Приемы нейролингвистического программирования как способ манипуляции мошенников

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Приемы нейролингвистического программирования как способ манипуляции мошенников

Аюшеева Г.А. 1
1МБОУ СОШ № ", 7 а
Солдатова Е.В. 1
1МБОУ СОШ № 2 г. Алдана
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нейролингвисти́ческое программи́рование (НЛП, от англ. Neuro-linguistic programming) — псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии. НЛП было разработано в 1970-х годах американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером. Создатели НЛП утверждают, что существует связь между неврологическими процессами (нейро-), языком (лингвистическое) и паттернами поведения (программирование), а также о возможности влиять на них специальными техниками для достижения желаемых целей. Техники НЛП направлены на копирование или моделирование поведения людей, добившихся успеха в некой области, для приобретения их навыков. Однако часто в сочетании с аббревиатурой НЛП употребляют слово «манипулирование», которое имеет не научный, а скорее криминальный оттенок. Неудивительно: знаниями основ психологии поведения человека активно пользуются не только врачи, маркетологи и коучи, но также следователи и те, на кого они «охотятся», — мошенники. НЛП — очень эффективная технология. Если под действие уличных гипнотизеров-аферистов попадает 30% населения, то техникам нейролингвистического программирования поддается более 70% людей. Мошенничество с помощью НЛП сегодня происходит не только на улицах и в общественных местах. Людей «зомбируют» с помощью Интернета и телефонной связи. Жертвой мошенников, владеющих нейролингвистическим программированием, может стать каждый, независимо от возраста, социального статуса и уровня образования. Но, в первую очередь, в зоне риска находятся дети и пожилые люди.

Актуальность исследования обусловлена тем, что количество пострадавших от телефонных мошенников достаточно велико. Аферисты используют разные изощренные способы, чтобы вытянуть как можно больше денег. Большинство людей даже не предполагает, что происходит прямое целенаправленное воздействие и они становятся жертвой манипуляций мошенников, использующих приемы НЛП.

Объект исследования - телефонное мошенничество

Предмет исследования - использование приемов НЛП мошенниками.

Цель исследования: доказать, что приемы нейролингвистического программирования в руках мошенников представляют собой опасность

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать с помощью каких приемов НЛП мошенники воздействуют на жертву.

  2. Провести опрос.

  3. Исследовать каналы, обучающие приемам НЛП.

  4. Изучить категории людей, подверженных мошенническим действиям.

  5. Систематизировать способы защиты от манипуляций.

В основе нашего исследования лежит следующая гипотеза: если понять принцип воздействия на людей с помощью приемов НЛП, то можно противостоять мошенническим действиям.

Методы исследования, используемые в работе:

Теоретические: изучение интернет-источников, публицистики, социальных сетей.

Эмпирические: проведение эксперимента, опрос, интервью.

Классификация: сгруппировать способы защиты.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

  1. Для школьников. Наше исследование поможет ученикам подготовиться к тому, что и на них могут воздействовать с помощью приемов НЛП.

  2. Для учителей. Чем больше людей узнает о методах воздействия на них, тем меньше будет жертв мошенничества.

Проводя это исследование, мы попытаемся понять, как и почему население нашей страны становится жертвой мошенников. Освещение этой проблемы поможет многим избежать стрессовых ситуаций вследствие действий аферистов.

Глава1. Теоретические основы исследования: статистика и опрос.

    1. Статистика

Стать жертвой мошенников может любой человек. Тем не менее наибольший интерес для них представляют граждане, которые проявляют высокую экономическую активность и часто пользуются банковскими сервисами – люди в возрасте от 25 до 64 лет. Среди пострадавших наблюдается рост числа граждан старше 65 лет.

14-19 лт – 10,8 %

20-24 – 9 %

25-44 – 36%

45-64 – 27,5 %

От 65- 16,6 %

Женщины 52%, мужчины 47,4 %. Сельские жители 25,6 %, городские жители – 74,4%

В 2024 году жертвами мошенников чаще всего становились работающие женщины со средним уровнем дохода и средним образованием, которые проживают в городе и имеют постоянную занятость.

Как показывает статистика, большое количество мошеннических действий происходит посредством телефонных звонков. Сегодня нам предстоит выяснить, каким образом люди добровольно соглашаются отдать свои деньги.

Глава. 1.2. Опрос.

Мы провели опрос среди учителей и выяснили, что среди них есть жертвы телефонных мошенников. Диаграмма отображает в процентном соотношении следующее: скольким учителям поступали звонки от аферистов, количество пострадавших педагогов, процент опрошенных, которые могли дать отпор мошенникам.

Наш педагог рассказала нам свою историю. Анне позвонили в тот момент, когда она была совершенно спокойна и расслаблена. Звонивший так же был спокоен, расслаблен, уверен в себе. Называл ее по имени. Мошенник «заякорил» жертву, т е уловил ее эмоциональное состояние и скопировал его. Далее Анна чувствовала, что находится, по ее словам, под воздействием гипноза, но никак не могла высвободиться и оборвать разговор. Тогда мы задумались, каким образом аферист воздействовали на взрослого образованного человека? И что Анна имела в виду под словом «гипноз»? К чему же привело наше расследование?

    1. Категории граждан, подверженных мошенническим действиям.

Любому обману, мошенничеству больше всего пожилые люди. Они самые уязвимые по нескольким причинам. Во-первых, в силу личностных возрастных особенностей. Есть разные теории, с какого точно возраста человек начинает стареть, но, бесспорно, одно: к этому времени за счет атеросклероза и различных сосудистых органических явлений в организме уже возникают те или иные расстройства.

Люди становятся забывчивыми, более ранимыми, часто тревожатся, переживают. Во-вторых, морально-этические нормы, в которых воспитывалось и росло наше старшее поколение во времена СССР, были другими. Наши дедушки и бабушки с детства привыкли верить людям на слово. Даже если звонит по телефону человек совершенно незнакомый, они его никогда не видели, но доверчиво воспринимают его слова. Для пожилых людей вследствие инволюционных процессов в головном мозге в принципе характерна повышенная внушаемость.

Жертвами мошенников становятся тревожные и эмоциональные люди. На таких проще всего надавить при помощи грозного тона, жестких требований. Люди теряются и начинают следовать тому, что говорят по телефону. Стресс, тревога или перепады настроения могут повлиять на способность критически мыслить и анализировать ситуацию.

Также легко поддаются воздействию со стороны мошенников ведомые люди, привыкшие отталкиваться от какого-то ориентира. Если мошенник использует техники воздействия, демонстрируя некий авторитет, то таких людей легко ввести в заблуждение.

Люди, пережившие негативные события, такие как утрата близких или развод. Они могут искать эмоциональную поддержку, находиться в состоянии стресса или чувствовать себя одинокими, что делает их более восприимчивыми к заманчивым обещаниям.

Люди с низким уровнем финансовой грамотности. Они не знают, как работает банковская система, финансы и правила безопасности в отношении личных данных.

Те, кто привык к жесткой дисциплине, тоже часто становятся жертвами мошенников. «Таким людям дается задание командным голосом, например сказать код из СМС или перевести деньги. И они, как сверхответственные граждане, начинают все выполнять», — уверен эксперт.

Статистика показывает, что, к сожалению, среди потерпевших не только пенсионеры или люди не самого высокого социального статуса, но также менеджеры и даже финансовые управляющие, которые, казалось, в таких вещах как финансовая дисциплина и безопасность «собаку съели». Но бронебойные технологии мошенников отключают критическое мышление даже таких сознательных и внимательных людей. А когда повышается уровень тревожности, выделятся адреналин, туннель зрения жертвы мошенничества сужается, и человек не видит очевидных вещей.

Менее всего поддаются на уловки мошенников педанты, люди скрупулезные, которым всю полученную информацию надо обязательно разложить по полочкам и выстроить логические цепочки. Именно они начинают сомневаться в честности и достоверности «сказочных» предложений, задают уточняющие вопросы, которыми разрывается цепочка внушений — команд мошенника.

Глава 2. Практическая часть. Что такое НЛП? Приемы.

    1. Что такое НЛП.

. Злоумышленники специально обучаются НЛП, чтобы научиться подстраиваться и управлять собеседником через речь. НЛП активно используется в благих целях — в продвижении продуктов, маркетинге, продажах, просто психологической помощи людям. Но в руках мошенников эта наука превращается в оружие. Если кратко, то НЛП это речевая подстройка под клиента. Во время телефонного звонка происходит присоединение - мошенник подстраивается к ритму, темпу, громкости вашей речи. Выявляет некие слова-маркеры, и это тоже позволяет наладить с вами хороший контакт. Есть контакт — значит человек уже на крючке. И затем начинается манипуляция.

Нейролингвистическое программирование - это система психологического воздействия на личность. Считается, что с ее помощью можно улучшить эмоциональное состояние, а также научиться добиваться желаемого.

Сознание и тело — нераздельные части одной системы, где каждый элемент неизбежно влияет на другие. Нейролингвистическое программирование (НЛП) дает инструменты для понимания и управления этой взаимосвязью через осознание того, как изменения в мыслях или поведении могут трансформировать эмоциональное и физическое состояние.

Прямо сейчас представьте, как держите в руках любимый фрукт. Проживая этот момент, вы чувствуете его вес, текстуру кожуры, запах, а затем даже вкус. И, хотя фрукт на самом деле не существует, ваше тело реагирует так, будто он реально лежит у вас в руке именно в этот момент.

Диаграмма показывает, сколько учеников и учителей (опросили порядка 30 человек) представили несуществующий фрукт.

Освоить НЛП можно. Вот только обычный человек редко даже заинтересуется такими методами, а для мошенников это — работа, и они стараются освоить элементарные приемы НЛП. Основная схема подобных манипуляций с помощью нейролингвистического программирования строится по плану: напугай, покажи, что ты друг, предложи решение, оставайся рядом до конца.

    1. Как и где можно обучиться приемам НЛП.

В ходе исследования мы подписались на канал, обучающий приемам НЛП. Выяснилось, что обучиться может практически каждый человек, в том числе имеющий недобрые намерения. В процессе обучения становится понятно, что предлагаемые методы довольно агрессивны. Например:

Почему нужно хвалить людей? Потому, что похвала воздействует на человека эффективнее, чем наказание. Стремление жертвы получать положительные эмоции толкает ее на выполнение действий, которые подкрепляют их т, таким образом, ассоциируются с удовольствием. Но хвалить нужно как бы невзначай и не перебарщивать. Делайте аккуратно и успех вам гарантирован!

Чтобы заставить человека что-либо сделать, не нужно его долго уговаривать. Достаточно сказать, что время на принятия решения ограничено. Сначала лиши оппонента предоставленной возможности, а затем смилуйся и дай еще один шанс. Однако, взамен на такую доброту поставь условие, что ответ нужен немедленно. Из-за страха упустить возможность, жертва будет готова согласиться с тобой.

Из примеров видно, что канал обучает достигать желаемого. Очень часто в ходе обучения используется слово «жертва», что наводить на мысль об агрессивных методах воздействия.

    1. Приемы НЛП.

Изучив некоторые приемы и техники НЛП, мошенники применяют их на практике.Например:
Моделирование. Техника предлагает перенять особенности речи, темп, даже дыхание человека, с которым нужно установить контакт. Если жертва говорит взволнованно, мошенник тоже может говорить немного взволнованно, чтобы создать ощущение «общего настроения». Если жертва говорит тихо, то мошенник также замедляет темп речи и снижает тон голоса.

Создание дефицита и срочности. «Время ограничено! Если вы не примете решение прямо сейчас, вы упустите шанс!»

Слова и фразы. Мошенник использует те же слова и фразы, которые использует жертва, особенно те, которые выражают ее ценность и убеждения. Пример: если жертва говорит: «Для меня важна честность», мошенник повторяет эту фразу в разных контекстах, подчеркивая свою собственную честность.

Техника «Три да»

Мошенник может попытаться получить несколько быстрых «да» на простые вопросы, чтобы настроить жертву на согласие. Пример: «Вы хотите защитить свои деньги?» «Вы хотите, чтобы ваши данные были в безопасности?» «Вы хотите избежать финансовых потерь?»

Слова-ловушки:

Никто не готов сразу сознаться в том, что он чего-то не увидел, не понял, не осознал. И каждому нравится, когда к нему сразу обращаются, как к компетентному понимающему человеку. Сразу хочется подтвердить свой уровень компетенции и не ударить в грязь лицом.

Поэтому, если вам нужно убедить человека в том, что он уже сам все знает и понимает, начинайте фразы со слов-ловушек:

- Вы знаете…

- Вы же осознаете…

- Вы уже поняли, что…

Например, «Вы уже заметили, что наше предложение выгодно отличается от предложения других банков»?

Иллюзия выбора:

Не задавайте вопросов, на которые можно ответить «Нет». Но при этом у человека должно сложиться ощущение, что у него был выбор. Вы просто уводите сознание собеседника от возможности отказать, занимая его мышление выбором между двумя вариантами.

Например, «Подпишем соглашение сейчас или сначала обсудим детали»?

Мошенники не используют сложные приемы НЛП. Например, чтобы расположить жертву к себе, они просто называют ее по имени, вызывая таким образом доверие к себе.

Эмпатия. Мошенник выражает сочувствие и понимание по отношению к проблемам жертвы. Пример: «Я понимаю, как трудно бывает справляться с финансовыми трудностями. Многие люди сталкиваются с этим»

Всегда нужно обращать внимание на скорость речи тех, с кем вы общаетесь. Как правило, мошенники используют хорошо отработанный текст «без помарок», который человек произносит достаточно быстро. Такой эффект необходим для того, чтобы «жертва мошенничества» не успела опомниться и прийти в себя.

    1. По какой схеме работают мошенники, в том числе телефонные?

Прежде чем получить от жертвы то, что он хочет (деньги, подпись, согласие на что-либо), преступник совершает три базовых действия:

- Наблюдает за человеком, фокусируя внимание на взгляде, жестах, выражении лица и речи. В Интернете в соцсетях изучает содержание его личных страниц, чтобы найти уязвимые места. По телефону завязывает разговор, чтобы оценить характер человека, его настрой, эмоциональное состояние, психологическое равновесие.

- Пытается подстроиться под человека, копируя его движения, тембр голоса, особенности мимики, ритм дыхания. Это помогает вызвать доверие к себе.

- Закрепляет результат с помощью вербальных приемов, таких как: повторение ключевых слов, произнесение комплиментов, использование необычных речевых оборотов, регулярный обзвон или рассылка сообщений с навязчивыми предложениями и скрытыми угрозами.

Самый распространенный способ — попытаться расположить к себе: представиться человеком из официальных структур. Люди склонны доверять, когда им звонит важный человек из полиции, больницы и других государственных учреждений. Если не получается так завоевать доверие, следующий шаг — запугать, пригрозить, что что-то случится с деньгами или с близкими. Злоумышленники стараются как можно скорее пробудить в жертве чувство страха, растерянности, а потом сразу предлагают простое решение — перевести все деньги на «безопасный» счет». Когда человек пугается, то становится слабее, беспомощнее, начинает неосознанно искать защиту и опору. Эмоции берут верх над разумом, и человек чувствует себя ребенком, попавшим в беду. Злоумышленники, освоившие НЛП, буквально вводят человека в неустойчивое эмоциональное состояние, когда им легко можно манипулировать.

Самые популярные фразы телефонных мошенников:

  1. Ваш номер телефона был замечен в контактах преступной группировки.

  1. Нам нужно немедленно получить от вас объяснения.

  2. Ваш сын устроил ДТП. Пьяный сел за руль.

  3. Надо решать вопрос…

  4. Вы в списке на мобилизацию.

  5. Если хотите что-то решить, надо сейчас.

  6. Мы обнаружили подозрительную активность, связанную с вашим банковским счетом.

  7. Нам срочно нужно обсудить с вами меры безопасности.

  8. Мы заметили необычную транзакцию на вашем счете и хотели бы подтвердить, что это действие было совершено вами.

  9. Здравствуйте, я представляю службу доставки.

  10. Вам пришла посылка, доставка за счет отправителя, получатель должен оплатить небольшой сервисный сбор.

  11. Здравствуйте, мы проводим бесплатную проверку смартфонов на вирусы.

  12. Это социальная программа.

  13. Давайте я помогу вам убедиться, что ваша система в безопасности.

В процессе нашей работы, нам позвонили сотрудники строительной компании, которые предлагали оформить кредит на строительство дома. Так как мы уже знакомы в приемами НЛП, то выявили следующее: сотрудник обращался по имени, проявил эмпатию, то есть сопереживал и сочувствовал, создал дефицит и срочность: «Эта акция скоро закончится, успейте оформить кредит сейчас!»

Заключение

Как защититься от телефонных мошенников?

Распознать мошенников достаточно трудно. Они звонят, уверенно представляются, как делали уже сотни раз, говорят спокойным ровным голосом. Косвенным признаком является их стиль общения. Если человек, позвонивший с незнакомого номера дает информацию частями, задает много уточняющих вопросов и торопит вас, не давая сосредоточится и подумать, лучше всего просто бросить трубку.

Другой метод избежать давления — попытаться спровоцировать звонящего, вывести из себя, чтобы он выдал себя. Известны случаи, когда «сотрудники правоохранительных органов» переходят на более привычный им блатной жаргон после фразы: «Вечер в хату!» или «В какой колонии сидите?».

Стоит заметить, что приемы НЛП не действуют на людей, если они знают, что их пытаются «заякорить», т.е. уловить и скопировать ваше эмоциональное состояние.

Не действует на того, кто умеет давать отпор, сопротивляться и говорить "нет". Как правило, это человек-индивидуалист, не являющийся "винтиком в системе". Он не видит ничего зазорного в том, чтобы просто бросить трубку, оборвав разговор. Кстати, сделать так могут немногие - нам ведь неудобно обидеть человека, и мы в первую очередь думаем о комфорте того, кто звонит, а не о собственной безопасности.

Постоянно напоминать себе, что вы имеете на это полное право. Не надо бояться быть невежливым в разговоре с мошенником. Помните, что на том конце провода - преступник, и уж у него-то нет никаких моральных и этических норм, перед ним стоит единственная задача присвоить ваши деньги. Странно проявлять вежливость к такому человеку.

Из практических советов. Можно написать себе "напоминалку": "Что делать в случае, если звонят и говорят, что мне что-то угрожает?". Держите ее при себе - вдруг пригодится? Можно потренироваться говорить "нет" - поверьте, поначалу вам будет непросто. Кстати, попробуйте сделать из этого игру с пожилыми родственниками: как будто вы им звоните и что-то предлагаете, а они в ответ должны сказать "нет" или бросить трубку. Вообще, тренировки - лучший способ научиться ставить защиту против мошенников.

Еще вариант: если вы не в силах жестко отказать звонящему или сразу же положить трубку, подготовьте заранее варианты ответов - минимально эмоциональных и максимально отстраненных. "Спасибо, эта информация мне неинтересна", "Спасибо, я перезвоню сейчас в банк и все узнаю" и т.д. Старайтесь не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Помните: начать разговаривать с чужим человеком - то же самое, что открыть ему дверь и впустить в свою квартиру.

Когда нами пытаются манипулировать, надо попробовать отвлечься: понюхать цветок, посмотреть в окно, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов, то есть переключиться на что-нибудь другое. Совершить любое действие, которое «заземляет» человек, дает больше опоры, уверенности в себе.

Если вы чувствуете, что сознание начинает туманиться, что вас постепенно вводят в гипнотическое состояние, помните, начинается манипуляция. На вас воздействую с помощью силы слова.

Как гласит поговорка: «От слова спасение и от слова погибель».

Наша гипотеза подтверждается: если понять механизм приемов НЛП, то можно противостоять способам манипуляции.

Таким образом, наше исследование показало, что приемы НЛП в руках мошенников действительно представляют серьезную опасность для населения нашей страны. Чем больше людей узнает, что выманивание денег осуществляется путем манипуляций с использованием определенных приемов НЛП, тем будет меньше жертв аферистов. Предупрежден – значит вооружен.

В рамках нашего проекта мы разместили памятки в наиболее посещаемых местах школы (учительская, кабинеты) для предупреждения педагогов и учащихся о грозящей опасности в виде телефонного мошенничества.

Мы предполагаем продолжить наше исследование и выпустить брошюру, в которой расскажем школьникам и учителям о нашем исследовании, познакомим с методами НЛП-воздействия и способах защиты от мошенников.

Просмотров работы: 27