"Дары" Чёрного моря

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Дары" Чёрного моря

Попович К.С. 1
1МБОУ ГИМНАЗИЯ "ЭВРИКА"
Чухланцева М.А. 1
1МБОУ ГИМНАЗИЯ "ЭВРИКА"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей стране ежегодно образуется около 3,6-5 млн тонн пластиковых отходов. Перерабатывается лишь малая часть из этой массы, а большая часть свозится на свалки, откуда мелкий пластик и пакеты часто разносятся ветром по всей округе. Часть отходов попадают в окружающую среду из-за стихийных свалок, возникающих в том числе в лесах и водоемах.

Сегодня многих беспокоит экология окружающей среды. Во многих экологических бедах виноваты люди. Мы не думаем о том, что будет через несколько десятков или сотен лет. Выкидывая мусор в бак, мало кто задумывается о его дальнейшей истории, а ведь большая часть отходов -материалы для вторичной переработки и использования.

Некоторые люди считают, что мусор можно закопать. Но вредные вещества попадают в почву, реки и озера, отравляют воздух, загрязняют питьевую воду. Проблема уничтожения мусора стоит в данное время очень остро. Когда мы гуляем по улицам своего города или приходим на берег моря, видим горы мусора, оставленного человеком. Ведь каждый человек должен и может спросить у себя: «Как я могу помочь природе?». Так родился наш проект ««Дары» Черного моря».

Целью данного проекта является распространение полезных эко-привычек среди моих одноклассников и друзей.

Основной задачей стало внедрение мероприятий по уменьшению использования пластика в моем классе: сокращение использования одноразовой посуды (пластиковых бутылок и стаканов) и создание копилки для пластиковых крышечек в классе для их сдачи и дальнейшей переработки.

Основная часть

«Пластик — недорогой и невероятно универсальный материал, обладающий свойствами, которые делают его идеальным для применения во множестве областей. Загрязнение окружающей среды пластиковыми отходами на сегодняшний день является актуальной проблемой во всем мире. Ежегодно на свалках оказывается миллионы тонн пластиковых отходов, которые, загрязняют окружающую среду» [1].

В современном мире большое количество информации про переработку пластика и других бытовых отходов. Мне разбираться в вопросах сохранения экологического равновесия помогают книги, энциклопедии и научные статьи.

Каждый человек оставляет свой экологический след, а значит, влияет на природу. Мы расходуем энергию, воду, оставляем после себя мусор, и нужно сделать важный шаг, чтобы помочь планете. «Какие мысли у тебя возникают, когда ты видишь гору мусора? Фу, какая гадость! Да? И кому захочется копаться в ней? Другое дело, если мы говорим об ресурсах — о том, что осталось после использования вещей или продуктов. А если это не просто отходы, а ценное вторсырьё? Вон ту пластиковую бутылку можно с пользой переработать: из неё сделают, например, ткань для спортивной формы. И природа скажет тебе спасибо за то, что эта бутылка не осталась столетиями лежать на свалке или не стала частью мусорного пятна. Старая бутылка, картонка и пустая баночка могут получить шанс на вторую жизнь и принести пользу человеку ещё раз, вот почему нельзя просто взять и выкинуть старое и ненужное» [8].

Что можно сделать из вторсырья?

- пять пэт-бутылок – три чехла для планшета;

-три кг макулатуры – одна пачка листов А4;

- двадцать пять пэт-бутылок – одна флисовая куртка;

- четыреста алюминиевых банок – один детский велосипед;

- двадцать три тысячи алюминиевых банок – один спортивный самолёт;

- один кг газет – десять рулонов туалетной бумаги;

- одна автомобильная шина – один квадратный метр покрытия для детской площадки;

- четыреста стеклянных бутылок – один комплект стекловаты для изоляции загородного дома [3].

Сжигать пластиковые отходы нельзя из‑за выброса убойно-ядовитой химической смеси. Специального оборудования для этого в нашей стране пока нет. Единственный и самый верный способ — собрать все это и переработать [2].

Технология переработки пластиковых крышек включает в себя следующие этапы [2]:

- сортировка, главным образом, проходит ручным способом, удаляется загрязнение, лишние элементы;

- мойка;

- дробление — измельчение в крошку;

-агломерация — спекание в небольшие обжимки, переплавление.

Получаем почти готовый материал для повторного использования.

Но переработку можно начать только после сбора материала. Поэтому я решила вместе с родителями исследовать весь накопившийся дома мусор за две недели, а затем направились и на берег за «дарами» Черного моря.

Условия и методики исследования.

Я со своими родителями провела небольшое исследование у себя дома с собранным материалом (пластиковыми крышечками) на Высоком берегу Черного моря в городе Анапа Краснодарского края и всем мусором, накопившимся в нашем доме за 2 недели.

Мною использовались такие методы исследования как: анализ литературы по теме переработки пластика [5], классификация собранного материала по видам маркировки, наблюдение за чистотой побережья в течение нескольких дней, сравнение найденного материала и описание.

Например, мы наблюдали, разбирали и сравнивали разнообразный мусор и заметили, что большая его часть, это бумага и пластмасса в упаковке. Сравнивали и обобщали сроки разложения в почве некоторых отходов.

Результаты исследования.

В 2021 году, когда мне было 5 лет, я и моя семья узнали о том, что использованный пластик не нужно выбрасывать, его можно сдавать в специализированный пункт приёма "Чисто жизнь" в городе Анапе для дальнейшей переработки и повторного использования.

Тогда мы с семьей задумались, а чем же тогда отличается пластик и почему принимали крышки от бутылок отдельно? Вместе с мамой и папой захотели узнать больше об этой проблеме. Но для того, чтобы использовать пластик повторно необходимо было разобраться, чем же отличается один вид от другого?

Тогда за две недели в нашей семье образовалась огромное количество «мусора». Мы с мамой всё помыли и высушили (см. рисунок 2).

В группе телеграмм-канала пункта приёма "Новая жизнь" [4] мы прочитали информацию о том, как правильно подготовить и рассортировать материал для переработки (см. рисунок 1).

Мы отобрали материалы:

- с маркировкой «1». У нас это были пластиковые бутылки (см. рисунок 1);

- с маркировкой «2» - бутылки белого цвета от бытовой химии, питьевых йогуртов и крышки от всех видов бутылок (см. рисунок 1);

- а вот с цифрой «3», «6», «7» у нас не оказалось;

-с маркировкой «4» - это все тянущиеся пакеты и упаковка от молока (см. рисунок 1),

- а с маркировкой «5» - самое большое количество разных типов (см. рисунок 1).

В результате этой сортировки вместе с родителями мы разобрались, что для переработки подходит материал со специальными значками-цифрами 1,2,4,5, а вот с цифрами 3 и 6 пластик практически в Краснодарском крае, и в целом в стране и в мире, не перерабатывается.

Также у нас были и другие перерабатываемые ресурсы- это картон, пульверизаторы, аэрозольные спреи, металлические и стеклянные банки (см. рисунок 1).

В октябре 2021 года я впервые поучаствовала в экологической акции “Новая жизнь” [6] (см. рисунок 3), результатом которой сейчас является скамейка из переработанного пластика, установленная на берегу центрального пляжа города-курорта Анапы (см. рисунок 3). Для изготовления этой скамейки потребовалось 550 кг пластика с маркировкой «2» и «5».

После сортировки пластика дома мы с родителями решили прогуляться по берегу Черного моря в районе пляжа 40 лет Победы. Погода была чудесная. Настроение отличное, пляж практически безлюдный. Но то, что мы увидели, спустившись по лестнице «200 ступеней», привело нас в ужас.

Берег был усеян огромным количеством пластиковых крышечек, которые на фоне серых камней очень сильно выделялись своими яркими цветами- голубым, синим, красным, черным, оранжевым, белым и желтым.

Что угодно, но такого мы даже не ожидали увидеть. Вот это ««ДАРЫ» МОРЯ!». Субботник проводить, мы конечно не планировали, но оставить в таком состоянии пляж просто не смогли. Тем более что моя семья уже несколько лет занимается раздельным сбором пластика, и я знаю, что крышечки- это ценный материал, который можно сдать на переработку. Пластик из крышек может быть переработан в различные полезные предметы. В качестве примера можно привести тазы, ведра, контейнеры, стулья, столы, трубы, шланги и многое другое. Компании по переработке пластика предлагают широкий выбор бытовых и строительных изделий из этого универсального материала.

Мешков для сбора крышечек у нас не было, поэтому мы приняли решение собирать во всё, что найдем на берегу- пластиковые канистры и разбитые пластиковые бутылки. В результате всего за 30 минут удалось наполнить половину 10-литровой канистры пластиковыми крышечками. Такие «дары» Чёрного моря мы унесли с собой домой. Замочили их в мыльном растворе и оставили на ночь (рисунок 4).

Я видела, что на берегу оставалось еще очень много пластиковых крышечек, а время в первый день было ограничено, поэтому мы отправились на следующий день повторно на берег. Собрали еще один мусорный мешок пластиковых крышек. Эти пластиковые крышки тоже помыли, отчистили дома и высушили. За два дня мы собрали 2 кг (950 шт) с маркировкой «2», а также половину канистры, весом 0,65 кг, с маркировкой «2», очень подходящей для дальнейшей переработки (см. рисунок 5).

Пока мы отмывали крышки, я обратила внимание на то, что названия напитков на крышках было на разных языках. Мне стало интересно, кто же больше всего закинул в море таких пластиковых «даров». Разложили с мамой крышки без опознавательных знаков и на «сувениры» из России, Турции, Грузии, Украины и Болгарии (см. рисунок 6):

- примерно 400 крышек турецкий напитков;

- примерно 300 крышек без опознавательных знаков;

- примерно 100 крышек с общим брендом, который мог приплыть к нам из любой страны;

- примерно 100 крышек с российскими напитками;

- примерно 50 крышек вместе из Грузия, Украины и Болгарии.

Вместе с классным руководителем в мы провели опрос среди моих одноклассников с тремя вопросами:

- знаешь ли ты что можно сдавать пластик на переработку?

- знаешь ли ты где находится ближайший пункт сбора пластика в нашем городе?

-занимается ли твоя семья раздельным сбором мусора (пластик и пищевые отходы)?

Результаты опроса показали, что

100% знают о том, что можно сдавать пластик на переработку;

30% знают о том, где находится ближайший пункт сбора пластика в нашем городе;

Но лишь 30% семей в классе занимаются раздельным сбором мусора (пластик и пищевые отходы).

Для уменьшения пластиковых отходов ученики нашего класса отказались от использования одноразовых пластиков стаканчиков в пользу многоразовой посуды (см. рисунок 7).

Для привлечения одноклассников к данному проекту мы с классным руководителем изготовили пластиковую копилку для крышечек. Каждый ученик нашего класса, участвовавший в сборе тщательно помыл и высушил крышки, прежде, чем сбросить их общую копилку. В результате мы собрали свою первую копилку крышечек и решили, что мы хотим ее потратить на доброе дело.

В нашем городе установлен декоративный объект сердце-сетка благотворительного проекта с заботой об экологии «Крышечка в радость» 3Б микрорайоне, куда каждый неравнодушный житель может сбросить крышечки от любых бутылок и упаковок. После наполнения сердца крышечки направляются на завод по переработки пластика, а средства от сдачи крышечек переводятся в организацию «Радость жизни».

Стоимость 1 кг отсортированных крышечек в пунктах приема вторсырья — от 15 до 30 рублей за 1 кг [7]. Поэтому, для того, чтобы приобрести, например, реабилитационное оборудование для ребенка, которому посвящен благотворительный сбор, нужно собрать 8 тонн пластиковых крышечек (это целый грузовик), что хватает на покупку одной инвалидной коляски.

Так наш класс не только сдал пластик на переработку для заботы об экологии, но и внес свои маленький вклад помощи детям-инвалидам Анапы.

Заключение

Целью проекта «Дары» Чёрного моря» является формирование эко-привычек у моих одноклассников и друзей, чтобы пластикового мусора не существовало или хотя бы максимально снизилось количество на улицах нашего красивого курортного города, в Черном море и его берегах, а мы можем помогать ресурсами для переработки и бережнее относится к пластиковым изделиям. Покупать его как можно меньше одноразовой посуда, а если и приходится, то использовать этот пластик повторно или сдавать на переработку. И ведь это мне совсем несложно! Так наш 3 «Г» класс полностью отказался от одноразовых пластиковых стаканчиков, а использует только индивидуальную многоразовую посуду, а также на постоянной основе собирает крышечки в классе для «добрых» дел.

Моя семья тоже выбирает путь с экологичным образом жизни. Теперь в нашем семейном календаре появился новый праздник: 15 ноября – День вторичной переработки. Праздник создан, чтобы привлечь внимание людей к теме мусора и поощрить их сдавать отходы во вторичную переработку и покупать продукцию, сделанную из вторичного сырья. Нам уже есть, чем гордиться! Нужно действовать, делиться полезной информацией об экологии с друзьями и близкими.

В этом году мы вместе с моей семьей планируем изучить устройство машины-измельчителя пластиковых отходов для их компактной транспортировки, а также посетить производство по переработке пластика в городе Краснодаре.

Так моя семья и мой класс помогает в спасении природы от загрязнения пластиком, а если это будут в каждой семье, то мы сможем сделать наш город-курорт Анапу, Краснодарский край и всю планету Земля чистой и красивой!

Список используемых источников и литературы

1. Пластик в нашей жизни / Е. А. Панина, Н. В. Бородачева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 73-74. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1455/ (дата обращения: 30.01.2025).

2. Утилизация и переработка пластиковых отходов / О. А. Иванова, Е. О. Реховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22978/ (дата обращения: 30.01.2025)

3. Как маленькому человеку помочь большой планете/ Лилия Шабутдинова -М.: МИФ, 2021.

4 «Инструкция раздельного сбора», /Телеграмм-канал эко-пункта «Чисто жизнь»/ https://t.me/eco_punkt_chat

5 Статья «Пластик в Анапе: чем опасен и как утилизировать» /Сетевое издание «Блокнот-Анапа/ https://bloknotanapa.ru/news/plastik-v-anape-chem-opasen-i-kak-utilizirovat

6 Статья «В Анапе экоактивисты собирают пластик для изготовления лавочки»/ Сетевое издание (сайт) «Анапа.Медиа»/https://anapa.media/ekologiya/v-anape-ekoaktivisty-sobirayut-plastik-dlya-izgotovleniya-lavochki/

7 Статья «Почему так ценятся крышки от пластиковых бутылок и сколько их нужно собрать, чтобы выменять на что-то нужное»/ Сетевое издание THE VOICEMAG/https://www.thevoicemag.ru/social/charity/pochemu-tak-cenyatsya-kryshki-ot-plastikovyh-butylok/

8 Статья «Что производят из переработанных пластиковых колпачков?» / сайт компании «ПэкРесурс» («PackResource») — производство крышек, пластиковых и алюминиевых колпачков для ПЭТ и стеклянных бутылок / https://pack-resource.ru/articles/chto-proizvodyat-iz-pererabotannyh-plastikovyh-kolpachkov

Приложения

Рисунок 1.

Виды пластиковых отходов и необходимая подготовка для переработки

(инструкция по сортировке Экопункта «Чисто жизнь» г. Анапа)

 

Рисунок 2.

Сортировка отходов по маркировке «1», «2», «4», «5», «20», «21», металл

Рисунок 3.

Лавочка из переработанного пластика в г.-к. Анапа

Благодарность за участие в акции «Новая жизнь»

Рисунок 4.

Собранные на берегу Чёрного моря крышки

Рисунок 5.

Р езультат сбора 950 крышек и канистра ( 2,65 кг)

Рисунок 6.Карта распределения количества найденных крышечек

Рисунок 7. Использование многоразовой посуды в классе

Просмотров работы: 7