По следам старинной находки

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По следам старинной находки

Курносенко С.В. 1Захарова Д.А. 1
1МБОУ Усвятская СОШ
Старовойтова Е.В. 1Каданова Г.Н. 1
1МБОУ Усвятская СОШ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

О днажды на урок учительница принесла и показала нам необычный предмет, дав задание предположить, что это, и собрать возможную информацию. Металлический круг, вогнутый, относительно тяжелый, легко умещается на ладони, на выпуклой поверхности изображение растительного орнамента. Обсудив наши догадки, мы не пришли к единому мнению. Воспользовавшись благами современной цивилизации, мы сделали фотографию и задали вопрос в сети. Получили ответ, что, возможно, это крышка от старинных серебряных часов. Очень заинтересовались, что это за часы (крышка довольно крупная для часов), кто их производитель, как они могли попасть в нашу местность? Эти и другие вопросы подтолкнули нас к исследованию. Поскольку работу пришлось начинать с нуля, решать проблему мы тоже были вынуждены методом проб и ошибок.

Гипотеза: вероятно, это крышка от иностранных часов; их владелец, скорее всего, иностранец.

Цель: установить точное назначение и происхождение предмета.

Объект исследования: часовое дело

Предмет исследования: крышка от часов

Задачи:

провести органолептическое исследование крышки;

установить возможную дату производства часов;

установить возможное место производства часов;

изучить часовое дело в России в соответствующий период.

В ходе исследования была изучена следующая литература:

«Русская геральдика. Сочинение Александра Лакиера» Книга 1

Пастуро М. «Символическая история европейского средневековья»

Левандовский А. П. «В мире геральдики»

Соловьев С.М. «Истории России с древнейших времен»

Тимашева Т.М. «Немного лиц мне память сохранила»

Тимашева Т.М. «И помню и люблю»

Журнал "Мои Часы" №4-2002

Труды ученых в области геральдики, истории часового дела, мемуары о нашей малой родине позволили нам не только найти ответы на многие поставленные вопросы, но и значительно расширить кругозор.

Много полезного и познавательного предоставили и Интернет-ресурсы.

https://www.liveinternet.ru/users/4026744/post421516827/

http://oldserdobsk.ru/1000/046/46/1046050.html «Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Методами исследования стали: органолептический, лабораторный, анализ литературных источников, обобщение полученных сведений.

Глава 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАХОДКИ

1.1 Органолептическая оценка находки

Осмотрев крышку, мы определили, что она имеет правильную круглую форму, выпуклую, с загнутыми внутрь краями. Диаметр 50 мм. На одной из сторон есть углубление, предположительно здесь располагался некий механизм. Материал – металл серебристого цвета. Крышка помята во многих местах, значит, сделана из мягкого металла.

На внутренней стороне можно различить едва заметный (около 3 мм) логотип с изображением животного, без хвоста и стоящего на задних лапах.

Внизу круга находится последовательность чисел 12058. Предположительно, это порядковый номер.

На внутренней стороне располагается хорошо различимый (1 см) логотип с числом 0,84, 875, что, возможно, является пробой серебра. (Приложение 1)

1.2 Физико-химические свойства находки

Для определения материала исследуемого предмета мы провели естественнонаучное исследование, воспользовавшись бытовыми методами. Было интересно убедиться в химическом составе изделия всеми возможными средствами. Для этого мы использовали физические, химические методы и даже народный метод определения серебра. (Приложение 2)

Из курсов физики и химии мы знаем, что серебро обладает прекрасной теплопроводностью и быстро приобретает температуру окружающей среды.

Эксперимент 1 Физические методы. Тепловой метод

Мы опустили в горячую воду нашу находку. Вынув через 5-7 секунд, ощутили факт значительного нагрева (металл обжигал ладонь). Оставшись зажатым в ладони в течение 3-4 секунд, металл перестал обжигать, т.е. охладился до температуры моего тела.

Эксперимент2

Мы положили на исследуемое изделие кубик льда. Он стал таять аномально быстро, значит, перед нами настоящее серебро.

Эксперимент 3 Звуковой

При падении серебряное изделие в отличие от условно серебряного издает громкий и звонкий звук. Так было и в нашем случае.

Эксперимент 4 Химические методы. Серебро-йод

Серебро это высоко инертный химический элемент, который имеет слабую химическую активность. Больше всего серебро боится галогенов. Серебро, вступая в химическую реакцию с галогенами, образует химические соединения - галогениды серебра. Одним из таких галогенов является йод. Под действием йода, серебро быстро темнеет.

На небольшой участок с внутренней стороны изделия мы нанесли каплю йода и сразу стерли. На месте осталось черное пятно, удалить которое было довольно сложно. Помог раствор спирта. Для сравнения этот эксперимент мы провели с серебряным изделием, содержащим мельхиор. Цвет пятен был разительным. На изделии с содержанием примесей пятно было гораздо бледнее.

Эксперимент 5 Серебро-серная мазь

Сера вызывает окисление серебра. Вследствие этой реакции на поверхности металла образуется темный и тонкий слой сульфида серебра (Ag2S).
На изделие мы нанесли немного аптечной серной мази и оставили на два часа. Затем аккуратно сняли мазь сухой салфеткой. Место, на которое была нанесена мазь, почернело. Пятно было густо черного цвета. Это свидетельство максимального содержания драгоценного металла.

2Ag +SAg2S (черный осадок)

Эксперимент 6 Серебро-уксус

И з курса химии мы знаем, что серебро не взаимодействует с уксусной кислотой, т.к. расположено после водорода в электрохимическом ряду напряжений металлов. Опустив наше изделие в уксусную кислоту, мы отметили отсутствие какой бы то ни было химической реакции. Подделка, изготовленная из посторонних металлов, начала бы окисляться.

Ag+CH3 COOHCH3 COOAg +H2

Эксперимент 7 Народное средство определения серебра

Поместив изделие в ломоть ржаного хлеба, через полчаса-час заметили, что оно не почернело, блеск остался. Это происходит с чистым серебром; подделки темнеют.

Наиболее точным и неоспоримым для науки является лабораторный метод.

Эксперимент 8 Лабораторный метод

А зотная кислота дает стопроцентный результат. Чистое серебро после реакции с азотной кислотой моментально окрасилось в черный цвет, т.к. произошла реакция окисления. Низкокачественное серебро и подделки окрашиваются в зеленый цвет,шипят зеленоватой пеной из-за медных примесей в сплаве.

A g+2HNO3 (конц) AgNO3 + NO2 + H2 O

Вывод: основываясь на результатах многочисленных экспериментов, мы можем уверенно свидетельствовать о высококачественном серебряном изделии.

Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСОВ

Выяснение происхождения крышки, т.е. географии производства, началось с изображения на крышке. Мы надеялись, что это ключ к разгадке.

На внешней стороне крышки изображен растительный орнамент с чеканными цветочными силуэтами, похожими на лилию. Узор орнамента представлен раскрывшейся лилией в центре, двумя раскрытыми лилиями меньшего размера по бокам, двумя лилейными бутонами внизу. Центральное изображение обрамлено со всех сторон перевитыми стеблями и листьями и занимает всю поверхность крышки.

«Немецкий» след

Лилии, изображенные на крышке, навели на мысль о, несомненно, иностранном происхождении часов, поскольку в русских народных орнаментах они встречаются крайне редко. Пришла идея проверить наличие лилий в геральдических изображениях. Для этого мы изучили «Русскую геральдику. Сочинение Александра Лакиера», «Символическую историю европейского средневековья» Пастуро М., «В мире геральдики» Левандовского А. П. и некоторые ресурсы Интернета. Вот какую информацию удалось собрать.

Лилия как стилизованное изображение служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Этот цветок изображался на гербах и иных отличительных знаках в Детройте, Висбадене (Германия, земля Гессен), Новом Орлеане, Флоренции, Турку и Рокишкисе. Речь идет об обычном графическом мотиве, который используется в качестве индивидуальной или семейной эмблемы.

В Германии лилия издавна являлась символом потусторонней жизни, ее изображение можно было встретить в Баварии.

История «немецкой» лилии имеет глубокие корни.Лилия встречается еще в древнегерманской мифологии. Например, бог грома Тор изображался со скипетром, увенчанным лилией. Упоминание об этих цветах есть и в немецких старинных сказках, где каждая лилия имела своего эльфа. Эти маленькие сказочные создания каждый вечер устраивали перезвон при помощи лилейных колокольчиков и горячо молились.

Возможность «немецкого» следа объяснима еще и тем, что во второй половине XIX века в России все чаще появляется массовая часовая продукция Германии и США. Наиболее   распространенными в России были часы с механизмами именно немецких фирм – “Густав Беккер” (Gustav Becker; настенные, каминные, настольные, напольные), “Юнганс” (Unghans; будильники, настенные часы, позже – наручные), “Ленцкирх” (Lenzkirch AGU; каминные, настольные), “Ланге и сын” (A.Lange & Sohne; прецизионные карманные, хронографы). Но так как наши часы функционально карманные, маловероятно, что они немецкой фирмы.

Таким образом, однозначно ответить на вопрос о немецком происхождении часов нельзя.

2.2. «Швейцарский» след

Следующим объектом для исследования стало изображение льва, стоящего на задних лапах. Интернет предлагал информацию о львах в геральдике. Изучив разные типы геральдических львов, мы пришли к выводу о том, что НАШЕГО льва там нет.

Тогда мы поняли, что это может быть клеймо, никак не связанное с геральдикой. Мы стали искать клеймо «лев на часах». Сделав запрос на одном из поисковых сайтов, получили вот такой ответ.

Сопоставив полученную информацию с нашим изображением, был сделан вывод о том, что это не лев, а, скорее всего, медведь, и что это клеймо не конкретного производителя часов, а материала, т.е. серебра. Дальше мы уже искали информацию о серебряных часах с клеймом «медведь» и вышли на официальный список клейм швейцарских часов. (Приложение 3)

Среди многих клейм мы нашли такое:

Медведь - чистое серебро (без примесей), в Швейцарии непринятое, но шедшее на экспорт.

Оставалось проверить наше предположение о порядковом номере часов. Перейдя по ссылке на поисковом сайте, мы нашла вот такую информацию. 

По порядковому номеру удалось установить возможную фирму LONGINES и год выпуска часов - 1875.

Продолжением нашего исследования стал сбор информации о часовом бренде – фабрике Longines. ( Приложение 4)

Информация была очень интересной и познавательной, дала нам определенную надежду, и мы решили обратиться за помощью к компании Longines напрямую. Вместе с учителем иностранного языка мы составили текст письма и отправили его в фирму. (Приложение 5) Однако, полученный ответ огорчил нас, поскольку для определения принадлежности нашей крышки данной компании требовалось наличие фирменного знака, который располагается на крышке от механизма, а у нас этой крышки, к сожалению нет.

ВЫВОД: таким образом, однозначного ответа по поводу фирмы дать нельзя, фирменного знака завода-производителя ставился на внутренней крышке, которая закрывала часовой механизм, а у нас в распоряжении есть только декоративная верхняя крышка.

Параллельно мы рассматривали вероятность производства часов, крышка от которых у нас оказалась, другими швейцарскими фирмами. Участие в обсуждении темы исследования известного российского часового мастера, коллекционера и создателя собственного часового бренда Германа Полосина, обратило нас к именитой швейцарской фирме «Henry-Leuba», ее четвертому поколению VHL - Vueve Henri Leuba (Вдова Генри), одному из широко представленных в Российской Империи производителей.

Изучив имеющуюся информацию о компании Фавр-Лейба, мы пришли к выводу о том, что сколько-нибудь весомого подтверждения принадлежности нашей крышки этой часовой компании у нас нет, так как в период кризиса семьей Фавр-Лейба компания была продана и несколько раз меняла владельца, а значит, нет достоверной информации о деятельности компании. Однако дальнейшие поиски привели нас к индийской компании ТАТА.

16 ноября 2011 года компания Titan Company Limited, дочерняя компания индийской группы Tata, взяла на себя традиционную марку Favre-Leuba. В настоящее время компания Titan Industries  производит титановые часы, часы для подводного плавания. Это подтверждает, что известная швейцарская часовая фирма растворилась именно в ТАТА-групп.

Таким образом, недостаток имеющихся сведений о часах снова помешал нам уверенно идентифицировать крышку как принадлежность к часовому механизму VHL - Vueve Henri Leuba. Версия производства часов данной швейцарской компанией не нашла однозначного подтверждения.

Однако найденный в Интернете опубликованный официальный список швейцарских клейм, представленный выше, заставил снова обратиться к «швейцарскому» следу в производстве наших часов.
Среди распространенных клейм присутствовала:
Горечавка 1 (горный цветок) - 925 Ag (для импорта)
Горечавка 2 - 800 Ag (для импорта)

Некоторые виды горечавки, особенно их нераскрытые бутоны, идентичны лилии. Цветки одиночные или малочисленные: 5-членные, реже 4-членные. В большинстве цветки синие, голубые и фиолетовые, встречаются виды с жёлтыми и белыми цветками. Венчик ворончатый или колокольчатый, в редких случаях имеет форму тарелочки. Горечавка – цветок, широко распространенный в народной и официальной медицине, вполне мог стать эмблемой на крышке часов. К тому же ее наносили именно на серебро.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что первая часть нашей гипотезы об иностранном происхождении крышки от часов подтвердилась т.к., во-первых, клеймо «медведь» означает, что материал изготовления – чистое серебро без примесей, в Швейцарии не принятое, но использовавшееся для экспортной продукции; во-вторых, 84 проба серебра использовалась для русского рынка; это значит, что часы ввезены в Российскую Империю и растаможены официально.

2.3 «Русский» след

Переписка с Г. Полосиным подтолкнула нас к пониманию необходимости исследовать возможный русский след наших часов.

Проверяя эту вероятность, мы собрали информацию о часовом деле в России, в общем, и в данный период. (Приложение 6)

В ХV веке жители крупных городов Руси начали вести отсчет времени по башенным часам. В Москве в 1404 году они появились благодаря монаху-часовщику Лазарю Сербину. В XVI - ХVII веках карманные и столовые часы в России являлись предметом роскоши, и это было привилегией царских особ и приближенных к ним. В Россию они поступали главным образом в виде подношений иностранных послов. Еще при Екатерине II предпринимаются попытки создать часовую промышленность. В 1769 году правительством были организованы часовые фабрики в Петербурге и Москве. Однако Московская фабрика прекратила свое существование через девять лет. Намного возросла потребность в часах как индивидуального, так и специального назначения в XIX веке. Их производили фирмы П.Буре (поставлял часы для армии); Г.Мозер (обеспечивал железные дороги). В. Габю, Дюбуа и К°, Лангендорф Ватч и К°, а также упоминавшиеся П.Буре и Г.Мозер выпускали часы для населения. Иностранцев же кроме обширного рынка сбыта привлекала в России таможенная политика. Высокой пошлиной облагались лишь готовые изделия, ввоз же деталей и узлов стоил дешево. К началу первой мировой войны отечественное часовое дело было представлено кустарными заведениями, производившими в основном часы-ходики.

Эта информация еще раз убедила нас в правильности наших предположений и выводов о том, что часовой механизм иностранного производства, а крышка могла быть и русского происхождения.

ВЫВОД: Можно сказать, что к началу ХХ века в России, в общем-то, не имевшей своего собственного промышленного часового производства (если судить по европейским меркам, то оно было налажено лишь в годы первых пятилеток), было предостаточно разнообразного часового товара, как элитного дорогого, доступного лишь царям и царским вельможам, так и средним слоям.

Деятельность заграничных часовых фирм в России полностью была свернута во время революционных событий 1917 года. И только в наши дни происходит возвращение в Россию многих часовых партнеров прошлого.

2.4 Топография находки

Задавшись вопросом, каким образом часы оказались в месте находки (это поле), было решено уточнить, что там находилось раньше. Для этого мы обратились к старожилам, те объяснили, что сами деревню на том месте не застали, но слышали, что в свое время там располагалась большая деревня. Учитель истории посоветовала для уточнения знаний о деревне прочитать книгу воспоминаний Т.М. Тимашевой «Немного лиц мне память сохранила». Эта книга – живой и яркий рассказ о событиях Великой Отечественной войны на территории Дорогобужского района Смоленской области, увиденных глазами девочки, жительницы Усвятья. В этой книге не раз упоминается деревня Пески (сейчас так называется местность, где найдена наша крышечка). Нами была изучена первая книга Тамары Тимашевой «И помню и люблю»; мы наткнулись на упоминание имения, которое располагалось недалеко от Старой Смоленской дороги и соответственно от места, где находились Пески. В книге говорится о том, что в советское время имение сравняли с землей. Сопоставив факты, мы пришли к пониманию того, что наши часы могли принадлежать владельцу имения, а затем попасть к кому-то из проворных жителей деревни. Возможно, так часы и оказались в месте находки. Резонно предположить и другой вариант развития событий. И Пески, и Усвятье располагаются вдоль Старой Смоленской дороги, по которой во время Отечественной войны 1812 года двигались французские и русские войска; вероятно, часы мог утерять кто-то из офицеров.

Оба предположения имеют право на существование и могут объяснить появление часов в данной местности.

Заключение

В заключении хочется отметить некоторую необычность этого исследования. Задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена, но частично. С нашей точки зрения в этом и заключается непредсказуемость исследования: чем больше узнаешь – тем больше открывается.

В ходе исследования мы отработали три полноценные версии места производства наших часов: Швейцария, Германия, Россия. Однако ни одну из них точно подтвердить не удалось. Даже официальное обращение к известной швейцарской часовой фирме Longines оказать помощь в определении принадлежности часов данной фирме не дало ожидаемых результатов. Сотрудники фирмы были готовы нам помочь, но ограниченность информации на крышке часов не позволила продолжить наше сотрудничество. Мы можем лишь сделать однозначный вывод о том, что первая часть нашей гипотезы об иностранном происхождении крышки от часов подтвердилась т.к., во-первых, клеймо «медведь» означает, что материал изготовления – чистое серебро без примесей, в Швейцарии не принятое, но использовавшееся для экспортной продукции; во-вторых, 84 проба серебра использовалась для русского рынка; это значит, что часы ввезены в Российскую Империю и растаможены официально. Однозначного же ответа по поводу фирмы дать нельзя, т.к. для этого необходимо изображение фирменного знака этого завода, а такой знак ставился на внутренней крышке, которая закрывала часовой механизм, а в нашем распоряжении есть только декоративная верхняя крышка.

Однозначно можно сказать, что само исследование как образовательная и интеллектуальная деятельность, захватило нас, так интересно было шаг за шагом делать новые для себя маленькие открытия: убедиться в том, что эта необычная вещица – крышка от часов, затем лабораторно доказать, что материал изготовления – чистое серебро. Важно было прийти к пониманию того, что клеймо фирмы и клеймо материала – это разные вещи. Затем, изучая историю той или иной часовой фирмы, каждый раз надеяться, что наша крышечка принадлежит именно этой фирме…

А еще благодаря этому исследованию мы ближе познакомились с историей малой Родины, изучив книги бывшей односельчанки, и Родины большой, изучив часовое дело в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Левандовский А. П. «В мире геральдики», М.: Вече, 2008. — 218 с. 

Пастуро М. «Символическая история европейского средневековья», СПб.: Александрия,2012. – 48с.

«Русская геральдика. Сочинение Александра Лакиера» Книга 1, Санкт-Петербург, 1855

Соловьев С.М. «Истории России с древнейших времен», СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1851-1879

Тимашева Т.М. «И помню и люблю», Смоленск: [б. и.], 2004. – 221с. 

Тимашева Т.М. «Немного лиц мне память сохранила», Смоленск: [б. и.], 2009.

Журнал "Мои Часы" №4-2002

https://www.liveinternet.ru/users/4026744/post421516827/.

«Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей» http://oldserdobsk.ru/1000/046/46/1046050.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

П риложение 1

Изображения на внутренней стороне крышки

Р ис.1 Логотип животного, стоящего на задних лапах

Рис.2 Клеймо материала и порядковый номер

Приложение 2

Исследование физико-химических свойств

Рис.1 Лабораторный метод

Рис.2 Тепловой метод

Рис.3 Народное средство определения серебра

Приложение 3

Официальный список швейцарских клейм,

используемых между 1881 и 1995 годом


Helvetia - 750 Au (голова женщины на щите, Helvetia - символ Швейцарии)
Белка - 585 Au
Утка - 925 Ag
Глухарь - 800 Ag
Козерог (Альпийский каменный козел) - 950 Pt (с июля 1935 года)
Венера (планета) - 375 Au (используется только для корпусов часов)
Рысь 1 - 750 Au (для импорта)
Рысь 2 - 585 Au (для импорта)
Горечавка 1 (горный цветок) - 925 Ag (для импорта)
Горечавка 2 - 800 Ag (для импорта)
Кролик - 950 Pt (для импорта)
TB (две латинские буквы) - 375 Au (для импорта) только для корпусов часов
Голова женщины в прямоугольнике с усеченными верхними вершинами (Lady from Bern) - чистое золото (без примесей), в Швейцарии не принятое, но шедшее на экспорт
Медведь - чистое серебро (без примесей), в Швейцарии непринятое, но шедшее на экспорт

Приложение 4

Из истории компании Longines

Летом 1832 года Огюст Агасси прибыл в швейцарский город Сент-Имье и в короткий срок организовал собственную мастерскую по изготовлению часов. Изначально предприятие называлось Comptoir Raiguel Jeune & Cie, то есть в нем фигурировала фамилия Анри Регеля, одного из компаньонов Агасси. С его уходом мастерская была переименована в Comptoir Agassiz & Cie.

В 1862 году мастерская перешла к Эрнесту Франсильону — племяннику Огюста Агасси. Новый владелец имел экономическое образование, что позволило ему вывести предприятие на новый уровень. В 1866 году Франсильон приобрел землю в месте с названием Les Longines, где и возникла будущая именитая фабрика. Сюда он перевел всех своих рабочих.

Огюст Агасси (слева) и Эрнест Франсильон (справа).

С самого начала фабрика рода Агасси являлась первопроходцем, который впервые в часовой истории сделал те или иные вещи. Первым открытием фабрики является часовой механизм калибра L20A, представленный на выставке 1867 года. Особенностью этих часов стало наличие заводной головки, с помощью которой можно было в любой момент завести часы, не используя ключа. На парижской выставке высоко оценили изобретение и наградили Франсильона бронзовой медалью.

Опасаясь подделок, Франсильон придумал помечать все механизмы своих часов клеймом Longines и специальным знаком с обозначением крылатой клепсидры (водяных часов). Этот знак так прижился на изделиях фабрики, что используется на них и по сей день.

За много лет существования фабрики фирменный знак претерпел изменения. С первой победой на выставке в 1867 году появился знак крылатой клепсидры и подпись «TRADE MARK.», подсказывающая, что речь идет о торговой марке. В 1880 году крылатая клепсидра стала частью эмблемы, в которой появилась фамилия самого Эрнеста Франсильона (E. Francillon), название фабрики Longines и пометка suisse, обозначающая, что это швейцарская продукция. В 1889 году клепсидра стала занимать больше места в эмблеме за счет превращения надписи «E. Francillon» в лаконичное «EFCo». Сами надписи и знак вписали в окружности.

В 1880 году владелец предприятия пошел еще дальше и официально зарегистрировал марку Longines, подав пример другим часовым мастерским. В этом он тоже стал первым, так как до него в Швейцарии не было ни одной зарегистрированной торговой марки часов.

В последующие годы Longines прославилась не только механизмами отменного качества, но и множеством инноваций. Фабрика первой организовала серийное производство наручных моделей, предложила альтернативу часам круглой формы, первой применила автоматический хронометраж и хронометрировала важные для истории события, создала первые автоматические механизмы для моделей разного типа и сделала другие полезные для часовой отрасли открытия.

Часы «7 Grands Prix» (7 наград на выставках). Longines 1912 г.

Часы бренда Longines были столь точны, что машинисты поездов могли спокойно руководствоваться ими, чтобы поезд двигался строго по расписанию. Для машинистов фирма выпускала специальные часы с пометкой о железнодорожном назначении часов.

Приложение 5

Из переписки с компанией Longines

Приложение 6

Из истории часового дела в России

В ХV веке жители крупных городов Руси начали вести отсчет времени по башенным часам. В Москве в 1404 году они появились благодаря монаху-часовщику Лазарю Сербину. Об установке первых башенных часов упоминалось в летописях как о событии особой государственной важности: «Сей часник наречется часомерье, на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные». Затем часы стали украшать башни многих крепостей и монастырей Русского государства. 

В XVI - ХVII веках карманные и столовые часы в России являлись предметом роскоши, и это было привилегией царских особ и приближенных к ним. В Россию они поступали главным образом в виде подношений иностранных послов. В основном это были настольные часы различных форм и конструкций, со сложными механизмами боя и курантов.

В «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьев приводит опись имущества В.В. Голицына, фаворита Софьи Алексеевны, где отмечает, что «нашли много часов (с боем) и столовых в корпусах черепаховых, оклеенных китовым усом, кожею красною, немчин на коне, а в лошади часы.» [4]

Еще при Екатерине II предпринимаются попытки создать часовую промышленность. В 1769 году правительством были организованы часовые фабрики в Петербурге и Москве. Однако Московская фабрика прекратила свое существование через девять лет. Большая часть продукции петербургской фабрики использовалась в качестве наград, подарков за особые заслуги и отличия по службе. Часы выпускались в небольшом количестве в золотом корпусе с бриллиантами, с репетицией (звоном), выпускались и каретные часы. Но вскоре и это заведение закрылось.

В 1784 году Г.А. Потемкин организовал фабрику-школу у себя в имении Дубровна (Белоруссия), где часовому делу обучались 33 ученика из крепостных. После смерти князя фабрику выкупила у его наследников императрица, и по ее указу фабрику переводят в Москву, а затем в специально построенное здание в Купавне московской губернии. Предприятие выпускало часы «всякого сорта», как карманные, так и стенные с боем, не уступавшие западноевропейским образцам. Однако и эта продукция предназначалась главным образом для удовлетворения нужд царского двора и лишь небольшая часть попадала на рынок.

Намного возросла потребность в часах как индивидуального, так и специального назначения в XIX веке. Их производили фирмы П.Буре (поставлял часы для армии); Г.Мозер (обеспечивал железные дороги). В. Габю, Дюбуа и К°, Лангендорф Ватч и К°, а также упоминавшиеся П.Буре и Г.Мозер выпускали часы для населения. В России развивалась также и конструкторская мысль. Особую известность получили дополнительно к упоминавшимся русские часовые механики Л.И.Нечаев и И.Мезгин.

Вместе с тем это были в основном одиночки, не имевшие поддержки со стороны государства. Иностранцев же кроме обширного рынка сбыта привлекала в России таможенная политика. Высокой пошлиной облагались лишь готовые изделия, ввоз же деталей и узлов стоил дешево. К началу первой мировой войны отечественное часовое дело было представлено кустарными заведениями, производившими в основном часы-ходики.

Обследование часовой промышленности Московской Губернии, проведенное в 1914 году, дает представление о состоянии производства часов в то время.

Обследовалось 17 мастерских в Звенигородском и Волоколамском уездах, из них 12 «екальных» (мастерские ходиков) и 5 столярных, производивших деревянные корпуса для ходиков. Наиболее развитым было кустарное производство в селе Шарапове Звенигородского уезда (не отсюда ли «Русская Швейцария»?). Первую мастерскую с наемной силой там открыл в 1875 году Г. И. Афанасьев. Оборудование мастерской состояло из токарного станка, приводимого в движение ногой, и делительной машинки для нарезки зубьев, изготовленной самим Афанасьевым. В 1914 году в мастерской уже работали 56 рабочих, производя 30 тысяч часов в год по одним данным, по другим - 1,5 тыс. ходиков в год.

Что касается производства карманных часов в России, то механизмы карманных часов привозились в основном из Швейцарии, а большинство каминных часов, начиная со второй четверти XIX века, были оснащены механизмами двух известных французских фабрик – “Братья Жаппи” (Freres Jappy) и “Понс” (Pons). Во второй половине XIX века ситуация несколько меняется.   Первенство в массовом производстве часов завоевывают Германия и США. Соответственно увеличивается и экспорт часов этих стран-производителей. Швейцария стремилась удержать прежние позиции за счет большого числа маленьких фирм по изготовлению часов.

К 1913 году поставки часов и часовых деталей в Россию осуществляли 2 английские фирмы, 14 немецких, 5 французских и 38 швейцарских.

Широко известные   в России часовые фирмы “П.Буре” (P. Bure), “Г.Мозер” (H. Moser), “В.Габю” (V. Gabu) основное производство имели в Швейцарии, в Ле-Локле. В некоторых российских городах   они держали сети магазинов, складов и мастерских, где из привезенных деталей собирали готовые часы. Корпуса для каминных и настольных часов делались на месте, русскими мастерами. Такая практика объяснялась тем, что пошлина на готовые часы была гораздо выше, чем на детали, которые рассматривались как металл. Ассортимент был достаточно разнообразным. Фирмы “П.Буре” и “Г.Мозер” ввозили механизмы карманных, настольных, дорожных, каминных часов, “В.Габю” – механизмы часов карманных и настенных.                   

Впоследствии фирмы “П.Буре” и “Г.Мозер”, получили статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества,

Фирма “П.Буре” появилась на российском рынке   в 1815 году. Есть данные, что первые Буре переселились в Россию еще во времена Петра I. Поль (Павел) Буре, чье имя и стало “визитной карточкой” фирмы, был и часовщиком, и коммерсантом. В 1880 году его наследниками и непосредственными руководителями фирмы стали гражданин Швейцарии Поль Жирар и часовщик из Санкт-Петербурга Жорж Пфон. Это было время расширения производства, укрепления   авторитета “П.Буре”   в России. Магазины фирмы работали   в Москве и Санкт-Петербурге.

Во многих музейных коллекциях России хранятся   карманные часы “П.Буре” с рельефным изображением символики того или иного рода войска. Такие наградные часы заказывались правительством Николая II.

Знаменательно, что в наше время потомок предпринимателя Павла Буре – известный российский хоккеист Павел Буре – решил возродить часовой бизнес своего   двойного тезки.

Часы “Генри Мазер” были, пожалуй, более популярны в России, чем “Павел Буре”, благодаря широкому ассортименту и доступности. В 1828 году
Г.  Мазер открывает Торговое представительство в Петербурге, а в 1839 году – Торговый Дом в Москве. Магазины часов “Гомозе”, помимо московских и петербургских адресов, имели и нижегородскую прописку. Через Нижегородскую ярмарку часы, собранные в России, проникали в   Индию и Китай.

Просмотров работы: 88