Введение
«Человек начинается с детства.
Именно в детстве происходит посев добра»
Сергей Михалков
Вопрос воспитания детей - это вопрос вне времени, вечный предмет споров педагогов, родителей, психологов. Известные греческие мыслители: Сократ, Демокрит, Платон размышляли, что является основой правильного воспитания, а великий Аристотель заметил: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь». [6, c.338] В русской культуре роль такого «воспитателя» всегда играла няня, часто взятая из крепостных маленькой девочкой и иногда «пестующая» несколько поколений.
При изучении литературы по данной проблеме выяснилось, что большое количество статей и книг посвящены роли гувернеров в жизни русского дворянина. Созданы работы о самой известной русской няне - Арине Родионовне Яковлевой, и всего две монографии рассказывают о роли няни -кормилицы в развитии и воспитании барского «дитяти».
Известный французский собиратель мемуаров русских дворян в эмиграции Жак Ферран написал исследование «Русские няни. Воспоминания», где отметил, что эмигрантская среда сохранила свою русскую душу только благодаря «старозаветным» типам своих нянь. Современная писательница -литературовед В.Н.Торопова на основе мемуаров С.Н. Дурылина издала книгу «Няня. Кто нянчил русских гениев», где отмечает «колоссальное историческое и культурное значение феномена русской няни» [6, c.13].
Однако многие аспекты влияния няни на воспитание дворянских детей практически не изучены, поэтому тема данной работы «Русские няни и их известные воспитанники: «человек начинается с детства» на данный момент актуальна. Именно няни, а не приглашенные иностранцы - гувернеры и бонны «погружали» с самого детства своих подопечных в богатство русского фольклора и давали первые уроки православной культуры.
Наша работа ограничена хронологическими рамками: исследуются образы русских нянь со времен Петра Первого до первой половины XX века.
Цель исследования - это выявление путей и форм воздействия русских наставниц на духовно - нравственные основы жизни их подопечных.
Для реализации цели исследования ставились следующие задачи:
- проанализировать образы нянь, воспроизведенных в мемуарах, воспоминаниях известных деятелей русской культуры и литературы;
- определить особенности повседневного быта русских нянь в семьях своих воспитанников;
- выявить роль русской няни в воспитании и становлении личности ребенка.
В качестве объекта исследования рассматриваются портреты русских нянь в воспоминаниях бывших воспитанников, которые внесли весомый вклад в русскую культуру.
Предметом исследования является роль няни в духовном и нравственном развитии воспитанника. Для достижения поставленной цели и задач исследования, используются следующие методы исследования: изучение научной литературы, электронных ресурсов, традиционный анализ, классификация, анкетирование.
В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 6 классов и их родителей. Именно на основе проведенного опроса был сделан вывод, что 100% респондентам известно имя только одной няни, которая сыграла важную роль в жизни известного поэта - Арины Родионовны Яковлевой. Результаты анкетирования показали, что информанты обладают минимумом знаний по нашей теме исследования.
Таблица№1
|
Вопросы |
11-12 лет |
35-45 лет |
|
Как Вы полагаете, важна ли роль няни в воспитании ребенка? |
Да - 100% |
Да - 100% |
|
Какие имена нянь известных людей Вы знаете (кроме Арины Родионовны Яковлевой)? |
Не знаю - 100% |
Не знаю - 100% |
|
Как Вы думаете, изменилась ли роль няни в современном обществе? |
Да - 100% |
Да - 100% |
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что изученные источники информации могут стать основой для статей или пособий по педагогике, истории, философии, культурологии.
Практическая значимость определяется тем, что собранный материал дает понятие о домашнем воспитании в семьях дворян, поэтому может быть использован с целью более глубокого изучения школьных дисциплин: «История России», «Обществознание», «Литература».
Гипотеза: можно предположить, что русская няня традиционно участвовала в воспитании дворянских детей и влияла на мировоззрение своих воспитанников.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, приложения.
Глава 1. Крепостная няня как типичная черта дворянского семейного уклада.
1.1. Роль крепостной няни в жизни господской семьи.
В изначальном смысле слова первым воспитателем барского дитяти была кормилица, ведь слово «воспитывать» происходит от слова «питать». Кормилица, или мамка, — это мама, питающая грудью чужого младенца, наемница для кормления. Дворянки считали вредным для здоровья кормить младенца, это было дурным тоном и осуждалось в светском обществе. В 4 года из рук кормилицы «господский» ребенок переходил в руки няни, часто няни были «семейными»: растили сызмала родителей своего наставляемого, после -его самого, а затем и его детей. При крепостном праве няней становилась «сенная» девушка (прислуга, горничная, занимавшаяся уборкой; прилагательное происходит от слова «сени» - это помещение между жилой частью дома и крыльцом) или служившая «в комнатах», которая сначала оказывалась в приданом у молодой дворянки, а затем нянчила ее детей. К ребенку могли приставить «под - няню» - маленькую девочку, должность которой состояла в том, чтобы просто забавлять малыша. Иногда няней при своем подопечном становилась бывшая «мамушка-кормилица».
В дворянских семьях была принята строгая система воспитания. Детей водили к родителям здороваться и прощаться, благодарить за обед (например, так было в семье Пушкиных, Толстых, Одоевцевых). Дети целовали родителям руки и не смели говорить им «ты». Их комнаты находились в разных половинах дома (шум и гам не должны были мешать жизни взрослых), только няня проживала либо прямо в детской, либо рядом с подопечными. Няня не просто занималась ребенком в доме господ, она «служила» этому семейству часто до конца своих дней.
«Уменье забавлять детей», то есть нянчить, — это на самом деле особое искусство, оно предполагает владение богатым арсеналом колыбельных, потешек, песенок и игр, с помощью которых велось воспитание как нравственное, так и физическое. Так вот, забавляя, и воспитывали или, как говорилось раньше, пестовали (от слова «песть» - пища). В словаре В. Далячитаем: «пестать, пестунить, нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним. Пестоваться с кем, с чем, нянчиться, хлопотать, носиться, возиться». [2, c.342] Дети, образование и воспитание которых с середины XVIII века было «европеизировано», благодаря русским няням, проникались отечественной культурой и перенимали национальные традиции. Они росли на русских народных песнях и певучих колыбельных. Именно няни передавали любовь к родному языку, учили христианским заповедям, были духовными наставниками своих подопечных.
Вывод: русская крепостная няня была первым воспитателем маленьких дворян.
Быт русской няни в «хозяйском» доме.
Быть няней в господском доме среди крестьянских семей считалось очень прибыльным делом. Работа няней помогала обеспечить всю семью крепостной, к родственникам няни было особенное отношение: они могли приезжать в имение, получать подарки к праздникам и использовать «связи» в своих целях.
Няню-крестьянку выбирали тщательно. Она должна была соответствовать определенным характеристикам:
1. Ее семья должна была отличаться трезвым, добропорядочным образом жизни.
2. Няня должна была быть набожной (иногда работодатели сначала говорили с ее духовником).
3. Отличаться здоровьем, приветливым спокойным, добрым нравом.
4. Быть опрятной.
5. Уметь ухаживать за ребенком и располагать его к себе.
Чаще всего крепостные няни были необразованными, их роль заключалась в воспитании любовью и молитвой.
Как все крепостные в господском доме, няня входила в штат прислуги, но имела больше прав в дворянской семье. Она могла сидеть за одним столом со своими хозяевами, принимать гостей (знакомых или родных) в собственной комнате, получать подарки к именинам и православным праздникам. Могла получать жалованье (это зависело от благосостояния господ), ей покупалась нарядная одежда, так как во время прогулок с маленьким барчуком или барышней няня своим убранством должна была подчеркнуть состоятельность родителей воспитанника.
Няня выбирала стиль общения сребенком: она могла обращаться к нему на «ты», но чаще называла детей «батюшка Вы мой» или «матушка Вы моя». Наставница имела право наказать господское дитя или что-то запретить. Например, в своих мемуарах Н.И. Пирогов пишет: «Единственным наказанием для нас, детей, придуманное нянюшкой, было слово «хаосник». [5, c.110]
У каждой деревенской няни были собственные способы лечения ребенка. Особенно они верили в «дурной глаз», поэтому после посещения детьми людных мероприятий (детские балы, выход к гостям дома) они проводили обряд «умывания с уголька». Известный поэт Ян Полонский вспоминал: «Помню … как нянька моя шепнула матери: «Сглазили». Затем она пошла, принесла деревянную чашку с водой и с плавающими по ней угольками. Меня «умыли с уголька». [6, c.304] Иногда между мамками-нянями и гувернерами возникал конфликт, потому что мамушка всегда стояла на защите воспитанника иследила, чтобы не слишком усердно иностранные учителя «забивали голову» ребенку своими науками. После отмены крепостного права многие няни доживали свой век в доме хозяев, считая семью господ своей.
Вывод: няня для ребенка-дворянина отбиралась очень тщательно, ее труд считался важным и почетным в доме господ.
Глава 2. Изменение статуса няни после отмены крепостного права (1861 г.).
2.1. Няня как наемная работница после отмены крепостного права.
Если няня не оставалась в семье дворян после отмены крепостной повинности, то ее приходилось нанимать. Обычно няню брали по рекомендациям знакомых или обращались в газету в раздел «Объявления». После 1861 года в няни шли не только крестьянки, но и мещанки, и обедневшие дворянки, и купеческие дочери. Теперь предпочитали воспитательниц хотя бы с умением читать и писать, тем более что наемной работнице необходимо было положить жалованье, выделить отдельную комнату в доме. Если няня «служила» в семье несколько десятков лет бессменно, то ей обеспечивали безбедную старость. Иногда няни уходили доживать в богадельню, где за их содержание платили бывшие хозяева. С.Н. Дурылин вспоминал: «Радости не было конца, когда мы…вошли в нянину «палату». Няня показалось нам постарела, похудела. Но не уменьшилась в ней любовь к нам. Она с гордостью говорила своим соседкам: «Вот какие мои выходки! Не забыли няни! Из этакой приехали дали!» [6, c.312]
Спрос на нянь среди дворян был велик, а найти хорошую работницу «без претензий», как писали родители воспитанников в объявлениях, было сложно.
В это время в России появляются специализированные учебные заведения, выпускающие профессиональных нянь-воспитательниц. Первая школа нянь была устроена в Царском Селе на средства императрицы Александры Федоровны в 1905 году. В школе обучались 50 воспитанниц - это были обедневшие дворянки, мещанки, девушки-сироты, которым назначалась стипендия. Воспитанницы школы находились на полном пансионе. Обучение длилось 2 года и состояло из теоретической и практической части. В число теоретических предметов были включены Закон Божий, природоведение, чтение образцов литературы, начала педагогики, рисование и пение. Специальный теоретический курс включал в себя анатомию и физиологию, гигиену, оказание первой помощи при несчастных случаях, детские заболевания и гигиену детского возраста. Для практических занятий в самой школе содержался сиротский приют на 40 малышей до 3 лет. Каждая девушка брала на попечение маленького сироту и ухаживала за ним в течение 2 лет. Таким образом, воспитанницы школы нянь осваивали определенные навыки: приготовление детских смесей, лечение малышей, шитье и починка белья, деликатная стирка.
По окончании курса обучения школа устраивала своих выпускниц на работу и около 2 лет доплачивала к жалованью няни 25 рублей. Девушки, имеющие такое образование, были очень востребованы: существовала даже негласная очередь среди знатных семей на воспитанниц школы нянь.
После революции 1917 года многие няни эмигрировали за границу вместе с семьями, в которых служили. Жак Ферран в своей книге отмечал: «Часто няня за границей нанималась на работы вместе с бывшими хозяевами, чтобы прокормить уже свою семью в чужом крае» [6, c.43].
Вывод: после отмены крепостного права статус няни в семье изменился, но часто она так и осталась хранительницей семьи.
Глава 3. Портреты русских нянь знаменитых людей.
3.1. Няни в императорских семьях.
Очень важная миссия возлагалась на нянюшек, которые воспитывали будущее России - царских детей.
Сохранились сведения о мамушке самого Петра I.Она была боярыней Натальи Кирилловны Нарышкиной - матери великого государя. Матрена Васильевна Блохина была няней Ивана и Петра. Она сыграла значительную роль в воспитании маленького Петруши. Именно Матрена Васильевна решила развивать «дитяту» и заказывала живописцам написание книг с красивыми рисунками, чтобы ребенок читал с увлечением. Именно няня приняла игры в войну своего воспитанника всерьез: она заказывала ему у московских мастеров детское оружие из дерева, солдатиков и лошадок. Наталья Кирилловна была недовольна такими увлечениями сына, а Матрена Васильевна их поддерживала.
Будущего императора Александра III выкормила крестьянка из деревни Ропши. (именно из этой деревни потом приглашались няни следующих государей). Он был привязан к мамушке Фиме до конца своих дней. Она приезжала во дворец к уже взрослому государю и именно для нее накрывался стол со сладостями, которые няня любила. Она могла сделать Александру III замечание, если слышала какие-то светские сплетни. Владимир Константинович Олленгрен был другом старшим сыновьям Александра III и написал воспоминания о государе: «Все Романовы, у которых были русские мамки, говорили по-русски с налетом простонародным. Так говорил и Александр III. Если Он не следил за Собой, то в Его интонациях, как я понял впоследствии, было что-то от варламовской раскатистости. И я сам не раз слышал Его: «чивой-то». Далее Олленгрен пишет: «Говорили, что в Ливадии, на смертном одре, вспомнил Он о ней (няне Фиме) и сказал: «Эх, если бы жива была старая! Вспрыснула бы с уголька и всё как рукой бы сняло. А то, профессора, аптека...».[8, c.24]
Очень заботился о своей няне-крестьянке Ефросинье Ершовой - император Николай I. Она была еще кормилицей будущего царя, и всех ее детей государь называл «молочными» сестрами и братом. Даже после смерти няни ее воспитанник заботился о достойном содержании этой семьи.
Когда служба няни в императорской семье завершалась, то наставницам полагались: постройка избы в деревне, отличное жалование и единовременное пособие по окончании службы. Каждый год мамушек бывших цесаревичей и цесаревен ждали во дворце для вручения подарков на Пасху, на Рождество или к именинам нянюшек.
Вывод: русские няни сыграли большую роль в воспитании будущих государей, именно они дали самое важное своим «выходкам» - понятие о богатстве и самобытности родного языка.
3.2. Няни, вырастившие известных ученых.
Многие люди науки тоже были воспитаны русскими няньками из простонародья, с благодарностью и любовью упоминают о них в своих записках.
Гениальный хирург, создатель первого атласа топографической анатомии, Николай Иванович Пирогов в своем «Дневнике старого врача» посвятил няне Катерине Михайловне целую главу. Он с любовью вспоминает эту солдатскую вдову, которая прожила в их семье около 30 лет. Именно она в детстве научила его главной истине: «Что Бог не велит делать, не делай!» Когда Николай Иванович был уже студентом-медиком, только ему доверяла свое здоровье старая няня, полагая, что если Николай лечит, то она обязательно выздоровеет. Наблюдая, как ее воспитанник изучает строение скелета, Катерина Михайловна с гордостью восклицала: «Господи, Боже мой, какой ты вышел у меня бесстрашник!» [5, c.228]
Софья Васильевна Ковалевская - первая в мире женщина-профессор математики, которую также воспитала нянюшка. В ее мемуарах «Воспоминания детства» есть такой эпизод: «Всего счастливее я бывала, когда оставалась наедине с няней. По вечерам … она начинала рассказывать мне сказки. Какой глубокий след эти сказки оставили в моем воображении …». [6, c.224]
Любимицей в семье была старшая сестра Софьи Ковалевской - Анна, а Софью считали «диковатой», но ее более всех любила няня. Именно она внушила маленькой, неуверенной в себе девочке, что та самая умная и способная.
Николай Петрович Вишняков-геолог и палеонтолог, собравший ценную минералогическую коллекцию, посвятил своему верному другу, няне Раиде Николаевне, несколько глав из своих мемуаров. С детства он был очень религиозен, так как Раида Николаевна учила маленького барина молитвам и водила его к обедне. Няня садилась с ребенком в детской и изучала с ним духовные книги.
Вывод: известные русские ученые также полагали, что именнос теплого отношения мамушек начинался их путь к открытиям.
3.3. Кто воспитывал русских писателей и поэтов.
Самой знаменитой няней в русской литературе является Яковлева Арина Родионовна: о ней написано огромное количество исследовательских трудов, поэтому нам интересны образы нянь, о которых мало информации.
Федор Михайлович Достоевский, создавая свои произведения, опирался на жизненный опыт и образы людей, которые его окружали. Няня Алена Фроловна, вырастившая братьев Федора и Андрея, стала символом доброты и любви, именно ее черты живут в некоторых героях великого писателя.
В 1930 году были изданы воспоминания Андрея Михайловича Достоевского о детских годах братьев в доме родителей. В них отмечает: «Алена Фроловна была замечательная личность … она считалась членом нашего дома, нашей семьи». [3, c.111] А Федор Михайлович в своих дневниках описал эпизод, когда няня предложила отдать все свои накопления семье для восстановления сгоревшего хозяйства.
Сказки любимой Алены Фроловны после стали основой воспитания для детей Федора Михайловича.
Сын великого писателя Андрей Николаевич Лесков стал автором биографии своего отца. Одна из глав его книги называется «Нянька», в которой он описывает горькую жизнь крепостной девочки, которая по наследству перешла к матери Николая Семеновича - Марье Петровне. Строгая барыня не разрешила Анне Степановне создать собственную семью, поэтому всю свою материнскую любовь она подарила Николеньке и Оленьке Лесковым. Няня была удивительной рассказчицей, в семье ее называли «фельетонисткой». Автор биографии полагает, что именно благодаря нянюшке в Николае Семеновиче развился писательский дар. Анна Степановна забавляла своих подопечных страшными историями, рассказывала им события своей жизни, часто предлагала придумать собственную сказку или легенду. Отсюда и глубокое знание народной жизни, воплотившееся в творчество будущего писателя. Анна Степановна прожила долгую жизнь в доме своей воспитанницы. Она пережила своих Николеньку и Оленьку и захоронена рядом с Ольгой Лесковой. Николай Семенович часто писал своему «сердечному другу», беспокоясь о здоровье нянюшки.
Очень трепетно относился к своей няне Соне Александр Блок. Он был ребенок замкнутый, в доме постоянно менялись воспитательницы, потому что никто не мог найти с ним общего языка. «Соня толково читала вслух, у нее были известные литературные наклонности, что очень развивало впечатлительного мальчика». Она сочиняла для своего «Сашули» потешные стихи и была первым его литературным критиком. Соня уехала из дома Бекетовых, когда Александру исполнилось семь лет и у него появились воспитатели. Но до конца жизни великий поэт материально помогал своей старенькой уже нянюшке.
Вывод: роль няни заключалась в том, чтобы заметить талант ребенка и попытаться его развивать.
3.4. Няни, взрастившие русское искусство.
Великий композитор Модест Мусоргский создал большое количество известных музыкальных шедевров,и одним из них считается вокальный цикл «Детская», в который вошли семь пьес. Исследователи творчества композитора считают, что в пьесе словно застыли воспоминания о счастливом детстве маленького Модеста. В музыкальных диалогах участвуют няня и ее подопечные. Прототипом няни в вокальном цикле стала собственная няня Модеста Петровича, о которой он писал в автобиографии: «Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано». [4, c.148]
Сергей Иванович Танеев - знаменитый пианист, директор Московской консерватории, учитель Рахманинова и Скрябина, посвятил своей няне цикл романсов. Пелагея Васильевна Чижова была рядом со своим воспитанником до самой смерти. Она знала всех учеников Сергея Ивановича и гостила в Ясной Поляне по приглашению Л.Н.Толстого. Очень ценила талант своего любимца и посещала все его концерты. Когда любимой няни не стало, пианист отлитографировал ее портрет и раздавал всем, кто был с ней знаком.
Известный русский импресарио Сергей Дягилев, основатель проекта «Русские сезоны» в Европе, настолько привык, что его нянюшка всегда живет рядом с ним, каждый вечер хозяйничает у самовара, что попросил художника Льва Бакста изобразить няню рядом с собой на портрете. Так был написан «Портрет С.П. Дягилева с няней», который выставлен в Русском музее. Один из друзей Сергея Павловича вспоминал: «Дуняша пережила освобождение крестьян и не переставала осуждать эту реформу, хотя сама была крепостной. Но, прожив всю жизнь в доме своих хозяев, она стояла за них и их привилегии больше, чем они сами». [7, c.14]
Великий русский художник - Василий Васильевич Верещагин писал, что стал художником благодаря своей няне Потайкиной Анне Ларионовне. «В памяти моей самою близкою и дорогою личностью осталась няня Анна, которую я любил больше всего на свете, больше отца, матери и братьев…» [1,c.48] «Няня Анна», как называли ее дети, учила своих «выходков» любить и чувствовать природу. Она водила воспитанников на прогулки в лес, гдеони собирали грибы и ягоды.
Вывод: няни великих художников, музыкантов сыграли важную роль в жизни своих любимцев, поддерживая и развивая их таланты.
Заключение
Данное исследование может быть интересным для историков, литераторови культурологовпо нескольким причинам:
1. Новизна темы ««Русские няни и их известные воспитанники: «человек начинается с детства»».
2. Не изученность темы и отсутствие исследований и научных трудов.
3. Необходимость ознакомления с ролью нянь в жизни великих людей, так как респонденты слышали только об одной няне, сыгравшей важную роль в воспитании А.С.Пушкина (анкета).
Наше исследование может иметь не только теоретическое, но и практическое значение. Содержание работы можно использовать как культурологический материал. Данные исследования могут быть опорой для более глубокого изучения темы роли русской няни в воспитании дворянских детей.
Гипотеза, выдвинутая нами, подтверждается: русская няня традиционно участвовала в воспитании дворянских детей и влияла на мировоззрение своих воспитанников.
Библиографический список:
Книги с одним автором:
1. Верещагин В.В. Детство и отрочество художника В.В.Верещагина. Т.1.//М.,1995 - 231 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. М., 2021 - 869 с.
3. Достоевский А.М. Воспоминания. М,1999. - 348 с.
4. Мусоргский М.П. в воспоминаниях современников/составитель Гордеева М.Е./М.: Музыка,1988. - 346 с.
5. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Сочинения Пирогова Т.2.Иваново., 2008. - 427 с.
6. Торопова В. Н. Няня. Кто нянчил русских гениев. М.: Никея, 2017. - 448 с.
Статьи из журналов и газет, главы из книг:
7. Дворяшина Н.А. «Страшный» и таинственный мир фольклора в рассказах русской няни. / Н.А.Дворяшина//Литература в школе. — 2022. — № 3. — С. 11—15.
8. Дворяшина Н.А. Образ няни в воспоминаниях и художественных произведениях русской словесности: голос, слово, речь / Н.А. Дворяшина // Литература в школе — 2021 № 1 — С. 22–36.
Сайты в сети интернет:
9. Российская государственная библиотека: официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://www.rsl.ru (дата обращения 22.07.2023).
10. Словари.ру: электронная библиотека словарей русского языка [Электронный ресурс]. – М. ИРЯ РАН 1997 – URL: – Режим доступа: http:// www.slovari.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Приложение
Рисунок к главе 3
Прогулка по Екатеринославу Николай Вечерский, 1900-е, г. Екатеринослав, МАММ/МДФ.
Рисунок к главе 3
Наталья Кирилловна Нарышкина. Первая половина XVIII века, Государственный исторический музей. Неизвестный художник
Рисунок к главе 3
Детство Петра Великого, 1892 год. Художник Николай Андреевич Кошелев
Открытка. Царское Село. Школа нянь.
Рисунок к главе 3
Рисунок к главе 3
Рисунок к главе 3
А.С. Каландина. Няня Н.С. Лескова Неизвестный художник.
Рисунок к главе 3
Лев Бакст. Портрет няни С.П. Дягилева Авдотьи Александровны. 1901.
Рисунок к главе 3
Портрет няни с ребенком Неизвестный автор, 1908 год, г. Москва, МАММ/МДФ.
PAGE \* MERGEFORMAT 1