Введение
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и уже в первые дни наша армия испытывала большие трудности с обмундированием и оружием, с лекарственными препаратами, взрывчатыми и химико-защитными средствами. 23 июня 1941 года было проведено внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук Союза Советских Социалистических Республик. Здесь было принято решение направить все возможные силы и средства для решения проблем армии, авиации и флота. Именно на ученых легла непосильно сложная и ответственная задача – обеспечить фронт и тыл самым необходимым в самые короткие сроки.
Тема данного исследования несомненно является актуальной в настоящее время, так как в этом году наша страна отмечает 80 – летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. И в будущем эта тема будет не менее актуальной, так как содействует сохранению исторической памяти подвига советских ученых и передачи ее нашим потомкам.
Проблема исследования: на сегодняшний день школьникам мало что известно о достижениях советских ученых в годы Великой Отечественной войны. В учебниках химии и биологии нет информации о достижениях и разработках советских ученых, которыми и сегодня пользуется весь мир.
Цель исследования - изучение вклада советских ученых в дело Великой Победы над немецкими захватчиками.
Задачи исследования:
- найти и изучить литературу по заданной теме.
- проанализировать и систематизировать найденный материал.
- пропаганда сохранения исторической памяти о подвигах ученых в ВОВ.
Предмет исследования: открытия советских ученых, повлиявших на приближение Победы в Великой Отечественной войне.
Объект исследования: деятельность советских ученых в годы ВОВ.
Методы исследования: анализ и систематизация, сравнение, описание.
Тип проекта: исследовательско-прикладной, краткосрочный, личностный.
Ожидаемые результаты:
- приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
- расширение знаний о вкладе советских ученых в годы ВОВ;
- сохранение исторической памяти о подвигах советских ученых;
- использование метапредметных материалов для обучения;
- повышение личностных результатов в изучении химии и биологии.
Продукт проекта – информационные буклеты и настольная образовательная игра для использования на уроках в школах и других учебных заведениях.
Глава I. Поисково-исследовательская часть
1.1.Разработки ученых химиков и биологов.
Кто про химика сказал: «Мало воевал»?
Кто сказал: «Он маловато крови проливал»?
Я в свидетели зову химиков – друзей;
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защищал Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей,
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне.
Слава химикам живым! Павшим – честь вдвойне!
З.И. Барсуков
Эти слова капитана Зиновия Ильича Барсукова, награжденного Орденом Красной звезды за участие в Великой Отечественной войне, очень ярко показывают роль и значимость прогрессивной научной деятельности ученых в области химии в годы ВОВ. Именно с началом войны практически все теоретические направления химической науки были отложены на второй план. Все ученые вплотную занялись проблемами советской армии, авиации и флота, потому, что этого требовала обстановка не только на фронте, но и в тылу.
Медицинская наука во время войны так же мобилизовалась и совершила колоссальные прорывы во многих областях знаний, благодаря выдающимся врачам, химикам и биологам. Многие открытия и разработки не потеряли своей актуальности до сих пор, другие — сохранились только в истории, но это не умаляет их значения в общем деле приближения Победы.
Незадолго до войны доктора наук Борис Яковлевич Эльберт (1890 – 1963) и Николай Акимович Гайский (1884 – 1947) опытным путем создали живую противотуляремийную вакцину, за которую позже, в 1946 году, получили Сталинскую премию. Действие изобретенной вакцины Николай Гайский с коллегами проверили на себе. Выпуск вакцины был экстренно налажен Борисом Эльбертом в созданном им перед войной в Киргизии институте микробиологии и эпидемиологии, что предотвратило эпидемию туляремией (острая инфекция «Малая чума») в войсках и среди гражданского населения. На то, чтобы оснастить и запустить в работу институт микробиологии и лаборатории, Эльберту потребовалось всего четыре месяца. К концу первого года работы институт выпускал уже 11 бактерийных препаратов. Многие годы жизни Бориса Эльберта прошли под грифом секретности, ведь работы с вирусами опасных инфекций относили к биологическому оружию.
Одним из важных направлений в годы войны в области химии виниловых эфиров стала работа ученых-химиков Алексея Ефграфовича Фаворского (1860 – 1945), первого директора Института органической химии АН СССР и его ученикахимика-органика, доктора химических наук Михаила Федоровича Шостаковского (1905 – 1983). В результате длительной работы по синтезу винил-бутилового эфира, в 1942 году были разработаны средства для обеззараживания и заживления ран. Так называемый «Бальзам Шостаковского - Винилин», который доказал свою эффективность и в тылу и на фронте, и применяется в медицине по сегодняшний день.
Уже во время войны в Физиологическом институте имени академика И.П. Павлова ученые-химики Г.Ф. Гаузе (1910 – 1986) и М.Г. Бражникова (1902 – 1973)синтезировали первый оригинальный советский антибиотик – «грамицидин С». Георгий Францович был гением в области микробиологии и экологии, Мария Георгиевна – талантливым химиком. Работа не останавливалась ни на минуту, даже во время эвакуации института в город Казань. За это открытие в 1946 году Гаузе и Бражникова были удостоены Сталинской премии.
Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, в стране не прекращалась научная работа по изучению и внедрению в медицину новых лекарственных препаратов, в частности, «советского пенициллина» – крустозина. Инициатором многочисленных исследований, создателем крустозина и других антибактериальных средств стала Зинаида Виссарионовна Ермольева (1898 – 1974), выдающийся советский микробиолог, эпидемиолог, действительный член Академии медицинских наук СССР. По заданию Наркомздрава СССР З.В. Ермольева работала в оккупированном Сталинграде в составе группы, созданной для проведения санитарно-гигиенических, противохолерных мероприятий среди населения города и войск с помощью холерного бактериофага. Почти полгода провела Зинаида Виссарионовна в прифронтовой полосе. Ей приходилось работать в тяжелых условиях, в палатках и блиндажах.
Советский биохимик, академик Александр Владимирович Палладин (1885 – 1972) в лаборатории Уфимского витаминного завода в 1943 году синтезировал водорастворимый аналог витамина К – «Викасол» – эффективное средство при кровотечениях. «Викасол» спас множество жизней раненых солдат в госпиталях и на передовой. А.В. Палладин - единственный советский ученый, награжденный шестью Орденами Ленина.
Борис Александрович Кудряшов (1904–1993) — советский учёный, физиолог, доктор биологических наук, профессор МГУ. После ряда экспериментов Кудряшову удалось получить несколько граммов тромбина, который быстро свертывал кровь. Препарат был тут же направлен на испытания и уже осенью 1941 г. был одобрен хирургической комиссией Наркомата обороны. Разработанный Кудряшовым тромбин мог за 3-6 секунд свертывать кровь и останавливать кровотечение. Первая промышленная серия стерильного тромбина была получена в Москве в апреле 1942 г. и начала поступать во фронтовые медицинские учреждения. В годы войны тромбин нашел применение при первичной обработке ран, хирургических операциях и перевязках.
Василий Иванович Шарков (1907 - 1974) - доктор технических наук, профессор, биолог, ректор Ленинградской лесотехнической академии имени С.М. Кирова, заслуженный деятель науки и техники РСФСР - много внимания уделял вопросам гидролиза древесины, он разработал технологию промышленного производства этилового спирта из древесного сырья. При его непосредственном участии было налажено производство гидроцеллюлозы, использовавшейся при изготовлении хлеба. В общей сложности за время блокады в Ленинграде произвели 15 000 тонн пищевой целлюлозы. Она практически не усваивалась организмом, но, будучи добавленной в хлеб, позволяла его выпечь гораздо больше и хоть чуть-чуть снизить муки голода. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Сталинской премии.
В результате блокады Ленинграда из-за недостатка продуктов распространилась дистрофия и цинга. В борьбу с этими страшными заболеваниями вступили ученые Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института (ВНИВИ) под руководством доктора биологических наук Тульчинской Клары Захаровны (1900 – 1982) и начальника химико-технологического отдела Всесоюзного НИИ витаминной промышленности, консультанта санитарного управления Ленинградского фронта Беззубова Алексея Дмитриевича (1926 - 2002). Ученые нашли упрощенный метод получения витамина С (против цинги) из единственного доступного источника – хвои, а также разработали технологию получения каротина из игл хвои и отжимов – отходов производства антицинготной настойки для лечение обмороженных людей. К концу ноября 1941 года процесс изготовления целебной настойки в Ленинграде был полностью отлажен. В городе работало более сотни хвойных установок: в больницах, на предприятиях, в научных и учебных учреждениях, в некоторых воинских частях. Для населения был организован выпуск хвои в пакетах.
1.2. Вклад в Победу ученых – селекционеров
Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) — высшее научно-исследовательское и координационно-методическое учреждение по водному, лесному и сельскому хозяйству СССР была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Западную Сибирь летом 1941г. Здесь было организовано изучение земель Казахстана с целью выявления дополнительных ресурсов для развития животноводства и земледелия.
Под руководством заведующего лабораторией агротехники ЛьваВикторовича Катина-Ярцева (1902 – 1984) и Леонида АлександровичаИванова (1871—1962) — советского учёного, ботаника и физиолога растений; доктора биологических наук были выведены новые сорта картофеля, эффективные для возделывания в условиях Сибири. Сорта отличались высоким содержанием крахмала, устойчивостью к засухе и пониженным температурам.
Авксентий Алексеевич Краснюк (1901 - 1963) — советский учёный в области селекции и семеноводства зерновых культур, член-корреспондент ВАСХНИЛ создал знаменитую озимую рожь «Волжанку», урожай которой на 2.7 ц/га превышал урожаи районированных ранее сортов. Кроме того, А.А. Краснюк впервые в мире получил многолетние кормовые высокопродуктивные житняково-пырейные гибриды, обладающие высокой кормовой ценностью.
Василий Степанович Пустовойт (1886–1972) — советский селекционер, заведующий отделом селекции и семеноводства и лабораторией селекции подсолнечника Всесоюзного научно-исследовательского института масличных культур. Разработал новые высокоэффективные системы селекции улучшающего семеноводства подсолнечника, всего было выведено 34 сорта (Круглик А-14, ВНИИМК 3519, ВНИИМК 6540, ВНИИМК 8883, Передовик, Салют, Смена и другие). Василий Степанович заложил новое направление в селекции подсолнечника на качество масла с использованием межлинейной гибридизации, которое завершилось созданием первого в мире высокоолеинового сорта «Первенец».
Первый академик – женщина ВАСХНИЛ Елизавета Ивановна Ушакова (1895 – 1967) была директором Грибовской овощной селекционной станции. За годы войны под ее руководством станцией были переданы на сортоиспытание 18 новых сортов моркови, свеклы, томатов, огурцов и капусты. Всего в 1943 г. на этой станции было получено 12290 кг элитных семян 64-х различных сортов овощных растений. Среди которых стоит отметить новые сорта томатов Александра Васильевича Алпатьева (1900 -1987), селекционера.
Шехурдин Алексей Павлович (1886-1951) – русский и советский учёный, селекционер, доктор сельскохозяйственных наук. в годы Великой Отечественной войны работал селекционером в Институте зернового хозяйства Юго-Востока в Саратове. Благодаря его упорной работе были выведены новые сорта яровой пшеницы, которые в условиях засушливого Поволжья, Саратовской и Волгоградской областей.
Павел Пантелеймонович Лукьяненко (1901–1973) советский селекционер, растениевод. Дважды Герой Социалистического Труда. Работая заместителем директора Краснодарской селекционной станции в годы ВОВ им были переданы на испытание46 сортов пшеницы. 25 сортов используются в настоящее время в засушливых регионах нашей страны, в Турции, Иране Восточной Европе.
Невозможно перечислить всё, что было сделано учеными биологами, химиками и селекционерами в том числе, во благо Победы, ведь на счету советских ученых тысячи спасенных жизней и огромная помощь фронту в целом. Люди умственного труда находились в одном строю с солдатами. Война была смертельным противоборством производств, экономики, науки. И, бесспорно, достижения советской науки в те годы послужили одним из существенных факторов, повлиявших на исход войны.
Глава II. Практическая часть
2.1. Разработка настольной интеллектуальной игры - викторины
В ходе проведенного исследования было выявлено отсутствие информации по данной теме в школьном курсе обучения по предметам: «Химия» и «Биология». В связи с этим появилась идея создать настольную образовательную игру – викторину. Известно, что играть любят дети любого возраста, но образовательная игра позволяет не только информировать обучающихся, но, и закрепить уже имеющиеся знания.
Настольная игра выбрана как наиболее удобная для применения в образовательном процессе. Она не требует дополнительных помещений или оборудования и может быть проведена в обычном кабинете во время урока, или на дополнительных занятиях, элективах, факультативах, предпрофильных курсах по разделам:
7 класс – биология (Прокариоты, растения, грибы, бактерии, микробиология)
8 класс – биология (Человек), химия (Синтез, экология)
9 класс - биология (Генетика, Основы Селекции), химия (Гидролиз солей)
10 класс – биология (Генетика, Основы Селекции)
11 класс – химия (Гидролиз)
Далее следует учесть возраст обучающихся 13-17 лет. Этот период в школе соответствует обучающимся 7 – 11 классов, в которых уже ведется курс уроков «Химии» и «Биологии». Игра может быть проведена для обучающихся как индивидуально, так и в групповой форме, разделив класс на группы (подгруппы).
По типу данная игра будет являться информационно – познавательной, т.к. дает возможность в процессе игры узнать новый информационный материал и применить его правильно в ответах на задания.
Условия игры также можно варьировать в зависимости от количества участников (команд) и времени проведения игры – увеличивая или уменьшая количество вопросов.
Составляющие игры:
- информационные буклеты;
- карточки с фотографиями советских ученых;
- карточки – задания с указанием изобретения, разработки.
Правила игры (Вариант 1):
Обучающиеся класса делятся на 3 команды.
Первая команда – «информаторы» – получают для работы буклеты, с информацией о вкладе в Победу советских ученых в годы Великой Отечественной войны.
Вторая команда – «искатели» - получают карточки с фотографиями советских ученых.
Третья команда – «знатоки» - работают с карточками – заданиями. Цель всех игроков: составить цепочку из всех карточек на доске по порядку представленной в буклете информации.
Правила игры (Вариант 2):
Обучающиеся могут принять участие индивидуально. Прочитав информационный буклет, в случайном порядке выбирать любую карточку – задание и находить соответствующую карточку с фотографией ученого, о котором шла речь в карточке - задании. Таким образом, к концу игры определяется победитель (обучающийся, собравший наибольшее количество правильно совпавших карточек).
Также данная игра возможна для проведения на уроках истории, для конкретизации временных промежутков и их сопоставления с научными достижениями советских ученых в годы Великой Отечественной войны. Особенно при рассмотрении и изучении темы «Блокада Ленинграда».
Заключение
Таким образом, мы пришли к выводу, что победа советского народа в Великой Отечественной войне просто немыслима без разработок советских ученых-химиков, биологов. Благодаря их активной работе СССР не только догнал, но и перегнал фашистскую Германию в области химии, биологии, ботаники и селекции, что способствовало также и внедрению в промышленность новых лекарственных препаратов, витаминных комплексов.
Новые сорта культурных и овощных растений, выведенные и районированные в период Великой Отечественной войны пользуются успехом и в настоящее время используются не только в России, но и во многих странах земного шара. Именно эти достижения в аграрном направлении помогают неблагоприятным для земледелия районам получать хорошие урожаи, что способствует улучшению качества питания населения.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что вовлечение обучающихся в тему достижений советских ученых в образовательном процессе действительно необходимо и возможно при помощи игры. Именно игра сделает обучение интересным и поможет проще усвоить сложные понятия, получить более широкие знания, легче познать даваемый им материал.
Список литературы
Интернет – источники:
https://pharmmedprom.ru/articles/kak-izobreteniya-sovetskih-uchenih-medikov-himikov-i-farmatsevtov-priblizhali-pobedu/