Введение
Введение к данной работе посвящено актуальной и важной проблеме, касающейся здоровья подрастающего поколения в республике Дагестан. Заболеваемость среди школьников является одной из важных тем в области общественного здравоохранения, так как она напрямую влияет на качество жизни детей, их образовательные достижения и, в конечном итоге, на здоровье всего общества. В условиях современного мира, где здоровье детей становится все более уязвимым, особенно в контексте различных инфекционных заболеваний, необходимо проводить глубокий анализ и исследование факторов, способствующих заболеваемости.
В рамках данной работы будет выполнен сравнительный анализ заболеваемости школьников в городе Махачкала и селе Рутул. Эти два населенных пункта представляют собой интересный объект для исследования, так как они отличаются как по уровню урбанизации, так и по социально-экономическим условиям. Махачкала, как столица республики, имеет более развитую инфраструктуру и доступ к медицинским услугам, в то время как Рутул, будучи сельским населённым пунктом, сталкивается с другими вызовами, связанными с доступом к здравоохранению.
Актуальность работы обусловлена высоким уровнем заболеваемости среди школьников в Махачкале, который, как показывает практика, значительно превышает таковой в Рутуле.
«Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и немощи».
Согласно данным ВОЗ основные факторы, влияющие на здоровье человека, а так же на продолжительность и качество жизни - это образ
жизни, генетика и наследственность, внешняя среда и природные условия, здравоохранение. Причем образу жизни отводится главная роль в этом списке. Именно от него на 50% зависит состояние здоровья человека; наследственность влияет на 20%, экология – на 20%, медицина – на 10%.
Цели работы:
1. Выяснить, есть ли отличия между образом жизни городских и сельских школьников.
2. Определить, зависит ли здоровье школьников от образа жизни.
Объектом исследования стали учащиеся двух школ, городской и сельской (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Многопрофильная гимназия №56 им. Мирзабекова А.М." Ленинского района города Махачкала и Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рутульская средняя общеобразовательная школа №1 им. И.Г. Гусейнова»).
На первом этапе работы было проведено анкетирование учащихся, большинство вопросов которого было направлено на выявление образа жизни городских и сельских школьников (приложение 1).
На втором этапе был сделан анализ состояния здоровья учеников городской и сельской школы на основе показателей общей заболеваемости учащихся по учебному заведению и данных из медицинских карт учащихся, предоставленных медицинскими работниками.
На третьем этапе был выполнен анализ полученных сведений, сопоставление, в результате сделаны выводы.
Анкетирование и сбор медицинских данных в сельской и городской школах были проведены мной, учеником 32 класса Абдуллаевым С.В. под руководством классного руководителя Джабаевой Э.М., учителя
Начальных классов МБОУ « Многопрофильная гимназия №56 им. Мирзабекова А.М.».
Сравнительный анализ двух населенных пунктов, таких как город Махачкала и село Рутул, позволит не только выявить различия в заболеваемости, но и понять, как социально-экономические, культурные и экологические факторы влияют на здоровье детей.
Обоснование выбора темы исследования
Рисунок 1. Сравнение уровня заболеваемости школьников в городах и селах
Исследование заболеваемости школьников в городах и селах Республики Дагестан подчеркивает различия в уровне здоровья среди подросткового населения, вызванных множеством факторов. В частности, проанализированные данные по Махачкале и селу Рутул показывают явно выраженные различия в показателях заболеваемости. Сравнительный анализ показывает, что заболеваемость в городах в 2,2 раза выше, чем в сельской местности, позволяет выделить важные социально-экономические и культурные аспекты здоровья подростков. Важно отметить, что в условиях городов, таких как Махачкала, подростки подвержены большему количеству стресса и социальным обстоятельствам, что может приводить к ухудшению здоровья.
Большие нагрузки и недостаточная физическая активность также способствуют высокому уровню сердечно-сосудистых заболеваний среди подростков, проживающих в городской местности [1].
Сельские поселения, такие как Рутул, показывают более оптимистичные результаты, где заболеваемость ниже благодаря устойчивым традициям здорового образа жизни и социальной активности.
Образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на обеспечение оптимального функционирования организма человека путем рационального поведения.
Это понятие изучается современной наукой социологией и соответствует терминам: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни».
Образ жизни человека характеризуют следующие показатели:
1. питание,
2. двигательный режим (физическая активность),
3. наличие или отсутствие вредных привычек,
4. деятельность в свободное время и организация отдыха.
В работе мы сравниваем образ жизни городских и сельских школьников, он, конечно, будет зависеть от места проживания.
Городской образ жизни – это исторически сложившаяся система, основная функция которой состоит в организации жизнедеятельности людей в условиях города[2].
В России большая часть населения проживает в городах и поселках городского типа. Горожане имеют преимущество перед сельским
населением по таким показателям, как уровень бытового комфорта, медицинского обслуживания, наличие хорошо развитой социальной и культурной сферы (разнообразные учебные заведения, музеи, театры, библиотеки и т.д.).
Но жизнь в городе имеет и ряд отрицательных моментов, который сильно влияют на состояние физического и психического здоровья людей:
сложная экологическая обстановка (загрязнение воздуха, хлорируемая вода);
высокий шумовой фон;
концентрация больших масс людей;
повышенный темп жизни;
высокий риск на улицах.
Под сельским образом жизни понимаются условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом ; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения[2].
Для сельского образа жизни характерно следующее:
Консервативность и традиционность социокультурной среды (сильное влияние сельского взрослого населения на воспитание своих детей);
Ограниченность территории проживания
(условия сближенности с односельчанами и относительно общий уклад жизни, что способствуют воспитанию естественной заботы о тех, кто рядом);
Слабый культурологический фактор сельской жизни
( сокращение фондов библиотек, удаленность театров, музеев и т. д., как следствие ограничение возможностей для самообразования и самостоятельного культурного роста, как детей, так и взрослых) [3].
Сравнение образа жизни городских и сельских школьников и характеристика их здоровья.
В результате проведенного анкетирования было всего опрошено 200 учащихся с 2 по 4 класс, из них - 163 ученика гимназии №56 города Махачкала (54% мальчиков и 46% девочек) и 37 учеников школы села Рутул ( 60%мальчиков и 40% девочек).
Изначально нас интересовало, как сами учащиеся оценивают состояние своего здоровья? (приложение 2)
Таблица 1.
|
Оценка состояния своего здоровья учащимися |
город |
село |
|
Очень хорошее |
16% |
71% |
|
Хорошее |
39% |
20% |
|
Удовлетворительное |
45% |
9% |
Среди наиболее частых проблем, которые возникают у ребят из городской школы, по их мнению, – это проблемы со зрением (33%), головные боли (29%), боли в животе (29%), проблемы с осанкой (57%) . У сельских школьников – на первом месте – простудные заболевания (61%), затем проблемы с осанкой (33%) и головные боли (17%)
Питание.
Один из главных факторов, влияющих на здоровье человека – это правильное питание. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в
первую очередь от того, насколько организм обеспечен необходимыми питательными веществами.
Основной принцип организации питания – это регулярный прием пищи через определенный промежуток времени.
По результатам анкеты:
стараются правильно питаться 43% городских и 50% сельских школьников;
иногда забывают поесть в течение дня или едят один раз в день 28% и 12% соответственно;
едят только то, что считают наиболее вкусным и не следят за временем 48% городских и 43% сельских детей.
Питание должно быть разнообразным. Если пища включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получает все необходимое без дополнительных усилий (приложение 2).
Таблица 2.
|
Характеристики питания |
город |
село |
|
Завтрак состоит из бутербродов, кофе или чая |
68% |
42% |
|
На завтрак едят кашу, творог, яйца |
18% |
38% |
|
Обычно не завтракают |
16% |
3% |
|
Регулярно едят фрукты |
80% |
85% |
|
Регулярно употребляют кисломолочные и молочные продукты |
75% |
90% |
Результаты показывают, что у сельских школьников питание организовано правильнее по сравнению с городскими сверстниками.
По данным медицинских карт заболевания ЖКТ имеют 14% городских школьников и 7% сельских; нарушение обмена веществ (в основном ожирение 1 и 2 степени) отмечается у 17% в городе и у 5% в селе.
Двигательный режим (физическая активность).
Второй составляющей здорового образа жизни являются физические нагрузки. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким уровнем гиподинамии (недостаточной двигательной активностью). Особенно страдают от этого школьники, т. к. большое количество времени они вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Просмотр телепередач, компьютерные игры увеличивают обездвиженность подростков.
По данным анкетирования только 43% городских школьников регулярно занимаются спортом (т.е. посещают спортивные секции), а в селе этот показатель значительно выше – 72%!
Физическим трудом в городе ежедневно занимаются 38%, а 22% не занимаются им вообще. В сельской местности дети уже с детства приучены к физическому труду, т.к. большинство семей имеет подсобное хозяйство и об этом говорят данные анкетирования: ежедневно занимаются физическим трудом – 75%, практически не занимаются только 13% (приложение 2).
Радует то, что большинство ребят умеют и любят кататься на велосипедах, коньках, лыжах, роликах, но, к сожалению, делают это не регулярно. Только 28% городских и 24% сельских ребят предпочитают подвижный отдых.
Деятельность в свободное время, организация отдыха.
Здоровый образ жизни обязательно подразумевает активную социальную жизнь, состоящую из интересной деятельности, широкого круга общения. То, как ребенок отдыхает, влияет на его физическое и психологическое состояние. Бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню.
Три наиболее популярных занятия в свободное время у учащихся
города: села:
А) гулять на улице 75% А) гулять на улице 85%
Б) общаться с друзьями 66% Б) смотреть телевизор 53%
В) играть в компьютерные игры 64%. В) общаться с друзьями 45%
Из приведенных данных ясно, что и в городе, и в селе приоритетным остается пребывание на свежем воздухе. Заметим, что чтение книг привлекает только 20% городских и 29% сельских школьников.
Большинство детей каникулярное время стараются провести интересно и разнообразно, чтобы получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд энергии. Так 62% городских школьников проводят каникулы за пределами города: в оздоровительных лагерях, санаториях, но большинство из них, все же, предпочитают отдыхать в сельской местности или на даче. Но большой процент учащихся (38%) никуда не уезжают из пыльного, душного и загазованного города.
Среди учащихся сельской школы так же многие меняют обстановку в каникулярное время (58%), а 42% остаются в селе, но при этом они не подвергаются вредным экологическим воздействиям окружающей среды.
Мы живем в век техники и электроники. Сегодня нам уже трудно представить, как можно обойтись без телевизоров, компьютеров, телефонов и других важных и нужных аппаратов, машин. Мы сравнили, какое количество времени проводят подростки города и села в общении с техникой (приложение 2).
Таблица 3.
|
Тратят более 3х часов |
в городе |
в селе |
|
на работу и игры за компьютером |
48% |
18% |
|
на просмотр телепередач |
33% |
51% |
|
на общение по сотовому телефону |
40% |
15% |
Сегодня достаточно много говорят о вредном воздействии на организм человека компьютеров, телевизоров, телефонов. Подростки перестают общаться лично, отдав предпочтение чатам, «вацап», почте, СМС и т.д., но главное - возникает множество заболеваний, связанных с нарушением осанки, снижением остроты зрения, болезней органов дыхания и нервной системы. Например, работающий компьютер образует электромагнитное излучение, делает воздух очень сухим, слабо ионизированным и тяжелым для дыхания. Естественно, что такой воздух не может быть полезен для организма и может привести к заболеваниям аллергического характера и другим расстройствам.
В подтверждение всего вышесказанного, приведем данные о хронических заболеваниях учащихся (приложение 2):
Таблица 4.
|
место |
город |
село |
|
1 место |
нарушение осанки 59% |
нарушение осанки 35% |
|
2 место |
заболевания органов зрения 38% |
заболевания органов дыхания 15% |
|
3 место |
неврологические заболевания 20% |
заболевания органов зрения 14% |
|
4 место |
заболевания органов дыхания 19% |
неврологические заболевания 9% |
|
5 место |
болезни сердца 12% |
болезни сердца 9% |
Заключение
В заключение нашего исследования, посвященного сравнительному анализу заболеваемости школьников в городе Махачкала и селе Рутул республики Дагестан, можно сделать несколько ключевых выводов, которые подчеркивают важность данной темы и необходимость дальнейших действий в области охраны здоровья детей.
Во-первых, результаты статистического анализа показали, что уровень заболеваемости среди школьников в Махачкале значительно выше, чем в Рутуле.
У сельских детей лучше организовано питание. В связи с тем, что большинство жителей имеют личное подсобное хозяйство, то и употребляемые продукты будут качественнее, чем в городе.
Двигательная активность школьников в селе выше, чем у их городских сверстников. Большинство посещают спортивные секции, которые работают в школе (футбол, баскетбол, волейбол). Так же многие с детства помогают родителям по хозяйству, а, значит, заняты физическим трудом. Несмотря на то, что в городе больше выбор спортивных секций, учащиеся не спешат заниматься спортом.
Зато в общении с компьютером и сотовым телефоном городские ребята проводят больше времени, чем сельские. Думаем, что в городе более доступна эта техника и лучше возможности по использованию Интернет, а также у городских детей больше свободного времени. Но телевизор смотрят одинаково в той и в другой местности.
В каникулярное время большинство учащихся стремится выехать из своего населенного пункта, чтобы получить новые впечатления и эмоции.
Но на постоянное место жительства из города в село хотят переехать только 27% ребят, а из села в город – 33%.
Процент часто болеющих детей одинаков и в городе и в селе (7-8%), чаще всего школьники болеют простудными заболеваниями и по этой причине пропускают занятия. Главная проблема у всех учеников – нарушение осанки.
А вот хронические заболевания (органов зрения, сердца, неврологические, ЖКТ, эндокринной системы) больше имеют городские дети.
Таким образом, наше исследование подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению проблемы заболеваемости среди школьников в Махачкале и Рутуле. Только совместными усилиями местных властей, образовательных учреждений и медицинских работников можно добиться значительных результатов в улучшении здоровья детей и снижении уровня заболеваемости. Важно помнить, что здоровье подрастающего поколения — это основа будущего общества, и забота о нем должна стать приоритетом для всех нас.
Список литературы
Диссертация на тему «Эпидемиология и социально-гигиенические...» [Электронный ресурс] // www.dissercat.com - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/epidemiologiya-i-sotsialno-gigienicheskie-aspekty-serdechno-sosudistykh-zabolevanii-sredi-p-0, свободный. - Загл. с экрана
Энциклопедия социологии, под ред. Грицанова А.А. - М.: «Книжный Дом», 2003.
Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России". www.sci.aha.ru/ATL/ra36a.htm
Большой толковый социологический словарь, т.1, пер. с англ. – М.: «Просвещение», 1999.
Сборники о состоянии здоровья населения Республики Дагестан... [Электронный ресурс] // rmiac.ru - Режим доступа: https://rmiac.ru/statistika/sborniki-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-respubliki-dagestan/, свободный. - Загл. с экрана
Приложение 2.
Приложение 1.
АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.
Инструкция: Заполните, пожалуйста, нашу анкету. Это очень просто. На каждый вопрос выберите свой ответ и обведите кружком букву возле нужного ответа. Не бойтесь заполнять анкету. Мы сохраним в тайне Ваши ответы. Мы надеемся, что Вы поможете нам, искренне отвечая на наши вопросы.
1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?
а) мужской
б) женский ____________________________.
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) очень хорошее в) удовлетворительное
б) хорошее г) плохое
3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители г) я сам(а)
4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?
а) простудные заболевания г) проблемы с осанкой
б) проблемы со зрением д) боли в животе
в) головные боли е) другое (укажите) ____________________.
5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?
а) не пропускаю занятия по болезни в) 3-5 раз в год
б) 1-2 раза в год г) более 5 раз в год
6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?
(укажите ответ по каждой строке)
|
Вид |
не занимаюсь этим совсем |
менее 1 часа |
от 1 до 2 часов |
от 3 до 4 часов |
более 4 часов |
|
Подготовка домашнего задания |
|||||
|
Работа на компьютере |
|||||
|
Просмотр телевизора |
|||||
|
Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.) |
7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?
а) смотрю телевизор д) играю в компьютерные игры
б) общаюсь с друзьями е) занимаюсь спортом
в) гуляю на улице ж) другое (укажите)_____________________
г) читаю книги
8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?
а) менее 1 часа б) 1-2 часа в) более 2 часов г) все свободное время
9. Умеете ли Вы плавать , кататься на коньках , лыжах, роликах, скейтборде, велосипеде (подчеркните или укажите свой вариант)? ___________________________________.
10. Занимаетесь ли Вы в спортивной секции? Если да, то укажите, каким видом спорта?
11. Что Вы можете сказать о своем питании?
а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания
б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей
в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем
г) иногда забываю поесть в течение дня или ем 1 раз в день
12. Как часто Вы едите фрукты?
а) каждый день в) несколько раз в месяц
б) несколько раз в неделю г) реже , чем раз в месяц
13. Регулярно ли Вы употребляете кисломолочные и молочные продукты?
а) почти ежедневно в) несколько раз в месяц
б) несколько раз в неделю г) практически не ем
14. Из чего обычно состоит Ваш завтрак?
а) чай, кофе и бутерброд в) обычно не завтракаю
б) каша, творог, яйца г) другое (укажите)_________________________
15. Часто ли Вы занимаетесь физическим трудом?
а) ежедневно
б) несколько раз в неделю
в) практически не занимаюсь ( очень редко)
16. Во время каникул Вы обычно
а) никуда не уезжаете из своего населенного пункта
б) отдыхаете в лагерях или санаториях
в) отдыхаете на даче или у родственников в сельской местности
17. Хотели бы Вы переехать на постоянное место жительства в сельскую местность?
18. Как Вы считаете, почему важно быть здоровым?
а) чтобы быть сильным д) чтобы радовать родителей
б) чтобы хорошо учиться е) чтобы быть красивым(ой)
в) чтобы долго жить ж) когда здоров, интереснее жить
г) чтобы в будущем иметь здоровых детей