Биография человека и страны в памяти документов

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Биография человека и страны в памяти документов

Алексеева В.Д. 1
1МБОУ СОШ №20
Алюнина Т.В. 1
1МБОУ СОШ№20

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.1. Введение

 

В истории человечества нет неинтересных периодов, каждый период истории важен и незабываем. Мне, живущей в XXI веке, наиболее интересным и близким стал прошлый XX век. На мой взгляд, ушедший век один из самых драматических и спорных в истории России. Вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать всё возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Люди стремятся понять настоящее, начинают внимательно, кто с болью, кто с горечью, вглядываться в прошлое, оценивать его и выносить приговор. Я считаю, что задача молодого поколения обратиться к истории повседневности, к близкой нам, российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, предприятий или деревень, посёлков или городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Именно в анализе повседневной жизни ключ к разгадке вопроса: как могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода, послевоенной разрухи, перестроек и экономических реформ?

В нашей школе есть музей имени Глеба Травина, я являюсь членом Совета музея. Мы часто собираемся в нашем музее, чтобы подготовить экскурсию для малышей, поработать в фондах музея с экспонатами.

Каждый четверг в музее особенный день - это день, когда к нам приходят первостроители Врангеля. Это те, кто своими руками строил посёлок. Мы не просто встречаемся, мы очень тепло общаемся1. Мне нравится слушать рассказы очевидцев тех далёких лет, о том, как они жили, какие песни пели, какие читали книги, смотрели фильмы и как дружно и весело отдыхали.Молодые люди семидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века могли, всем коллективом ходить в поход, покорять сопки, играть в волейбол или просто утраивать вечера художественной самодеятельности. Слушая рассказы первостроителей, я всегда завидую их энергии, силе духа, и какому – то неуёмному оптимизму. Для поколения послевоенных детей жизнь протекала на фоне войн, нищеты, голода, страха, у них спокойный быт ассоциируется не с тупой сытостью и духовным убожеством, а с миром, покоем и достоинством человека. Чтобы сохранить это достоинство от человека требовалось немало жизненных сил. Ведь реальный быт для большинства из них складывался из барачно – коммунального жилья, из бесконечного стояния в очередях, из отоваривания карточек, талонов, получения лимитов, ордеров. И они не очерствели, и, не изменяя своим принципам,считают себя самыми счастливыми людьми. А многие находят себя в новых занятиях - в спорте по своему возрасту, танцах, холодном плавании, коллективном чтении стихов и книг двадцатого века, продолжают посещать музей и делиться своими знаниями и опытом с нами молодыми людьми, находят время общаться друг с другом не по телефону, а вживую.

Особенно мне нравятся рассказы Словесновой Татьяны Борисовны2. Она помнит всё до мельчайших подробностей о своей жизни и жизни своих родных.

Однажды мы обратились к нашим гостям с вопросом, не могут ли они оказать нам помощь по созданию в музее Зала Боевой Славы. Они с оживлением согласились, и стали предлагать свои варианты и высказывать мысли. АТатьяна Борисовна сказала, что в музее уже есть стенд«Бессмертен подвиг твой», на нём есть фотографии её отца Бориса Васильевича Словеснова и её мамы Екатерины Ивановны.Они оба воевали на войне, но как - то очень мало сведений о них на стенде. Конечно, я знала об этом, но меня очень затронули слова Татьяны Борисовны, её боль в словах. Тогда мы пошли в зал, где находится стенд «Бессмертен подвиг твой». Действительно скупые сведения об отце моей собеседницы. И я решила исправить ситуацию. Дала слово Татьяне Борисовне, что напишу исследовательскую работу о жизни и судьбе её отца Бориса Васильевича, прошедшего всю войну, и встретившего победу в Будапеште, и обязательно расскажу о нём ребятам из нашей школы3.

Я назвала свою исследовательскую работу: «Биография человека и страны в памяти документов». Пообещав написать о Словеснове, я не знала с чего начать, а потом поняла, что надо изучить все документы, связанные с жизнью Бориса Васильевича. Изучая документы человека, ушедшего из жизни, я узнаю не только о нём, но и о нашей истории. Через изучение документов, я узнаю, отдельного человека, и как жили люди в те времена. Это будет документальное повествование о жизни и быте моей Родины в период двадцатого века. А главное, о самом дорогом и близком человеке Татьяны Борисовны, женщины, которая по - настоящему стала для меня примером нравственности, оптимизма, любви к своей семье, к истории нашей Родины. И это не высокопарные слова, в этом и заключается историческое понятие – повседневность, а в повседневности и история страны и мира.

И так, выбрав тему, я определила гипотезу моей работы: «Документы человека не только подтверждают его биографические факты, но и дают информацию об эпохе, в которой живет человек», в своей работе, я постараюсь это доказать. Выдвинув гипотезу, я поставила цель моей работы -исследовать документы семейного архива Словесновых, и на основе их содержания описать биографию Ветерана Великой Отечественной войны и труда Словеснова Бориса Васильевича, а также проследить события двадцатого столетия».В связи с этой целью я поставила следующие задачи:

Познакомиться с историей возникновения личных документов человека;

Определить значимость сохранившихся документов семейного архива;

Освоить умение описывать и извлекать информацию из содержания исследуемых документов;

Убедиться самой и убедить других, что история повседневности – это не отвлеченное понятие, а жизнь отдельных людей, оставшаяся в памяти документов, к которым нужно быть внимательными, аккуратными и осторожными.

Выбрав тему, определив цель и задачи, я использовала следующие методы исследования:

Изучение научной литературы;

Сбор и изучение периодической печати по данной теме;

Изучение семейного архиваСловесновых;

Беседа и интервью с членами семьи Бориса Васильевича Словеснова;

Поиск и обработка материалов Интернет-ресурсов.

Так же я определила предмет исследования- документы моего героя, связанные с историей страны. Из беседы с Татьяной Борисовной я выяснила, какие есть документы и фотографии её отца Бориса Васильевича. Мы договорились, что встретимся с Татьяной Борисовной, и я сфотографирую все документы, которые хранятся в их семейном архиве, и стала с нетерпением ждать нашей следующей встречи. В очередной четверг я отсканировала и сфотографировала документы Бориса Васильевича, и поняла, что его личная жизнь неразрывно связана с историй России двадцатого столетия.

2.1. О чём рассказали документы

В каждой семье есть документы. История семьи – это не отвлечённое понятие, а жизнь, отдельных людей, отражённая в документах. Документ (от лат. «документум» – свидетельство) – это материальный носитель информации, предназначенный для её передачи во времени.В своём подходе к изучению документов из семейного архиваСловесновых, я обращала внимание на содержание документа, а не на особенность носителя информации, т.е. использовала информационную сущность документа.

Рассматриваемые мной документы несут мемориальную функцию, т.к. из них я узнала много сведений не только о родственниках Бориса Васильевича, но и об обществе, в котором они жили и живут. Некоторые документы несут правовую и познавательную функцию, помогая понять исторические процессы.Я описала и изучила ксерокопии и фотографии документов, принадлежавших Словеснову Борису Васильевичу.

Для более удобного изучения разделила их на группы:

1.Свидетельства о рождении, браке, смерти;

2. Документы об образовании, квалификации, трудовой деятельности;

3.Наградные документы;

4. Справки об особых эпизодах и жизненных ситуациях, фотографии.

Знакомиться и описывать их в своей работе я буду по мере жизни моего героя с документа о рождении и заканчивая документом о его смерти.

Используя методику работы с историческими документами, составила свой план описания документа:

1. Название документа

2. Время написания

3. Вид документа

4. Цели и задачи документа

5. Значение документа для того времени, когда составлен.

6. Значение документа для нашего времени (для исследователя).

7. Информация, которую можно извлечь из документа

8. Словарь понятий и слов

Информацию, полученную из документов, дополнила материалами из истории и из воспоминаний моего героя, через рассказ его дочери.

По содержанию различают простые (документы, посвященные одному вопросу) и сложные документы. Для меня наиболее сложными для описаниядокументам, оказались трудовая книжка и военный билет, т.к. они наиболее объёмны и в них многие записи сделаны не очень разборчивым почерком.Документы относятся к письменным официальным источниками считаются самыми достоверными источниками.

Немного истории…

Самые первые удостоверения личности значительно отличались от тех, с которыми мы привыкли иметь дело.В Киевской Руси своеобразным удостоверением личности был пояс. По его орнаменту можно было определить, из какой области его обладатель и сколько ему лет. Мужской пояс был широкий и длинный, а женский – узкий, изящный и ярко раскрашенный. Маленький ребенок опоясывался нитью. С возрастом нить расширялась, постепенно превращаясь в пояс. По тому, какую часть тела обвивал пояс, можно было судить о профессии его обладателя. Например, ремесленники вообще носили наголовные повязки.

2.2.Свидетельство о рождении, образовании

До 1917 года в России не существовало специализированных органов по регистрации актов гражданского состояния. Сведения о рождении, бракосочетании, смерти находились в ведении Русской православной церкви и фиксировались в рамках совершения религиозных обрядов.Повсеместное ведение метрических книг духовным ведомством началось при Петре I. Начиная с 1722 года рождение, бракосочетание и смерть регистрировались в специальных метрических книгах приходскими священнослужителями. Священники венчали, крестили и отпевали своих прихожан. Регистрация в метрических книгах велась со слов, поэтому записи зачастую представляли собой просторечно-бытовые выражения. Личный документ о рождении — «выпись из метрической книги» — назывался в народе «метрикой».Данное слово заимствовано в эпоху Петра 1 из польского языка (польск. «метрика»- «список»).Слово «паспорт» позаимствовано из французского или итальянского языка и обозначает «документ для прохода через морской порт».

Самый ранний документ, с которого я начала своё исследование – это свидетельство о рождении Бориса Словеснова. Передо мной пожелтевший от времени и оклеенный скотчем документ4. На нём старославянским шрифтом сделана запись «Выпись из метрической книги». « Часть первая», «О родившихся за 1913годъ», цифра «3» зачёркнута и написана красными чернилами цифра «4». Кто сделал исправление остаётся для нас тайной, но в то время, исправить документ было простым делом. Открываем метрику и читаем, что мужского пола родилось 176 человек, видимо за 1914 год до сентября месяца города Воронежа. Борис Славеснов родился 5 сентября по старому стилю, а крещён ровно через неделю 12 сентября. В те времена детей крестили в первые дни жизни, потому что младенцы часто умирали итогда, по поверью, их нельзя было хоронить на кладбище. Во всех же документах Бориса Васильевича стоит день рождения 19 сентября по новому стилю. Затем видим, что рождение было в городе Воронеж. Так же находим информацию о том, что таинство крещения совершал священник Александр, фамилию его прочесть невозможно. Даны точные сведения о родителях: отец Бориса – крестьянин Тамбовской губернии, Маршанского уезда, Николо – Каменской волости, с. Шераметьева Василий Петрович Словеснов и его законная жена Александра Павловна, оба православные. Крёстными родителями новорожденного были Варвара Павловна, сестра матери и псаломщик Марковский. Справа на свидетельстве о рождении гербовая марка 1918 год 20 июля, печать церкви и всё перечёркнуто черными чернилами. Для меня это осталось загадкой5.Этот документ помог мне ещё раз убедиться в том, что в начале двадцатого века свидетельства о рождении человека выдавались в церкви. И каждого ребёнка обязательно крестили. И я теперь имею представление, какими были свидетельства о рождении в начале прошлого века.

Родился мой герой в семье служащих: мать Александра Павловна Словеснова (в девичестве Гвоздева) работала бухгалтером, в семье сохранились любимые счёты Александры Павловны6, а папа Василий Петрович Словеснов был техником – железнодорожником7. Обращаю внимание на фотографию начала двадцатого столетия. Передо мной фотография в чёрно – белом изображении. Это родители Бориса. На обороте фотографии карандашом записана дата её появления – июнь 1913 года, пометка – венчание и имена Сашенька и Василий. Кто сделал эту запись, мне неизвестно, но я делаю предположение, что Сашенька была очень любима своим мужем, и воспоминания Татьяны Борисовны, подтверждают мой вывод. Она рассказывала, что её бабушка Саша была очень красивой и грамотной. Много читала, и приучала к чтению книг своих внуков. Всегда была опрятна, красиво одета, даже дома она не позволяла, ходить неряшливо… Её счастливое замужество длилось недолго, в двадцать два года она осталась вдовой и больше никого не смогла полюбить. Она говорила, что, так как умел любить и заботиться о ней её Василий, больше никто не смог бы. Меня очень заинтересовала одежда молодых людей на фотографии, и в интернете я нашла изображение такой же кокарды на фуражке как у Василия Петровича. Выяснила, что 31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводилась специальная форма для служащих железных дорог. Форменная пуговица Министерства путей сообщения и кокарда на фуражке были с изображением крестообразно положенных топора и якоря. Знак из топора и якоря сохранялся плоть до 1932 года, то есть до введения современного технического знака из ключа и молота. Так мы с Татьяной Борисовной выяснили, что такая форма принадлежала железнодорожникам, надо было видеть радость моей собеседницы. Она с годами забыла, что дедушка работал на железной дороге. А вот какую должность занимал Василий Петрович, выяснить не удалось, очень мелкая фотография и не чёткая, и различия, которые изображались на пуговицах, я не разобрала.

1 августа 1914 год, Россия вступает в Первую мировую войну.С началом войны Воронежу, находившемуся в ведомстве Московского военного округа, суждено было вместе со всей страной взять на себя её тяготы. Иначе и быть не могло - несмотря на тыловое расположение, Воронеж, бывший крупным транспортным узлом, с первых недель конфликта обрёл важное значение, и целый ряд новых функций. В городе сосредоточилось большое количества запасных частей и госпиталей, туда привозили многочисленных раненых, количество которых превысило все предвоенные ожидания. Воронежцы, как и весь российский народ, испытывали все тяготы военного времени.Так как поступало много раненых с фронта, регистрировалась высокая заболеваемость брюшным тифом и дизентерией, а Василий Петрович работал на железной дороге, и естественно все больные и раненые проходили через них, он заразился тифом и умерв 1918 году. Семья маленького Бориса переехала с матерью и младшим двухлетним братом Юрием в Борисоглебск. Там же Борис Васильевич пошёл в первый класс. Учился Борис всегда с большим интересом и имел хорошие отметки. Особенно ему легко «давались» точные науки, мама Александра Павловна тоже привила своим сыновьям любовь к чтению, и Борис много читал, особенно любил стихи.

Передо мной следующий важный документ об образовании8. Он вызвал у меня особый интерес, так как Борис Васильевич получил его в таком же возрасте, как и я сейчас в 16 лет. Свидетельство об образовании говорит, о том, что Словеснов Борис Васильевич, родившийся, в 1914 году обучался в неполной средней школе взрослых города Борисоглебска, Воронежской области, окончил полный курс этой школы и обнаружил следующие знания…

Дальше идёт перечень предметов и по тринадцати предметам выставлены оценки, но не цифрами, а только прописью. Выяснила, что Борис по всем точным предметам получил оценки «отлично», по русскому языку «хорошо», по литературе «посредственно», что означает сейчас «удовлетворительно». Сравнила изучаемые предметы, и выяснила, что сегодня в школах нет предметов: «естествознания», «истории Конституции СССР», «арифметики», - в современной школе арифметический материал входит в предмет математика.Из словаря С.И.Ожеговая узнала, что «естествознание- это наука о явлениях и закономерностях природы»; «История Конституции СССР» – это был предмет по изучению не только основ Конституции СССР, принятой в 1924 году, но и воспитания нового гражданина России. Фраза «окончил полный курс» не понятна мне. Пришлось разбираться. В учебнике «Истории Отечества» я нашла информацию о том, что, в 1923 году декретом Народного Комиссариата Просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». Фактически советская школьная система оформилась - начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учёбы). А так как программа ликвидации безграмотности продолжалась до тридцатых годов двадцатого столетия, поэтому школы назывались «неполными средними школами взрослых», меня заинтересовало именно слово «взрослых». И я выяснила, что в школах учились и взрослые, желающие получить знания- школа рабочей молодёжи. В свидетельстве об образованиименя заинтересовал тот факт, что выдано оно новым органом власти - Народным Комиссариатом Просвещения РСФСР. В материалах Википедии я нашла ответ на свой вопрос и узнала, что это орган государственной власти РСФСР, контролирующий в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи.В настоящее время государственное регулирование в данных областях осуществляют Министерство Просвещения Российской Федерации и Министерство Культуры Российской Федерации. Так же имеется герб РСФСР, на котором лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»Из истории я узнала, что РСФСР -государство рабочих и крестьян. Пролетариат - это рабочий класс, который создавал это новое государство и призывал рабочих всего мира объединяться для совместной борьбы за мир и дружбу.

После окончания школы Борис Васильевич пошёл учиться в фабрично – заводское училище на автослесаря. Отучившись полтора года, Борис пошёл работать наБорисоглебский чугунно - литейный завод.

В СССР с 1922 года трудовые книжки были упразднены, поэтому сведения о трудовой деятельности в довоенный период я имею только со слов моей собеседницы. Татьяна Борисовна рассказала, что Борис Васильевич пошёл работать как старший мужчина в семье, после смерти отца мать их с братом воспитывала одна и материальная помощь семье была необходима.

2.3.Военный билет

Борис Васильевич в 1936 году был призван в ряды РККА (Рабоче - Крестьянская Красная Армия), так называлась тогда российская армия. Борис был призван в ВМС РККА СССР – в Военно – морские силы Рабоче-Крестьянской Красной армии на северный флот, затем переведен на Черноморский флот.

Беру следующий документ моего героя - «Военный билет»9. Это потрёпанная красная книжечка, большими буквами написано: «ВОЕННЫЙ БИЛЕТ», звезда с серпом и молотом, якорь, который указывает, что хозяин военного билета служил на флоте, дальше указано ведомство – ВОЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО СССР. Открываю билет. На первой страничке фотография, звезда с серпом и молотом, серия и номер билета, написанные от руки:фамилия, имя и отчество, год рождения и личная подпись владельца, кем выдан, гербовая печать и дата выдачи 1955 год, 20 ноября, подпись руководителя военного комиссариата, выдавшего военный билет. В левом верхнем углу простым карандашом подписано Южная Дунайская флотилия. Это место последней службы Бориса Васильевича, а в правом верхнем углу штамп, хозяин документа исключён с учёта, 26 января 1965 года, Измайловский Гор военкомат, роспись и гербовая печать. Это означает, что владелец документа переведён в статус «запаса». На следующей странице записываются военно-учетные сведения, год рождения 1914, отметка о категории запаса- запас 1 категории, группа учёта- ВМС, состав – старшина, номер военно– учётной специальности 16 (в Википедии нахожу, что №16 – это прожекторист – телефонист), наименование учётной специальности – металлисты, наименование должности- комотделения, военное звание старшина 1 статьи. Выясняю, что в настоящее время на флоте тоже имеются такие специальности. Дальше идут сведения об образовании и месте рождения, о прохождение призыва на действительную службу, так же есть таблица роста, размера обуви, окружности головы, размера противогаза. Делаю вывод, что Борис Васильевич был среднего роста – 167 сантиметров, с окружностью головы 67, с небольшим размером обуви- 40. Затем сведения о прохождении службы в кадрах Советской Армии, Военно – морских сил, пограничных и внутренних войск. Читаю запись – Артшкола КБФ – ученик cII- 1936 по ХI -1936. Уволен в запас 5.05.1967 года.На этой же странице сделана запись:«Призван на фронт Борисоглебскимгор военкоматом от 16.08.1941, на следующей строке запись:Учебный отряд Ч.Фл. – автослесарь, с8.1941по 2 – 1942. Дальше новая запись:Авторем. база – автослесарь 12-1942 по 3-1943. По правилам работы с документами, сохраняются все слова и знаки препинания без изменения, чтобы не потерять значимость документа для истории. На следующей странице сделана запись:387 судоремонтный батальон – автослесарь с3-1943- по 8-1943г.; дальше – Авторемонтная мастерская - слесарь с 8.1943- 11.1953. На 8 и 9 страница запись о принятии воинской присяги 2.03.1942 года. И, наконец, на странице 9 записаны сведения об участии владельца билета в Великой Отечественной войне. Делаю вывод, что Борис Васильевич участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1941 года по 9 мая 1945 года в составе учебного отряда автослесарем базы, 387 судоремонтного батальона. Поставлен штамп Измайловский Гор военкомат, и стоит штамп о выдаче удостоверения участника войны. Там же нахожу сведения о, том, что Борис Васильевич не имеет ранений и контузий, здесь же информация о правительственных наградах моего героя. Имеются отметки о принятии и снятии с воинского учёта.Так же нахожу штамп – отметку о том, что в 1979 году Борису Васильевичу было вручено удостоверение Ветерана Великой отечественной войны, которое, к сожалению, не сохранилось. Наградные документы опишу чуть ниже. Продолжая изучение документа, выяснила, что в Военном билете на последней странице напечатаны выдержки из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1940 года о наказаниях за небрежное хранение билета. Вот некоторые из них:

9. За утерю или утрату военного билета в результате небрежного хранения виновные подвергаются штрафу до 100 рублей.

10. За несоблюдение правил учёта военнообязанные подвергаются штрафу в административном порядке до 50 рублей (тогда это были большие деньги).

Ставилась подпись владельца.

Указ Президиума Верховного Совета СССР- это был орган власти в 1940 году. В Википедии нахожу, что Высшим представительным и законодательным органом государственной власти СССР с 1938 года был Верховный Совет СССР. В промежутках между сессиямизаконодательные, представительные и иные функции осуществлял его Президиум, который был упразднён в 1991 году.

Сейчас военные билеты выдаются стандартные, и запись сведений производится тоже от руки чёрной гелевой ручкой. И при получении военного билета военнообязанный получает корешок, о том, что билет получен, так же есть выдержки о наказании за утерю или порчу билета.

2.4. Годы военные

Война как для всех, так и для Бориса Васильевича началась неожиданно. Было воскресенье, ничего не предвещало беды. На центральной площади Борисоглебска намечалось массовое гуляние. Собиралась молодёжь, работали буфеты, звучали песни, веселились, кто, как мог и вдруг сообщение из радио, что началась война. Быстро свернули праздник и поспешили к радиоузлу, где из «тарелки» висящей на столбе объявляли, что Германия вероломно напала на нашу страну, и бомбит города и сёла.

Борис с друзьями сразу пошли в военкомат, там толпилось много людей, все о чём – то оживлённо говорили. Но попасть в военкомат они не смогли. На следующий день, отстояв очередь, Борис получил отсрочку до августа. Всего за июнь и июль 1941 года была проведена всеобщая и полная мобилизация мужчин и частичная - женщин. Вместе с мобилизацией на фронт власти «бронировали» специалистов для работы на военных заводах, и предприятиях, от которых зависели военные заводы.

Информация, полученная из военного билета, и воспоминания Татьяны Борисовны позволили мне, сделать вывод, что Борис Васильевич воевал на фронтах Великой Отечественной войны с 1941-1945 годы. В процессе дальнейшего знакомства с наградными документами, я хочу рассказать и о личной жизни моего героя. О военных годах человека можно изучать по следующим историческим источникам: военному билету, наградным документам, письмам, справкам, фотографиям.Военный билет моего героя я уже изучила. Обращаюсь к наградным документам. К моей большой радости, я могу посмотреть не только удостоверения, но и медали и, даже, Орден Отечественной войны II степени; и Орден Красного Знамени. Наградные документы я тоже разделила на боевые и юбилейные. Из военного билета я узнала, какими боевыми наградами был награждён Борис Васильевич и когда10. Это были следующие награды: Медаль «За боевые заслуги»- 31.5.1946г; Медаль «За оборону Севастополя» 30.6.1945г.; Медаль «За оборону Кавказа»- 30.06.1945г.;Медаль «За победу над Германией» 9.5.1945г.;Медаль 30 лет Советской Армии и Флота-22.2.1948г.; Знакомлюсь с удостоверениями данных наград11. И узнаю, Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении издавались раньше, а боец награду получал по истечении некоторого времени.

Я уже сказала, что Борис Васильевич призван на фронт в августе 1941 года, и был направлен в учебный отряд Черноморского флота в Краснознамённую Дунайскую флотилию. Из наградных документов узнала, что мой герой был награждён медалью «За оборону Севастополя» и «За оборону Кавказа». Из книги Володина А.Н. «Медали СССР», узнаю, что данными медалями награждались все участники обороны Севастополя и Кавказа - военнослужащие Красной Армии, Военно – Морского флота и войск НКВД, а также лица гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне. Период обороны Севастополя является 5ноября 1941 по 4 июля 1942 года. А период обороны Кавказа с 25 июля по 9 октября 1943 года. Делаю вывод, что Борис Васильевич защищал Севастополь и освобождал Кавказ в составе Дунайской флотилии. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 9 мая 1945 года. Этой медалью награждались все военнослужащие и лица вольнонаёмного штата, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной Армии, Военно – МорскогоФлота и войск НКВД на фронтах Отечественной войны, или обеспечивающие победу своей работой в военных округах.Наличие этих наград доказывает, что Борис Васильевич Словеснов участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны. Борис Васильевич имеет две медали «За боевые заслуги». Эта медаль была учреждена в 1938 году за умелые, инициативные действия, сопряжённые с риском для жизни, содействующие успеху боевых действий с врагами Советского государства. В 1955 году Борис Васильевич награжден Орденом Красной Звезды. Этот орден был учреждён для награждения за большие заслуги в деле обороны СССР, как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности. В период с 4 июня 1944 года по 14 сентября 1957 года орден Красной Звезды вручался за выслугу 15 лет в рядах Красной Армии, Военно – Морского Флота. И в 1955 году орден «нашёл» своего героя. Моя собеседница Татьяна Борисовна говорит, что с особой гордостью её отец носил орден Отечественной Войны II степени. Ему вручили его 11 марта 1985 года. Это был так называемый «юбилейный» вариант ордена учреждённого Указом Президиума ВС СССР от 11 марта 1985 года к сорокалетию Победы над фашисткой Германией. Орденом Отечественной Войны II степени наградили 5 миллионов 408 тысяч человек. Один из немногих советских орденов, передававшихся семье как память после смерти награждённого.Борис Васильевич имеет юбилейные медали.В Википедии нахожу пояснение, что такое юбилейные медали? Это может быть государственная, отраслевая, конфессиональная, значок или другой памятный знак, выпущенный специально для награждения к определённому «юбилею», может означать:

Государственные награды СССР или России.

Первая юбилейная медаль «XXX лет Советской Армии и флота» нашла моего героя в 1948 году 5 ноября. Следующая медаль «XX лет Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 гг». Так же есть медали: « Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войны1941-1945 гг»; « Сорок лет Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»; «70 лет Вооружённых сил СССР»; так же есть медаль «За воинскую доблесть» в ознаменование 100- летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. А вот юбилейная медаль « Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» выдана ужев Российской Федерации и учреждена Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года.Награждать юбилейными медалями начали через 20 лет после окончания войны. Почему не раньше? Объяснение этому найти не смогла, но, наверное, были тяжёлые годы восстановления страны, и поэтому было не до наград. Может я и не права.

Татьяна Борисовна рассказывает: «Говорить и вспоминать о войне, папа не любил, и сколько бы мы не задавали вопросов, он всегда уклонялся от ответа, говоря, что слишком тяжело вспоминать». Так же она вспоминает, что отец иногда немного выпив вина на девятое мая, мог расплакаться, говоря, о своих погибших товарищах. Из детства помнит случай из боевой жизни отца, о котором он рассказывал. Однажды, во время боя, их корабль разбомбило, и они с оставшимися в живых бойцами оказались в море, далеко от берега. На корабле были машинные шины – скаты, так вот они почти сутки добирались до своей части. Когда измождённые и голодные они выбрались на берег, ему послышался плач ребёнка. Он подумал, что это от усталости, но плач повторился, и он, превозмогая усталость и сон, встал. Плач послышался более отчётливо. Мгновенно перед глазами всплыло лицо маленького племянника Славика, который родился у брата перед войной. Борис не раздумывая, бросился в разрушенный дом и увидел окровавленного мальчика лет трёх. Он быстро схватил его и не чувствуя больше усталости помчался в госпиталь. Когда он принёс ребёнка и передал врачу, потерял сознание, очнулся только на другой день, и первое о чём спросил «Как малыш?» Врач ответил, что ребёнок в безопасности и будет жить. Об этом мальчике он часто вспоминал.

2.5. Победа и счастье семейной жизни. Трудовые будни

Передо мной ещё один пожелтевший, тоже склеенный скотчем документ моего героя. Это свидетельство о браке(фото№21), выданное Народным Комиссариатом внутренних дел СССР. В центре верхней записи герб СССР. Ниже запись – «Отдел актов гражданского состояния», ещё ниже большими буквами написано СВИДЕТЕЛЬСТВО О БРАКЕ №65. Из свидетельства видно, что Словеснов Борис Васильевич и Максимкина Екатерина Ивановна вступили в брак, о чём в книге записей актов гражданского состояния о браке за 1945 год 5 октября произведена соответствующая запись. Дальше говорится, что фамилия после брака он и она – Словесновы. Ниже указано место регистрации г. Будапешт СНК в Венгрии. Число и гербовая печать, две росписи. Так родилась новая семья. Екатерина Ивановна до войны окончила курсы радисток – морзисток и была тоже призвана на фронт. Первая встреча Бориса и Екатерины состоялась в 1943 году в штабе Дунайской флотилии. Тогда молодые люди сразу полюбили друг друга. Потом война их раскидала по разным местам. А после войны они встретились в Будапеште и решили больше не расставаться. Командование выделило будущим молодожёнам комнату в военном бараке. Но виделись они редко, Борису часто приходилось задерживаться на службе, а Екатерина с утра до вечера работала в штабе телеграфисткой. Но победу встретили вместе. Они часто вспоминали этот радостный день. Рано утром к ним в дверь громко постучали и на «ломаном» русском языке закричали:« Здесь есть рузкайзолдад!» Молодые подумали, что это немцы и притаились. Тогда за дверью громко стали смеяться их товарищи и кричать «Победа! Победа!» Екатерина и Борис выскочили из комнаты и все побежали на улицу, громко смеялись, все обнимались и поздравляли друг друга.Вскоре семья Словесновых переехала в Измаил – город областного значения в Одесской области Украины. В 1940-1954 годах Измаил был административным центром Измаильской области. Борис Васильевич устроился служить в Краснознамённую Дунайскую Флотилию сверхсрочником. В словаре Ожегова С.И. нахожу ответ на непонятное мне слово, это военнослужащий, который добровольно остаётся на военной службе сверх обязательного срока. Так же узнала, что сейчас в Российской армии нет сверхсрочной службы, есть военная служба по контракту. Если призывник несёт отличную службу, и в части будут вакантные должности, то ему могут предложить контракт. Как правило, это происходит на последнем месяце службы. Екатерина Ивановна работала на телеграфе в той же воинской части вольнонаёмной. Снова смотрю в словаре Ожегова С.И., что вольнонаёмными считались те, кто работал в воинских частях как гражданские, а не военные.В этом городе у молодожёнов родилось трое детей Юрий, Татьяна и Владимир. Екатерина Ивановна всегда говорила, что Бог дал ей два сыночка и лапочку дочку.В те времена военных обеспечивали жильём, поэтому молодые стразу имели жильё и работу. Жили дружно и всегда поддерживали друг друга. Дочь Татьяна выросла и уехала в дальние страны. Как говорит сама Татьяна Борисовна: « Я всегда хотела поехать на комсомольскую ударную стройку». А тут в 1969 году прочитала в газете, что на Дальнем Востоке собираются строить глубоководный Порт Восточный. Долго не думая, в 1971 году она с подругой поехала на эту стройку. Приехали во Врангель и жили на корабле «Крильон». Было много трудностей, но больше светлых и радостных дней. Татьяна навсегда влюбилась в суровый и красивый Приморский край. Однажды влюбилась в молодого человека, но он был женат, Татьяна Борисовна не смогла полюбить другого человека и пронесла свои чувства всю жизнь, посвятив себя работе, друзьям, родителям.

Этапы трудовой деятельности своего героя, Бориса Васильевича, я проследила по записям очень важного документа Трудовой книжке12. Книжка владельцу выдана в 1956 году 18 мая.Нахожу запись с 1945 по 1955 сверхсрочная служба в рядах Дунайской Флотилии, запись сделана на основании справки горвоенкомата города Измаила от 15.03.1956 года. Смотрю на следующую страницу, читаю запись под №1. Год- 1956, месяц 1, число 19 Принят на должность завскладом КЭЧ, 68 военного госпиталя города Измаила. Что особенно меня удивило в Трудовой книжке на - это на второй странице записано торжественное клятвенное обязательство трудиться честно. Затем владелец книжки был переведён в войсковую часть №67704 на должность завсклада в связи с переводом из госпиталя. Уволен через два года в связи с ликвидацией части. Следующее место работы Бориса Васильевича войсковая часть 13808 , принят столяром по 1 разряду, затем запись о переводе столяром по 2 разряду и уволен по собственному желанию. В этом же 1964 году принят в Измайловский Горпищекомбинат на должность слесаря цеха безалкогольных напитков по третьему разряду. Через год уволен по сокращению штата, и зачислен в Измаильскую авторемонтную мастерскую в качестве слесаря по 3 разряда, затем переведен в дефектовщики 5 разряда. Снова непонятное для меня слово. В Википедии нахожу ответ. Дефектовщик, именно пятого разряда, это человек, который определяет техническое состояние особо сложных и ответственных узлов и агрегатов артиллерийских орудий, машин и двигателей. Дефектация в собранном виде автоматических и полуавтоматических зенитных орудий, имеющих механизированную наводку, электросилового и пускового оборудования ракетных установок. Настройка и регулировка применяемых при дефектации приборов, стендов и приспособлений. Делаю вывод, что мой герой был специалистом высокого профиля, и выполнял сложную ответственную работу.Это объясняет тот факт, что в Трудовой книжке в разделе о поощрениях и награждениях у Бориса Васильевича 23 записи о награждении его денежными премиями, благодарностями. А ещё, как говорит Татьяна Борисовна, было огромное количество почётных грамот, которые, к сожалению, утрачены. Из наград за успехи на трудовом фронте особенно меня заинтересовало звание «Ударник Коммунистического труда», присвоенное 27 апреля 1967года13. На одной странице слова «Мы придём к победе коммунизма» В.И.Ленин. Это Примета Советского времени. Звание присвоено за достижение высоких показателей в труде, творческой инициативе в работе. Теперь мне понятно, почему учеников, которые учатся без троек, учителя называют иногда «ударниками».

В 1972 году уволен по собственному желанию. Затем вновь работает слесарем по 5 разряду в АРМ, и уволен по причине ликвидации предприятия. На последних страницах Трудовой книжки помещено Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР, в котором 15 пунктов. Вот некоторые из них.

1. Ввести с 15 января 1939года Трудовые книжки, выдаваемые администрацией предприятия (учреждения).

4. Трудовые книжки изготавливаются по единому для всего Союза ССР образцу.

12. В случае утери Трудовой книжки…владелец подвергается штрафу в размере 25руб.

Строгости, прописанные в данном постановлении, думаю, сыграли определённую роль в том, что мы имеем возможность держать данный документ в руках сегодня. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР- этот орган власти в марте 1946был преобразован в Совет министров. Сталин заявил, что победа в войне означает, по существу, завершение переходного состояния страны и потому с понятиями «народный комиссар» «комиссариат» пора покончить. Очень интересный факт, что Трудовая книжка моему герою, её владельцу, была выдана в 1956году.А напечатана она была намного раньше, ведь в 1946 году СНК СССР был, как я уже сказала, упразднён. Можно сделать вывод, что образцы Трудовых книжек 1938 года ещё использовались длительное время.

В 1981 году пожилые уже Словесновыпереехали во Врангель. Борис Васильевич прожил здесь 15 лет, но так и не смог привыкнуть к местному климату и сопкам. Он с тоской вспоминал Воронежские поля, белые берёзы и теплое южное море Измаила. Татьяна Борисовна говорит, что он не любил ходить на море и в лес. Ушёл из жизни Борис Васильевич в 1996 году и похоронен на кладбище Козьмино. Екатерина Ивановна прожила во Врангель16 лет. Для нее было главное, что она находится рядом с дочерью. Она пережила своего мужа на один год.

3. 1. Человек и его жизнь неразрывно связаны с эпохой, в которой он живёт

И так, в своей работе я исследовала документы человека, Ветерана труда, Ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца, очевидца событий двадцатого столетия, семьянина, гражданина своей страны. Я ставила перед собой задачу рассмотреть судьбу Бориса Васильевича через документы, полученные им в течение жизни. Меня интересовал характер документов их связь с историей, какую роль играет каждый документ в жизни отдельного человека и страны. Можно сказать, что я мало внимания уделила его личной жизни, судьбе его детей и внуков. Но тогда это была бы уже другая работа. А я хотела показать важность документов, не только для отдельного человека, а и для страны. В начале своей работы я сказала, что именно в анализе повседневной жизни ключ к разгадке многих вопросов истории. Я считаю, что наше поколение постепенно приходит к тому, что мы сталкиваемся с исчезновением целого исторического и социального уклада, мы сталкиваемся со «стихией забвения». Забывается все - от государственной идеологи, религии до улиц и кухонной утвари. Неосведомлённость нового поколения о прошлой жизни грозит обернуться полным крахом и белыми пятнами в истории. В заключении хочу привести маленький пример из моего небольшого жизненного опыта. Мы с ребятами из Совета музея организуем экскурсии выходного дня по посёлку Врангель, в рамках программы «Прошагай посёлок». Мы не просто гуляем по улицам посёлка, а знакомимся с его историей, с историей улиц. И обычно приглашаем учеников школы, делаем объявления. Но.., к сожалению, приходят единицы. А когда мы задаём простой вопрос девятикласснику назвать все улицы посёлка - он показывает свою неосведомлённость. А ведь у каждого есть интернет, не хочется идти в библиотеку, открой и посмотри, узнай историю, не только улиц, а просто даже своей школы.

Работая с документами, я столкнулась со многими понятиями, которых тоже не знала, поэтому данная работа помогла мне многое узнать. Мне пришлось изучать не только документы моего героя, но и документы моей Родины, истории двадцатого века. И, конечно же, сведения о своём герое Борисе Васильевиче, я обязательно помещу, на стенд «Бессмертен подвиг твой….», который мы готовим к 75-летию Победы в Комнату Боевой Славы музея Глеба Травина.

Думаю, что гипотезу, которую я поставила в начале работы, я доказала. И поняла, как важно для человека исследователя, изучать повседневность, и жизнь каждого отдельного человека может помочь узнать много нового, ранее неизвестного. Ведь изучая документы человека, мы знакомимся с важными эпохальными событиями своей страны. Так же я убедилась, как много можно узнать, изучая старые фотографии, справки или Трудовую книжку, как много можно понять, и сделать свои оценки и выводы о событиях, изучаемого периода.

Использованная литература

1.Володин А. Н., Мерлай Н. М. Медали СССР. — СПб.: Печатный двор, 1997. — С. 210—211;242-243.

2.Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. — Томск: Изд-во ТГУ, 1973

3.Исмагилова С.Т. Энциклопедия для детей, Т.5, ч.3.История России 20 век, -М.Аванта+,1996,-672 с.

4.Колесников Г. А., Рожков А. М. Ордена и медали СССР. — Мн.: Народная асвета, 1986. — С. 91—92. 

5. Пантелеев М.М. Современный ми; Пер.санг.-М.: АО «Слово»,1994, -78с. ( Всемирная история в иллюстрациях), С.1-20, 30-38.

7.СафроновВ.Д. Под флагом Родины, М.Плакат,1986, -200с.И.

8.Щербаков И. , «Человек в истории. Россия – 20 век».- «Магазин Искуства»,1999.-С.5-29.

https://www.uchportal.ru/blokada-leningrada

https://www.google.com/search?q

https://www.google.com/search?hl

https://school.kontur.ru/publications/1695

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Фото№ 1, 2, из фотоаппарата Алексеевой В. «Первостроители, наши « посиделки».

Фото №3 Фото№4

Словеснова Татьяна Борисовна, фото из работ Алексеевой Виктории.

Фото№5,6 Свидетельство о рождении, из архива Словесновых, документ выдан в 1914 году.

Фото №7 Счёты Словесновой Александры Павловны, из архива личных вещей Словесновых,

фото Алексеевой В.

Фото№8 Родители Бориса Словеснова: Василий Словеснов и Александра Словеснова, из архива Словесновых., оригинал фото сделан в 1913 году.

Фото № 9.Свидетельство об образовании Словеснова Бориса, документ выдан в 1930 году.

Из архива Словесновых.

Фото№10-12. Военный билет, фото из архива Словесновых, фото Алексеевой В.

Фото№13-14 Удостоверение медаль « За оборону Севастополя»

Орденская книжка Словеснова Б.В., выдан орден в 1985г. к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

«За оборону Кавказа»

Фото №115-17 Удостоверения к наградам Словеснова Б.В.фото Алексеевой В.

Фото №18 Удостоверение к медали « Двадцать лет в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Фото№ 19-20

Удостоверения к медалям «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войны»,

«30 лет Советской Армии и Флота». Фото из коллекции Алекеевой В.

Фото№ 21, свидетельство о бракеСловесновых Бориса и Екатерины, документ выдан в 1945 году.

Фото №22-23Трудовая книжка Бориса Васильевича Словеснова. Документ выдан в 1956 году

Фото № 24-25 удостоверение к значку «Ударник Коммунистического труда»,

документ выдан в 1967 году. Фото Алексеевой В.

1 Приложение, фото 1, 2.

2Приложение, фото 3.

3Приложение, фото 4.

4Приложение, фото 5.

5Приложение, фото 6.

6Приложение, фото 7.

7Приложение, фото 8.

8Приложение, фото 9.

9Приложение, фото 10.

10Приложение, фото 11, 12.

11Приложение, фото 13.

12Приложение, фото 22, 23.

13Приложение, фото 24.

Просмотров работы: 134