставшую частью культурного кода молодёжи в послевоенные годы.
Поэзия Евгения Евтушенко также содержит образы подростков, ищущих правду и сопротивляющихся официальной идеологии. В стихотворении "Бабий Яр" поэт выражает боль и протест против замалчивания трагедии, связанной с Холокостом, и этот протест в стихах приобретает черты подросткового бунта против несправедливости и бесчеловечности. Евтушенко подчеркивает, что даже молодые люди могут глубоко осознавать этическую неправду и быть способны противостоять ей, что делает их образ в его творчестве особенно символичным для эпохи оттепели.
В повести «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкин показывает войну глазами детей, двух братьев-близнецов детдомовцев и чеченского мальчика. Братья рано сталкиваются с тяжёлыми испытаниями: лишениями, голодом, потерей близких. Их взросление проходит в условиях войны, которая заставляет детей познать несправедливость и жестокость мира, разрушая детские иллюзии. Однако, несмотря на обстоятельства, на трагическую смерть брата, Колька сохраняет человечность. Совершенно разные во всем, изначально разным мирам принадлежавшие, всеми обстоятельствами своей жизни приговоренные к тому, чтобы быть врагами, Колька и Алхузур не просто друзья – они становятся братьями, восстанавливающими своим союзом не состоявшуюся в начале земного бытия гармонию сосуществования.
Распад Советского Союза открыл новую страницу в литературе, где тема становления подростка приобрела другие краски. На первый план вышли проблемы самоопределения и поиск своего места в условиях неопределенности и нестабильности. В произведениях постсоветских авторов подростки сталкиваются с кризисом семейных ценностей, потерей старых идеалов, бедностью и необходимостью выживания в новом мире.
В романе Л. Улицкой "Казус Кукоцкого" показана судьба подростка в условиях семейных конфликтов, тяжелых жизненных выборов и моральных дилемм. Улицкая акцентирует внимание на том, как социальные перемены и семейные трудности влияют на внутренний мир подростка, заставляя его раньше времени взрослеть и самостоятельно искать моральные ориентиры.
Как правило, герои современной литературы о подростках - обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Часто они не уверены в себе, не принимают свою внешность и даже стыдятся ее. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость: это может быть школьный конкурс красоты - в повести Л. Матвеевой «Конкурс красоты в 6 А», неудачная влюбленность - в произведении Е. Липатовой «Девочки», побег из дома - в повести Г. Гордиенко «Девичья обида слепа», летние каникулы - в романе Г. Гордиенко «Столичная штучка».
В литературе II-ой половины XX и начала XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.
Меняется нравственный облик современного подростка. Усложняется процесс вхождения во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.
Утверждая неразрывность миров — детского и взрослого, родителей и детей, учителей и учеников, писатели выделяют в качестве определяющего для формирования личности фактора и коллектив сверстников. Часто юный человек, не находя понимания в семье, школе, ищет его на стороне, в дворовых компаниях с их видимостью независимости, самостоятельности. Здесь возникают свои, во многом отличные от общепринятых, критерии оценки личности. Подросток уходит из-под влияния семьи, школы.
Проблема самоутверждения подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: иным содержанием наполняется сам термин, меняются приоритеты, цели и средства их достижения. При сопоставлении произведений 60-х — 80-х годов — герои Р.Погодина, А.Рыбакова, В.Железникова, Г.Левинзона — и 90-х — 2000-х — герои В.Крапивина, И.Орлова, Н.Леонова, П.Дашковой и др., невольно отмечаешь снижение духовного начала, нарастание прагматизма, жестокости в средствах достижения [ 2, с.5] .
Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения В. К. Железникова. Для анализа мы взяли две повести о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме становления личности подростка, сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.
Выводы
Русская литература XX начала ХХI века демонстрирует нам сложный и многогранный образ подростка, проходящего путь становления. На протяжении этого периода подросток изображался по-разному: как идеалист, как воин, как человек, ищущий своё место и смысл жизни, а также как герой, противостоящий несправедливости системы. Каждое десятилетие привносило новые краски в этот образ, отражая социальные, политические и культурные изменения в обществе. Тема подросткового взросления в русской литературе продолжает оставаться актуальной и сегодня, поскольку каждый человек, как и герои этих произведений, когда-то проходил через трудности становления и поисков себя.
Жизнь и творчество В. К. Железникова
При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы.
Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву. Параллельно развивались мои занятия писательством». [7, с.3]
После юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно». [7, с.4]
Его первая книга – сборник рассказов "Разноцветная история" – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года. Он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах все, что пережил и узнал лично, повел с читателем откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.
В 1961 г. увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям – доброе утро». Лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова стал писательский призыв – жить по совести, защищать слабых и незаслуженно обиженных. В центре произведений Владимира Железникова стоят проблемы духовного развития растущей личности, которые решаются автором нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека.
В. Железников ведет серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни. Созданные им шедевры детской литературы — повести «Чудак из шестого «Б» (1962) и «Чучело» (1981) обрели вторую жизнь как классические кинофильмы. Причем, он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов.
В начале 60-х годов на малом телевизионном экране вышел фильм по повести "Таня и Юстик", а в 1965 году - сценарий "Путешественник с багажом", позже фильм "Серебряные трубы", повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара. С 1989 года он создавал фильмы уже не только как сценарист, но и как продюсер, директор кинокомпании "Глобус", занимающейся производством детско-юношеских картин. Последняя работа- экранизация повести «Чучело 2, или игра мотыльков» 2003г.
Умер Владимир Карпович на 91-м году жизни в 2015 году.
Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира. Они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова стало классикой отечественной детской литературы. Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.
Глава II
Система образов в повестях «Чучело» и «чучело-2, или Игра мотыльков»
Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы. Одной из таких повестей Железникова является «Чучело» (1981), в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и классом. Ситуация, описанная В. К. Железниковым в повести «Чучело», произошла на самом деле: племянница автора взяла вину на себя, и весь класс осудил её, объявил бойкот: «Это была история моей родной племянницы из Нижнего Новгорода. Она взяла на себя чужую вину, и одноклассники её затравили, а учитель, который должен был во всём разобраться, слёг с инфарктом. Она мучилась несколько недель, пока правда не выплыла наружу». [3, с.4]
В 2001 году было создано другое произведение - «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков. Название этой повести предполагает, что является продолжением произведения «Чучело».
Герои первой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.
У Лены Бессольцевой так же непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами». [3, с.27]
Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите» [3, с.133], и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.
Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: «Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик» Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.
В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись — это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.
Продолжить тему становления подростков В. Железников решил в другой повести «Чучело – 2, или игра мотыльков», где главный герой Костя напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – уже не дети, а подростки, которым 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (угон машины, сбитые люди, попытка самоубийства Глазастой и т.д.). Поэтому Косте, Зойке и остальным они обходятся дорого. Но писатель и в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.
В этом произведении так же присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову. Так, Ленка Бессольцева, на первый взгляд, оказывается прообразом Зойки. В повести акцент ставится на ее непосредственности, непохожести: «Глазастая говорила: Ты не вовремя родилась, тебе бы в девятнадцатый, там умирали от любви, стрелялись на дуэлях, - и все это уважали».Эта фраза подчеркивает, что в современную эпоху любовь, верность и прочие ценности не в моде. Действительно, Зойка способна любить, хранить верность, относиться с доверием к людям: «Лизок меня наставляет, хочет изменить мою недоделанную натуру. Ей не нравится, что я каждому встречному – поперечному бросаюсь помогать, и меня поэтому часто обманывают».
Образ Зойки в произведении изначально должен был продолжить образ Ленки, но между ними есть значительные различия. Ленка Бессольцева эволюционирует на протяжении сюжета: в начале она бездумно следует за классом, а в финале способна протестовать против общества, предавшего её. Её действия основываются на моральных принципах. Нравственное начало Зойки менее устойчиво: она соглашается с другими на угон машины, не осознавая, что идет на преступление, и не испытывает раскаяния из-за пострадавших.
Различия между Ленкой и Зойкой, возможно, объясняются тем, что рядом с Ленкой находится дедушка, который помогает ей сохранить нравственные основы и чувство прекрасного. У Зойки же нет подобного человека; её отец, Степаныч, сосредоточен на материальных нуждах, а мать отсутствует. Эта ситуация делает Зойку зависимой от мнения окружающих и пассивной: ей не хватает моральной базы. Прозвище Ленки «Чучело» относится к Зойке лишь частично, так как она столь же нескладна, что вызвало недоумение по поводу названия «Чучело – 2». Отсюда следует, что Зойка в меньшей степени схожа с Ленкой и не является главной героиней повести.
В центре произведения находится образ Кости, который на первый взгляд напоминает Димку Сомова: он привлекателен, заметен и способен быть лидером. Костя может протестовать, что подтверждается его бунтом в пятом классе, где он открыто высказал недовольство взрослыми. Вместе с тем, со временем он трансформируется в эгоиста, сосредоточенного лишь на собственных интересах и презирающего мнения окружающих. Его поступок – угон автомобиля – он воспринимает как банальный: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину». Костя противопоставляет себя старшему поколению, отвергая их моральные нормы и утверждая, что можно обойтись без них.
Одной из причин такого поведения является его воспитание. Мать Кости легкомысленна, ставя личные удовольствия выше всего. Она баловала сына, и Костя вырос с ощущением, что он — лучший. Другая причина заключается в его окружении, где большинство людей живет исключительно для себя. Как заявляет Куприянов: «У тебя одна жизнь, другой не будет… Так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы». Глебов, размышляя о поведении Кости, приходит к выводу, что во многом виновато общество.
Образы Глазастой и Ромашки сопоставимы с образами Мироновой и Шмаковой. Глазастая, как и Миронова, стремится к высоким идеалам, пытаясь казаться особенной, но в действительности мало чем отличается от окружающих. Она хочет благородно пожертвовать деньги детям из детского дома, но эти средства достаются далеко не достойным путем. Ромашка отражает философию своего времени: все для себя.
Таким образом, образ Кости, как и Лены Бессольцевой, сложен и символизирует запутанного подростка, прошедшего испытание и сохранившего человеческие качества. Костя, а не Зойка, является главным героем, прообразом Лены, пережившей нравственное испытание. Эти герои поняли, что важно сохранять мужество и веру в себя и других; жить следует не для себя, а для окружающих.
Особенности формирования личности подростка в повестях В. Железникова
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. [9, с.4]
Сопоставляя повесть «Чучело», написанную в 1981 году, и «Чучело 2, или игра мотыльков», созданную уже в 2001году, мы приходим к выводу, что произведения имеют схожие черты. Прежде всего, сходство отмечено на образном уровне. Внешне можно провести параллели между образами Лены и Зойки, Димы и Кости, Мироновой и Глазастой, Шмаковой и Ромашки. Однако сходство оказалось неполным, выделенные нами типы претерпевают изменения.
Отмечаются сходства и в области проблематики и конфликта. В обеих повестях присутствует внешний (между героем и обществом) и внутренний (столкновение героя с самим собой) конфликт. Основной проблемой обоих произведений является проблема формирования и сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.
На наш взгляд, общность данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Автор раскрывает одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков (80–х годов ХХ века и 2000-х годов). Главными героями обоих произведений выбраны подростки. И это не случайно. Подростковый возраст- период формирования личности. В. Железников ставит вопросы, волнующие не одно поколение: как воспитать настоящего человека, как дать возможность личности развиваться, как сохранить духовное начало в условиях влияния материальной сферы?
Анализируя образы героев и пусть становления их личности, мы выяснили, что сам по себе подросток не поменялся. Все герои в той или иной мере отмечены чертами, присущими детям в переходном возрасте. Это и внимание к собственной внешности (Все девочки в обоих произведениях обращают на это внимание), и интерес к противоположному полу ( Влюбленность Ленки, Зойки и игра в любовь Шмаковой и Ромашки), и желание выделиться, совпадающее с желанием быть как все ( диктатура Железной Кнопки, страх общественного мнения Димки и Кости, уязвимость Глазастой , наряды Ромашки). Это и обострённое чувство своей значимости, появления мыслей об устройстве мира и своём месте в этом мире. (Интерес Кости к определённой специальности, выбор жизненной позиции у Глазастой и Мироновой). Это и просто жажда общения, выбор приоритетов, желание справедливости.
Подростки указанных произведений находятся в разной среде: социалистическое общество- капиталистическое государство. Отличительная черта советского общества- идейность. Советские люди способны на многое ради идеологии. Пропаганда патриотизма, преданности своему правительству проводилась с самых ранних лет. Именно идейность делала СССР нерушимым, так как люди были сплочены и ведомы идеалами. Как раз в этот промежуток времени и попали герои произведения «Чучело». Ярким представителем советских убеждений является Железная кнопка. Она олицетворяет собой некоторые лозунги: «Кто не с нами- тот против нас», «Не болтай!», «Не умеешь - научим! Не захочешь - заставим!», «На страже мира» [3]. Аморальные поступки в советском обществе считались самым настоящим преступлением. Что же касается произведения «Чучело 2, или игра мотыльков», то в нём организация общества совсем другая. В это время СССР уже распадается и свойственные ему идеи исчерпали себя. Люди уже не сражаются за эти идеи. Они уже рассуждают о своём будущем с гораздо меньшим патриотизмом и амбициями. Каждый здравомыслящий человек понимает, что для благополучной жизни нужно получить соответствующее образование и найти достойную работу. Конечно, моральные и этические нормы никуда не делись, просто они перестали стоять во главе существования человека.
Тем не менее, в повестях подчёркивается, что зачастую окружение делает героев такими, какие они есть. Неважно, в какой семье - богатой или бедной - вырос человек. Важны отношения. В нищей семье Кости, пусть, на первый взгляд, взаимопонимания нет, но мама с сыном разговаривает, проблему пытается решить, для этого находит когда-то влюблённого в неё, а теперь судью Бориса Глебова, хотя сын поймёт эту заботу уже после того, как побывает в тюрьме. В обеспеченной семье Глазастой смогли привить любовь к младшему брату, которого она пытается выкрасть из дома ребёнка, куда он попадает после смерти матери. Для неё важны дружеские отношения, а не материальный достаток: «Меня это лично не колышет- есть деньги на фирму или нет»- говорит она Каланче. [4, с.21]. Ромашка, изолированная от проблем благодаря любящим родителям, не осознает истинную цену дружбы и любви. Оставленные наедине с собой, Миронова и Димка Сомов не могут адаптироваться к взрослому миру и выбирают ложные ценности. Автор утверждает, что нравственные чувства и идеалы формируются не в школе, а в семье. Ребенок может следовать примеру родителей и старших. У Вальки приоритетом становятся деньги, ради которых он готов на крайние меры (вместе с братом он ловит собак и сдает их на «живодёрню»). Лохматый обращается к силе, полагая, что она восстановит справедливость, а Шмакова ценит внешнюю красоту. [6, с.210]
В "Чучеле" главная героиня Лена сталкивается с жестоким отношением со стороны одноклассников. Ее превращение в "Чучело" символизирует изоляцию и непринятие. Этот опыт показывает, как коллектив может подавлять индивидуальность, заставляя подростка испытывать страх и неуверенность. Важным моментом является то, как Лена, несмотря на давление окружающих, начинает осознавать свою ценность и противостоять буллингу. Это формирует в ней стойкость и внутреннюю силу.
Во второй повести "Чучело 2, или Игра мотыльков" герои продолжают искать свое место в мире. Конфликты и взаимодействия в школе становятся катализаторами для понимания своих чувств и эмоций. Здесь показано, как одноклассники, учатся справляться с трудностями, исследуя свои границы и идентичность.
Подросток может формировать мнение, отторгая установки родителей, как Железная кнопка (Миронова), презирающая принцип, по которому живёт её мать: «Она считает, что каждый может жить, как хочет... и делать, что хочет... И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы всё было шито-крыто». [3, с.219] Наличие денег и благополучия не определяет характер ребенка, если родители показывают своим примером отношение к миру. Однако таких примеров в произведении мало. Семья Ленки Бессольцевой могла бы жить в достатке благодаря богатейшей коллекции картин, но дедушка носит заплатанный пиджак, считая себя лишь хранителем народного достояния. Он дарит результат своей жизни городу, ничего не требуя взамен. Связь между Леной и дедушкой отражает судьбы, разделенные временем, и традиции нравственности, милосердия и мужества.
Чувство ответственности также играет важную роль в формировании личности. Лена понимает состояние Димки Сомова и не выдает его толпе, испытывая нежность к дедушке, который отдал свою коллекцию. Желание обеспечить достойную жизнь себе и матери делает Костика взрослым и самостоятельным, хотя ему предстоит пройти через ошибки и разочарования: попасть в тюрьму, погрузиться в алкоголизм и, в конце концов, осознать ценность семейных отношений, простив мать за её стремление к счастью и «настоящей» дружной семье.
Социальная среда и окружение формируют личность. Известно выражение: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». У героев «Чучела» практически нет друзей. В советское время, когда все были товарищами на словах, в реальной жизни ситуация противоположная. Даже учительница, внешне заботящаяся о детях, прежде всего думает о своем благополучии. В «Чучело-2, или игра мотыльков» присутствует настоящая, крепкая дружба между девочками из разных социальных слоев.
У героев Железникова острее проявляется тема материального достатка. Большинство людей подвержены влиянию материальных ценностей, что является серьезной проблемой. Однако важнее не то, что эти люди стремятся к материальному, а то, что они не смогут воспитать духовную личность.
Заключение
Подростковый возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии взаимоотношений и основные принципы будущей жизни. Важно помочь детям сформировать базу отношений, понять и научить видеть многообразие окружающего мира, выбирая добро вместо зла, дружбу вместо ссоры, любовь вместо ненависти. Выбор подростка часто бывает импульсивным и неосознанным. Именно на этом выборе формируется его личность.
Анализируя образы героев Железникова, можно сказать, что сам подросток не изменился. Все герои имеют черты, присущие детям в переходном возрасте. Однако подростки этих произведений находятся в разной среде: герои «Чучела» живут в социалистическом обществе, а герои «Чучело-2» – в капиталистическом.
Семейное отношение и социальная среда формируют взгляды на жизнь. В «Чучеле» герои приходят к пониманию, что стать настоящей личностью можно только имея свои интересы и убеждения и умея их отстаивать. Подросток 70-80-х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, как, например, Лена Бессольцева. Подростки 90-х сталкиваются не только с сверстниками, но и с непростыми жизненными ситуациями, в результате чего совершают поступки, влияющие на их дальнейшую жизнь, как Костя из «Чучело-2», оказавшийся в тюрьме.
Школа выступает не только местом получения знаний, но и важной социальной средой. Здесь формируются дружеские связи, происходят конфликты и столкновения мнений. Главные герои, такие как Лена из "Чучело", сталкиваются с буллингом и социальным давлением, что становится катализатором их внутренней борьбы и самопознания. Их опыт в школе заставляет задуматься о понятиях дружбы, предательства и справедливости.
Учителя в повестях Железникова также играют значимую роль. Их подход к ученикам, отношение к их проблемам формирует атмосферу в классе. Например, если учитель не проявляет заботу и понимание, это безразличие взрослых только усугубляет эмоциональные переживания учащихся.
Таким образом, можно заключить, что вне зависимости от эпохи, личность формируется только при наличии предпосылок. Чтобы вырастить настоящего человека, важно не отгораживать его от проблем, а учить принимать решения, брать на себя ответственность и любить. Следовательно, с каждым поколением проблема формирования личности становится всё более актуальной.
Список литературы и ссылки
Нравственное воспитание на уроках литературы как главный фактор формирования культуры студентов. Бородич Е.А. статья. https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-na-urokah-literatury-kak-glavnyy-faktor-formirovaniya-kultury-studentov/viewer
Михалева Т.И. Среди ровесников: к проблеме самоутверждения, статья // РШБА, М. – 2007. с. 79.
Железников В.К. Чучело. М.: Астрель: АСТ; – 2022. – 218 с.
Железников В.К. Чучело 2, или игра мотыльков. // Детская литература. – 2001. – 170 с.
"Я" в пространстве киноперсонажей фильма "Чучело": особенности мотивационной атрибуции https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/bppe_2007_n3_28857.pdf
Образ центральной героини в повести Железникова «Чучело». статья
https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-tsentralnoy-geroini-v-povesti-v-k-zheleznikova-chuchelo/viewer
Железников В.К. Творцы собственной жизни. Вместо предисловия //ухожу из детства: повести. М.: Молодая гвардия, – 1983. – с.3-4
Духовное воспитание личности средствами урока https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnoe-vospitanie-lichnosti-sredstvami-uroka-literatury-v-protsesse-izucheniya-povesti-v-k-zheleznikova-chuchelo/viewer
Васильева И.В. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА. https://gmpmpk.ru/helpparents/93-lichnostnoe-razvitie-podrostka
Холодяков И.В. – Литература нравственного очищения // «Литература в школе». –2008. №8. – с.17-21
Кон И. С. «Психология старшеклассника»: Пособие для учителя - М. Просвещение. – 1980. – 192 с.
Приложение № 1
Результаты анкетирования
Современные подростки очень отличаются от своих сверстников, чья пора взросления пришлась на конец 20 века. С целью выявления проблем, с которыми детям приходится сталкиваться в подростковом возрасте, учащимся 9-х классов МОУ «Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия» было предложено ответить на вопросы анкеты, представленной в приложении 3. В анкетировании приняли участие 29 учащихся.
Результаты опроса показали, что
более 41% респондентов привлекают отдельные школьные и классные мероприятия, и они в них принимают участие, но около 31% в них участвуют без особого желания.
40% опрошенных учатся с интересом и желанием хорошо закончить школу.
Более 72% респондентов считают, что в их семьях отношения хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту.
29% опрошенных ответили, что их больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа, радует, что 31% привлекают такие ценности, как самопознание, духовная и культурная жизнь общества.
Лишь 19% опрошенных учащихся внимательно выслушают мнение взрослых людей, даже если с ним не согласны, и такое же количество 19%, когда взрослые учат, как нужно жить, делают вид, что слушают, на самом деле слова взрослых для них пустой звук
А вот 34% прислушиваются к другим людям и учитывают их замечания, а 21% - не соглашаются, когда их за что-то критикуют.
Лишь 13% опрошенных могут простить обиду, 42% - только своим друзьям и близким людям могут простить многие вещи, более 39% всегда или дают отпор, или долго не прощают обидчикам.
43% респондентов ответили, что смогут противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников, почти 26% способны стать лидером группировки.
На вопрос «Какие подростковые проблемы вы можете выделить?» ребята выделяют следующие проблемы среди подростков:
непонимание со стороны учителей – 30%
непонимание со стороны родителей – 36%
жестокое отношение друг к другу среди сверстников – 34%
неумение отстаивать свое мнение – 27%.
неуверенность в себе, закомплексованность– 33%
Таким образом, результаты исследования показали, что современных подростков волнуют извечные вопросы, возникающие у детей на пути взросления. Проблемы моих ровесников, находят подтверждение в произведениях современной литературы, в частности в произведениях В. Железникова.
Приложение № 2
Приложение № 3
Анкета для подростков
Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!
1. Активность
1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую
2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания
3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие
4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел
2. Учёба
1. Не вижу смысла во всей этой учёбе
2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет
3. Учусь не хуже других по многим предметам
4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу
3. В моей семье
1. Отношения напряжены так, что я готов(а) уйти из дома
2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов
3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним
4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту
4. Планы на будущее
1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег.
2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложится
3. Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать
4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней
5. Интересы
1.Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь
2.Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие
3.Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа
4.Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества
6. Я и учителя
1.Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство
2.Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что
слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук
3.Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю
4.Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен
7. Мое мнение
1.Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают
2.Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь
3.Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
4.Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания
8. Отношение к обидчикам
1. Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам
2.Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком
3.Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи
4.Я могу простить обиду
9. Волевые качества
1.Я способен стать лидером группировки
2.Я умею жить по «понятиям»
3.Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным
4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников