Сдай макулатуру - помоги природе!

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сдай макулатуру - помоги природе!

Терешкин Д.А. 1
1МАОУ "ЦО" Школа открытий" г. Пугачева Саратовской области"
Пантелеева И.В. 1
1МАОУ "ЦО" Школа открытий" г. Пугачева Саратовской области"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ты – человек! Зависит от тебя,
как будет жить, дышать твоя планета:
тебе врученные моря, поля, леса
храни как драгоценные заветы …
Ведь лучше хвойным воздухом дышать,
чем вырубать деревья для бумаги...
В переработку тонны мусора собрать,
чем рощи засорять, луга, овраги. . .
Очистить от бумажных гор подвал – леса сберечь. .
и новых дней страницы
расскажут, как ты бережно хранишь
богатства родины, как ими ты гордишься.

Тема исследования: Сдай макулатуру - помоги природе!

Объект исследования: макулатура.

Цель: привлечь внимание людей к тому, что необходимо сдавать макулатуру, дав бумаге вторую жизнь, чтобы помочь природе.

Задачи:

-познакомиться и проанализировать литературу по теме исследовательской работы;

-изучить пользу сбора макулатуры;

-привлечь внимание окружающих к данной теме;

-узнать, есть ли в городе Пугачеве пункты сбора макулатуры.

Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.

Значимость работы состоит в том, чтобы научиться бережно относится к природным ресурсам, расширить знания об использовании макулатуры.

Моя гипотеза основана на том, что макулатура – это  мусор, который может помочь в сбережении леса, воды и электроэнергии. Сбор макулатуры является несложным делом, но в масштабе города, страны может привести к сокращению использования природных ресурсов и сохранению окружающей среды.

Методами исследования, которые я использовал в данной работе, являются: изучение литературы и материалов сети Интернет, анкетирование, проведение эксперимента, анализ полученных данных.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученные результаты могут привлечь внимание к сбору макулатуры и улучшить экологическую ситуацию в нашем регионе.

Глава 1. Теоретическая часть.

    1. Что такое Макулатура.

Макулатура - это уже использованный продукт бумажного производства: старые газеты, тетради, ненужные журналы, все виды использованных упаковок – картонные коробки.

Зачем собирать макулатуру?

Человечество ежегодно выбрасывает большое количество мусора. В России, по подсчетам Росприроднадзора, свалки занимают четыре миллиона гектаров. Если продолжать вывозить весь бытовой мусор на полигоны, то к 2050 году мусором будет занят один процент территории нашей страны. При этом из всего этого мусора 37% составляет макулатура, которая гниет вместе с остальными отходами (Приложение1).

1.2. Сбор и переработка макулатуры – способ сократить количество мусора и помочь окружающей среде.

Экологи подсчитали, что 60 килограммов переработанной бумаги сохраняют одно взрослое дерево. Нужно всеми силами сохранять и приумножать зеленое убранство нашей планеты. Ведь зеленые насаждения - это «легкие» нашей планеты. Они нейтрализуют воздействие пыли и выхлопных газов.

Чтобы произвести бумагу, надо вырубить множество деревьев, которые росли долгие годы. А посадить новое дерево и вырастить – это большие затраты и усилия. К тому же, чтоб вырастить хорошее дерево, нужно в среднем ждать 50 лет. Кроме того, вырубая деревья в лесу, человек уничтожает обширные территории, на которых живут и кормятся самые разные животные.

1.3. Экономия энергоресурсов.

Посчитано,1 тонна переработанной макулатуры экономит 1000 кВт электроэнергии, которой было бы достаточно для жизни одного человека на пять месяцев при среднем потреблении 200 кВт/месяц. А также 20000 литров воды, которой хватило бы человеку для жизни на 4 месяца, при среднем потреблении 5000 литров воды в месяц (Приложение 2).

1.4. Вторая жизнь бумажных отходов.

Бумагу можно вторично перерабатывать до 6 раз. Невозможно перечислить все, что можно изготовить из переработанной макулатуры - это различные строительные материалы (эковата, теплоизоляционные и кровельные материалы, прессованные плиты), газетная и оберточная бумага, одноразовые салфетки и посуда, бумажные полотенца, упаковочные материалы, гофрокартон, картонные одноразовые горшочки для рассады, лотки для яиц, коврики для автомобилей, одежду и обувь для специальных случаев и многое-многое другое. Эти изделия по качеству не уступают аналогам, произведенным из первичного сырья.

  Важно знать, что не все бумажные отходы могут быть приняты к переработке.

ЧТО НЕ ПРИНИМАЕТСЯ ДЛЯ ВТОРИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

  • влажные, подгоревшие, грязные, произведенные из вторсырья, отходы;

  • макулатура, имеющая глянцевое или ламинированное покрытие, вставки из пластика и металла;

  • некоторые виды документов;

  • мешки и упаковка от ядохимикатов и химического сырья; 

КАКУЮ МАКУЛАТУРУ ПРИМУТ В ПРИЕМНЫХ ПУНКТАХ:

  • газеты, книги, тетради, журналы;

  • картон;

  • белая, чертежная, оберточная бумага;

  • бумажные мешки.

Как же решалась эта проблема раньше, когда наши мамы и папы, бабушки и дедушки были детьми.

Сбор макулатуры – это неотъемлемая часть советской эпохи. Общественно-полезный труд в СССР ставился на первое место. Это прививалось детям со школьной скамьи. Мои бабушки всю жизнь проработали в школе учителями. Они мне рассказали, что ежегодно весной и осенью школьники собирали макулатуру. Это было интересно, потому что устраивались соревнования между классами, а победителям на торжественной линейке вручали грамоты, подарки.

В городах работали пункты приема макулатуры, где за килограмм бумаги давали две копейки (для проезда в автобусе хватило бы 2.5 кг макулатуры). В 1974 году был запущен эксперимент, чтобы сделать сбор макулатуры еще более привлекательным. Началась компания по обмену макулатуры на книги художественной литературы. Наши бабушки и дедушки очень любили читать. В стране Пушкина и Тургенева, где грамотность и начитанность были достоянием людей, часто русские классики оставались лишь мечтой советского человека, поскольку были не меньшим дефицитом, чем предметы гардероба. И правительство, зная такую «слабость» народа, пошло ему навстречу. Сдав «нормативный» объем макулатуры (20 кг), можно было получить талон на приобретение книги. К началу 80-х годов пионерам уже реже перепадала макулатура из случайных квартир, по которым они ходили. Практически каждая семья сама копила бумагу на абонемент на книгу.

Такая макулатурная эпопея продолжалась вплоть до самого распада великой державы. За все время эксперимента было издано 117 наименований книг, тираж которых превысил 130 млн. экземпляров. От населения собрано в обмен на абонементы 2,6 млн. тонн макулатуры. Этот обмен был взаимовыгоден, как властям, так и народу. Население чистит чуланы и балконы от ненужной бумаги, не загрязняя окружающую среду и не нужно ломать голову, как вывезти бумагу на свалку. А еще одна тонна макулатуры высшего качества позволяла выпустить тысячу экземпляров новых книг.

Бумажное вторсырьё перерабатывалось в 70% регионах. Были свои бумажно-картонные фабрики, которые изготавливали не только картон, но и стандартную упаковочную бумагу рулонного типа. Мягкую белёную бумагу мелко измельчали и заваривали — получалась санитарная бумага (туалетная). СССР был лидером по производству упаковочной бумаги.

Практическая часть.

2.1.Социологический опрос

Далее я приступил к практической части своей работы. Я хотел разобраться, как обстоят дела по сбору макулатуры в нашем городе. Сначала я провел анкетирование, чтобы понять, что знают школьники и взрослые о макулатуре и ее использовании. (Приложение 3). В анкетировании приняли участие 32 человека. Участвовали несколько возрастных групп. В группе школьники до 10 лет прошли опрос 18 человек. В группе взрослые от 20 до77 лет участвовало 14 человек.

Выводы, которые я сделал по результатам анкетирования:

1. Все 32 участника опроса знают о важности сбора макулатуры и считают его необходимым мероприятием;

2. Все опрошенные поделились на две группы: 21 человек принимали участие в сборе макулатуры, это школьники или родители школьников, и 11 не собирают макулатуру.

3. 11 человек, которые не собирают макулатуру, не считают это бессмысленным занятием. Они не принимали участие в этом мероприятии, потому что не знают, куда ее сдавать.

4. Все участники опроса ответили положительно на вопрос о желании присоединиться к сбору макулатуры в будущем, если в нашем городе будут установлены специальные контейнеры для макулатуры или открыты пункты приема.

На основании этих данных можно сделать вывод, что все опрошенные являются ответственными потребителями и осознают важность бережного отношения к окружающей среде.

Мне стало интересно, сколько макулатуры накапливается в каждой семье за месяц. Ответить на этот вопрос мне помогли мои родственники, которые согласились принять участие в небольшом эксперименте.

Я сделал специальную памятку по правильному сбору макулатуры и предложил всем собирать макулатуру в течение месяца, с 1 октября по 1 ноября. При этом мы не соревновались, кто больше может собрать макулатуры. Нашей целью было узнать, сколько макулатуры накопится в семье за месяц и куда бы мы могли все это сдать.

В эксперименте приняли участие четыре семьи, включая мою. Всего 10 человек. Вместе мы собрали 6 кг 843 г макулатуры за месяц. То есть можно предположить, что на каждого члена семьи в месяц в среднем приходится 684 грамм макулатуры. Таким образом, несложно посчитать, что один человек в год в среднем может собрать 0,684*12=8 кг макулатуры.

А если сделать расчеты на весь наш 4Б класс. В моем классе 25 учеников и учитель, всего нас 26 человек, кто мог бы собирать макулатуру. Несложно подсчитать, что наш класс может собирать в год примерно 8 кг*26=213,4 кг. Опираясь на полученные данные, мы с моими одноклассниками и родными за год можем собрать 213,4+6,843 =220 кг макулатуры. Если 60 кг макулатуры сохраняет 1 дерево, то мы смогли бы сохранить 4 дерева от вырубки, которому требуется от 50 до 70 лет роста.

Таким образом, казалось бы, незначительный вклад в 684 г от одного человека в месяц в масштабе приводит к внушительным результатам.

В конце эксперимента мы с мамой попытались найти пункт в нашем городе, куда бы мы могли сдать всю собранную макулатуру. В интернете и в газетах мы попытались найти какую-то информацию о пунктах сбора макулатуры, но нам так и не удалось найти их. Так как телефоны, указанные в интернете, на сегодняшний день не актуальны. Очень жаль, но в городе Пугачеве таких пунктов, получается, нет. А если они и существуют, то не каждый человек может найти их местонахождение или контактные данные для сдачи собранного материала. Возможно, этот факт является причиной того, что большинство людей не занимаются сбором макулатуры и невольно наносят вред окружающей среде.

2.2. Эксперимент «Изготовление бумаги из макулатуры в домашних условиях»

Из собранной макулатуры я решил изготовить бумагу в домашних условиях.

1. Я разорвал бумагу на мелкие кусочки и поместить их в таз.

2. Затем полученную массу залил теплой водой.

3. Дал бумаге хорошо размокнуть, размял руками до тех пор, пока масса не стала мягкой, кашицеобразной.

4. Обернул доску сеткой и выложил на нее массу, затем накрыл другой сеткой и прокатал скалкой.

5. Положил сверху пресс и оставил сушиться. Процесс сушки у меня занял примерно двое суток. Чтобы бумага сохла быстрее, я периодически снимал пресс. Совсем пресс убирать нельзя, так как бумага начинает сворачиваться.

Чем тоньше бумагу мы хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале. Для окраски можно использовать любые краски начиная с гуаши. Лучший эффект дают акриловые краски.

Вот что получилось. Результаты моего эксперимента (Приложение 5).

Из рукотворной бумаги можно сделать много творческих поделок.

Вывод. Рукотворная бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: толще, менее гладкая, хрупкая. Но она абсолютно эксклюзивна, двух одинаковых листов не получится, быть может, поэтому изготовление бумаги превращается из ремесла в искусство.

А из картона мы сделали для кошек когтеточки, которые очень понравились им. Они с большим удовольствием точат когти об них и любят просто полежать. (Приложение 6).

Заключение

Цель моей работы достигнута. Я изучил возможный вклад каждого человека в сохранение леса и окружающего мира путем сдачи макулатуры. Рассказал, как это проблема решалась, когда наши родители были школьниками. На основании данных, полученных из анкетирования, можно сделать выводы о том, что люди готовы собирать макулатуру. К сожалению, население нашего города не имеет определенной мотивации для сбора макулатуры и что самое главное, что в нашем городе нет источников информации о пунктах, куда бы мы могли ее сдавать.

Сбор макулатуры — это не пережиток советского прошлого, это лишь первый шаг на пути бережного отношения к природе. Возможность собрать и вместе отдать на переработку макулатуру — это возможность  очистить пространство, и сформировать грамотное отношение к потреблению природных богатств.

В своей работе я хотел не просто провести анализ и эксперимент, мне бы хотелось привлечь внимание к процессу сбора макулатуры. С моим научным руководителем мы рассказали об эксперименте ученикам нашей школы. Хотелось бы, чтобы ребята и их родители поняли, что вклад в сохранение природных ресурсов может быть сделан каждым и какую важную роль оно играет в нашем современном мире.

Хочется отметить, что не так давно в нашей школе прошла акция «Бумажный бум». В ней приняли активное участие ученики и педагоги. Благодаря этому мероприятию было собрано 1 т 600 кг макулатуры. Таким образом, мы сберегли 26 деревьев и внесли огромный вклад в сохранение природы. Хочется, чтобы подобные акции проходили чаще, и как можно больше людей узнавали о них и принимали активное участие. Тогда наш город будет чище и краше.

Помните, любой, даже маленький шаг в сторону экологии лучше, чем ничего. Внести свой вклад в спасение деревьев и экологии в целом, долг каждого жителя, любого человека, который желает, чтобы его дети росли здоровыми и дышали чистым воздухом.

Библиографический список:

1. Ожегов С. И. словарь русского языка, 1983г

2.Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем», Москва, 1998 г.

3. https://hightech.fm/2019/10/24/paper-recycle

4. https://ru.wikipendia.org/wiki/ макулатура

Приложения

Приложение 1

Свалка мусора на улице

Приложение 2

Приложение 3

Анкета №1 «Сдай макулатуру- помоги природе!»

(Нужное подчеркнуть)

1.Знаете ли вы, что такое макулатура?

Да

Нет

  1. Знаете ли вы, что производят из макулатуры?

Да

Нет

  1. Принимаете ли вы участие в акциях по сбору макулатуры в школе?

Да

Нет

  1. Что вы делаете с использованной бумагой:

Собираю и сдаю макулатуру

Выбрасываю в мусор

  1. Знаете ли вы для чего сдают макулатуру?

Да

Нет

  1. Знаете ли вы, сколько макулатуры нужно собрать, чтобы спасти одно дерево?

Да

Нет

Анкета №2 «Сдай макулатуру- помоги природе!»

(Нужное подчеркнуть)

  1. Ваше отношение к сбору макулатуры?

Это необходимое занятие

Это бесполезное занятие

  1. Знаете ли вы адреса пунктов приема макулатура в нашем городе?

Да

Нет

3. Знаете ли вы какую макулатуру примут в приемных пунктах, а какую нет?

Да

Нет

4. Принимали ли вы участие в сборе макулатуры?

Принимали участие с детьми в школьной акции или на работе

Сдавали макулатуру самостоятельно

Никогда не принимали участие

5. Почему вы не сдавали макулатуру?

Не знали куда можно сдать

Считаете бессмысленным занятием

Другая причина (указать)

6 Если бы в г. Пугачеве были специальные контейнеры для сбора макулатуры вы бы пользовались ими?

Да

Нет

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Просмотров работы: 3