Введение.
Многие люди не придают значения состоянию среды обитания. Ухудшение ситуации грозит серьезными проблемами для человечества. Одним из последствий деятельности человека на Земле является загрязнение окружающей среды. Заводской дым, выхлопы автомобилей, опасные выбросы при пожарах — все это отравляет воздух. В моря, реки и озера с заводов и ферм постоянно сливаются опасные для жизни человека и животных химикаты. Земля загрязнена свалками, ядерными отходами и прочим мусором нашей цивилизации.(4)
Поэтому необходимо повысить уровень защиты окружающей среды от пагубного влияния человека.
Сейчас многие начинают задумываться о будущем нашей планеты. Это тема встревожила и нас и стала актуальной, ведь мы живем на этой планете. Мы задумались, как мы можем помочь своей малой родине.
Перед началом проекта была выдвинута гипотеза: ученики нашего класса вместе с родителями могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в городе Набережные Челны.
Мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть здоровую пищу и поэтому, цель исследования: привлечение внимания учащихся к глобальным экологическим проблемам, посильному участию в решении экологических проблем своего микрорайона, города.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Сделать обзор литературы по данной проблеме.
2. Исследовать окрестности города Набережные Челны.
3. Выяснить, где находятся несанкционированные свалки.
4. Изготовить буклет с одноклассниками «Помоги природе сам!»
5.Разместить обращение к жителям города Набережные Челны.
6. Составить график дежурства волонтерских групп по уборке несанкционированных свалок семьями учеников нашего класса.
Объект исследования: экология окрестностей города Набережные Челны.
Предмет исследования: загрязненные отходами окрестности города.
2. Глава 1. Теоретическая часть
2.1.Обзор литературы
Природа в жизни человека играет огромную роль: без природы люди не смогли бы жить. Люди - это часть природы. Поэтому когда страдает природа, страдают и люди. (1)
Все мы взаимосвязаны. Без водички не будет листочка, без листочка не будет букашечки, без солнышка не будет животных и людей. Земля заботится о нас, кормит, оберегает. Изменяя свой мир, человек существенно вмешивается и в жизнь своих соседей по планете.(4) За последние 300 лет человечество уничтожило 2/3 лесов, и с ними вместе исчезают многие виды животных и растений. На планете каждый день исчезает 70 видов. Мы тратим бесценные природные ресурсы и мало используем неистощимые источники энергии: ветер и солнце. Растут горы мусора. Мы всё больше используем пластмассу, а срок разложения пластиковой бутылки более 100 лет.(5)
Очень печально, что в наше время человек к природе относится потребительски, только берет, а взамен ничего не хочет отдавать.
Благодаря природе, человек жив, ведь мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля, носим вещи, сделанные из природных материалов, человек неразрывно связан с природой, без нее у него не будет жизни, поэтому мы должны любить, беречь и защищать природу. На сегодняшний день одной из главных глобальных проблем является экологическая проблема. Человек ежедневно загрязняет природу, выбросами от заводов, выхлопами от транспортных средств, мусором. Каждый день вырубаются огромные территории леса, умирают от рук человека редкие животные и растения. Чтобы сохранить природой такой, какая она сейчас, должен постараться каждый. Нужно придерживаться простых правил: не нужно просто так ломать ветки деревьев, срывать с них листья, рвать цветы и ловить бабочек, ведь всем этим можно любоваться изо дня в день. В лесу не надо оставлять костры, бросать спички, они могут привести к огромным пожарам. На улицах не надо оставлять мусор, ведь постепенно он накапливается, а перегнивает долгие годы. Нужно стараться приумножить природные богатства, а не уменьшать их. Если каждый посадит по одному деревцу, через много лет получится огромный лес. Этим мы поможем природе восстановиться. (3)
Основные угрозы экологии в России:
Тепловые электростанции. Они выбрасывают в атмосферу парниковые газы и твердые элементы. Работа предприятий приводит к появлению парникового эффекта, кислотным дождям.
Радиоактивные загрязнения. Они возникают из-за утилизации отходов, ядерных взрывов (в мирных целях), разработки руд, утечки вредных компонентов.
Огромный урон экосистеме наносит вырубка лесов, которые составляют 45% общей площади страны. Ведется не только законная лесозаготовительная деятельность. Распространена вырубка деревьев без оформления порубочного билета. Такие действия приводят к изменению погодных условий, парниковому эффекту, гибели представителей флоры и фауны. На восстановление ресурсов необходимо не менее века.
Отрицательное влияние на состояние водоемов оказывает выброс в них воды из канализационных стоков. Больше 50% очистительных сооружений устарели, поэтому не справляются с объемом работ. В результате развивается патогенная микрофлора, которая вызывает инфекционные болезни.
Бытовой мусор и отходы производственного цикла. Сегодня в стране непрерывно растет количество незаконных свалок. Постоянно вывозят отходы промышленные предприятия.(2)
2.2. Исследование окрестностей города Набережные Челны
Мы исследовали окрестности города: прошли по берегу Камы, по берегу реки Шильна, по заброшенным родникам в Большом бору, по национальному парку «Нижняя Кама», по местам, где устраивают несанкционированные свалки (поселок Малая Шильна). (рис.10) Пришли к выводу, что городу нужна помощь.
3.Глава 2. Практическая часть.
3.1. Уборка окрестностей Набережных Челнов моей семьей
Моя семья стала первой в моем списке волонтерских групп класса, которая на практике решила доказать, что уборка мусора в окрестностях города –огромная помощь окружающей среде. После уроков в субботу, вооружившись перчатками, взяв мешки для мусора, грабли, инструменты, мы двинулись на помощь природе. На уборку ушло 6 часов. Это было приятной уборкой на воздухе. Мы не только помогли природе, но и погуляли семьей, что в наше загруженное время бывает крайне редко. (рис.1)
Мы всей семьей собрали мусор на берегу Камы, вдоль дороги национального парка (рис.2), устранили несанкционированную свалку близ поселка Малая Шильна (рис.3), благоустроили заброшенный родник в Большом бору: собрали мусор, скосили траву, сделали удобную тропинку из досок, которые прихватил с собой папа, убрали мох (рис.4). После чего, было приятно набирать родниковую воду из благоустроенного родника.
Посадили деревья вдоль дороги близ реки Шильна. (рис.5) Деревья в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Конечно же, место, где они больше всего нужны для этой цели - это трасса. Мусор разделили в разные мешки, вывозили на своей машине в ООО «Мехуборка»в Закамье. (рис.6)
3.2. Создание афиш-обращений к жителям города
Придя в понедельник в класс, на классном часе я рассказала о своем проекте «Чистый город». Всем классом мы решили изготовить стенгазету для гимназии и афиши–обращения для жителей города.(рис.7) На урок технологии ребята принесли вырезки статей, рисунки, идеи, как спасти окружающую среду от загрязнения и экологической катастрофы. Все самое интересное разместили в нашу газету, так же красочно оформили афиши-обращения и после уроков расклеили их в общественных местах (торговые центры, подъезды домов, остановки) (рис.8)
Уважаемые жители и гости города!
Убедительно просим вас
не сыпать мусор тут и там,
а бросать мусор в контейнера.
Беречь мирок давайте свой,
Окурки уносить с собой,
Не сыпать мусор тут и там,
И не мочиться по углам,
А если твой собачий друг,
От радости нагадил вдруг,
Не поленись за ним убрать
За что же все должны страдать!!!
ДРУЗЬЯ!
Челны- наш общий дом,
Чужие редко ходят в нем.
Дадим все вместе грязи бой
И уберем все за собой.!!!
3.3. Изготовление буклета «Помоги природе сам!» и списка дежурства.
На уроке технологии мы изготовили буклет, который раздавали на остановках, у магазинов жителям Набережных Челнов, ученикам гимназии и другим детям на улице.(рис.9)
Затем составили график дежурства по субботам. Каждая семья учеников моего класса имеет машину и для них не составит труда вывезти мусор даже к городскому контейнеру. Родители и ребята откликнулись все и по списку решили продолжить мой проект по очистке окрестностей Челнов от мусора по субботам.
Мы призываем всех вложить частичку своей доброты. Чтобы наша планета стала чище. Вместе – мы сила!
Заключение
Моя семья смогла сделать не мало полезных дел. Мы поняли, что несмотря на то, что планета такая большая, мы можем ей помочь. И если каждый житель планеты внесет хотя бы малую частицу в сохранение природы, то наша планета Земля будет благодарна нам!
Если мы постоянно будем сами соблюдать чистоту и напоминать об этом окружающим, то в городе будет чисто и красиво!
Список литературы
1. Энциклопедия интересных фактов «Планета Земля»/ Ю.Денс. – М.: Свежий ветер, 2019. – 56 с.
2. Большая энциклопедия знаний, - Москва: ЭКСМО, 2013.
3. Учебник «Окружающий мир» 3 класс . Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
4. Поурочные разработки по окружающему миру. 3 класс. О. И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. – 2009 г.
5. Интернет ресурс zen.yandex.ru
Приложения
Рис.1 рис.2
рис.3 рис.4 рис.5 рис.6 рис.7 рис.8