Введение
Эту научную работу я начала писать в год 80ти-летия победы в Великой Отечественной войне. У каждой семьи есть своя история, свои герой, память, каждой семье есть, что рассказать, сколько книг и статей написано об этой войне, но так же наша реальность такова, что многим и сейчас пришлось встать на защиту нашей Родины. Именно героям нашего времени и важности патриотического воспитания я хочу посвятить свою научно-исследовательскую работу. Работу я пишу не первый год, но именно эта стала для меня самой сложной, так как тема очень глубокая и многогранная, но и сам формат для меня новый.
Актуальность данной работы заключается в том, что события нашего времени показывают важность патриотического воспитания на примере героев, готовых защищать нашу Родину.
Цель – в рамках патриотического воспитания сформировать у младших школьников представление о мужестве человека, его мужественных, героических поступках на примере героев нашего времени.
Задачи
Изучить литературу и формулировки понятий патриотизм и мужество
Изучить литературу о роли Омска в годы ВОВ, выяснить вклад жителей города
Разработать план подготовки «Урока мужества»
Подготовить «Урок мужества», изучить вклад и возможности жителей Омска, а именно детей младшего школьного возраста в рамках событий нашего времени
Подготовить рассказ о Герое нашего времени
Выявить уровень осознания понятия мужество, провести «Урок мужества» и выявить эффективность данного инструмента на формирование понятий мужества и храбрости
Организовать среди детей младшего школьного возраста мероприятия, направленные на помощь бойцам, которые в наше время встали на защиту нашей Родины.
Объект моего исследования – процесс формирования и проявления патриотизма и мужества у детей младшего школьного возраста.
Методы, которые я буду использовать в своей работе: наблюдение, интервьюирование, тестирование, сравнение.
Гипотеза – я предполагаю, что «Уроки мужества», примеры героических поступков помогают формировать правильные, ценностные примеры мужественных поступков, помогают в формировании ответственности, честности и гармоничной личности.
Глава 1. Знакомство с патриотизмом и мужеством
От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
В.В. Путин.
В данной главе я хочу привести определения и понятия, которые буду использовать в своей работе.
Начать я хочу с патриотизма и мужества, что это такое, и какую роль они играют в воспитании личности.
В литературе я встретила много определений, которые объединила для себя в одно общее понятие.
Патриотизм – это любовь к своей Родине, это знание её истории, культуры, чувство сопричастности, это любовь и гордость за свою страну, готовность защищать её, это стремление сделать свою страну лучше, участие в жизни общества, таким образом, это не только слова, но и поступки, направленные на благо Родины.
Мужество - это храбрость, присутствие духа в беде, опасности, душевная стойкость и смелость, сила воли и решимость действовать в сложных ситуациях.
Изучая эту информацию, у меня возник вопрос, а каждый ли человек рождается с этими чувствами, или это отношение необходимо формировать и воспитывать.
С рождения человек учится всему, он учится ходить, говорить, читать, писать, со временем осваивает новые знания и умения, профессии, ничего не даётся нам легко, всему нужно учиться. И патриотизм не возникает у людей сам по себе, а формируется в процессе воспитания, обучения и социализации.
На мой взгляд, самое важное воспитание даёт семья. Это знакомство с историей своей семьи, традициями, праздниками, их сохранение, бережное отношение к природе и всему живому, уважение к труду, это история родного края, страны и многое другое.
Так же в образовательном процессе данным мероприятиям отводится большая роль. Мы изучаем природу родного края, историю, принимаем участи в линейках и парадах, посвящённых знаменательным датам нашей страны, ходим на экскурсии, в музеи, на выставки, смотрим видеофильмы, читаем интервью и организовываем беседы с очевидцами и участниками значимых событий и пишем научно-исследовательские работы, чтобы узнать о некоторых аспектах больше и глубже.
Я поставила перед собой задачу определить инструмент, которым я могла бы воспользоваться при проведении мероприятий по патриотическому воспитанию. Таким инструментом патриотического воспитания стал «Урок мужества». «Урок мужества» – это мероприятие, направленное на патриотическое воспитание на примере героев и подвигов, обсуждение моральных ценностей и примеров мужественного поведения. Именно этот инструмент я буду использовать в своей работе.
Глава 2. Вклад г. Омска в победу в ВОВ
Как я уже отметила, что патриотизм включает в себя знание истории своей страны, а одним из значимых событий была Великая Отечественная война 1941-1945. Эта война – яркий пример проявления патриотизма, когда все встали на защиту нашей Родины, сражаясь на фронте или обеспечивая надёжный тыл.
Я родилась и живу в Омске. В годы войны наш город был удалён от мест сражений, но тем не менее испытал все тяготы военного времени и стал надёжной опорой фронта. Омск и Омская область в годы войны стали основным пунктом приёма раненых. К 15 октября 1941 года в Омске и Омской области было развёрнуто 42 госпиталя. В разных источниках я нашла информацию о том, что в Омске располагался 21 госпиталь (Приложение 1), в других источниках были обозначены 24 госпиталя, были несовпадения адресов, названий, таким образом моя познавательная часть переросла в незапланированную практическую. Чтобы проверить эту информацию, я отправилась по всем адресам, где-то мне удалось пообщаться с людьми и уточнить информацию. Многие из этих зданий сейчас изменили свои названия и назначения и даже адрес, таким образом я составила свой актуальный список расположения госпиталей в Омске в годы ВОВ (Приложение 2).
Для госпиталей выделялись лучшие помещения, переоборудовали здания образовательных учреждений и других организаций. Одним из таких мест стало старое здание школы, в которой учимся я и мой брат – Гимназия №19, а так же старое здание школы №37, в которой училась наша мама.
Таким образом, омские врачи оказывали медицинскую помощь раненым бойцам и эвакуированным жителям. Многие врачи ушли на фронт для оказания медицинской помощи на передовой. Так же в Омске велась ускоренная подготовка медицинского персонала для работы на передовой, в военных госпиталях и на освобождённых территориях.
К сожалению у меня не было возможности лично пообщаться с работниками эвакогоспиталей, но я читала интервью, где они рассказывали о трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться. Жили они на территории госпиталей и не могли никуда уйти даже во время непродолжительных перерывов, выходных у них не было, была строгая дисциплина. Они самостоятельно разгружали приходящие эшелоны с ранеными и больными. На разгрузку отводилось до двух часов, а разгружать приходилось 500-700 человек. Иногда в день могло приходить несколько эшелонов. Раненые до поступления в эвакогоспиталь могли находиться в дороге до двух недель, поэтому состояние у многих было тяжелое. Выделенных мест не хватало для всех больных, так же как не хватало мебели, продуктов, одежды, бинтов. Город часто оставался без электричества, поэтому оперировали при свечах. Самое главное – не хватало лекарств, так как одни заводы оказались на оккупированной территории, а другим не хватало сырья для производства необходимого количества. Медицинское оборудование выходило из строя, а новое не производили. Не смотря на все трудности, все старались для общего дела, не было равнодушных: сдавали кровь, приносили продукты и одежду. Чтобы поддержать больных, приходили даже школьники, они читали им книги, писали письма родным, устраивали концерты, рисовали.
Таким образом Омские врачи внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, проявляя отвагу и героизм. В память об этом 8 декабря 2020 года в Парке Победы г. Омска был открыт памятник «Подвигу омских медицинских работников в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945».
На мой взгляд, главным уроком является то, что война касается каждого, не важно где ты находишься, на передовой или в тылу, боец, врач ты или школьник, важно делать всё, что от тебя зависит для достижения общей цели, что и продемонстрировали жители Омска в Великую Отечественную войну. Важно не растерять это и преумножить.
На примере жителей моего родного города я увидела невероятную сплочённость, заинтересованность, стремление внести посильный вклад, таким образом у меня возник вопрос, что является основополагающей идеей, позволяющей совершать героические поступки в наше время.
Глава 3. План подготовки «Урока мужества»
События той войны с каждым годом отдаляются во времени, всё меньше остаётся очевидцев тех событий, но историю своей страны мы пишем каждый день, а тем более сейчас, когда многим пришлось встать на защиту нашей страны. В это время особенно остро встаёт вопрос о патриотизме, когда каждый должен внести свой посильный вклад, ради общего благополучия.
В предыдущей главе я рассматривала этот вопрос на примере Омска, который был удалён от боевых действий, но тем не менее каждый житель вносил посильный вклад ради общей победы, всех объединяла идея любви к Родине, сплочённости, единства.
Как было сказано ранее – люди не рождаются с чувством любви к Родине, с чувством героизма или патриотизма, эти чувства необходимо воспитывать и формировать. Одним из инструментов в данном вопросе являются проведение «Уроков мужества». На примере героев нашего времени я планирую провести «Урок мужества» для учеников начальных классов.
Как я уже говорила ранее, о событиях того времени написано много книг, сняты документальные фильмы, организованы музеи, выставки и многое другое, то о событиях реального времени информации очень мало. В связи с этим я столкнулась с множеством трудностей, так как часть информации закрыта, часть не имеет подтверждений, некоторые очевидцы в силу различных причин не хотели обсуждать этот вопрос. Поэтому для проведения «Урока мужества» было решено работать по плану:
Подготовительный этап:
Изучение материала
Разработка анкеты
Организация встреч и проведение интервью
Обработка информации
Составление презентации
Проведение «Урока мужества»:
Определение темы
Анкетирование и опрос
Выступление
Мотивация к совершению добрых поступков и дел
Повторное анкетирование для проведения сравнительного анализа
Заключительный этап:
Обработка результатов анкетирования
Проведение сравнительного анализа
Выявление влияния «Урока мужества» на уровень осознания понятий «мужество», «героизм», патриотизм»
Размещение материалов.
Глава 4. Формирование и проявление мужества и патриотизма
Следуя своему плану я начала готовиться к проведению «Урока мужества». «Урок мужества» - это форма патриотического воспитания, цель которого познакомить с подвигами народа, формировать уважение к подвигам героев, отношения у мужеству и его проявлению в различных ситуациях, формировать готовность совершить мужественный поступок.
С целью определения возможностей «Урока мужества» по формированию патриотической позиции, я сформировала анкету, для выявления уровня осознания детьми младшего школьного возраста (Приложение 3).
Следующим этапом я посетила фонд «Защитники Отечества», который занимается помощью участникам боевых действий и их семьям. Там я узнала различные истории, узнала о важности мероприятий, которые мы организовываем в школе и не только. Но я расскажу о некоторых мероприятиях, которые касаются моей работы. В первую очередь я ориентируюсь на детей младшего школьного возраста, поэтому и изучаю вклад детей, поэтому я остановилась на вопросе написания писем бойцам. Являются ли они нужными и значимыми. Из бесед я узнала, что эти письма ждут с нетерпением и носят их с собой, они помогают в поддержании боевого духа, поднимают настроение. Для нас это что-то простое, а для них это связь с мирной жизнью, которые придают силы. Таким образом простые школьники могут внести свой вклад ради общего дела. Так же на вопрос: «чем мы в тылу можем помочь бойцам на передовой?» был получен небольшой список самого необходимого: это маскировочные сетки, окопные свечи и тёплые носки – вот такой интересный перечень, тем более, что написать письмо может каждый школьник, а сделать окопную (блиндажную) свечу своими руками или связать тёплые носки, могут научиться многие.
На вопросе изготовления свечей я решила остановиться более подробно. Так как такую свечу может сделать каждый в домашних условиях и отнести в пункты помощи бойцам, я сформировала подробную инструкцию по её изготовлению (Приложение 4). Так же я научилась вязать носки.
После, так как в предыдущей части я рассматривала роль Омска в ВОВ на примере омских врачей, я изучила военные госпитали города Омска. На данный момент их два. 425й Военный госпиталь, который располагается по улице Гусарова, дом 4 и Госпиталь для ветеранов воин по адресу Гагарина, дом 28. На данный момент идёт реконструкция здания роддома №5 по адресу ул. Рождественского, дом 2. После окончания реконструкции туда перенесут военный госпиталь с улицы Гусарова. Таким образом в Омске останется два военных госпиталя.
Основной частью моей работы стала беседа с Надеждой Владимировной Климовой – вдовой героя, историю которого я хочу рассказать на «Уроке мужества». Так как моя целевая аудитория – это в первую очередь дети, как и я, то я увидела важность уже сейчас на примере поступков героев нашего времени формировать в нас правильные ориентиры, чтобы, если когда то перед нами возникнет соблазн, в нас был стойкий, несгибаемый стержень, который поможет сделать нам правильный выбор.
Из моих бесед я узнала о сплочённости, о товариществе, что очень поразило меня. Я узнала о мероприятиях, направленных на сохранение памяти героев: это высадка деревьев, организация легкоатлетических кроссов, выставки, в том числе и проведение «Уроков мужества», которые я планирую проводить. Забегая вперёд, хочу отметить, что эти мероприятия, направленные в первую очередь на работу с детьми, имеют очень большой отклик в сердцах и умах детей. Все относятся к этому с полной ответственностью, начиная от поведения и внешнего вида, заканчивая вдумчивыми взглядами и максимальной заинтересованностью к проводимым мероприятиям.
В следующей главе я хочу узнать, как вырастают герои.
Глава 5. СВОй Герой
У страны должны быть герои, и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которых сегодняшнее поколение могли бы воспитываться и воспитывать своих детей. Это очень важно!
В.В. Путин
Именно о таком герое я хочу рассказать. К сожалению, его уже нет с нами, но память о нём должна жить, ведь именно на таких примерах мужества, ответственности, чести и отваги мы должны учиться, формировать свои ценности, учиться быть храбрыми, честными, такие истории не могут оставить равнодушными никого. Историю о нём я узнала от Надежды Владимировны Климовой – его вдовы.
Александр Викторович Климов (Приложение 5) – внук нашего земляка, который принимал участие в битве за Москву во время Великой Отечественной войны, попал в плен, прошёл концлагерь, а 21 сентября 1982 года он умер, и в этот же день через 8 лет родился Александр Климов, которому так же пришлось встать на защиту Родины.
Александр Викторович с детства считал, что мужчина в первую очередь должен быть защитником. Повестку в военкомат, которую получил на следующий день после празднования своего 32-летия, воспринял с желанием внести свой вклад в историю России. В январе 2023 года он оказался на СВО. Он взял на себя обязанность защищать не только Родину, но и жену, которая ждала ребёнка, ограждая её от всякой негативной информации.
Он служил в 504-м танковом полку, в разведроте, в штурмовой группе, был гранатомётчиком. На его счету более 80% попадания в цели. Его группа выполняла сложные задачи, сражались в самых опасных участках. Один из подвигов его группы – захват заминированной территории, которую не могли взять полтора года.
Он был гордостью батальона, смелым, честным, скромным, справедливым, настоящим Воином, преданным своей Родине. Получив ранение в августе 2023 года при выполнении боевой задачи, отказался покидать позицию, потому что не хотел оставлять товарищей.
27 октября 2023 года Александр Викторович Климов погиб во время штурма на территории Донецкой Народной Республики в районе Авдеевки. Он сражался до последнего.
За время службы Александр был награждён медалью Суворова – государственная награда Российской Федерации, подписанная указом президента - за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества.
Орденом Мужества – государственная награда Российской Федерации, подписанная указом президента Российской Федерации, Александр Викторович Климов был награждён посмертно.
Александр никогда не жаловался и не рассказывал о событиях, происходящих в зоне боевых действий, обо всём супруга узнала уже после его гибели от его сослуживцев, он всячески оберегал её от любых потрясений, потому что она ждала долгожданного ребёнка. 17 июля у них родился сын. В тот момент Александр находился в отпуске и смог встретить жену и ребёнка из роддома. Втроём они провели четыре часа.
На момент гибели Александра ребёнку было всего 3,5 месяца. Сейчас он ещё слишком мал – ему всего два года, но он уже знает о своём отце – герое. У него перед глазами портреты отца, он слышит рассказы о нем, о его подвигах, как когда-то маленький Саша слушал рассказы своего деда о Великой Отечественной войне, о подвигах героев того времени.
В зоне боевых действий нет двояких понятий, там всё предельно ясно – есть враг и есть то, ради чего сражается каждый боец. Там каждый обретает вторую жизнь: у него появляется вторая семья – его боевые товарищи, он получает вторую профессию – военную, но одно остаётся неизменным – сила духа, честь, достоинство, сила воли, воспитание, идея, ради которой проходят все испытания. Ведь под таким напряжением кто-то может и сломаться, но Александр никогда не поступался принципами и правилами, он имел чёткое представление о том, за что сражался – за то, чтобы в Омске сын, жена, родители не видели то, что видит он.
Одним из главных СВОих уроков можно считать понимание того, что всё может измениться в один момент, что нужно ценить близких, никакие сложности и проблемы не сравнятся со сложностью боевых действий, что только сплочённость, уверенность, любовь к Родине, рассказы дедов о ВОВ мобилизуют внутренние резервы и дают силы противостоять врагу.
СВО показывает, что может произойти, когда мы можем переврать или забыть о своей истории, когда дети и подростки свободно и бесконтрольно пользуются сетью интернет, где видят ролики различного характера, когда для детей авторитетом становится не семья и семейные ценности, а блогеры, посторонние люди, которые призывают их совершать различные поступки, когда обесценивают вклад Советского Союза в освобождение других стран. Очень важно проводить уроки мужества, чтобы рассказывать о героях, потому что если не расскажем мы, то расскажет кто-нибудь другой, а что он им расскажет, мы не сможем проконтролировать. Поэтому особенно важно прививать правильные ориентиры и ценности, проводя уроки мужества и другие мероприятия, направленные на укрепление сплочённости.
Воспитание подрастающего поколения на примерах Героев – очень важная составляющая патриотического воспитания, чтобы нынешние мальчишки, столкнувшись в будущем с выбором между добром и злом, вспомнили историю Героя и сделали правильный выбор.
Я очень вдохновилась деятельностью Надежды Климовой, которая стала активно организовывать общественные мероприятия в память о своём муже. Это помогает ей с честью и достоинством проживать утрату. Ведь в воспитании подрастающего поколения она видит будущее нашей страны. И я с ней полностью согласна. Наша семья не была знакома с Климовыми, но это лишний раз доказывает, что огласка таких историй не оставляет равнодушными даже посторонних людей, а заставляет задуматься о важности выбора приоритетов и примеров для воспитания.
Глава 6. Практическая часть
После изучения и обработки информации я составила презентацию для проведения «Урока мужества» (Приложение 6).
На этапе планирования своей работы я рассказывала историю Александра своим друзьям во дворе, я поняла, что помимо анкетирования важно наблюдать за реакций и поведением людей. Не всегда люди отвечают честно и откровенно на вопросы, касающиеся мужественности и патриотизма, стараясь казаться лучше, а то, как ведут себя и что делают, отражает их настоящую реакцию. После моего рассказа мальчишки во дворе не вернулись к игре в футбол, а начали обсуждать поступок Героя.
После этого я решила, что тестирование моих одноклассников будет анонимным, что во время «Урока мужества» я буду наблюдать за учениками, буду наблюдать за ними после. Таким образом получится полная картина.
«Урок мужества» (Приложение 7) я начала с тестирования. В тестировании приняли участие 22 ученика 4 класса и учитель. Результаты исследования показали, что младшие школьники в большинстве своём имеют низкий уровень осознания понятия мужества, которое является составляющей частью патриотических качеств человека и свойств его характера (Приложение 8).
13 человек (57%) имеют низкий уровень осознания понятия мужество: непонимание существенно важнейших сторон понятия или отрицательное отношение к нему.
7 человек (30%) имеют средний уровень: наличие знаний, собственных мыслей, неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, положительное, но неустойчивое, индифферентное, или пассивное отношение к обсуждаемому качеству.
3 человека (13%) (в т.ч. учитель) имеют высокий уровень: полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон обсуждаемого понятия, положительное личное отношение к нему.
После окончания моего выступления я предложила ребятам пересмотреть свои ответы на вопросы анкеты и дополнить их, если появится такое желание. Многие дополнили свои ответы, что показывает положительное влияние проведённого мной урока.
Так же было предложено написать письма бойцам. В написании писем приняли участие ученики 2 и 4 классов. Их я передала в социальный фонд, откуда они будут переданы непосредственно нашим адресатам.
Как было сказано ранее, что в зоне боевых действий необходимы блиндажные (окопные) свечи. Этими свечами бойцы обогреваются, освещают помещение, на них разогревают еду и сушат одежду. Поэтому я предложила ученикам своего класса изготовить такую свечу. В этом нет ничего сложного, а польза от такой свечи большая. На это предложение откликнулись не только учитель и одноклассники, но и жители дома, которые принесли пустые консервные банки для свечей. Мы закупили парафин, а чтобы не возникло сложностей с плавлением парафина в школе, организовали выход класса на мастер класс по изготовлению окопных свечей (Приложение 9). Очень приятно, что на это мероприятие пришёл весь класс полным составом, не было никого, кто отказался, хотя участие было добровольным. Таким образом мы изготовили более 20 свечей и не остались в стороне, не смотря на наш возраст. Каждый сделал то, что ему по силам – ученики второго класса написали письма, а ученики четвёртого класса письма и свечи. В планах не останавливаться на этом, а продолжать делать то, что мы можем.
Повторное тестирование я не проводила по причине анонимности моего анкетирования, так как нельзя будет сопоставить анкеты конкретных учеников, но то, что все приняли участие и готовы продолжать поддерживать такие мероприятия говорит о том, что эффект от проведения «Урока мужества» есть, стоит проводить такие уроки и дальше, затрагивая новые темы и истории.
Заключение
Подводя итоги своей работы, хочу сказать с сожалением, что в рамках данной работы мне не удалось разместить всю информацию, которую я изучила, но тем не менее постаралась сконцентрироваться на основных моментах, чтобы передать основную картину происходящего.
Я выполнила все поставленные задачи:
Изучила литературу и понятия мужество и патриотизм
Изучила литературу о роли Омска в годы ВОВ, узнала, что Омск был центром эвакогоспиталей в 1941-1945 гг., составила актуальный список адресов, где они были размещены
Разработала план составления «Урока мужества»
Подготовила доклад и презентацию для проведения «Урока мужества», узнала, какой вклад могут внести дети младшего школьного возраста для бойцов
Провела беседу-интервью со вдовой Героя – нашим земляком, рассказала эту историю своим одноклассникам и друзьям
В рамках проведённого мной «Урока мужества» выявила, что более половины учеников 4 класса имеют низкий уровень осознания понятия мужество, что проведённый урок оказал положительное влияние на изменение этого уровня
Узнала, что могут сделать дети младшего школьного возраста для фронта и организовала написание писем и изготовление окопных свечей
Поставленную цель - сформировать у младших школьников представление о мужестве человека, его мужественных, героических поступках на примере героев нашего времени - я достигла.
Таким образом я подтвердила свою гипотезу о том, что «Уроки мужества», примеры героических поступков помогают формировать правильные, ценностные примеры мужественных поступков, помогают в формировании ответственности, честности и гармоничной личности.
Результатом моей работы стал рассказ о Герое, которую дети слушали внимательно и вдумчиво, который стал примером ответственности, мужества и чести, и письма и свечи, которые принесут пользу бойцам, которые сейчас защищают нашу Родину.
Таким образом мы видим, что изменилось время, изменились условия, но одно осталось неизменным – желание помогать, не остаться в стороне.
В завершении своей работы, как и в прошлый раз, хочу сказать: «Давайте жить дружно! С собой, с окружающими, с природой. Ценить и преумножать всё хорошее, что мы имеем, чтить память наших героев, извлекать уроки, чтобы не пришлось сталкиваться нам и нашим детям с трудностями в будущем!»
Список использованных источников
Архипова Е. П., Архипова О. П. Интересные факты из жизни города Омска и Омской области (1716-2007гг.). – Омск: Издат. дом «ЛЕО», 2008. – 920 с.
Во имя Победы. Омичи – труженики тыла: очерки, воспоминания, хроника. – Омск: Кн. Изд-во, 2007. – 264 с.
Воспитание патриотизма у младших школьников: внеклассные занятия, композиции, уроки. 1-4 классы: методическое пособие. – М.: изд. «Учитель», 2023. – 98 с.
Николаева Ю. Спасали жизни и возвращали в строй. – Вечерний Омск. – 2022. – 4 мая.
Омская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы): историко-публицистический информационно-статистический сборник. – Омск, 2005. – 298 с.
Очерки истории города Омска. Том второй. Омск. ХХ век / Под. ред. А. П. Толочко – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 400 с.
Полищук И. А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников. – М.: Флинта, 2011. – 151 с.
Энциклопедия города Омска: в 3 т. / под. Ред. Г. А. Павлова, Л. В. Новосёловой, С. Г. Сизова. – Омск: Издат дом. «ЛЕО». 2009. – 920 с.
«В бою за жизнь»: [Электронный ресурс]. URL: https://omskgazzeta.ru/all-news/v-boju-za-zhizn/ (Дата обращения: июль 2025).
«История Омска: 1941-1945 годы»: [Электронный ресурс]. URL: https://admomsk.gosuslugi.ru/gorod/istoriya/lenta-istoricheskih-sobytiy/19411945-gody/ (Дата обращения: июль 2025).
«Омск в годы Великой Отечественной войны»: [Электронный ресурс]. URL: https://admomsk.gosuslugi.ru/netcat_files/235/2127/Glava_12.pdf (Дата обращения: июль 2025).
«Эвакогоспитали в Сибири»: [Электронный ресурс]. URL: https://kemrsl.ru/omskaya-oblast-25654.html (Дата обращения: июль 2025).
«Омские госпитали»: [Электронный ресурс]. URL: https://ip.libomsk.ru/ (Дата обращения: июль 2025).
«Эвакогоспитали Омской области»: [Электронный ресурс]. URL: http://cz.omskzdrav.ru/index.php/en/homei/80-icetheme/sample-news/1677-2020-05-08-04-57-22 (Дата обращения: июль 2025).
«Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи»: [Электронный ресурс]. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/16470 (Дата обращения: июль 2025).
Приложения
Приложение 1
Эвакогоспитали Омска в годы ВОВ и источниках литературы
Приложение 2
Актуализированный список эвакогоспиталей Омска в годы ВОВ
Дислокация эвакогоспиталей по г. Омску
|
№ п/п |
№ госпиталя |
Фактически развёрнуто коек |
Адрес |
До ВОВ |
В наше время |
|
1 |
1496 |
470 |
Ленина, 3 |
Автодорожный институт |
Музей им. Врубеля |
|
2 |
1497 |
500 |
Ленина, 10 |
Аграрно-педагогический техникум |
Административное здание |
|
3 |
1495 |
650 |
Партизанская, 8 |
Совпарт школа |
Университетский техникум агробизнеса |
|
4 |
1494 |
700 |
Гагарина, 28 |
Горбольница |
Госпиталь для ветеранов воин |
|
5 |
1253 |
240 |
Декабристов, 35 |
Фельдшерско-акушерская школа |
Центр повышения квалификации работников здравоохранения |
|
6 |
1252 |
275 |
Мельничная, 44 |
Школа №53 |
Школа №53 |
|
7 |
1254 |
365 |
Лобкова, 2 |
Железнодорожная школа №2 |
Школа №162 |
|
8 |
1255 |
310 |
Интернациональная, 6 |
Педагогический институт |
Омский государственный педагогический университет |
|
9 |
1397 |
330 |
Тарская, 2 |
Школа №19 |
Институт развития образования Омской области |
|
10 |
1257 |
230 |
4-я Марьяновская, 67А |
Железнодорожная школа №138 |
Школа №100 |
|
11 |
1251 |
300 |
Омская, 75 |
Школа №65 |
Школа №65 |
|
12 |
1256 |
500 |
Партизанская, 2 |
Гостиница «Октябрь» |
Гостиница «Россия» |
|
13 |
2021 |
700 |
Лобкова, 17 |
Железнодорожный техникум |
Омский колледж транспортного строительства |
|
14 |
2477 |
450 |
Орджоникидзе, 56 |
Городская клиническая больница |
Управление Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии по Омской области |
|
15 |
2480 |
530 |
Музейная, 4 |
Областная клиническая больница |
Областная травматолого-ортопедическая больница |
|
16 |
2478 |
720 |
Лермонтова, 131 |
Школа №1 |
Школа №1 |
|
17 |
1953 |
300 |
9-я Северная, 99 |
Школа №8 |
Первомайский районный суд г. Омска |
|
18 |
1798 |
600 |
Красный путь, 36 |
Школа №66 |
ОмГУ им. Достоевского. Факультет искусств |
|
19 |
1044 |
350 |
Профинтерна, 10 |
Школа №55 |
Жилой дом |
|
20 |
3502 |
550 |
Ильинская, 9 Чкалова, 25 |
Школа №64 |
Административное здание Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области |
|
21 |
1043 |
300 |
1-я Красной Звезды, 25 |
Школа №4 |
Школа №68 |
|
22 |
3502 |
данные не сохранились |
Почтовая, 38 |
Школа №37 |
Омская областная станция юных техников |
|
23 |
3501 |
Добролюбова, 17 |
Школа №3 |
Школа №87 |
|
|
24 |
3507 |
Сергея Лазо, 2 |
Школа глухонемых, инфекционная больница |
Инфекционная клиническая больница №1 им. Далматова |
Приложение 3
Анкета И.А. Полищук «Диагностика гражданско-патриотического воспитания школьников
Анкета «Диагностика гражданско-патриотического воспитания школьников»
(разработана к.п.н. Полищук Ириной Александровной)
Анкета позволяет определить уровень осознания понятия «мужество».
Вопросы:
Что такое мужество? Назовите слова-синонимы к этому слову.
Какого человека можно назвать мужественным?
Приведите примеры поступков, о которых можно сказать, что они мужественные.
Можете ли вы сказать про себя, что вы мужественный?
Показатели для анализа ответов:
Называет верные синонимы анализируемого слова
Правильно понимает сущность понятия
Называет признаки и характеристики понятия
Активное отношение к обсуждаемому понятию
Желание обладать данным качеством, проявлять его.
Шкала оценивания:
1 балл – низкий уровень: непонимание существенно важнейших сторон понятия или отрицательное отношение к нему
2 балла – средний уровень: наличие знаний, собственных мыслей, неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, положительное, но неустойчивое, индифферентное, или пассивное отношение к обсуждаемому качеству
3 балла – высокий уровень: полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон обсуждаемого понятия, положительное личное отношение к нему.
Обобщённые ответы на вопросы анкеты:
«смелость, умение переносить беду, подвиг, храбрость, готовность бороться, переносить боль, стойкость в беде и борьбе, отвага, смелость в бою и опасности, терпение постоянство, бесстрашность, геройство, несгибаемость, твёрдость духа»
«не боится опасностей, готов встретить их лицом к лицу, защищает свою семью и свою страну даже ценой жизни, готов погибнуть ради того, чтобы спасти другого, совершает геройский поступок, спасает кого-то из опасности, даже если боится, всё равно не убегает от опасности»
«подвиги воинов ВОВ, героические поступки взрослых и детей по спасению людей из огня, воды, поведение пожарных и работников полиции в экстремальных ситуациях, полёт человека в космос»
ответы на этот вопрос говорят о степени понимания обсуждаемых понятий, об определённой зрелости, о готовности проявлять своё мужество, готовности спасти кого-то, желание быть мужественным, отождествлять себя с героями.
Анкета «Диагностика гражданско-патриотического воспитания школьников»
(разработана к.п.н. Полищук Ириной Александровной)
Анкета позволяет определить уровень осознания понятия «мужество».
Вопросы:
Что такое мужество? Напишите слова-синонимы к этому слову.
Какого человека можно назвать мужественным?
Приведите примеры поступков, о которых можно сказать, что они мужественные.
Можете ли вы сказать про себя, что вы мужественный?
Приложение 4
Инструкция изготовления блиндажной (окопной) свечи
Приложение 5
Герой
Приложение 6
Презентация «Урока мужества»
Приложение 7
Проведение «Урока мужества»
Приложение 8
Результаты анкетирования
|
результаты анкетирования |
|||
|
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|
|
чел |
13 |
7 |
3 |
|
% |
57% |
30% |
13% |
Приложение 9
Вклад учеников 2 и 4 классов